Еще раз вернемся к строкам Достоевского: "... с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадать..." Как можно угадать по лицу? Первое, что приходит на ум, - это физиогномические признаки личности, они дают очень хорошую информацию - мы об этом говорили. Но лицо является не только "носителем черт", оно еще и отражает эмоции человека, его состояния. Отражает через мимику, т.е. особый и
1 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Поли. собр. соч. Т.14, М, 1976. С.28.
очень информативный вид невербального поведения. О мимике речь у нас ранее не шла лишь только потому, что это очень трудно проиллюстрировать словами. В мимических выражениях базисных эмоций - радости, страха, удивления, испуга, печали и др., а тем более в тонких эмоциональных реакциях, в которых сочетаются разные эмоции, участвует множество лицевых мышц. Заметим, что многие из нас по характерной мимике очень точно определяют эмоции. Здесь и никаких слов не надо...
Мимика человека базируется на психофизиологическом механизме, подробно описанном выдающимся русским ученым И.М.Сеченовым. В своем фундаментальном труде "Рефлексы головного мозга" он писал:
"Все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению (курсив мой. -В.З.). Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным актом является мышечное движение"1. И далее:
"Итак, все внешние проявления мозговой деятельности могут действительно быть сведены к мышечному движению. Вопрос через это крайне упрощается... Кроме того... все без исключения качества проявления мозговой деятельности, которые мы характеризуем словами: одушевленность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц - акта, как всем известно, чисто механического"2.
Вот в чем суть дела. Еще раз обратим внимание на последнюю фразу. Из нее можно заключить, что каждая эмоция, любое настроение и состояние человека могут быть специфически представлены в только им присущей мимике, а также позе, жестах. У других эмоций, других настроений и состояний, других жестов уже другие мимика, жесты и поза. Здесь существует взаимно однозначное соответствие. Об этом мы говорили не раз. А раз это так, то должно существовать и обратное соответствие, а именно: по этим специфическим невербальным компонентам можно точно определить любые эмоции, чувства и пр. Сказанное и есть ключ к пониманию невербального поведения человека, так как на этом основаны многие методы, о которых речь шла раньше.
1 Семенов ИМ. Рефлексы головного мозга//Избранные произведения. М., 1953. С.36.
2 Там же.
Подобная логика рассуждений позволяет заглянуть дальше. Сильные эмоции просто так не возникают, им обязательно предшествуют значимые для субъекта события или причины. В принципе таких событий может быть много, однако далеко не все из них приводят человека в пустынь за советом к старцу, видимо только определенные. Таким образом, круг событий сужается и задача существенно упрощается. Сказанному мы находим подтверждение у самого Достоевского: "Но при этом Алеша почти всегда замечал, что многие, почти все, приходившие первый раз к старцу на уединенную беседу, входили в страхе и беспокойстве (выделено мною. -.8.3.), а выходили от него всегда светлыми и радостными". Обратим внимание, это принципиально важно - отмечены только две "входные" эмоции: страх и беспокойство. Ф.М.Достоевский был всегда предельно психологически точен в своих описаниях состояний героев. Что же вызывает у людей страх и беспокойство, которые приводят человека в пустынь к старцу? Можно высказать предположение, что вполне определенный и не очень широкий "набор" жизненных ситуаций. Такие ситуации скорее всего являются типичными для людей. В зависимости от индивидуальных особенностей людей и ситуаций базовые эмоции - страх и беспокойство - имели наверняка сугубо специфические проявления в мимике, позах, жестах. Обобщая и систематизируя их, можно со временем точно научиться угадывать их причины.
Данные рассуждения приведены только для того, чтобы дать психологическое объяснение этому явлению. К сожалению, Ф.М.Достоевский не описал, как старец, говоря современным языком, перерабатывал информацию и делал выводы о причинах, поэтому мы не можем воспроизвести логику его рассуждений. Думается, это и ненужно. Опираясь на подход, предложенный И.М.Сеченовым, еще раз находим подтверждение тому, что по внешним проявлениям можно очень многое узнать о человеке даже без каких-либо расспросов. Для этого надо уметь наблюдать и анализировать, используя признаки и методы, о которых шла речь в этой книге.
Таковы в общих чертах методы анализа и обобщения информации, полученной в результате наблюдения и позволяющей построить адекватный образ другого человека. Освоение их, несомненно, поможет развитию проницательности.