Метод анализа жизненных циклов аналогичен методу Н.Д. Кондратьева. Назначение этого метода – отследить происходящие в нем эволюционные изменения и вовремя приступить к проведению инноваций, осуществляя мониторинг жизненного цикла объекта.
Метод анализа жизненных циклов рассмотрим применительно к продукту фирмы. Жизненный цикл продукта отражает изменения общественной потребности (сбыта) в производимом и используемом продукте в течении времени. С точки зрения теории Н.Д. Кондратьева это короткие циклы хозяйственной конъюнктуры.
Рис. 6. Жизненный цикл товара
|
Упрощенно жизненный цикл выражается при помощи кривой, которая приблизительно моделирует следующие фазы (рис.6):
• внедрение продукта в потребительскую сферу (зарождение);
• рост производства в соответствии с растущей потребностью;
• зрелость продукта (замедление роста);
• насыщение потребностей;
• снижение потребностей (сокращение).
Для получения стабильной величины дохода фирма должна работать над продуктом, относящимся к трем поколениям техники: уходящему ( морально устаревшему ), господствующему, нарождающемуся ( перспективному ), каждое поколение проходит в своем развитии обособленный жизненный цикл.
Рис. 7. Три поколения товара
|
Пусть фирма в отрезок времени от t 1 до t 3 работает над тремя поколениями техники – А, В, С, последовательно сменяющими друг друга (рис. 7). На стадии зарождения и начала роста выпуска продукта В (момент t1) затраты на его производство еще велики, спрос же пока мал, что приводит к убыточности производства. В этот же момент объем выпуска продукта А (предыдущего поколения) весьма велик, продукт С вообще еще не выпускается. На стадии стабилизации выпуска продукции поколения В (момент t 2) его технология полностью освоена, спрос велик. Это период максимального объема выпуска и наибольшей совокупной прибыльности данного продукта. Выпуск продукта А упал и продолжает падать. Освоение и развитие перспективного продукта С начинается до падения спроса на продукт В, с тем, чтобы на стадии снижения спроса на этот продукт, спрос на продукт С был в стадии роста.
Стабильная величина совокупного дохода фирмы обеспечивается распределением усилий между сменяющими друг друга продуктами.
Таким образом, определяющим в формировании конкурентоспособной стратегии является то, что средства в прогрессивный продукт следует вкладывать заранее, что требует достоверного выявления и прогнозирования как тенденций рыночного спроса (маркетинговые исследования), так и тенденций научно-технического прогресса.