Метод анализа жизненных циклов объектов

Метод анализа жизненных циклов аналогичен методу Н.Д. Кондратьева. Назначение этого метода – отследить происходящие в нем эволюционные изменения и вовремя приступить к проведению инноваций, осуществляя мониторинг жизненного цикла объекта.

Метод анализа жизненных циклов рассмотрим применительно к продукту фирмы. Жизненный цикл продукта отражает изменения общественной потребности (сбыта) в производимом и используемом продукте в течении времени. С точки зрения теории Н.Д. Кондратьева это короткие циклы хозяйственной конъюнктуры.

Рис. 6. Жизненный цикл товара
Зарождение
Рост
Умеренный рост
Насыщение
Сокращение (спад)
Новый товар
Традиционный товар

Упрощенно жизненный цикл выражается при помощи кривой, которая приблизительно моделирует следующие фазы (рис.6):

• внедрение продукта в потребительскую сферу (зарождение);

• рост производства в соответствии с растущей потребностью;

• зрелость продукта (замедление роста);

• насыщение потребностей;

• снижение потребностей (сокращение).

Для получения стабильной величины дохода фирма должна работать над продуктом, относящимся к трем поколениям техники: уходящему ( морально устаревшему ), господствующему, нарождающемуся ( перспективному ), каждое поколение проходит в своем развитии обособленный жизненный цикл.

 
Рис. 7. Три поколения товара
A
B
C
t1
t2
t3
t

Пусть фирма в отрезок времени от t 1 до t 3 работает над тремя поколениями техники – А, В, С, последовательно сменяющими друг друга (рис. 7). На стадии зарождения и начала роста выпуска продукта В (момент t1) затраты на его производство еще велики, спрос же пока мал, что приводит к убыточности производства. В этот же момент объем выпуска продукта А (предыдущего поколения) весьма велик, продукт С вообще еще не выпускается. На стадии стабилизации выпуска продукции поколения В (момент t 2) его технология полностью освоена, спрос велик. Это период максимального объема выпуска и наибольшей совокупной прибыльности данного продукта. Выпуск продукта А упал и продолжает падать. Освоение и развитие перспективного продукта С начинается до падения спроса на продукт В, с тем, чтобы на стадии снижения спроса на этот продукт, спрос на продукт С был в стадии роста.

Стабильная величина совокупного дохода фирмы обеспечивается распределением усилий между сменяющими друг друга продуктами.

Таким образом, определяющим в формировании конкурентоспособной стратегии является то, что средства в прогрессивный продукт следует вкладывать заранее, что требует достоверного выявления и прогнозирования как тенденций рыночного спроса (маркетинговые исследования), так и тенденций научно-технического прогресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: