Метод анализа проблем организации основывается на системном анализе и может использовать инструмент, называемый «диаграмма Исикавы ».
Данный инструмент был предложен профессором Исикавой в 1953 г при анализе различных мнений специалистов.
Рис. 8. Диаграмма Исикавы |
Результат |
Причины |
Хребет |
Средняя кость |
Большая кость |
Малая кость |
Графическое изображение диаграммы представлено на рис.8. Горизонтальная линия отображает какую-либо существующую проблему как результат действия определенных причин и называется “хребет” диаграммы. Наклонные линии, отходящие от горизонтальной – источник (причина, фактор) проблемы первого порядка. Они еще носят условное название – «большая кость». Линии, отходящие от причин первого порядка – причины второго порядка – «средние кости». Линии, отходящие от причин второго порядка – причины третьего порядка – «малые кости». Работа по поиску и решению проблем организации происходит в несколько этапов:
I. Исследование ситуации.Формулировка проблемы.
На данном этапе производят сбор информации, относящейся к проблемной ситуации, выявляют все симптомы неблагополучия ситуации, производят распознавание проблемы по симптомам и формулирование ее.
II. Определение “ поля причин ” и “ позиционирование ” проблемы.
На втором этапе строится “ поле причин” проблемы c использованием “диаграммы Исикавы”.
Параллельно с этим производится позиционирование проблемы с использованием контрольных вопросов:
• Кто связан с данной проблемой?
• Где проявляется данная проблема?
• Когда проявляется данная проблема?
• Какие количественные параметры характеризуют ее?
• Каков характер проблемы: то ли это неиспользованная возможность, то ли это какое-то затруднение, недостаток?
III. Статистические исследования “ поля причин ”.
В течение установленного промежутка времени осуществляется контроль над проблемой и фиксируется частота проявления всех причин. С использованием методов статистики определяются те 20 % причин, которые вызывают 80 % проявлений данной проблемы – принцип Парето.
Для снятия этих причин будут приниматься управленческие решения.
IV. Формулировка ограничений и критериев для решения проблем.
В качестве ограничений могут быть – внешние факторы, выражающиеся как угрозы, внутренние слабости, недостаток ресурсов, времени, установленные в настоящий момент цели организации. Критерии – количественные и качественные характеристики, позволяющие оценить, достигнут ли результат.
V. Принятие управленческого решения
На последнем этапе производят:
1. Определение альтернативных вариантов решения проблемы.
Наиболее важно при этом “увидеть” и “снять” шаблоны, барьеры и найти новые решения, новые возможности.
2. Оценку альтернатив с учетом ограничений и критериев.
3. Прогноз последствий альтернативных решений.
4. Принятие окончательного управленческого решения.