double arrow

ЗАНЯТИЕ 13

Тема: Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов.

Цели и задачи: закреплять знания о смягчении согласных при помощи мягкого знака, о разделительном мягком знаке; закреплять знания норм орфографии, навыки соотнесения слов со схемами; учить дифференцировать слова с мягким знаком на конце и слова с мягким знаком в середине; учить дифференцировать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения; развивать логическое мышление, фонематическое
восприятие.

Оборудование: изображение мамы белки и бельчонка; буква Ь (запись на доске); текст стихотворения; предметные картинки; схемы для обозначения слов с мягким знаком(на каждого ребенка); демонстрационная схема слов с разделительным мягким знаком; карточки со словами-паронимами; карточки с предложениями; ребусы.

Ход занятия
/. Оргмомент

1. Закрепление пройденного материала.

Логопед показывает детям картинку, дети поднимают схему, соответствующую слову-названию данной картинки.

Картинки: желудь, портфель, осень, фасоль, будильник, мальчик, пеньки, шинель, ель, альбом, рельсы, коньки.

Схемы:

//. Основная часть

1. Знакомство с темой занятия.

Логопед: Послушайте стихотворение и отгадайте имя третьего бельчонка.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я

В корне я стою, друзья

Воробьи, семья, жильё -

Перед Я, Ю, И, Е, Ё

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, перья, чьи,

Колья, звенья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.
Логопед: Во всех словах пишется разделительный мягкий знак. Он разделяет твердый или мягкий согласный и гласную в корне.

2. Сформулировать и записать на доске тему занятия.

3. Знакомство со схемой слов с разделительным мягкимзнаком (задание 5, с. 13).

Логопед: Припомните из стихотворения слова, в которых пишется разделительный мягкий знак, и назовите их.

Логопед уточняет, что в данных словах гласная, стоящая после мягкого знака, обозначает один (И) или два звука (ЙО, ЙЭ, ЙА, ЙУ). Затем предлагает детям рассмотреть схему слов с разделительным мягким знаком, обсуждает ее вместе с детьми.

4.Работа со словами-паронимами.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришел бельчонок и принес мягкий знак. Но этот мягкий знак выполняет уже в словах другую работу - он разделяет согласные и гласные.
Бельчонок приготовил много интересных заданий. Вот одно из них.

По дороге сюда бельчонок повстречал своего друга - мальчика Колю - и отдал ему все буквы Ь, а теперь не может прочесть слова. Давайте попробуем прочесть то, что получилось, а затем вернем словам Ь.

семя - семья колья - Коля

Дети читают слова и сравнивают пары по звучанию, написанию и значению.

5.Работа с кроссвордом. Развитие логического мышления.
Логопед: Отгадайте кроссворд, спишите слова и укажите в них место и роль мягкого знака.

1. Снежная буря (вьюга).

2. Домики для пчел (ульи).

3. Мама, папа, я -... (семья).

4. Животное, которое имеет восемь ног (осьминог).

5. Ягоды, сваренные с сахаром (варенье).

6.Работа с ребусами.

Логопед: Отгадайте ребусы и назовите гласные и согласные, которые разделяются мягким знаком.

7.Работа на уровне предложения.

Логопед: Запишите предложения, заменяя картинку соответствующим словом. (Логопед представляет пособие, на котором слова в скобках заменены картинками; дети записывают предложения на доске.)

С (деревья) опадают (листья).

В (сад) стоит высокая (скамья).

Коля ест вкусное (печенье).

На (скамья) сидит (дедушка).

В (парк) расцвели (деревья).

В (магазин) мы купили овсяное (печенье).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: