Тема 11 В зависимости от процессуальных особенностей осуществления правоприменительной административно-публичной деятельности

15.1. Понятие и классификация
административно-правовых процедур

В административно-правовой науке под административной процедурой понимается, как правило, урегулированный нормами права порядок последовательного совершения административным органом определенных юридически значимых действий, направленных на разрешение им индивидуального юридического дела в рамках административного процесса и входящего в него соответствующего административного производства, например производства по делам об административных правонарушениях.

Необходимо разграничивать понятия «административный процесс» и «административно-правовая процедура».

Под административным процессом, по нашему мнению, следует понимать внешнюю правоприменительную административно-пуб­личную деятельность (систему последовательно совершаемых действий) административных органов по разрешению подведомственных им индивидуальных юридических (административных) дел, осуществляемую в соответствии с предусмотренными административно-процес­суальными нормами специальными юридическими, а именно административно-правовыми процедурами.

С учетом названных обстоятельств административно-правовая процедура,с нашей точки зрения, может быть охарактеризована как урегулированный административно-процессуальными нормами специальный порядок осуществления административным органом деятельности (производства) по разрешению подведомственной ему категории однородных индивидуальных административных дел либо совершения этим органом иных юридически значимых (административно-правовых) действий вне рамок каких-либо административных производств.

Рассмотрим далее основные признаки, характеризующие понятие «административно-правовая процедура».

1. Это есть порядок осуществления административного производства или совершения отдельных административно-правовых действий. (ст. 12—15 Закона РФ «О милиции» устанавливают процедуру применения сотрудниками милиции специальных средств и огнестрельного оружия,)

2. Административно-правовая процедура — это порядок осуществления административного производства или совершения отдельных административно-правовых действий, который определен административно-процессуальными нормами, содержащимися в соответствующих законах или подзаконных нормативных правовых актах.

3. Административно-правовая процедура — это юридически установленный порядок осуществления определенной деятельности не только в целом, в системе, то есть административного производства, но и порядок совершения отдельных юридически значимых действий как в рамках того или иного производства, так и вне какого-либо производства (в частности, таких, как административное задержание, осмотр, досмотр, изъятие вещей и документов и т.п.)

4. Административно-правовая процедура — это необходимый юридический атрибут осуществления любого вида внешней правоприменительной административно-публичной деятельности, совершения любого административно-правового действия. Административные органы, с нашей точки зрения, не вправе совершать административно-правовые действия, правовая процедура совершения которых не установлена действующим законодательством.

Фдминистративно-правовые процедуры могут быть классифицированы по следующим критериям.

В зависимости от процессуальных особенностей осуществления правоприменительной административно-публичной деятельности:

1) процессуальные административно-правовые процедуры — это процедуры осуществления административно-публичной деятельности по разрешению административными органами индивидуальных административных дел в рамках соответствующих административных производств (осуществления регистрационного, лицензионно-разрешительного производства, производства по делам об административных правонарушениях)

2) внепроцессуальные административно-правовые процедуры — это процедуры осуществления административными органами административной деятельности или совершения ими отдельных административно-правовых действий, не связанных с разрешением индивидуального административного дела, вне рамок какого-либо административного производства (надзора за поведением граждан в общественных местах, за соблюдением ими правил дорожного движения)

В зависимости от содержания внешней правоприменительной административно-публичной деятельности:

1) административно-правовые процедуры осуществления административно-регулятивной деятельности — административно-регулятивные процедуры;

2) административно-правовые процедуры осуществления административно-наблюдательной (контрольно, надзорной) деятельности — административно-наблюдательные (контрольные, надзорные) процедуры;

3) административно-правовые процедуры осуществления административно-ограничительной деятельности — административно-ограничительные процедуры;

4) административно-правовые процедуры осуществления административно-принудительной деятельности — административно-принудительные процедуры;

5)административно-правовые процедуры осуществления административно-арбитражной деятельности — административно-арбитражные процедуры.

15.2. Понятие, основные черты
и виды административного процесса

административный процесс представляет собой внешнюю правоприменительную административно-публичную деятельность административных органов по разрешению подведомственных им индивидуальных юридических (административных) дел, осуществляемую в соответствии с предусмотренными административно-процессуальным нормами специальными юридическими, а именно административно-правовыми процедурами.

Черты

1. Административный процесс направлен прежде всего на обеспечение реального действия регулятивных норм различных отраслей права, определяющих права и обязанности физических лиц и организаций в соответствующих, возникающих в жизни материальных правоотношениях.

2. Реализация регулятивных и охранительных материальных норм административного и других отраслей права в рамках административного процесса осуществляется в ходе разрешения административными органами индивидуальных юридических дел.

под административным делом следует понимать возникающий в административно-публичной сфере на основе материальных норм административного или других отраслей права индивидуальный юридический вопрос

Разрешение административного дела включает в себя его возбуждение, рассмотрение и принятие по нему решения компетентным административным органом.

3. Применение регулятивных и охранительных материальных норм в ходе административного процесса осуществляется только компетентными административными органами.

4. Административный процесс может возбуждаться как по инициативе физических лиц и организаций, заинтересованных в разрешении определенных юридических дел, на основании их заявлений и жалоб, так и во многих случаях по инициативе самих административных органов в односторонне-властном порядке

5. Применение правовых норм в административном процессе осуществляется путем совершения уполномоченными административными органами властно-организующих действий и принятия властных решений в отношении граждан и юридических лиц в одностороннем порядке, как правило, без публичного рассмотрения дела, в рамках упрощенной процедуры

6. Административный процесс — это деятельность, состоящая из нескольких последовательно сменяющих друг стадий, на каждой из которых административным органом решаются соответствующие задачи и с этой целью совершаются необходимые процессуальные административно-правовые действия и издаются (принимаются) необходимые индивидуальные административно-правовые акты.

Стадии

1. Стадия возбуждения административного дела, на которой компетентным административным органом (его должностным лицом) принимается решение о начале разрешения подведомственного ему административного дела.

2. Стадия установления фактических обстоятельств административного дела и подготовки его рассмотрения по существу.

3. Стадия рассмотрения административного дела по существу (решение)

4. Стадия пересмотра вынесенного по административному делу решения

5. Стадия исполнения вынесенного по административному делу решения.

Под административным производством в науке административного права понимают, как правило, вид (порядок) деятельности административных органов по разрешению в рамках соответствующей юридической процедуры определенной категории однородных по предмету административных дел.

В зависимости от содержательных и целевых характеристик внешней административно-публичной деятельности по разрешению индивидуальных административных дел представляется возможным условно выделить два вида административного процесса: административно-регулятивный и административно-охранительный.

Административно-регулятивный процесс — это урегулированная административно-процессуальными нормамивнешняя правоприменительная административно-публичная деятельность административных органов по разрешению подведомственных им административных дел, связанных с обеспечением реализации физическими лицами и организациями субъективных юридических прав и обязанностей, основанных на нормах административного и других отраслей материального права.

Административно-охранительный процесс — это урегулированная административно-процессуальными нормами внешняя правоприменительная административно-публичная деятельность административных органов по разрешению подведомственных им административных дел, связанных с обеспечением государственной и общественной безопасности, их субъективных прав и законных интересов, с выявлением и пресечением административных и иных публичных правонарушений и с привлечением лиц, их совершивших, к административной и иным видам публично-правовой ответственности.

15.3. Структура административно-регулятивного процесса

1. Правопредоставительное производство - предоставлением физическим лицам и организациям на основании их обращений субъективных прав или правового статуса.

2. Лицензионно-разрешительное производство - с предоставлением физическим лицам и организациям права на осуществление отдельных, указанных в законе видов деятельности или на совершение отдельных юридически значимых действий посредством выдачи этим лицам специальных разрешений (лицензий).

3. Регистрационное производство - государственной регистрацией каких-либо объектов, физических и юридических лиц, принадлежащих им прав или имеющегося у них правового статуса, совершаемых ими действий.

4. Удостоверительное производство - удостоверением (подтверждением) от имени государства субъективных прав, правового статуса или соответствия деятельности (действий) физического лица или организации установленным законодательством требованиям, иных юридических фактов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow