Тема 13 19.1. Основы административно-экономического права Российской Федерации

Административно-экономическое право представляет собой обо­собленную совокупность норм административного права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления административно-публичной деятельности и публичного взаимодействия физических лиц и (или) организаций в сфере экономики.

Таким образом, предметом административно-экономического права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления административно-публичной деятельности и публичного взаимодействия физических лиц и (или) организаций в сфере экономики.

Отрасли экономики - промышленное производство, сельско-хозяйственное производство, торговля, транспортное обслуживание, обеспечение почтовой, электрической и иных видов связи, строительство промышленных, гражданских иных объектов, жилищно-коммунальное обслуживание, использование природных ресурсов

Основными задачами административно-правового регулирования в сфере экономики являются:

1) обеспечение стабильного, динамичного и сбалансированного развития всех отраслей экономики;

2) обеспечение равных возможностей для участия в экономической деятельности всем субъектам экономических отношений;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов экономических отношений, выявление и пресечение нарушений их прав и законных интересов со стороны недобросовестных участников рынка;

4) обеспечение безопасности экономической деятельности, выявление и пресечение угроз безопасности государства и общества, возникающих в ходе ее осуществления.

Для решения указанных - методы административно-правового воздействия на субъектов экономической деятельности:

1) нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в сфере экономики,

2) установление регулируемых цен (тарифов) на отдельные виды товаров, работ и услуг;

3) санкционирование осуществления отдельных видов деятельности, совершения отдельных видов действий в сфере экономики (выдача лицензий, разрешений, государственная регистрация, согласование, сертификация, аккредитация, аттестация и т.п.);

4) государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами экономической деятельности правил, норм, обязательных требований, регулирующих ее осуществление (антимонопольный, экологический, санитарный, пожарный и т.п.);

5) пресечение нарушений указанных правил, норм, обязательных требований и привлечение субъектов экономической деятельности к административной и иным видам публично-правовой ответственности за совершение этих нарушений.

Перечисленные методы являются методами административно-экономического права.

составные части административно-экономиче­ского права:

административно-промышленное право;

административно-транспортное право;

административное право связи;

административно-сельскохозяйственное право;

административно-строительное право:

административно-коммунальное право;

административное природно-ресурсное право.

В систему федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих административно-публичную деятельность в сфере экономики, входят следующие органы.

I. Органы общей компетенции

К их числу относится Правительство Российской Федерации. В соответствии со ст. 14. Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ Правительство РФ наделяется в сфере экономики следующими полномочиями:

1) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;

2) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

3) прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

4) вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

5) осуществляет управление федеральной собственностью;

6) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

7) осуществляет общее руководство таможенным делом;

8) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

9) формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

II. Органы межотраслевой и специальной компетенции

К их числу относятся следующие органы.

1. Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ:

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу (Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331)[3];

Федеральная таможенная служба (ФТС) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями (Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459)[4];

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, в сфере деятельности естественных монополий, а также функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий (Положение о Федеральной службе по тарифам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332)[5];

2. Иные федеральные органы исполнительной власти межотраслевой и специальной компетенции. К их числу относится Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития) и находящиеся в его ведении федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство экономического развития РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:

анализа и прогнозирования социально-экономического развития;

развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса;

внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли);

имущественных отношений;

несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций;

оценочной деятельности;

земельных отношений (за исключением земель сельско-хо­зяйственного назначения);

государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельско-хозяйственного назначения);

государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

геодезии и картографии;

государственной статистической деятельности;

инвестиционной деятельности и государственных инвестиций;

формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации;

создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации;

управления государственным материальным резервом;

размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Минэкономразвития РФ действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437[6].

В систему Минэкономразвития входят следующие федеральные службы и федеральные агентства:

Федеральная служба государственной статистики — осуществляет функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности (Положение о Федеральной службе государственной статистики утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 420)[7];

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) — осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности (Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457);

Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) — осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом, а именно в сфере формирования, размещения, хранения и обслуживания запасов материальных ценностей государственного материального резерва и их охраны (Положение о Федеральном агентстве по государственным резервам утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 373)[8];

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) — осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432)2;

3. Органы отраслевой компетенции

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724, утверждающим структуру федеральных органов исполнительной власти, к числу федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих отраслевое административно-правовое регулирование в сфере экономики можно отнести следующие виды органов:

органы, осуществляющие административно-правовое регулирование в сфере промышленного производства и торговли — Министерство промышленности и торговли РФ и находящееся в его ведении Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

органы, осуществляющие административно-правовое регулирование в сфере энергетики — Министерство энергетики РФ;

органы, осуществляющие административно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства — Министерство сельского хозяйства РФ и находящиеся в его ведении Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство лесного хозяйства;

органы, осуществляющие административно-правовое регулирование в сфере транспорта — Министерство транспорта РФ и находящиеся в его ведении федеральные службы и федеральные агентства;

органы, осуществляющие административно-правовое регулирование в сфере связи — Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и находящиеся в его ведении федеральная служба и федеральные агентства;

органы, осуществляющие административно-правовое регулирование в сфере строительства и жилищно-ком­мунального хозяйства — Министерство регионального развития РФ;

органы, осуществляющие административно-правовое регулирование в сфере природопользования — Министерство природных ресурсов и экологии РФ и находящиеся в его ведении федеральные службы и федеральные агентства.

19.2. Основы административно-промышленного
и административно-торгового права
Российской Федерации

Административно-правовое регулирование промышленного производства и торговой деятельности осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации определяет основные направления государственной промышленной и торговой политики, утверждает и обеспечивает реализацию федеральных программ в данной Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий следующие функции:

- по выработке государственной политики и нормативно-пра­вовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов,

- по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере

- по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярморочной деятельности

- Функции федерального органа по техническому регулированию.

Минпромторг действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 438[9].

В ведении Минпромторга находится Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии,которое осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

Данное Федеральное агентство выполняет функции национального органа по стандартизации.

Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294[10].

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка(Росалкогольрегулирование), находящая в ведении Правительства РФ,осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Положение о данной службе утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 № 154.[11]

Министерство энергетики РФ Минэнерго России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:

топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики;

нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;

газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности;

магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки;

возобновляемых источников энергии;

освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, а также оказания государственных услуг, управления государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.

Минэнерго России действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400[12].

Функции по государственному контролю и надзору в сфере промышленности и торговли осуществляют, в частности, следующие федеральные органы исполнительной власти.

1. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), находящаяся в ведении Правительства РФ, осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (кроме военных целей), безопасности электрических и тепловых установок (кроме бытовых), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня. Положение о Ростехнадзоре утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401[13].

Ростехнадзор осуществляет в частности, контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, за соблюдением требований безопасности в электроэнергетике, за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ, за соблюдением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений.

2. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), находящаяся в ведении Правительства РФ, осуществляет государственный контроль и надзор за законностью производства и оборота, в том числе оптовой и розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

3. Федеральная служба по защите прав потребителей (Роспотребнадзор), находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, в том числе за соблюдением правил розничной продажи товаров торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями.

19.3. Основы административно-транспортного права и административного права связи
Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: