Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Административно-правовое регулирование в области транспорта




Общие правовые основы функционирования транспортного комплекса Российской Федерации, в том числе основы административно-правового регулирования в сфере транспорта на федеральном уровне не определены, соответствующий федеральный закон отсутствует. В этой связи административно-правовое регулирование в сфере транспорта в настоящее время осуществляется на основе нескольких федеральных законов, в частности, таких как, федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[14], федеральный закон от 09.07.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»2, Воздушный кодекс Российской Федерации3, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации4, федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации5» и других.

Правительство Российской Федерации определяет основные направления государственной транспортной политики, утверждает и обеспечивает реализацию федеральных программ развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства, принимает нормативные правовые акты, регулирующие наиболее важные вопросы функционирования транспортного комплекса, в частности, правила дорожного движения, порядок лицензирования отдельных видов транспортной деятельности и т.д.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) — это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства. Минтранс России действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395[15].

1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Она осуществляет функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме обеспечения безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398[16].

2. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Она осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) и гражданской части Единой системы организации воздушного движения РФ, в том числе в области обеспечения ее функционирования, развития и модернизации. Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396[17].




3. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).Оно осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета федеральных автомобильных дорог. Положение о Федеральном дорожном агентстве утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374[18].

Управление автомобильным транспортом и городским электротранспортом на местах организуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). Его основныефункции — это реализация государственной политики, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта. Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 февраля 2004 г. № 397[19]

5. Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).Его основные функции оказание государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта. Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 371[20]. Росморречфлот выполняет функции головной организации, ответственной за создание и функционирование Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности.



Административно-правовое регулирование в области связи и массовых коммуникаций

осуществляется на основе федерального закона «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ.

Административно-правовое регулирование в области информационных технологий и связи осуществляют следующие органы исполнительной власти

Правительство РФ определяет основные направления государственной политики в области связи и информационных технологий, утверждает соответствующие федеральные программы развития связи и информационных технологий и обеспечивает их исполнение, принимает наиболее важные нормативные правовые акты в указанной сфере,

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, в том числе в области использования информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет) развития систем телевизионного вещания и радиовещания, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных

К полномочиям Минкомсвязи России относится принятие нормативных правовых актов в сфере своей деятельности.

1. Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи

Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций осуществляет: государственный контроль и надзор: за соблюдением законодательства Российской Федерации в данной сфере.

2. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Этофедеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности. Положение о Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 415[21].

Роспечать осуществляет: комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий; оказание на конкурсной основе государственной поддержки производства и (или) распространения и тиражирования социально значимой продукции средств массовой информации,

3. Федеральное агентство связи (Россвязь). Оноявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания. Положение о Федеральном агентстве связи утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 417[22].

Россвязь организует: издание и распространение государственных знаков почтовой оплаты; проведение расчетов с почтовыми администрациями иностранных государств за международный почтовый обмен в соответствии с актами Всемирного почтового союза; систему сертификации в области связи.

Россвязь осуществляет также такие функции, как присвоение, (назначение) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств.

Основы административно-
сельскохозяйственного права
Российской Федерации

Сельское хозяйство представляет собой агропромышленный комплекс, включающий производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, реализацию ее потребителям.

Общие правовые основы организации сельскохозяйственного производства, в том числе административно-правового регулирования в сфере сельского хозяйства на федеральном уровне не определены, соответствующий федеральный закон отсутствует.

Государственное регулирование в области сельского хозяйства осуществляется

--формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- финансирование, кредитование, страхование;

защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

развитие социальной сферы села

Государство осуществляет финансированиеагропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников

Развитие: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ, «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ, «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ, «О племенном животноводстве» от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ, «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ и др.

Административно-правовое регулирование в области сельского хозяйства осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации. Оно определяет основные направления государственной политики в сфере сельского хозяйства, утверждает и обеспечивает реализацию соответствующих федеральных программ развития агропромышленного комплекса.

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору(Россельхознадзор). Онаосуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных (Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 № 327)[23].

К функциям Россельхознадзора относится прежде всего осуществление ветеринарного надзора, а также контроля: за безопасным применением пестицидов и агрохимикатов.

Россельхознадзор выдает: разрешения на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и водными биологическими ресурсами; разрешения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, а также удостоверения на право охоты и т.д.

Основы административно-строительного
и административно-коммунального права
Российской Федерации

В рамках строительства выделяют градостроительную деятельность (градостроительство) -деятельность регулируется специальным федеральным законом — Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Жилищно-коммунальное хозяйство —это отрасль экономики, включающая в себя: эксплуатацию жилищного фонда, обеспечение жилых домов и иных жилых помещений коммунальными услугами, такими, как водоснабжение, водоотведение (в том числе ливневую канализацию), теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение (сжиженный и природный газ), очистка сточных вод (в том числе утилизацию осадков сточных вод), сбор, вывоз, утилизацию и захоронение бытовых отходов, сезонную уборку улиц, дорог, площадей, обеспечивающих санитарно-экологическую безопасность территории населенных пунктов, содержание отопительных печей, газоходов и дымоходов (в домах с печным и газовым отоплением, с газовыми колонками), вентиляции; строительство, эксплуатацию и ремонт объектов благоустройства и дорожно-мостового хозяйства населенных пунктов; содержание и ремонт жилых домов, включая лифтовое хозяйство, уборку и благоустройство придомовых территорий; предоставление услуг бань, прачечных, гостиниц, ритуальных услуг, учет недвижимости.

Общие правовые основы административно-правового регулирования в строительном комплексе и в жилищно-коммунальном хозяйстве на федеральном уровне не определены, соответствующий федеральный закон отсутствует.

Административно-правовое регулирование в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства осуществляется органами исполнительной власти и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления и включает в себя:

- издание строительных норм и правил, правил содержания и обслуживания жилищного фонда;

- осуществление лицензирования деятельности по разработке строительной и проектной документации, архитектурной деятельности;

- проведение государственной экспертизы строительной документации, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных объектов;

- осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель при осуществлении строительства, осуществление государственного строительного надзора, организацию государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства;

- организацию содержания жилых домов и оказания коммунальных услуг гражданам.

Административно-правовое регулирование в рассматриваемых сферах осуществляют следующие органы исполнительной власти.

Правительство РФ определяет основные направления государственной политики в сфере строительства и жилищно-комму­нального хозяйства, утверждает федеральные программы развития названных отраслей и обеспечивает их исполнение, принимает наиболее важные нормативные правовые акты

Министерство регионального развития РФ(Минрегион России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономиче­ского развития субъектов РФ и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-ком­мунального хозяйства.( Минрегион России действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства от 26 января 2005 г. № 40[24])

Административно-правовое регулирование в сфере специальных видов строительства осуществляет Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), находящееся в ведении Министерства обороны РФ. Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-тех­нических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований (Положение о Федеральном агентстве специального строительства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. № 1084)[25].

). Важную роль в системе этих органов играют органы государственного строительного надзора, осуществляющие административный надзор за соответствием выполняемых строительно-монтажных работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов, проектной документации, и государственные жилищные инспекции, осуществляющие административный надзор за соблюдением требований технической эксплуатации жилищного фонда и правил содержания общего имущества многоквартирных жилых домов.

Основы административного
природно-ресурсного права
Российской Федерации

Изучение, рациональное использование природных богатств, обеспечение их воспроизводства и охраны является одним из основных направлений деятельности государства в современных условиях.

Общие правовые основы организации использования природных ресурсов и административно-правового регулирования в сфере природопользования на федеральном уровне не определены, соответствующий федеральный закон отсутствует. Государственное регулирование в сфере природопользования осуществляется на основе нескольких федеральных законов, в частности, таких как Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»[26], федеральный закон от 24.05.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»2, Водный кодекс Российской Федерации3, федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды»4 и других.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:

- изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания;

- эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений);

- безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;

- гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, ее загрязнения.

Минприроды России действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404[27].

В ведении Минприроды России находятся следующие федеральные службы и федеральные агентства, осуществляющие государственные функции в сфере природопользования.

1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.(Росгидромет). Онаосуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственным услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы (Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 372)[28].

2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Она осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования (Положение о Росприроднадзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400)[29].

3. Федеральное агентство водных ресурсов. (Росводресурсы).Оно выполняет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов (Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 282)[30].

4. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) Оноосуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования (Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293)[31]. Данное федеральное агентство организует государственное геологическое изучение недр, проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр, проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами.

Основы административно-финансового
права Российской Федерации

Финансы категория многогранная, ее принято рассматривать с трех сторон. Как материальная категория финансы — это фонд денежных средств, как экономическая категория — экономические отношения по поводу образования, распределения, использования фондов денежных средств.

С правовой стороны финансы — это урегулированные нормами права экономические отношения по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В структуру финансовых отношений, подлежащих административно-правовому регулированию со стороны государства, входят бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые отношения, отношения, возникающие на финансовых рынках, отношения, связанные с управлением внутренним и внешним государственным долгом Российской Федерации.

Общие правовые основы административно-правового регулирования в сфере финансов на федеральном уровне не определены, соответствующий федеральный закон отсутствует. Государственное регулирование в сфере финансов осуществляется на основе нескольких федеральных законов, в частности, таких как Бюджетный кодекс Российской Федерации2, Налоговый кодекс Российской Федерации1, федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (банке России)»2, федеральный закон от 01.01.1995 № 4-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации»3, федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»4 и других.

Правительство РФ является основным органом исполнительной власти, который:

- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

- обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

- принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

- осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

- осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

- руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Министерство финансов Российской Федерации(Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Минфин России обеспечивает составление проекта федерального бюджета, утверждает и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета, представляет в Правительство РФ отчет об исполнении федерального бюджета

Минфин России действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329[32].

В ведении Минфина России находятся следующие федеральные органы исполнительной власти.

1. Федеральное казначейство (Казначейство России). Оно является федеральной службой, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета (Положение о Федеральном казначействе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703)[33].

Контрольные функции Федерального казначейства реализуются посредством предварительного и текущего контроля ведения операций со средствами федерального бюджета на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета.

2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) — осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля (Положение о Росфиннадзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278)[34].

3. Федеральная налоговая служба (ФНС России).Она осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов (Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительств РФ от 30 сентября 2004 г. № 506)[35].

4. Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор).Она осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) Положение о Росстрахнадзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2008 г. № 330)[36]. Росстрахнадзор осуществляет, в частности, государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, за достоверностью представляемой ими отчетности,

Административно-правовое регулирование, а также государственный контроль и надзор в сфере финансов осуществляют также следующие находящиеся в ведении Правительства РФ федеральные органы исполнительной власти:

Федеральная служба по финансовому мониторингу(Росмониторинг) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности (Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317)[37].

Помимо перечисленных выше федеральных органов исполнительной власти административно-правовое регулирование в сфере финансов осуществляют также иные федеральные административные органы, к числу которых относятся Центральный банк РФ, Счетная Палата РФ и органы управления государственными внебюджетными фондами. (Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования)

Основы административно-здравоохранительного права
и административного социально-
трудового права Российской Федерации

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан установлены Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1[38].

Сфера социального развития в широком понимании охватывает все вопросы, относящиеся к жизни людей и общества. В эту сферу включаются, в частности, трудовые отношения и связанные с ними отношения занятости населения, отношения пенсионного обеспечения, социального страхования и социального обслуживания граждан, социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

Административно-правовое регулирование указанных отношений осуществляется на основе положений, содержащихся в законах: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ, «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.

Правительство Российской Федерации осуществляет в рассматриваемой сфере следующие полномочия:

- обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, способствует развитию - -- -социального обеспечения и благотворительности;

- принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

- разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает их реализацию;

- обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

- принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

- содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы:

организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа;

медицинской помощи и медицинской реабилитации;

фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

санитарно-эпидемиологического благополучия, медико-сани­тарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологиче­ской оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;

курортного дела;

уровня жизни и доходов населения;

демографической политики;

оплаты труда, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений;

занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы;

социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.

Минздравсоцразвития действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321[39].

В ведении Минздравсоцразвития находятся следующие федеральные службы и федеральные агентства.

1. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) —осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Положение о Росздравнадзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 30 июня 2004 г. № 323)[40].

2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Положение о Роспотребнадзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322)[41].

3. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (Положение о Роструде, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324)[42].

4. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития.

ФМБА организует оказание медицинской помощи, проведение медико-социальной экспертизы, деятельность службы крови, а также осуществляет функции по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов и в сфере санитарно-эпидемиологиче­ского благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности и на отдельных территориях (Положение о ФМБА, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 206)[43].

Основы административно-образовательного
и административно-научного права
Российской Федерации

Административно-правовое регулирование в сфере образования.

Область образования в Российской Федерации провозглашена приоритетной.

Конституция РФ предоставляет всем право на образование. При этом она гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Конституция РФ гарантирует бесплатность получения высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, но только на конкурсной основе.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства

Федеральным нормативным правовым актом, устанавливающим основы образовательной деятельности и основы государственного регулирования в сфере образования, является Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992[44]. Значительную часть отношений в сфере образования регулирует Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ[45].

Система образования в Российской Федерации определена Федеральным законом «Об образовании» и включает:

преемственные образовательные программы различных уровней и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования;

сеть реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

органы, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.

Образовательные программы определяют содержание образования определенных уровня и направленности, они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. И те и другие делятся на основные и дополнительные

Федеральные государственные образовательные стандарты, представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Они призваны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность указанных образовательных программ.

Сеть образовательных учреждений составляют учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, а также обеспечивает развитие системы бесплатного образования.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) —федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Данное министерство действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 337[46].

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)осуществляет функции по контролю и надзору в области образования (Положение о Рособрнадзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300)[47].

Административно-правовое регулирование в области науки направлено на реализацию государственной научно-технической политики — составной части социально-экономической политики,

Государственное регулирование в сфере научной деятельности осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. Это следует из ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу научного, технического и других видов творчества.

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения в области науки, является Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ[48], устанавливающий виды научной деятельности в зависимости от целей получения и применения новых знаний:

фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Правительство Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, а также обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки. Правительство РФ утверждает федеральные программы осуществления фундаментальных научных исследований, устав Академии наук РФ, уставы федеральных государственных научных учреждений.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере научной и научно-технической деятельности,

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в области науки.

Рособрнадзор выдает разрешения на создание советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, устанавливает полномочия таких советов и определяет перечень специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, а также в установленном порядке приостанавливает деятельность указанных советов или закрывает их.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) осуществляет контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества (Положение о Роспатенте, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 299)[49].

Основы административно-культурного
и административно-спортивного права
Российской Федерации

Административно-правовое регулирование в сфере культуры.В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, в то же время обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Правовые основы осуществления культурной деятельности и административно-правового регулирования в сфере культуры определены Основами законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1[50].

Названный Закон под культурой деятельностью понимает деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, к числу которых относит: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Кроме того, административно-правовое регулирование в области культуры основывается на положениях других законодательных актов, в частности: Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1[51]; Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1[52]; федеральных законов «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ[53]; «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ[54]; «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ[55]; «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ[56]; «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ[57]; «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ[58]; Постановления Правительства РФ «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры» от 1 декабря 2004 г. № 712[59]. Продолжает действовать Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры»[60].

Правительство Российской Федерацииобеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации, утверждает федеральные программы развития культуры и обеспечивает их исполнение.

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативно-правовому регулированию в этой сфере

Министерство культуры Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности следующих подведомственных ему органов.

1.Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) осуществляет функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав (Положение о Росохранкультуре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 407)[61].

2.Федеральное архивное агентство(Росархив) осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела (Положение о Росархиве, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290)[62].

Административно-правовое регулирование в сфере спорта, туризма и молодежной политики.В соответствии со ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию

Административно-правовое регулирование в сфере спорта и туризма осуществляется на основе федеральных законов «О физической культуре и спорте в Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ»[63], который устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте, «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ[64], который определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Правительство РФпринимает меры по реализации молодежной политики, разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, утверждает соответствующие федеральные программы и обеспечивает их исполнение.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации(Минспорттуризм России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики.

1. Федеральное агентство по делам молодежи(Росмолодежь) —осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.

Федеральное агентство по делам молодежи в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 409[65],

2. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) — осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма.

Ростуризм на основании Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму» от 31 декабря 2004 г. № 901[66]

Военно-административное право
Российской Федерации

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71) к исключительной компетенции Российской Федерации относятся вопросы войны и мира, определение статуса и защита границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, оборона и безопасность.

Оборона страны — важнейшая функция государства. Как указывается в ст. 1 Федерального закона «Об обороне», оборона страны представляет собой систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и других мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, направленных на защиту целостности и неприкосновенности ее территории.

Правовую основу обеспечения обороноспособности государства составляет блок нормативных актов: Конституция РФ; федеральные законы «Об обороне»[67], «О статусе военнослужащих»[68], «О воинской обязанности и военной службе»[69]; «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»[70], «О военном положении»[71], боевые и другие уставы Вооруженных Сил РФ, Положение о прохождении воинской службы; указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные приказы и другие документы, регламентирующие права и обязанности военнослужащих, порядок прохождения военной службы.

Указом Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466 созданы Вооруженные Силы России[72] — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны и выполняющая свою задачу в соответствии с принципами:

- подконтрольности военных структур высшим органам государственной власти;

- соответствия организационной структуры, боевого устава и численности войск (сил) концепции безопасности страны;

- многонациональной кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания воинской службы по контракту и по призыву;

- единоначалия;

- постоянной боевой готовности;

- учета национально-исторических традиций, норм международного права и мирового опыта военного строительства.

В соответствии с Боевыми Уставами, Вооруженные Силы России подразделяются на три вида:

1) сухопутные войска (мотострелк, танков, ВДВ, ракет, ПВО, разв, хим,инженер, связь, тех обесп, гедез, топогр, гидроиетео, сл тыла, рак войск стратег назн,

2) военно-воздушные силы;

3) военно-морской флот.

Каждый вид состоит из родов войск и специальных войск.

Федеральным законодательством предусмотрено, что к обороне в необходимых случаях могут привлекаться внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска гражданской обороны Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также другие войска, выполняющие задачи в области обороны.

Согласно действующему законодательству, запрещается создание и существование воинских формирований, деятельность которых не имеет правовой основы.

Для предотвращения войн и вооруженных конфликтов и сдерживания потенциальных агрессоров от развязывания любых войн, угрожающих интересам Российской Федерации, на Вооруженные Силы возлагаются следующие основные задачи:

- поддержание боевого потенциала войск на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального (регионального) масштаба и гарантированное поражение агрессора в любых условиях;

- обеспечение в рамках государственных мероприятий по переводу страны с мирного на военное положение стратегического развертывания Вооруженных Сил и других войск;

- охрана Государственной границы в воздушном пространстве, в подводной среде и др.

Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации используются в соответствии с Конституцией РФ, действующим российским законодательством, Женевскими конвенциями о защите жертв войны от 12 августа 1994 г., а также другими международно-правовыми обязательствами, применяемыми в период конфликта.

Государственное управление в области обороны Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы и должностные лица.

Президент Российской Федерации (ст. 87 Конституции РФ) является верховным главнокомандующим вооруженными силами РФ, осуществляет общее руководство вооруженными силами, а также другими воинскими (специальными формированиями) и органами. Он определяет основные направления военной политики, формирует и возглавляет Совет безопасности, утверждает военную доктрину. В случаях агрессии или непосредственной ее угрозы, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против страны, Главнокомандующий объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории государства или в отдельных его местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ о ведении военных действий, вводит в действие нормативно-правовые акты военного времени. Президент РФ утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ. В его компетенцию входит ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, издание указов о призыве граждан на военную службу и военные сборы, осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

Правительство Российской Федерации согласно ст. 114 Конституции РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны:

- несет ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;

- руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

- принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, - научно-исследовательских и опытно-кон­структорских организаций;

- определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил;

- определяет порядок выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военно-врачебной экспертизы и военных сборов, определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;

- организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов и технологий;

- ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения.

Министерство обороны Российской Федерации(Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ функции в этой области.

Минобороны России действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. № 1082[73].

Непосредственное руководство министерством осуществляет министр обороны, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом России по представлению Председателя Правительства РФ. Ему подчиняются все виды Вооруженных Сил. Он организует выполнение законов в сфере обороны, издает на их основе приказы и инструкции и проверяет исполнение. Его приказами вводятся в действие положения, постановления и другие нормативные правовые акты, которыми регламентируется деятельность Вооруженных Сил. Министр обороны, подчиняясь в своей деятельности Президенту РФ

Минобороны России состоит из структурных подразделений, которые выполняют определенные функции управления. В его состав входят Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующие родами Вооруженных Сил, главные и центральные управления. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления войск, который подчиняется министру обороны РФ.

Основными функциями Генерального штаба Вооруженных Сил РФ являются: разработка предложений по военной доктрине, плану строительства Вооруженных Сил; разработка с участием федеральных органов исполнительной власти Плана применения Вооруженных Сил, Мобилизационного плана Вооруженных Сил и Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны; подготовка предложений по численности граждан призываемых на военную службу и воинские сборы; организация мероприятий по осуществлению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия; организация и координация действия сил, применение средств при выполнении задач территориальной обороны; анализ и проведение мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву; осуществление разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности; текущее и перспективное планирование обеспечения основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами мобилизационной готовности Вооруженных Сил; участие в разработке Плана гражданской обороны; организация мобилизационного и стратегического развертывания Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований и органов.

Войска Российской Армии и Военно-Морского Флота в целях оперативного и административного управления объединены в воинские округа, округа противовоздушной обороны, флота и флотилии.

Военные комиссариаты[74], являясь органами Министерства обороны, по своему статусу приравниваются к управленческим аппаратам администрации субъектов Российской Федерации, городских и районных органов самоуправления. Проводя военно-мобилизационную и учетно-призывную работу, они тесно взаимодействуют с местными органами власти и общественными организациями по вопросам подготовки граждан к службе в Вооруженных Силах, военно-патриотического воспитания, проведения военно-спортивных мероприятий, увеличения резерва пополнения Армии и Военно-Морского Флота.

В ведении Министерства обороны РФ находятся следующие специальные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в области обороны:

1. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России), осуществляющая функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (Положение о ФСВТС России, утвержденное Указом Президента РФ от 16 августа 2004 № 1083).1

2. Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ), осуществляющая деятельность по контролю и надзору за выполнением органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами норм и правил в сфере государственного оборонного заказа, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну (Положение о Рособоронзаказе, утвержденное Указом Президента РФ от 21 января 2005 № 56с).2

3. Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка), осуществляющее функции государственного заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, , военной, специальной техники и материальных средств (Положение о Рособоронпоставке, утвержденное Указом Президента РФ от 14 мая 2010 № 589).3

4. Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), осуществляющее в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства и связи силами инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при данном агентстве (Положение о Спецстрое, утвержденное Указом Президента РФ от 18 августа 2004 № 1084).4

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» наделены : обеспечивают выполнение мероприятий по реализации Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны; организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации; осуществляют бронирование граждан из числа работающих в органах государственной власти, органов местного самоуправления и организациях на период мобилизации и в военное время; обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны; организуют работу по военно-патриотическому воспитанию граждан; удовлетворяют потребности Вооруженных Сил других войск в материальных средствах, энергетических и других ресурсах. Органы исполнительной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления обеспечивают решение вопросов социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей (устанавливают для данной категории дополнительные льготы, содействуют в трудоустройстве и т.д.).

Органы м





Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 4361; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8639 - | 7088 - или читать все...

Читайте также:

 

18.206.48.142 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.044 сек.