Понятие контроля и его место в системе управления

При изучении первого вопроса данной темы студент должен усвоить, что после планирования, организации и мотивации деятельности в организации возникает потребность в обеспечении постоянных наблюдений за ходом производственно-хозяйственных процессов и у выявлении проблем, препятствующих ее успешному осуществлению.

Контролирование –вид управленческой деятельности, направленный на обеспечение достижения целей организации с помощью оценки и анализа результатов деятельности и внесение необходимых корректив в случае отклонения фактических результатов от запланированных.

Контролирование является важным фактором обеспечения стабильности, предусмотренного уровня развития экономичного субъекта, избежания кризиса.

Важными элементами контролирования являются наблюдения за состоянием субъектов экономики, целенаправленный сбор и анализ информации о них с целью принятия оптимальных решений.

Контролирование как вид управленческой деятельности (процесс) реализуется на основе выполнения контрольных операций (контроля).

Контроль -процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и нормативов.

Цели контроля:

- оценка результатов деятельности организации в целом, и ее структурных подразделений в частности;

- оценка гибкости управления, его способности адекватно реагировать на изменения внешней среды и приспосабливаться к ним;

- выявление и анализ факторов, которые препятствуют достижению запланированных результатов; предупреждение возникновения и накопления ошибок;

- учет конкретного вклада каждого в обеспечении конечного результата;

- формирование обратной связи для информирования и поощрения персонала;

- минимизация затрат;

- преодоление проблем, связанных с ростом организации.

значение контроля:

1. Контроль необходим для успешного функционирования организации. Именно он, Наряду с другими факторами, обеспечивает точное выполнение тех или иных заданий, четкую организацию деятельности каждого из менеджеров и персонала.

2. Когда не существует контроля, людям сложно представить себе результаты их хозяйственной деятельности, к которым следует стремиться. Именно это незнание и рождает хаос. В такой ситуации практически невозможно объединить деятельность каких-либо групп. Можно сделать вывод, что контроль обусловливает эффективную и слаженную работу различных команд.

3. Контроль позволяет своевременно обнаружить и разрешить те или иные проблемы, возникающие в результате деятельности организации, раньше, чем они станут слишком серьезными. Другими словами, если бы не было контроля, менеджерам трудно было бы всегда удерживать ситуацию в поле зрения, и приходилось бы постоянно находиться под угрозой провала.

4. Контроль используется для стимулирования успешной деятельности всех участников производственного процесса.

5. Контроль служит для борьбы с неопределенной ситуацией, как внутренней, так и внешней. Подобная неопределенность выражается в изменениях законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции и др.

6. Контроль направлен на предупреждение возникновения сложных, критических ситуаций. Другими словами, функция контроля представляет собой такую характеристику управления, которая помогает выявить проблемы и, в зависимости от обстановки, скорректировать деятельность организации еще до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

7. Контроль способен сохранять и поддерживать все то, что является успешным в деятельности организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: