Составные элементы и виды финансовой политики

Финансовая политика отражает все стороны функционирования финансов и охватывает монетарную и фискальную политики.

Монетарная политика – комплекс мероприятий в сфере денежного рынка (предложение денег и регулирование их стоимости).

Фискальная политика – действия по мобилизации государственных доходов и их использование по отдельным направлениям государственных расходов. Она включает:

- налоговую – деятельность государства в сфере налогообложения;

- бюджетную – деятельность по формированию бюджета государства, его балансировке, распределению бюджетных средств (социальная, экономическая или военная направленность).

Финансовая политика в зависимости от продолжительности периода, на который она рассчитана и характера решаемых задач подразделяется на:

- финансовую стратегию - политика, рассчитанная на долгосрочную перспективу и решение глобальных задач социально-экономического развития;

- финансовая тактика – текущая финансовая деятельность, направленная на решение конкретных задач соответствующего периода, которые исходят из разработанной финансовой стратегии.

Различают 3 типа финансовой политики:

1. Жесткая регламентация заключается в том, что преимущественная часть финансовых отношений регламентируется государством и предполагает высокий уровень бюджетной централизации.

2. Умеренная регламентация охватывает ограниченную часть финансовых отношений – взаимоотношения с государством, отдельные элементы на кредитном, валютном, фондовом и страховом рынках.

3. Политика минимальных ограничений заключается в регламентации только взаимоотношений с государством и направлена на повышение заинтересованности субъектов предпринимательства в эффективном хозяйствовании.

В зависимости от задач, на решение которых направлена финансовая политика, она подразделяется на виды:

1. Политика стабилизации – поддержание объемов производства при стабильных ценах (стимулирующая и ограниченная направленность).

2. Политика экономического роста направлена на увеличении объема ВВП. Осуществляется 3 способами: рост государственных расходов, снижение уровня налогообложения, проведение политики «дешевых денег».

3. Политика ограничения деловой активности осуществляется с целью предотвращения кризиса сверхпроизводства. Осуществляется методам, обратными методам политики экономического роста.

Задачи финансовой политики можно сформулировать следующим образом:

1)обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2)установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3)организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4)разработка финансового механизма и его развитие в соответствии с поставленными целями и задачами финансовой стратегии;

5)создание эффективной системы управления финансами.

Финансовая политика – составная часть экономической политики государства, но она – относительно самостоятельная сфера деятельности.

3.Процесс формирования и реализации финансовой политики

Процесс формирования и реализации финансовой политики охватывает несколько этапов:

1.Определение целей, постановка задач.

2.Вибор типа финансовой политики.

3.Выбор направлений реализации (монетарная или фискальная) и разграничение задач между ними.

4.Выбор инструментов реализации.

5.Координация действий отдельных инструментов.

6.Осуществление конкретных мероприятий.

7.Контроль за процессом реализации.

Финансовая политика реализуется по двум направлениям: регламентирование финансовых отношений в обществе и осуществление текущей финансовой деятельности.

Регламентирование финансовых отношений характеризует стратегию финансовой политики, а текущая финансовая деятельность ее тактику. Базовым элементом является регламентация финансовых отношений, которая может осуществляться государством в законодательной и административной формах.

Текущая финансовая деятельность государства отражает тактику реализации финансовой политики. Объектом ее основной деятельности является бюджет. Его структурное построение по источникам формирования доходов и направлениям финансирования расходов по уровням административно - территориального деления характеризует ту или иную финансовую политику.

4.Финансовый механизм как совокупность форм и методов организации финансовых отношений

Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях воздействия на экономическое и социальное развитие общества.

Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входит 3 взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, нормативно-правовое обеспечение.

Финансовый метод – способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относятся: финансовое планирование, оперативное управление, финансовый контроль, финансовое обеспечение (бюджетное финансирование, кредитование, аренда, инвестирование), финансовое регулирование (через налогообложение).

Финансовые рычаги – приемы действия финансовых методов (ставки налогов, амортизационных отчислений, банковский процент, дивиденды, котировка валютного курса, штрафы, пени и т.д.)

Для нормального функционирования финансового механизма, его методов и рычагов необходимо соответствующее нормативно-правовое обеспечение (Конституция Украины, законы Украины, постановления Верховной Рады, декреты Кабинета Министров, указы Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров, нормативные акты министерств и других органов, нормативные акты местных органов власти и т.д.).

3.Сущность и методы финансового планирования

Финансовое планирование – процесс составления и утверждения финансовых планов с целью сбалансирования финансовых потребностей и возможностей.

Финансовый план – это план формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, который составляется в денежной форме.

Финансовое планирование осуществляется на 2 уровнях: микроуровне (индивидуальные планы субъектов хозяйствования: платежные календари, балансы) и макроуровне (государственный бюджет и сводный финансовый план). Бюджет утверждается в виде закона и является способом реализации финансовой политики. Сводный план – справочный документ, предназначенный для определения общей суммы доходов и расходов.

Этапы финансового планирования:

1.Анализ выполнения показателей финансовых планов за прошлый период.

2.Расчет доходов и расходов на плановый период.

3.Балансировка доходов и расходов финансового плана.

Методы финансового планирования:

1.Экономический анализ.

2.Метод коэффициентов, нормативный, экономико-математические методы.

3.Балансовый.

4.Виды финансовых планов

По продолжительности прогнозируемого периода финансовые планы подразделяются на:

- перспективные (свыше 1 года);

- текущие (1 год),

- оперативные (квартал, месяц).

Виды финансовых планов:

1.Баланс доходов и расходов предприятия – индивидуальный текущий финансовый план, который составляется на год с разбивкой по кварталам, составляется в свободной форме и включает, как правило, поступления и расходы по видам деятельности.

2.Платежный календарь – оперативный финансовый план, составляется на определенную дату и дат возможность финансовым службам выявить недостаток средств.

3.Бизнес-план – план реализации определенного проекта, который содержит финансовый раздел, в котором отражаются финансовые показатели.

4.Сметы доходов и расходов составляют учреждения социальной сферы, прежде всего бюджетные организации. Виды смет:

-индивидуальные – отдельных учреждений;

-общие – по однотипным бюджетным учреждениям,

-сметы на проведение централизованных мероприятий (соревнований, конкурсов, олимпиад),

- сводные- сведенные воедино индивидуальные сметы на проведение однотипных мероприятий.

5.Бюджеты – финансовые планы на уровне государства или отдельных территориальных подразделений, всегда имеют две части – доходную и расходную.

6.Баланс финансовых ресурсов и расходов государства составляется с целью определения объема финансовых ресурсов, создаваемых во всех секторах экономики, направлений их использования. В разделе «Доходы» отражаются прибыль, амортизация, взносы в целевые фонды, доходы от внешнеэкономической деятельности, прирост долгосрочных взносов населения, доходы от приватизации, иностранные кредиты и т.д. В разделе «Расходы» - расходы на экономику, социальные гарантии населению, государственные дотации, дотации, управление, обслуживание государственного долга и т.д.

7.Баланс финансовых ресурсов и расходов территорий – документ, который отражает создание и использование финансовых ресурсов в пределах данного административного формирования.

5.Виды, формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль – совокупность видов, форм и методов проверки соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины.

В зависимости от субъектов, которые его осуществляют, различают следующие виды:

- государственный контроль осуществляют специальные органы финансового контроля – Расчетная палата и КРС и органы управления финансами – МФ, ГНА, ГК, органы управления фондами;

- ведомственный;

- внутрифирменный,

- общественный (Расчетная палата),

- независимый (аудиторский).

В зависимости от времени проведения выделяют следующие формы:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

Методы финансового контроля:

- документальные (ревизии (комплексный контроль) и проверки (камеральные и документальные));

- натуральные (инвентаризация, лабораторный анализ, контрольный замер, контрольный запуск сырья в производство)

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремиться каждое цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация высших контрольных органов, в которую входят 178 стран), в том числе такие универсальные, как независимость и объективность, компетентность и гласность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: