Финансовая политика отражает все стороны функционирования финансов и охватывает монетарную и фискальную политики.
Монетарная политика – комплекс мероприятий в сфере денежного рынка (предложение денег и регулирование их стоимости).
Фискальная политика – действия по мобилизации государственных доходов и их использование по отдельным направлениям государственных расходов. Она включает:
- налоговую – деятельность государства в сфере налогообложения;
- бюджетную – деятельность по формированию бюджета государства, его балансировке, распределению бюджетных средств (социальная, экономическая или военная направленность).
Финансовая политика в зависимости от продолжительности периода, на который она рассчитана и характера решаемых задач подразделяется на:
- финансовую стратегию - политика, рассчитанная на долгосрочную перспективу и решение глобальных задач социально-экономического развития;
- финансовая тактика – текущая финансовая деятельность, направленная на решение конкретных задач соответствующего периода, которые исходят из разработанной финансовой стратегии.
|
|
Различают 3 типа финансовой политики:
1. Жесткая регламентация заключается в том, что преимущественная часть финансовых отношений регламентируется государством и предполагает высокий уровень бюджетной централизации.
2. Умеренная регламентация охватывает ограниченную часть финансовых отношений – взаимоотношения с государством, отдельные элементы на кредитном, валютном, фондовом и страховом рынках.
3. Политика минимальных ограничений заключается в регламентации только взаимоотношений с государством и направлена на повышение заинтересованности субъектов предпринимательства в эффективном хозяйствовании.
В зависимости от задач, на решение которых направлена финансовая политика, она подразделяется на виды:
1. Политика стабилизации – поддержание объемов производства при стабильных ценах (стимулирующая и ограниченная направленность).
2. Политика экономического роста направлена на увеличении объема ВВП. Осуществляется 3 способами: рост государственных расходов, снижение уровня налогообложения, проведение политики «дешевых денег».
3. Политика ограничения деловой активности осуществляется с целью предотвращения кризиса сверхпроизводства. Осуществляется методам, обратными методам политики экономического роста.
Задачи финансовой политики можно сформулировать следующим образом:
1)обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2)установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
|
|
3)организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4)разработка финансового механизма и его развитие в соответствии с поставленными целями и задачами финансовой стратегии;
5)создание эффективной системы управления финансами.
Финансовая политика – составная часть экономической политики государства, но она – относительно самостоятельная сфера деятельности.
3.Процесс формирования и реализации финансовой политики
Процесс формирования и реализации финансовой политики охватывает несколько этапов:
1.Определение целей, постановка задач.
2.Вибор типа финансовой политики.
3.Выбор направлений реализации (монетарная или фискальная) и разграничение задач между ними.
4.Выбор инструментов реализации.
5.Координация действий отдельных инструментов.
6.Осуществление конкретных мероприятий.
7.Контроль за процессом реализации.
Финансовая политика реализуется по двум направлениям: регламентирование финансовых отношений в обществе и осуществление текущей финансовой деятельности.
Регламентирование финансовых отношений характеризует стратегию финансовой политики, а текущая финансовая деятельность ее тактику. Базовым элементом является регламентация финансовых отношений, которая может осуществляться государством в законодательной и административной формах.
Текущая финансовая деятельность государства отражает тактику реализации финансовой политики. Объектом ее основной деятельности является бюджет. Его структурное построение по источникам формирования доходов и направлениям финансирования расходов по уровням административно - территориального деления характеризует ту или иную финансовую политику.
4.Финансовый механизм как совокупность форм и методов организации финансовых отношений
Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях воздействия на экономическое и социальное развитие общества.
Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входит 3 взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, нормативно-правовое обеспечение.
Финансовый метод – способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относятся: финансовое планирование, оперативное управление, финансовый контроль, финансовое обеспечение (бюджетное финансирование, кредитование, аренда, инвестирование), финансовое регулирование (через налогообложение).
Финансовые рычаги – приемы действия финансовых методов (ставки налогов, амортизационных отчислений, банковский процент, дивиденды, котировка валютного курса, штрафы, пени и т.д.)
Для нормального функционирования финансового механизма, его методов и рычагов необходимо соответствующее нормативно-правовое обеспечение (Конституция Украины, законы Украины, постановления Верховной Рады, декреты Кабинета Министров, указы Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров, нормативные акты министерств и других органов, нормативные акты местных органов власти и т.д.).
3.Сущность и методы финансового планирования
Финансовое планирование – процесс составления и утверждения финансовых планов с целью сбалансирования финансовых потребностей и возможностей.
Финансовый план – это план формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, который составляется в денежной форме.
Финансовое планирование осуществляется на 2 уровнях: микроуровне (индивидуальные планы субъектов хозяйствования: платежные календари, балансы) и макроуровне (государственный бюджет и сводный финансовый план). Бюджет утверждается в виде закона и является способом реализации финансовой политики. Сводный план – справочный документ, предназначенный для определения общей суммы доходов и расходов.
|
|
Этапы финансового планирования:
1.Анализ выполнения показателей финансовых планов за прошлый период.
2.Расчет доходов и расходов на плановый период.
3.Балансировка доходов и расходов финансового плана.
Методы финансового планирования:
1.Экономический анализ.
2.Метод коэффициентов, нормативный, экономико-математические методы.
3.Балансовый.
4.Виды финансовых планов
По продолжительности прогнозируемого периода финансовые планы подразделяются на:
- перспективные (свыше 1 года);
- текущие (1 год),
- оперативные (квартал, месяц).
Виды финансовых планов:
1.Баланс доходов и расходов предприятия – индивидуальный текущий финансовый план, который составляется на год с разбивкой по кварталам, составляется в свободной форме и включает, как правило, поступления и расходы по видам деятельности.
2.Платежный календарь – оперативный финансовый план, составляется на определенную дату и дат возможность финансовым службам выявить недостаток средств.
3.Бизнес-план – план реализации определенного проекта, который содержит финансовый раздел, в котором отражаются финансовые показатели.
4.Сметы доходов и расходов составляют учреждения социальной сферы, прежде всего бюджетные организации. Виды смет:
-индивидуальные – отдельных учреждений;
-общие – по однотипным бюджетным учреждениям,
-сметы на проведение централизованных мероприятий (соревнований, конкурсов, олимпиад),
- сводные- сведенные воедино индивидуальные сметы на проведение однотипных мероприятий.
5.Бюджеты – финансовые планы на уровне государства или отдельных территориальных подразделений, всегда имеют две части – доходную и расходную.
6.Баланс финансовых ресурсов и расходов государства составляется с целью определения объема финансовых ресурсов, создаваемых во всех секторах экономики, направлений их использования. В разделе «Доходы» отражаются прибыль, амортизация, взносы в целевые фонды, доходы от внешнеэкономической деятельности, прирост долгосрочных взносов населения, доходы от приватизации, иностранные кредиты и т.д. В разделе «Расходы» - расходы на экономику, социальные гарантии населению, государственные дотации, дотации, управление, обслуживание государственного долга и т.д.
|
|
7.Баланс финансовых ресурсов и расходов территорий – документ, который отражает создание и использование финансовых ресурсов в пределах данного административного формирования.
5.Виды, формы и методы финансового контроля
Финансовый контроль – совокупность видов, форм и методов проверки соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины.
В зависимости от субъектов, которые его осуществляют, различают следующие виды:
- государственный контроль осуществляют специальные органы финансового контроля – Расчетная палата и КРС и органы управления финансами – МФ, ГНА, ГК, органы управления фондами;
- ведомственный;
- внутрифирменный,
- общественный (Расчетная палата),
- независимый (аудиторский).
В зависимости от времени проведения выделяют следующие формы:
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
Методы финансового контроля:
- документальные (ревизии (комплексный контроль) и проверки (камеральные и документальные));
- натуральные (инвентаризация, лабораторный анализ, контрольный замер, контрольный запуск сырья в производство)
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремиться каждое цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация высших контрольных органов, в которую входят 178 стран), в том числе такие универсальные, как независимость и объективность, компетентность и гласность.