Http://www.pedlib.ru/Books/5/0020/5_0020-1.shtml#book_page_top

Варенова Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа»

https://www.pedlib.ru/Books/5/0020/5_0020-1.shtml#book_page_top

Основные направления коррекционной работы:

§ коррекция сенсорики (деятельности анализаторов);

§ коррекция моторики (физического развития);

§ коррекция познавательных функций;

§ коррекция речи;

§ коррекция эмоционально-волевой сферы;

§ коррекция развития личности.

Средства коррекции условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные (альтернативные). Наиболее распространенными (традиционными) являются игра, учеба, труд, внеклассная работа, общественно-полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия (сбалансированное питание, витаминизация, закаливание, медикоментозное и физиотерапевтическое лечение) и др. При этих средствах коррекция в основном осуществляется косвенным образом.

В последнее время приобретают популярность такие средства коррекции, как сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (лего — игры конструктивного содержания), ароматерапия, иппотерапия (греч. «иппо» — лошадь), арттерапия, музыкотерапия и др. Мощным средством коррекции и стимуляции психической активности является создание проблемной ситуации выбора и поиск выхода из нее. Присутствие во многих названиях слова «терапия» подчеркивает лечебный, но не медикаментозный эффект. В нашей современной практике перечисленные средства выступают как нетрадиционные. Очень важно при выборе средств коррекции делать опору на социально значимое содержание материала. Также при осуществлении коррекции целесообразно учитывать взаимосвязь норм индивидуального уровня и норм социокультурной жизни. Специальное образование приобщает детей с отклонениями в развитии к многообразным нормам, выработанным в процессе исторического развития общества, но эти нормы в развитии ребенка индивидуализируются, становятся конкретными нормами индивидуального поведения.

Большинство традиционных средств имеет широкое значение и предполагает коррекцию личности в целом; альтернативные средства, как правило, направлены на развитие и коррекцию отдельных функций, и применяются в комплексе с другими мероприятиями.

Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности ребенка с дизонтогенезом огромно. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Оказание ранней комплексной помощи позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения. В результате коррекции в раннем возрасте до 30 % детей к б месяцам достигают показателей нормы, у 90 % детей наблюдается стойкий положительный эффект. Это позволяет сократить число детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений.

Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Реализация принципа коррекционной направленности деятельности в специальном учреждении возможна при следующих педагогических условиях:

1. Целостное воздействие педагогического процесса на личность ребенка.

2. Адаптация средств педагогического процесса к особенностям познавательной деятельности и направленность этих средств на максимально возможное развитие способностей учащихся к овладениюэлементами социальной культуры в неадаптированном виде.

3. Ориентация на формирование высших психических функций с акцентом на их осознанность и произвольность.

4. Опора на предметно-практическую деятельность учащихся с обеспечением ее интеллектуализации и вербализации на уровне внешней и внутренней речи.

5. Использование специальных коррекционных приемов в процессе обучения.

6. Выполнение учащимися заданий, соответствующих по уровню трудности зоне их ближайшего развития.

Специально организованный процесс познания ребенком своих слабых и сильных сторон.

Итак, коррекция достигается посредством адаптации содержания обучения к особенностям познавательной деятельности учащихся; учета актуального уровня развития и зоны ближайшего развития; использования наглядности, порой доводимой до очевидности; замедленности процесса обучения; повторения и тренировочных упражнений; структурной простоты материала; индивидуального подхода.

В качестве основы интегративной психологической коррекции Н. Я. Семаго и М. М. Семаго предлагают коррекционные программы, которые в методологическом плане базируются на следующих теоретических положениях:

§ принцип «замещающего» развития как основа интегративной коррекционной работы;

§ значимость последовательности прохождения этапов и сроков нормативного психомоторного, речевого и эмоционального развития ребенка;

§ определяющая роль базовых предпосылок, в том числе пространственно-временных представлений, в становлении высших психических функций;

§ использование законов и закономерностей развития и совершенствования двигательных произвольных актов;

§ учет актуального уровня психоречевого и эмоционально-волевого развития ребенка в интегративном понимании;

§ учет ведущего типа мотивации деятельности и сформированности базальных уровней эмоциональной регуляции деятельности ребенка;

§ поэтапность в формировании новых видов деятельности.

К практическим задачам, решаемым в рамках предлагаемых программ психологической коррекции, можно отнести следующие:

1. формирование произвольных компонентов деятельности ребенка;

2. формирование схемы собственного тела и соматогнозиса;

3. формирование пространственных представлений;

4. развитие вербального анализа и вербально-логического мышления;

5. работа над расширением словарного запаса и общей осведомленности ребенка;

6. развитие навыков самостоятельной творческой работы;

7. формирование адекватных механизмов эмоциональной регуляции деятельности и процессов межличностного общения в соответствии с актуальным уровневым строением эмоционально-аффективной сферы.

Таким образом, коррекционно-реабилитационная направленность деятельности в работе с детьми, имеющими психофизические нарушения, представляет собой достаточно сложную систему связей и отношений на разных уровнях: физиологическом, педагогическом, психологическом и социальном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: