Теории креативности

Создатель наиболее известной батареи тестов диагностики креативности Е.П. Торренс, проанализировав различные подходы, выделил следующие типы определений творчества:

1. Определения, опирающиеся на новизну как на критерий творчества (Л.Л.Терстоун, М.Стайн). Е.П. Торренс указывает, что продуцирование чего-то нового фактически входит во все определения. Однако к самой новизне разные авторы подходят по-разному. Так, по Л.Л. Терстоуну, не важно, признает ли идею новой общество, важно, чтобы она была новой для самого творца. М. Стайн, напротив, считает, что новизна должна определяться в терминах культуры, т.е. признаваться современниками.

2. Определения, в которых творчество противопоставляется конформности. К ним относятся определения Крачфилда Р.С. и Уилсона Р.К., которые, противопоставляя творчество конформности, подчеркивают привнесение оригинальности, нового взгляда на проблему. Е.К. Старквезер считал, что творческий человек свободен как от конформизма, так и от нонконформизма.

3. Определения, включающие процесс (Т.Рибо, Г.Уоллес, А.Ф.Осборн, К.Патрик, Э.де Боно и другие). Так Т. Рибо подчеркивал важность способности мыслить по аналогии для творческого мышления. Е.К. Спирмен рассматривал творческое мышление как процесс видения или создания взаимосвязей, как на осознанном, так и на неосознаваемом уровне. Г. Уоллес выделил четыре шага творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр. Этот подход затем развивали А.Ф. Осборн, К. Патрик, Э. де Боно и др.

4. Подход с позиции умственных способностей (Дж. Гилфорд). Дж. Гилфорд определил творчество в терминах умственных способностей, обеспечивающих творческое достижение. По Дж. Гилфорду, творческое мышление включает в себя дивергентную продукцию, т.е. порождение новой, оригинальной необычной информации на основе данной информации. Однако творческое мышление не сводится к дивергентному; оно так же включает чувствительность к проблемам и способность к переопределению.

5. Подход, основанный на определении уровней творчества (А.Тейлор). А Тейлор ввел представления о следующих уровнях творчества:

а) экспрессивное творчество – такое как спонтанное рисование у детей;

б) продуктивное творчество – научные и художественные продукты, которые являются ограниченной и контролируемой свободной игрой;

в) инвентивное (изобретательское) творчество, когда изобретательность проявляется в материалах, методах и техниках;

г) инновационное творчество – улучшение через модификацию;

д) порождающее творчество – выдвижение совершенно нового принципа или допущения, вокруг которого могут возникнуть новые движения и школы.

В отечественной психологической науке проблема творческой одаренности (креативности) рассматривается в связи с проблемой способностей. Б.М. Теплов рассматривал способности как индивидуальные особенности, обуславливающие успешность выполнения какой-либо деятельности. Исследование личностных особенностей было осуществлено Н.С. Лейтесом, выделившим в качестве базовых факторов интеллектуальной одаренности активность и саморегуляцию. Я.А. Пономарев рассматривал творчество в широком смысле как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию.

К синтетическому подходу в отечественной психологии могут быть отнесены работы Д.Б. Богоявленской, для которой основным показателем творческости (креативности) является интеллектуальная активность.

Подход к одаренности как интегральному явлению был осуществлен А.М. Матюшкиным, выдвинувшим концепцию одаренности как общей психологической предпосылки творческого развития.

Таким образом, как в отечественной, так и в зарубежной психологии в свете современных представлений творчество (креативность) выступает как сложное, интегральное явление, включающее как интеллектуальные, так и личностные (а в некоторых концепциях и социальные) аспекты.

Общим для всех определений творчества является создание нового, уникального.

Особый интерес представляет инвестиционная теория креативности (Р. Стернберг, Т. Любарт). Согласно этой теории, инициирование оригинальной программы и воплощение ее в жизнь зависят от когнитивных, личностных и мотивационных ресурсов человека, а также от условий среды (Таблица).

Таблица

Ресурсы, необходимые для креативности

Когнитивные Личностные Мотивационные Окружающая среда
Отыскание проблемы Новаторский стиль мышления Большая сфокусированность на задаче, чем на цели Возможность стимулирующей деятельности
Определение проблемы Толерантность к неоднозначности   Акцент на интеллектуальном любопытстве
Дивергентное мышление Настойчивость   Принятие индивидуальных особенностей человека
Конвергентное мышление Готовность пойти на интеллектуальный риск   Обеспечение систематического обучения, имеющего отношение к таланту человека
Инсайтные процессы Смелость взглядов   Наличие времени для обдумывания идей
Оценка конкурирующих идей     Поощрение оригинального применения знаний
Знания     Обеспечение сложных, расширенных программ, развивающих толерантность к неоднозначности, настойчивость и готовность пойти на интеллектуальный риск. Акцент на мотиваторах, сфокусированных на задаче

Первый столбец таблицы отражает навыки, используемые в процессе когнитивной деятельности. Это умение видеть проблему, то есть пробел в имеющихся знаниях, потребность в новом продукте или несостоятельность существующих теорий и процедур. Когда проблема найдена, возникает необходимость дать ей определение – перевести из расплывчатого состояния в конкретную задачу. Чем больше усилий приложено к определению проблемы, тем оригинальнее оказывается конечный продукт.

В ходе мыслительной деятельности необходимо отбросить бесперспективные варианты и выбрать оптимальные. Поэтому креативность подразумевает чередование дивергентного и конвергентного мышления. Кроме того, креативные люди опираются на инсайтные процессы – неожиданное, но практичное объединение и переструктурирование элементов. Например, для людей с выдающимися заслугами характерно использование аналогий и метафор для идентификации уникальных связей. Важно также оценивать конкурирующие идеи для отбора самых перспективных из них. Креативные решения требуют широких знаний в определенной области. Процесс же их приобретения (познание) занимает, как правило, около 10 лет.

Во втором столбце таблицы внимание привлекает необходимость наличия у креативов волевых проявлений (настойчивости, социальной смелости (смелость взглядов, готовность к интеллектуальному риску)). Стернберг и Любарт объясняют это тем, что при попытке реализовывать креативные цели бывают периоды, когда решение задачи не дается. В подобных случаях дети и взрослые могут отказаться от поиска или выбрать первое попавшееся, но не самое лучшее решение. Креативность требует упорства и настойчивости для преодоления возникающих трудностей.

Смелость взглядов должна противостоять сомнениям в возникших идеях, особенно на фоне критики со стороны скептически настроенных людей. Для креативной деятельности нужны независимость суждений, отсутствие боязни «выделиться из толпы».

Важен мотивационный фактор. Креативность проявляется только тогда, когда человек испытывает подлинную страсть к тому, чем занимается, и нацелен на само дело, а не на возможные награды. Креативность страдает, если человека принуждают к обучению или он сильно сосредотачивается на наградах и теряет внутреннюю заинтересованность в своей деятельности.

Следует также обратить внимание на то, что в теории инвестирования придается значение и интеллекту (конвергентному мышлению). Особенно важны для творчества:

1) синтетическая способность – новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;

2) аналитическая способность – выявление идей, достойных дальнейшей разработки;

3) практические способности – умение убеждать других в ценности идеи («продажа»).

Важно, чтобы у человека они находились в гармоничном сочетании, иначе превалирование аналитической способности делает человека блестящим критиком, но не творцом, а превалирование синтетической способности приводит к выдвижению массы новых идей, не обоснованных идеями и бесполезных. Практическая способность без двух предыдущих может привести к проталкиванию ярко представленных, но недоброкачественных идей.

Последняя версия теории Стернберга настаивает на необходимости исследования трех относительно независимых видов способностей: аналитических (понимаемых как академический интеллект), практических (практический интеллект) и творческих (креативность). Учет этих способностей, личностных особенностей, мотивации и среды дает корреляцию с успешностью деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: