Нарушение произношения звука Й

Коррекция произношения звука Й.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста.
- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы постановки, автоматизации и дифференциации со звуком Л'.

Предназначается для логопедов ДОУ, школ и медицинских учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................................................................................................................ 4

Характеристика звука Й............................................................................................................ 5

Занятие 1.................................................................................................................................... 7

Занятие 2.................................................................................................................................... 9

Занятие 3................................................................................................................................. 11

Занятие 4................................................................................................................................. 13

Занятие 5................................................................................................................................. 14

Занятие 6................................................................................................................................. 16

Занятие 7................................................................................................................................. 18

Занятие 8................................................................................................................................. 20

Занятие 9................................................................................................................................. 22

Занятие 10............................................................................................................................... 25

Занятие 11............................................................................................................................... 26

Занятие 12............................................................................................................................... 29

Занятие 13............................................................................................................................... 31

Занятие 14............................................................................................................................... 34

Занятие 15............................................................................................................................... 37

Занятие 16............................................................................................................................... 39

2. Дифференциация звуков Л' - Й......................................................................................... 42

Занятие 17............................................................................................................................... 42

Занятие 18............................................................................................................................... 43

Занятие 19............................................................................................................................... 46

Занятие 20............................................................................................................................... 48

Занятие 21............................................................................................................................... 50

Отрывки из стихов русских поэтов....................................................................................... 53

Предисловие

В брошюре изложен опыт работы логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции произношения звука Й в Краснодаре и Москве.

В своей работе авторы опирались на методику, разработанную М.Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других специалистов отечественной логопедии.

В пособии излагаются индивидуальные занятия по автоматизации звука Й и дифференциации звуков Л'-Й с использованием лексико-грамматического материала, развивающего речь ребенка.

Работа по коррекции произношения звука Й рассчитана на 21 занятие: из них 16 по автоматизации звука Й и 5 — по дифференциации звуков Л'-Й.

При работе с данным пособием необходимо иметь набор предметных картинок на звуки Л' и Й, а также сюжетные картинки на эти звуки из пособия: Т.Б. Филичева, Т.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста».

Характеристика звука Й

Артикуляция звука Й

При произношении звука Й:

губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад;

кончик языка упирается в нижние резцы;

спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель;

мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Звук Й [ j ] врусской фонетической системе употребляется в двух значениях:

1) неслоговый мягкий звук — так называемая нисходящая йотация: ма й, ма й ка

2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е — так называемая восходящая йотация:

я ма мо я ма я к
ё лка мо ё по ё т
ю ла по ю по ю т
е хать фой е по е зд

Характеристика звука Й

согласный

щелевой

среднеязычный (средненебный)

сонорный (звонкий)

мягкий


Нарушение произношения звука Й

Йотацизм

а) отсутствие звука;

б) искажение звука (в практике встречается крайне редко).

Парайотацизм — замена звуками И, Л',3', X'

при нисходящей йотации: при восходящей йотации:

мои«мои» яма«иама»
мой«моль» яма«ляма»
мой«мозь» яма«зяма»
мой«мохь» яма«хяма»

Подготовительные артикуляционные упражнения [1]

«Улыбка» с сомкнутыми губами.

«Улыбка» с разомкнутыми губами.

«Лопатка».

«Накажем непослушный язык».

«Киска сердится».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: