Качество – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Последствия недостаточного уровня качества продукции: экономические, социальные, экологические.
Свойства качества продукции (показатели качества):
- Показатели назначения -
- Показатели надежности –
- Показатели технологичности –
- Показатели стандартизации и унификации –
- Эргономические показатели –
- Эстетические показатели –
- Показатели транспортабельности –
- Патентно-правовые показатели –
- Экологические показатели –
- Показатели безопасности –
Управление качеством продукции – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества
Система управления качеством продукции – организационная структура, четко распределяющая ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
Международный опыт управления качеством продукции отражен в стандартах ИСО серии 9000. Система качества включает: а) обеспечение; б) улучшение; в) управление качеством продукции. В соответствии с этими стандартами жизненный цикл продукции («петля качества») включает 11 этапов:
- Маркетинг –
- Проектирование, разработка продукции -
- Материально-техническое снабжение –
- Подготовка и разработка производственной продукции-
- Изготовление –
- Контроль, проведение испытаний –
- Упаковка и хранение –
- Реализация –
- Монтаж и эксплуатация -
- Техническое обслуживание –
- Утилизация –
Стандартизация продукции – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.
Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-техническое документации, определяющей требования к продукции.
Стандартизация основана на ряде принципов: повторяемость; вариантность; системность; взаимозаменяемость.
В России существует Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС).
ГСС включает пять стандартов: ГОСТ Р 1.0-92; ГОСТ Р 1.2-92; ГОСТ Р 1.3-92; ГОСТ Р 1.4-92; ГОСТ Р 1.5-92. Они определяют основные положения, порядок разработки, порядок согласования и утверждения; стандарты предприятия, требования к оформлению стандартов.
Нормативные документы по стандартизации:
- государственные стандарты РФ (ГОСТ Р)
- отраслевые стандарты (ОСТ)
- технические условия (ТУ)
- стандарты предприятий и объединений (СТП)
- стандарты научно-технических обществ и общественных объединений (СТО)
В зависимости от объекта стандартизации стандарты подразделяются: стандарты основополагающие; стандарты продукции (услуги); стандарты на процессы; стандарты на методы контроля.
Сертификация продукции – это способ подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.
Перечни товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Система сертификации состоит из федеральных органов сертификации (более десяти).
Схема сертификации – совокупность и последовательность отдельных операций по сертификации: испытания; проверка производства; инспекторский контроль; другие способы доказательства соотвествия.
Тема: Производственное планирование и бизнес-план предприятия
Планирование - это совокупность приемов и способов разработки планов.
Система показателей плана включает в себя:
1) Количественные показатели – выражаются абсолютными величинами (объем продукции, объем реализации, численность работающих и т.д.)
2) Качественные показатели – выражаются относительными величинами (рост производства; снижение себестоимости и т.п.)
3) Объемные показатели – абсолютные величины производства в целом (объем трудовых затрат; объем материальных ресурсов и т.п.)
4) Удельные показатели – отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей (затраты металла на единицу продукции; капвложение на единицу производственной мощности и т.п.)
План развития предприятия включает следующие основные разделы:
- план производства промышленной продукции (производственная программа);
- план развития науки и техники;
- план повышения экономической эффективности производства;
- план капитального строительства;
- план материально-технического обеспечения;
- план по труду и кадрам;
- план по издержкам производства и реализации продукции;
- финансовый план;
- план социального развития коллективов предприятий и объединений;
- план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
План производства продукции (производственная программа) обязательно включает: а) задание по производству продукции в натуральном выражении; б) задание по дальнейшему повышению качества продукции.
Объем реализуемой продукции по плану Рп можно определить:
Рп = Тп + Он.п.1 – Он.п.2
Тп – объем товарной продукции по плану;
Он.п.1; Он.п.2 – остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода соответственно.
В практике предпринимательской деятельности существует необходимость иметь один планирующий документ, учитывающий в той или иной мере все основные планы. Таким документом является бизнес-план.
Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы основные экономические параметры предприятия.
Особенности бизнес-плана:
а) имеют вероятностный характер, различные варианты делового поведения предприятия.
б) всегда имеет адресата (партнер, инвестор, руководство и т.д.), т.е. необходимо учитывать интересы того, кому он адресован.
Содержание и порядок разработки бизнес-плана:
Бизнес-план не имеет жесткой структуры и может содержать от 5 до 18 разделов. Обязательными элементами плана должны быть:
1. Резюме – привлекательность проекта; ресурсы; отдача.
2. Общая часть – цели; стратегии; своеобразие; команда.
3. Маркетинговая часть – состояние рынка; конкуренты; потребители.
4. Оперативные планы – план производства; создание мощностей; снабжение; трудовые ресурсы.
5. Финансовая часть – финансовые условия; финансовые прогнозы; расчет издержек; план доходов и расходов; план движения денежных средств; баланс.






