Базовые методы групповой психокоррекции

И широком смысле метод понимается как способ достижения цели, осуществления познания, освоения и преобразовании объектов действительности, включающий в себя общие принципы и конкретные приемы обращения с тем или иным предметом124.

В процессе групповой психокоррекции работа: в группе (с каждым участником), с группой (как единым целым), через группу (с отдельными участниками средствами самой группы).Следовательно, при разработке классификации психокоррекционных методов необходимо опираться на критерии, учитывающие как уровни осуществления деятельности руководителя группы, так и единство индивидуальных и групповых процессов.

К основным методам групповой психокоррекции традиционно относят групповую дискуссию, ролевую игру, психогим­настику, проективный рисунок и музыкотерапиюпь.

Каждый из указанных методов может использоваться в психокоррекции и как самостоятельный метод. Однако в данном случае речь идет о комплексе методов, применяемых в работе психокоррекционной группы.

Все методы групповой психокоррекции условно подразделяют на:

1. Основные и вспомогательные. Основным методом груп­повой психотерапии является групповая дискуссия, остальные рассматриваются в качестве вспомогательных.

2. Вербальные и невербальные. Деление на вербальные невербальные методы основано на преобладающем виде коммуникации и характере получаемого материала. К вербальным
методам относят групповую дискуссию и психодраму, к невербальным — психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию.

Все методы групповой психокоррекции выполняют две основные функции — психодиагностическую и собственно коррекционную. В соответствии с представлениями о том, в какой степени та или другая функция реализуется в ходе использования каждого метода, и осуществляется такое разделение. Тай полагают, что групповая дискуссия в большей степени направлена на реализацию собственно психокоррекционных задач, вто время как вспомогательные методы в основном способствуют осуществлению личностной диагностики. Однако такое деление в значительной степени является условным. Личностная диагностика в процессе групповой психокоррекции (раскрытие клиентом собственных проблем, «диагностика» их им самим, другими членами группы и психотерапевтом) и собственно процесс психокоррекции (осознание клиентом своих про блем и конфликтов и их переработка и коррекция) тесно свя заны и представляют собой единый процесс, отдельные элементы которого могут быть обособлены лишь теоретически126.

Вербальные методы базируются на вербальной коммуника­ции, направлены преимущественно на анализ вербального матеиала. Невербальные методы опираются на невербальную актив­ность, невербальную коммуникацию и концентрируются на анализе невербальной продукции. Формально разделение методов Групповой психотерапии на вербальные и невербальные является оправданным, но практически любое взаимодействие в груп­пе включает как вербальный, так и невербальный компоненты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: