И широком смысле метод понимается как способ достижения цели, осуществления познания, освоения и преобразовании объектов действительности, включающий в себя общие принципы и конкретные приемы обращения с тем или иным предметом124.
В процессе групповой психокоррекции работа: в группе (с каждым участником), с группой (как единым целым), через группу (с отдельными участниками средствами самой группы).Следовательно, при разработке классификации психокоррекционных методов необходимо опираться на критерии, учитывающие как уровни осуществления деятельности руководителя группы, так и единство индивидуальных и групповых процессов.
К основным методам групповой психокоррекции традиционно относят групповую дискуссию, ролевую игру, психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапиюпь.
Каждый из указанных методов может использоваться в психокоррекции и как самостоятельный метод. Однако в данном случае речь идет о комплексе методов, применяемых в работе психокоррекционной группы.
|
|
Все методы групповой психокоррекции условно подразделяют на:
1. Основные и вспомогательные. Основным методом групповой психотерапии является групповая дискуссия, остальные рассматриваются в качестве вспомогательных.
2. Вербальные и невербальные. Деление на вербальные невербальные методы основано на преобладающем виде коммуникации и характере получаемого материала. К вербальным
методам относят групповую дискуссию и психодраму, к невербальным — психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию.
Все методы групповой психокоррекции выполняют две основные функции — психодиагностическую и собственно коррекционную. В соответствии с представлениями о том, в какой степени та или другая функция реализуется в ходе использования каждого метода, и осуществляется такое разделение. Тай полагают, что групповая дискуссия в большей степени направлена на реализацию собственно психокоррекционных задач, вто время как вспомогательные методы в основном способствуют осуществлению личностной диагностики. Однако такое деление в значительной степени является условным. Личностная диагностика в процессе групповой психокоррекции (раскрытие клиентом собственных проблем, «диагностика» их им самим, другими членами группы и психотерапевтом) и собственно процесс психокоррекции (осознание клиентом своих про блем и конфликтов и их переработка и коррекция) тесно свя заны и представляют собой единый процесс, отдельные элементы которого могут быть обособлены лишь теоретически126.
Вербальные методы базируются на вербальной коммуникации, направлены преимущественно на анализ вербального матеиала. Невербальные методы опираются на невербальную активность, невербальную коммуникацию и концентрируются на анализе невербальной продукции. Формально разделение методов Групповой психотерапии на вербальные и невербальные является оправданным, но практически любое взаимодействие в группе включает как вербальный, так и невербальный компоненты.