Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей в РФ

Элементы статуса Президент РФ СФ ФС ГД ФС Правительство Высшие суды
Формирование (избрание) и досрочное прекращение полномочий Избирается населением. Может быть отрешен от должности СФ по обвинению, выдвинутому ГД. Формируется на основе представительства субъектов РФ Не может быть распущен. Избирается населением Может быть распущена Президентом Председатель Правительства назначается Президентом с согласия ГД Может быть отправлено в отставку Президентом Судьи КС, ВС и ВАС назначаются СФ по представлению Президента Суды не могут быть распущены
Участие в законодательном процессе Обладает правом законодательной инициативы. Отклоняет принятые ГД и одобренные СФ ФЗ. Подписывает и обнародует законы. Обладает правом законодательной инициативы. Одобряет или отклоняет принятые ГД законы. Вправе преодолеть вместе с ГД вето Президента. Принимает законы. Вправе преодолеть вето Президента (вместе с СФ). Обладает правом законодательной инициативы. Дает предварительные заключения по ряду законопроектов. КС, ВС, ВАС обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.
Участие в международном-договорном процессе Ведет переговоры и подписывает МД (межгосударственные договоры). Подписывает ФЗ о ратификации. Подписывает ратификационные грамоты. Ратификация и денонсация МД РФ Ратификация и денонсация МД РФ Исполняет МД РФ. Заключает межправительственные договоры. КС рассматривает запросы о конституционности МД РФ, не вступивших в силу.
Участие в избирательном процессе Назначает выборы ГД. Участвует в формировании ЦИК (назначает 5 членов). Назначает выборы Президента РФ. Участвует в формировании ЦИК (назначает 5 членов). Принимает законы о выборах. Участвует в формировании ЦИК (5 членов). Исполняет избирательное законодательство. Содействует проведению выборов. КС разрешает дела о проверке конституционности избирательного законодательства. ВС рассматривает жалобы на действия и решения ЦИК.

71. Место президента в системе органов государственной власти. Полномочия главы государства.

В истории нашего государства предпринимались попытки введения института президентства:

1. При подготовке проекта Конституции СССР 1936 г. Сталину предлагали, но он эту идею отверг.

2. При подготовке проекта Конституции СССР 1977 г. Хрущев хотел, но его сняли.

3. В 1990 году был учреждён пост Президента СССР. Им стал Горбачёв, избранный 3 Внеочередным Съездом народных депутатов.

Введение поста Президента РФ было осуществлено в соответствии с результатами всероссийского референдума 17.03.1991

Конституция 1993г. исходит из ведущего положения президента РФ в системе государственных органов страны, это отражается даже в очередности глав в Конституции РФ.

Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ранее Президент определялся как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо в стране).

Президент РФ принимает меры по охране Конституции, обеспечивает согласованное функционирование ОГВ, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Модель сильного российского Президента проявляется в следующих элементах конституционного статуса:

1. Избирается народом, который доверяет Президенту высшие государственные функции;

2.Президент не входит в систему разделения властей. По ст. 11 КРФ осуществляет государственную власть, но какую не понятно, некоторые авторы выделяют самостоятельную президентскую власть;

3.Только Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех иных органов государственной власти – и федеральных, и органов субъектов. Никакие другие органы такими полномочиями не располагают;

4. Президент в целом не зависим от других органов власти. Система сдержек и противовесов действует в отношении него минимально;

5.Возможности самого Президента весьма внушительны от послания ФС, внесения проектов законов, право вето, предложение кандидатур должностных лиц, и кончая правом роспуска ГД;

6.У Президента есть возможность правотворчества по вопросам собственного ведения, а также в установленных пределах и своеобразно законотворчества, т.е. принятие указов, которые в отсутствие законов регулируют общественные отношения, составляющие предмет закона, и действуют до тех пор, пока не появится соответствующий закон;

7. Президент держит в руках все направления внутренней и внешней политики, определяет их;

8. По мнению Авакьяна С.А. «Правительство РФ вполне можно назвать Правительством Президента РФ, поскольку он его полностью формирует, направляет деятельность и в любой момент вправе отправить его в отставку»

9. Президент заботиться о безопасности РФ, определяет военную доктрину. Является председателем Совета Безопасности, ему как Верховному Главнокомандующему подчинены все ВС, а также высшее командование.

Президент - ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны.

Полномочия Президента, как главы государства:

1.По статье 83 КРФ:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

2. По статье 84 КРФ:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

3.По статье 85 КРФ:

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

4.По статье 86 КРФ:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

5.По статье 87 КРФ:

1.Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

6.По статье 88 КРФ:

1.Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

7.По статье 89 КРФ:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

8.По статье 90 КРФ:

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 N 134-О "По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации"

Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании находящихся во взаимосвязи предписаний статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, ссылаясь на неопределенность в их понимании.

Согласно этим конституционным положениям одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд (статья 81, часть 3); Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран (пункт 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения").

Государственная Дума просит разъяснить, является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, избранного до вступления в силу ныне действующей Конституции Российской Федерации и осуществлявшего установленные Конституцией Российской Федерации полномочия со дня ее вступления в силу, сроком, предусмотренным статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, т.е. является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, указанный в пункте 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, первым из двух сроков, предусмотренных ее статьей 81 (часть 3). Государственная Дума полагает, что на следующих выборах на должность Президента Российской Федерации может быть избрано лишь лицо, не занимавшее ранее эту должность.

КС установил:

Избиратели, голосуя в 1996 году за кандидатуру действовавшего Президента Российской Федерации, исходили из того, что избирают его на второй срок полномочий в соответствии со статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Свободные выборы, согласно статье 3 (часть 3) Конституции Российской Федерации, являются высшим непосредственным выражением власти народа. В этой связи доводы о том, что предусмотренное статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничение продолжительности полномочий одного и того же Президента двумя сроками подряд относится якобы только к случаю, когда оба срока полностью имели место в период действия нынешней Конституции Российской Федерации, и что указанный в пункте 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения" срок не является первым сроком в смысле статьи 81 (часть 3), вступают в противоречие с выраженной на выборах волей народа.

Необходимо учесть, что сам Президент Российской Федерации, являясь согласно статье 80 (часть 2) Конституции Российской Федерации гарантом Конституции Российской Федерации, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах в 2000 году не будет баллотироваться на должность Президента Российской Федерации на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции Российской Федерации, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры.

КС постановил:

Производство по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации прекратить в связи с отсутствием неопределенности в их понимании, поскольку в соответствии с ними Президент Российской Федерации до выборов в июне - июле 1996 года осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на второй срок подряд.

72. Срок полномочий президента. Временное исполнение обязанностей Президента председателем Правительства и досрочное прекращение полномочий. Постановление о толковании ч. 2 статьи 92 КРФ.

Согласно поправкам к Конституции от 30 декабря 2008г. президент избирается на срок до 6 лет. Президентом м.б. лицо не моложе 35 (верхнего предела теперь нет), постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Президент вправе приостановить свое членство на срок осуществление полномочий.

Вступает в должность на 30 день со дня официального объявления ЦИК РФ о результатах выборов. Приносит присягу народу (ст.82 КРФ): «Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов СФ, депутатов ГД, и судей КС, этого требует КРФ, в реальности присутствуют также руководители ФОИВ, многие главы исполнительной власти субъектов, представители полит.партий, общественных объединений, духовенства, дипломатического корпуса.

Офиц.резиденция - Кремль. Есть свой штандарт Президента (квадратное полотнище из трех равновеликих полос, белого, синего и красного цвета, в центре золотое изображение герба, полотнище окаймлено золотой бахромой. На древке штандарта крепится серебренная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента датами его пребывания на этом посту.

ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА.

Отставка - добровольный уход.

Уход в отставку.

Официальным заявлением, путем издания Указа (пример: Президент Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999г. «Об исполнении полномочий Президента»)

Прекращение полномочий Президента наступает с момента объявления, издания указа об этом (к примеру, может быть «объявляю сейчас, что ухожу через 2 месяца»). Но это не желательно, т.к. в промежутки между изданием указа и реального ухода в отставку могут породить нестабильность, волнение в обществе (Ельцин объявил, что уходит в отставку с 12 часов 00 минут).

Прекращениеполномочий по состоянию здоровья.

Если при стойкой трудоспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие полномочия Президент сам объявляет о прекращении своей деятельности, то юридически это ни чем не отличается от отставки.

Однако КРФ предполагает, что в такой ситуации воля Президента не имеет значения, т.к. его личное мнение его не испрашивается, в виду состояния его здоровья. Определяющим фактором в данной ситуации является заключение компетентной медицинской комиссии о стойкой и необратимой неспособности по состоянию здоровья осуществления Президентом принадлежащих ему полномочий.

КС РФ в постановлении от 11 июля 2000г. по делу о толковании ст.91 и ч.2 ст.92 КРФ отметил: «Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями КРФ. По смыслу части 2 ст.92 КР во взаимосвязи с частями 1 и 3 ст.92, ч.1 ст.93 КРФ, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным не исполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой».

По мнению С.А. Авакьяна «в таком случае - в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания – волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращение полномочий Президента».

Отрешение от должности.

В соответствии со ст. 93 КРФ Президент м.б. отрешен от должности СФ на основании выдвинутого ГД обвинения в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления.

Порядок:

1. Предложение о выдвижении обвинения может быть вынесено при инициативе не менее 1/3 депутатов ГД. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту.

2. Предложение направляется на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. На данном этапе ГД не обсуждает вопрос обвинения.

3. Комиссия состоит 13 членов и председателя, председатель избирается путем открытого голосования, члены комиссии избираются по представлению фракций общим списком, заместитель председателя на заседании комиссии. Основная форма работы комиссии заседания,

4. Обсуждение на заседании. Председатель делает доклад, содоклады делают депутаты, уполномоченные депутатами палаты, внесшими предложения о выдвижении обвинения, Президент или полномочный представитель Президента в ГД. Члены специальной комиссии выступают с докладами по вопросам их особого мнения. В обсуждениях участие принимают участие депутаты, а также эксперты и др. лица. По итогам принимается решения, постановление о выдвижении обвинения д.б. принято не менее чем 2/3 от общего числа депутатов ГД. Если обвинений несколько, то голосование по каждому. Решение о способе голосования по вопросу принимается большинством от общего числа депутатов ГД. Голосование проводит Счетная комиссия палаты. Оформленное постановление направляется в СФ, а также Конституционный Суд, ВС для дачи заключения.

5. Заключение ВС о наличии в действиях президента состава преступления.

6. После поступления СФ всех необходимых документов, Председатель СФ незамедлительно направляет в комитет СФ по конституционному законодательству и созывает заседание СФ для принятия решения о направлении запроса в Конституционный Суд о даче заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента. Председатель уведомляет Президента, Председателя ГД, Председателя Правительства, Председателя КС, Председателя ВС о проведении заседании, на котором будет рассматриваться указанный вопрос.

7. Рассмотрение вопроса об отрешении от должности на заседании СФ начинается с доклада председателя об основаниях выдвижения обвинения. Затем слово предоставляется Председателю КС для оглашения заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президенту, а также председателю ВС для оглашения заключения Суда о наличии в действия Президента признаков состава преступления, далее заслушивается заключение комитета по конституционному законодательству. Президенту, либо его представителю слово предоставляют по их желанию

8. Решение об отрешение Президента от должности д.б. принято не позднее чем в трех месячный срок после выдвижения ГД обвинения (если в указанный срок решение не принимается, обвинение против Президента считается отклоненным). Решение принимается тайным голосованием с использование бюллетеней и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов СФ. Если необходимое число голосов не набрано, рассмотрение обвинения против Президента прекращается, что оформляется постановлением СФ, данное постановление незамедлительно доводится до сведения через СМИ для всеобщего сведения.

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПРЕЗИДЕНТА ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА.

ч.2 статьи 92 КРФ предусмотрено, что при любом случае досрочного прекращения полномочий Президента, выборы президента должны состояться не позднее трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий.

ч.3 статьи 92 предусмотрено, что во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

С какого момента Председатель Правительства осуществляет полномочий Президента?

1. При отставке в день и час его ухода.

2. Если по состоянию здоровья, то либо это момент, который указал сам Президент, либо с момента заключения соответствующей комиссии.

3. При отрешении Президента от должности в день принятия решения об отрешении СФ.

Кроме юр. факта временного исполнения полномочий Президента Председателем Правительства, необходим акт, обозначающий момент начала осуществления полномочий. Если Президент поручает своим указом исполнение полномочий, то это соответственно указ, в иных случаях речь идет об акте самого Председателя Правительства, в котором он указывает, что приступил к соответствующим полномочиям.

Во-первых на случай выборов Президента это будет означать начало трех месячного срока;

Во-вторых, только с такого момента Председатель Правительства имеет право делать то, что полагается делать президенту;

В- третьих, такой акт нужен для общественного спокойствия;

В-четвертых, он требуется по международным соображениям;

Непонятен вопрос, какие акты может издавать Председатель Правительства, ведь указы и распоряжения исполняющего обязанности не предусмотрены.

С.А. Авакьян считает, что при исполнении П.П. обязанностей Президента на случай его болезни, ему лучше решать лишь текущие вопросы, а вопросы, требующие принятия соответствующих актов, оставить до возвращения Президента, либо до избрания нового.

АНАЛИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 N 10-П "По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации"

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании положений частей 2 и 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их системной связи.

Истолковать было необходимо:

1. Во всех ли случая ч.3 когда Президент «не в состоянии выполнять свои обязанности» это является окончательным прекращением его полномочий?

2. Необходимо ли отличать невозможность исполнения полномочий во временной ситуации (передал, а потом возвращает себе. К примеру, Б.Н. Ельцин перед операцией на сердце своим указом возложил своим указом осуществление полномочий Президента на председателя Правительства Черномырдина, а на следующий день известил о своем возвращении) от бесповоротной ситуации?

КС предлагает в данном Постановлении отличать ситуации, когда Президент в силу состояния здоровья возлагает исполнение обязанностей на Председателя Правительства, и когда уже становится очевидным, что он не сможет вернутся к исполнению обязанностей Президента.

Когда Президент в силу состояния здоровья не может осуществлять свои полномочия, он в целях непрерывности управления государством возлагает полномочия на Председателя Правительства с учетом ограничений установленных КРФ. Если Президент в силу исключительных обстоятельств не в состоянии ни выполнять свои полномочия, не возложить их выполнение на Председателя Правительства, то председатель Правительства временно исполняет их в строгом в соответствии с КРФ и учетом ограничений.

Далее итог м.б. такой либо Президент возвращается к исполнению своих обязанностей, либо Председатель Правительства исполняет обязанности до избрания нового Президента. В этой связи КС РФ указывает в Постановлении, что: «Как следует из частей 2 и 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации, ограниченное по времени исполнение обязанностей Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации имеет место соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей или до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации».

73. Полномочий Президента, как фактического главы исполнительной власти. Собственные нормотворческие полномочия. Дискреционные полномочия.

Полномочия, как главы исполнительной власти.

1.Президент в соответствии со статьей 83 КРФ с согласия ГД назначает на должность Председателя Правительства (далее П.П). Получив согласия ГД назначает ПП и поручает предоставить ему предложения по составу правительства (не ФЗ «О правительстве», не регламентом Правительства не установлено как, письменно или устно вносятся предложения).

2. Формирует весь состав Правительства, назначает на должность и освобождает от должности зам. П.П. и федеральных министров.

3. Указом Президента устанавливается система и структура ФОИВ (при избрании, а также после отставки правительства и при проведении реформ).

4.Назначает и освобождает от должности руководителей и заместителей ФОИВ, руководство которыми осуществляет Президент.

5. Принимает решение об отставке Правительства (как при самостоятельном уходе, так и по решению Президента).

Собственные нормотворческие полномочия.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

УКАЗЫ (являются ведущей формой).

Можно выделить два вида:

1. Нормативные Указы;

2. Указы регулирующие вопросы ненормативного характера (наградные дела, предоставление гражданства)

РАСПОРЯЖЕНИЯ.

Являются ненормативными, а правоприменительными актами и чаше всего касаются отдельных вопросов.

Указы и Распоряжения д.б. взаимно согласованны и обладают равной юр.силой.

Принятие указа вместо закона на время отсутствия закона возможно, когда концепция регулирования ясна и ее государственной оценке органы не расходятся. В обратной ситуации, это будет подмена Президентом Парламента.

Акты Президента публикуются В СЗ РФ.

В соответствии с Указом Президента «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нпа ФОИВ»

Акты президента и Правительства подлежат официальном опубликованию в течение 10 дней в СЗ и Российской газете.

Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их официального опубликования.

Акты, содержащие сведения, составляющие гос.тайну или сведения конфиденциального характера вступают в силу со дня их подписания.

В актах Президент может установить другой порядок их вступления в силу.

Дискреционные полномочия Президента РФ.

Дискреционные полномочия (скрытые полномочия) – это совокупность прав и обязанностей, предоставляющих возможность ОГВ или ДЛ определить форму и содержание своих действий.

КРФ не исключает наличие у Президента широких дискреционных полномочий, при этом он не должен подменять законность целесообразностью, а действовать в соответствии КРФ и основами конституционного строя в частности.

В частности, на примере права Президента издавать Указы, регулирующие общ. отношения, которые д.б. урегулированы Законом.

Б.Н. Ельцин занимал по этому поводу следующую позицию, которую изложил в Послании ФС от 16 февраля 1995 г.: «Объем предстоящей законодательной работы настолько громаден, что парламент еще не скоро удовлетворит потребности практики в качественных законах». Б.Н. Ельцин считал, что Президент обязан своими нормативными Указами заполнять правовые пробелы.

Несомненно, Президент РФ, как гарант КРФ, обязан обеспечивать её действие. Однако в тех случаях когда КРФ прямо предусматривает принятие Законов, принятие Указов в данном случае не возможно (к примеру, вопросы гражданства в соответствии с КРФ д.б. урегулированы законом, следовательно Указ о гражданстве, даже в отсутствии закона не м.б. принят. Приватизация 1 и 2 этапы проводились на основании Указов «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» т.к.ГД не были приняты необходимые законы).

В этой связи Авакьян С.А. считает целесообразным предусмотреть в КРФ возможность делегирования полномочий по урегулирования отношений Президентом с помощью соответствующих указов. Отсутствие такого положения в КРФ создает опасность вторжения Президента в компетенцию парламента.

АКТФ ПРЕЗИДЕНТА

Акты Президента подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их подписания. Официальными являются также………

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

*из лекций:

През-т осуществляет не только полномочия, прямо закрепленные за ним в К РФ, но и вытекающие из основных функций и целей его дея-сти.

Так называемые полномочия по усмотрению. Постановления от 31.07.95, 30.04.96 (Пр-т восполнял правовой пробел).

74. Правовой статус администрации Президента.

С принятием КРФ 1993г. Администрация Президента (далее АП) получила конституционный ранг (п. «и» ст.83 КРФ). Реальная роль АП зависит от ее руководителя. К примеру, Указом 1996г. было утверждено Положение об АП, в соответствии с которым АП являлась государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ. Депутаты ГД оспорили данный Указ, однако, в Положение были внесены изменения, и депутаты ГД отозвали своё обращение в КС.

Последнее реформирование АП, было в 2004г., оно было незначительным и было призвано оптимизировать структуру АП, сокращение расходов на е финансирование.

Положение об АП утверждено Указом Президента РФ от 06.04.2004 N 490

"Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации"

Указ Президента РФ от 25.03.2004 N 400"Об Администрации Президента Российской Федерации".

ЦЕЛИ АП:

1.обеспечения реализации Президентом Российской Федерации полномочий главы государства;

2.осуществления контроля за исполнением решений Президента Российской Федерации;

3.подготовки предложений Президенту Российской Федерации о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

4.содействия Президенту Российской Федерации в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;

5.разработки общей стратегии внешней политики Российской Федерации, обеспечения реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации;

6.разработки совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией;

7.обеспечения деятельности Президента Российской Федерации по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации;

8.содействия Президенту Российской Федерации в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

9.содействия Президенту Российской Федерации в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

10.обеспечения реализации Президентом Российской Федерации иных возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий.

ФУНЦИИ АП:

1.организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

2.подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

3.подготовка предложений о подписании Президентом Российской Федерации федеральных законов либо об их отклонении;

4.подготовка, согласование и представление Президенту Российской Федерации проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской Федерации, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту Российской Федерации документов;

5.обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также иных документов, подписанных Президентом Российской Федерации;

6.подготовка материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;

8.обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации и других совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

9.осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента Российской Федерации;

10.подготовка проектов обращений Президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;

11.подготовка предложений Президенту Российской Федерации об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

12.обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;

13.обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

14.обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

15.содействие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

16.содействие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий в области противодействия коррупции;

17.обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации;


18.организационное обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по осуществлению актов помилования;

19.сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

20.учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту Российской Федерации;

21.обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

При реализации возложенных на АП функций:

1.Взаимодействует:

1. СФ и ГД

2. Правительством

3. КС, ВС и иными судами РФ

4. Ген. Прокуратурой

5. СК

6. ФОИВ и их терр. Органами

7. ОГВ субъектов РФ

8. ОМС

9. государственными органами иностранных государств и их должностными лицами

10. с российскими, международными и иностранными организациями.

2.подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

3.подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в отношении средств массовой информации, а также по обеспечению граждан Российской Федерации объективной информацией о внутренней и внешней политике Российской Федерации;

4..осуществляет совместно с федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, функции учредителя средств массовой информации;

5.подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, урегулирования конфликта интересов, реформирования и развития государственной и муниципальной службы;

6.подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области местного самоуправления;

7.осуществляет учет лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или по представлению Президента Российской Федерации, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, лиц, кандидатуры которых представлены для назначения на эти должности, и других лиц в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ведет базы персональных данных указанных лиц;

8.принимает меры по профилактике коррупции, осуществляет проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, должностей высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, должностей государственной службы и руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими указанные должности, а также другие проверки в соответствии с указами Президента Российской Федерации;

9.запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также от организаций;

10.пользуется государственными банками данных, использует государственные, в том числе правительственные, системы связи;

11.осуществляет руководство организациями, находящимися в ее ведении;

12.организует проведение научных и исследовательских работ, в том числе с привлечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов;

13.исполняет поручения и контролирует исполнение поручений Президента Российской Федерации;

14.осуществляет во взаимодействии с Управлением делами Президента Российской Федерации финансовое, материально-техническое, организационное и иное обеспечение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (в установленных законодательством Российской Федерации случаях), лиц, замещающих в Администрации должности федеральной государственной гражданской службы, и их социально-бытовое обслуживание, а также обеспечение деятельности Администрации, в том числе единого порядка документооборота в Администрации и комплектования архивного фонда.

Общее руководство осуществляет Президент.

СОСТАВ АП (Все нижеперечисленные подчиняются непосредственно Президенту):

1.Руководитель Администрации Президента Российской Федерации (Представляет АП в ФОГВ, ОГВ субъектов, ОМС, в международных и иностранных организациях. Осуществляет общее руководство управлений, распределяет обязанности между заместителями руководителя, координирует деятельность помощников, по поручению Президента вносит в Правительство предложение о подготовке ФЗ, распоряжается бюджетными средствами в соответствии со сметой, и многое другое);

2. два первых заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (издают распоряжение АП по вопросам ее деятельности в соответствии с распределением обязанностей);

3. два заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

Заместитель;

4.Пресс-секретарь Президента Российской Федерации;

5. помощники Президента Российской Федерации, включая помощников Президента Российской Федерации - начальников управлений Президента Российской Федерации (подготоваливают предложения Президента по реализации его полномочий, участвуют в подготовке официальных визитов и встреч, подготавливают проекты поручений и исполняют отдельные поручения президента, они могут по решению президента возглавлять самостоятельные подразделения АП. Перечислены далеко не все полномочия их очень много);

6.руководитель протокола Президента Российской Федерации

7. полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах(представляют интересы, вносят представления о назначении о освобождении от должности своих заместителей, а также помощников. У них есть свои аппараты, является юр.лицом, имеет свою печать, расчетные и текущие счета.;

8.полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка;

9.советники Президента Российской Федерации (подготавливают для Президента справочные, аналитические и иные материалы, обеспечивают по поручению Президента и Руководителя АП деятельность совещательных и консультативных органов, взаимодействуют с управлениями, исполняют отдельные поручения);

10. старшие референты, референты Президента Российской Федерации (осуществляют подготовку тезисов выступлений и обращений Президента, аналитических справок и записок, ведут информационно-консультативную работ, исполняют отдельные поручения Президента и руководителя Администрации. Число определяется Президентом);

и иные должностные лица Администрации;

Плюс существуют самостоятельные подразделения АП. В соответствии с Указом президента от 25 марта 2004г. к ним относятся:

1.Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации (на правах управления);

2.Аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (на правах управления);

3.Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации;

4.Канцелярия Президента Российской Федерации (на правах управления);

5.Контрольное управление Президента Российской Федерации;

6.Референтура Президента Российской Федерации (на правах управления);

7.Секретариат Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (на правах управления)

8.Управление Президента Российской Федерации по внешней политике

9.Управление Президента Российской Федерации по внутренней политике

10.Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров

11.Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам

12.Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан

13.Управление информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации

14.Управление Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами

16.Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций

17. Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации

18.Управление протокола Президента Российской Федерации

19.Экспертное управление Президента Российской Федерации

20.Управление Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации

21.Управление Президента Российской Федерации по социально-экономическому сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия

22.Управление Президента Российской Федерации по общественным связям и коммуникациям

23.Управление Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике

24.Управление Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии

25.Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: