История. Годы Форма законодательной (квазизаконодательной) власти

Годы Форма законодательной (квазизаконодательной) власти

До 1477 Монарх единолично

С 1477 Монарх, Боярская Дума

С 1711 Монарх, Правительствующий сенат

С 1810 Монарх, Государственный Совет

С 1906 Монарх, ГД и Государственный Совет

С марта по октябрь 1917 Временное правительство

С октября 1917 Всероссийский Съезд Советов; ВЦИК; СНК

С 1937 Верховный Совет; Президиум ВС

С 1990 Съезд народных депутатов; Верховный Совет (делился на палаты: Совет Республики (ПЕРВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ – ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ ИСАКОВ – ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ТГП СЮИ!!! – САЛИКОВ СПРАШИВАТЬ БУДЕТ!!!) и Совет Национальностей).

С 1993 Федеральное Собрание

Согласно Конституции РФ ФС РФ выступает в качестве:

1. Парламента РФ (представительного и законодательного органа);

2. Постоянно действующего органа.

ФС является бикамеральным парламентом и состоит из двух палат: СФ и ГД.

Конституция РФ не характеризует палаты ФС в качестве верхней или нижней. Однако СФ выполняет роль верхней палаты, осуществляющей контроль за качеством законов, принимаемых ГД, которую можно расценивать как нижнюю палату.

Правовой статус и порядок деятельности палат ФС определяется Конституцией РФ и Регламентами палат.

Регламент – это юридический документ палаты ФС, определяющий организацию и внутренний распорядок её деятельности.

Палаты ФС заседают раздельно.

Палаты ВС (СР и СНД) РФ заседали совместно, хотя иногда и проводили раздельные заседания.

В то же время Конституция определяет случаи, когда они собираются вместе:

1. Заслушивание Посланий Президента.

2. Посланий КС.

3. Выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания СФ и ГД являются открытыми. Однако по решению палат в случаях, предусмотренных их Регламентами, они вправе проводить закрытые заседания.

Палаты ФС из своего состава избирают председателей и заместителей.

Палата вправе переизбрать своего Председателя и его заместителя.

Полномочия Председателя могут быть прекращены досрочно.

Заместители председателя:

1. Оказывают помощь Председателю

2. По поручению Председателя председательствуют на заседании

3. В отсутствии Председателя выполняют его функции.

Каждая из палат ФС:

1. Образует комитеты и комиссии

2. Проводит парламентские слушания по вопросам своего ведения

3. Участвуют в формировании Счётной палаты

4. Принимает постановления и иные акты.

Правовой статус и порядок деятельности палат ФС определяется Конституцией РФ и Регламентами палат.

Регламент – это юридический документ палаты ФС, определяющий организацию и внутренний распорядок её деятельности.

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ И ОБЩИЙ ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В соответствии с КРФ, парламент - Федеральное собрание РФ - двух палатный – Совет Федерации и Государственная.

Структура:

Совет Федерации. Не имеет срока полномочий, является постоянно функционирующей, состав меняется по ходу работы. По два представителя от каждого субъекта РФ, по одному от представительного и исполнительного органа власти (83*2=166 членов Совета Федерации. Член СФ – представитель от ЗПО субъекта РФ избирается им на срок своих полномочий.

Член СФ – представитель от двухпалатного ЗПО субъекта РФ избирается поочерёдно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Кандидатуры для избрания представителя в СФ от ЗПО субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном ЗПО – поочередно председателями палат. Кроме того, альтернативные кандидатуры может привести группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа ЗПО.

Представитель СФ от исполнительного ОГВ субъекта РФ назначается ВДЛ субъекта РФ на срок его полномочий.

Кандидаты для избрания в качестве представителя в СФ обязаны представить соответствующую в ЗПО или ВДЛ субъекта РФ:

1. Сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения);

2. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

1. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых теперь только по спискам политических партий. Государственная дума работает сессиями. ГД избирается сроком на 5 лет.

Одно и то же лицо не может входить в обе палаты ФС. Депутат Государственной Думы и членов СФ не может быть депутатов других представительных органов и ОМС. Все парламентарии работают на профессиональной основе и получают вознаграждение за свою деятельность.

Совет ГД в соответствии с регламентом ГД (для Оли важно т.к. есть отдельный вопрос к экзамену в аспирантуру. Мы можем просто прочитать)

Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются:

1.председатель Государственной Думы;

2.первые заместители Председателя Государственной Думы;

3.заместители Председателя Государственной Думы;

4.руководители фракций.

5.Если в соответствии в составе фракции созданы внутрифракционные группы, то в состав Совета Государственной Думы с правом решающего голоса входят не более двух руководителей внутрифракционных групп (по поручению руководителя фракции).

В работе Совета Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители комитетов Государственной Думы.

В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать:

а) полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе;

б) полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе;

в) представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Государственной Думы рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы.

Депутат Государственной Думы вправе присутствовать на заседании Совета Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы.

Совет Государственной Думы (Я ДУМАЮ, МОЖНО ПЕРЕЧИСЛИТЬ НЕСКОЛЬКО И ВСЕ):

а) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию;

б) принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы ни текущую сессию;

в) формирует проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц;

в. принимает решение о проведении дополнительного заседания Государственной Думы и определяет дату его проведения;

г) формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы и проект порядка работы дополнительного заседания Государственной Думы;

д) созывает по предложению Президента Российской Федерации, по требованию фракции, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;

е) назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта,;

ж) направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные настоящим Регламентом;

з) по предложению комитетов Государственной Думы принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования;

з.1) принимает решение о процедуре рассмотрения вопросов Государственной Думой в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом;

и) принимает решение о проведении парламентских слушаний;

и.1) утверждает план мероприятий по взаимодействию Государственной Думы с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации на очередной год, принимает решение о проведении комитетами, комиссиями парламентских слушаний, конференций, совещаний, "круглых столов", семинаров в субъектах Российской Федерации;

к) принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

к.1) утверждает планы международных связей Государственной Думы с парламентами других государств;

к.2) одобряет проект бюджетной сметы Государственной Думы на текущий финансовый год;

к.3) рассматривает отчет Руководителя Аппарата Государственной Думы об исполнении бюджетной сметы Государственной Думы за истекший финансовый год;

к.4) принимает решение о награждении почетным знаком Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма";

к.5) принимает решение по предложению профильного комитета о направлении представителей Государственной Думы для участия в работе пленарных заседаний Общественной палаты, совета Общественной палаты, ее комиссий и рабочих групп;

к.6) организует работу по подготовке рассмотрения Государственной Думой вопроса о ежегодном отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности;

к.7) принимает решение по предложению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы о приглашении представителей политических партий, федеральные списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов (далее - политические партии, не представленные в Государственной Думе), на заседание Государственной Думы;

к.8) принимает решение об образовании межфракционной рабочей группы;

к.9) принимает решение о продлении срока представления поправок к законопроекту;

к.10) направляет поступившие в Государственную Думу проекты государственных программ Российской Федерации, проект основных направлений бюджетной политики Российской Федерации и проект основных направлений налоговой политики Российской Федерации в Совет Федерации;

л) решает иные вопросы организации работы Государственной Думы.

Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Государственной Думы, который подписывается председательствующим на заседании Совета Государственной Думы.

Материалы для рассмотрения на очередном заседании Совета Государственной Думы и проекты решений Совета Государственной Думы представляются в Секретариат Совета Государственной Думы, как правило, до 16 часов четверга, предшествующего заседанию Совета Государственной Думы в понедельник, и до 16 часов вторника, предшествующего заседанию Совета Государственной Думы в четверг. Повестка заседания Совета Государственной Думы и материалы к ней направляются Председателю Государственной Думы, руководителям фракций, заместителям Председателя Государственной Думы и председателям комитетов Государственной Думы в день, предшествующий дню заседания Совета Государственной Думы.

Государственная Дума вправе отменить решение Совета Государственной Думы.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ.

Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации.

Совет палаты является постоянно действующим органом Совета Федерации.

В состав Совета палаты входят и обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты:

1. Председатель Совета Федерации;

2. первый заместитель Председателя Совета Федерации;

3. заместители Председателя Совета Федерации;

4. председатели комитетов Совета Федерации.

В заседаниях Совета палаты вправе участвовать:

1.полномочные представители Совета Федерации в Государственной Думе, Правительстве Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственном комитете Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Министерстве юстиции Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации, Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств,полномочные представители Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и по взаимодействию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и другими государственными органами;

3.член Совета Федерации по поручению комитета Совета Федерации или председателя комитета Совета Федерации;

4.член Совета Федерации - автор законодательной инициативы, рассматриваемой на заседании Совета палаты;

5.полномочный представитель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

6.полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

7.полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Они могут вправе задавать вопросы, давать справки, по решению Совета палаты им может быть предоставлено слово для выступления.

На заседании Совета палаты присутствуют:

1.Руководитель Аппарата Совета Федерации;

2.первые заместители (первый заместитель) Руководителя Аппарата Совета Федерации;

3. заместители Руководителя Аппарата Совета Федерации;

4. начальники управлений Аппарата Совета Федерации.

Совет палаты СФ:

а) утверждает графики заседаний Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии;

б) обсуждает степень подготовки вопросов, вносимых на заседание Совета Федерации;

в) рассматривает проект повестки дня заседания Совета Федерации;

г) формирует список лиц, приглашенных на заседание Совета Федерации;

г.1) принимает решение о внесении Президенту Российской Федерации кандидатур для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудитора Счетной палаты Российской Федерации;

д) утверждает по представлению Председателя Совета Федерации положение о деятельности полномочных представителей;

д.1) выступает с заявлениями и обращениями по общеполитическим и социально-экономическим вопросам;

е) принимает решения о проведении парламентских слушаний;

ж) рассматривает и утверждает план межпарламентского сотрудничества Совета Федерации, составы направляемых за рубеж делегаций Совета Федерации, руководителей этих делегаций, их заместителей, сопровождающих лиц, определяет объем полномочий делегаций Совета Федерации, расходы на командирование, а также принимает решение о направлении члена Совета Федерации за рубеж, не предусмотренном планом межпарламентского сотрудничества Совета Федерации;

з) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации;

з.1) принимает решение о награждении граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств почетным знаком Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма";

и) принимает решение о награждении граждан и организаций Российской Федерации, а также граждан иностранных государств Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

к) принимает решения о направлении Президенту Российской Федерации представлений о награждении членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации государственными наградами;

к.1) заслушивает информацию комитетов Совета Федерации о результатах рассмотрения представленной Правительством Российской Федерации информации о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами;

л) заслушивает информацию комитетов Совета Федерации, должностных лиц Совета Федерации о ходе реализации решений Совета Федерации, в которых содержатся предложения органам и должностным лицам, а также поручения комитетам Совета Федерации, должностным лицам Совета Федерации;

л.1) согласовывает внесенные Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности членов Совета Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации, и правила предоставления из федерального бюджета субсидий на государственную поддержку средств массовой информации, учрежденных Советом Федерации;

л.2) утверждает представленные Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности сметы расходов по приему делегаций и сметы расходов по подготовке и проведению мероприятий в Совете Федерации;

м) периодически заслушивает отчеты Руководителя Аппарата Совета Федерации о работе Аппарата Совета Федерации;

н) решает иные вопросы в соответствии с настоящим Регламентом.

Материалы по вопросам, вносимым на рассмотрение Совета палаты, представляются членам Совета палаты, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала его заседания.

Решения Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, входящих в его состав, и оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета палаты, который подписывается председательствующим на заседании Совета палаты.

Совет Федерации вправе отменить решение Совета палаты.

77. Пределы законодательной компетенции. Постановление КС от 12.04.1995 по делу о толковании статьи 103,105,107,108,117 и 135 КРФ.

Поводом к рассмотрению явился запрос депутатов ГД в КС.

Основание к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании названных статей Конституции Российской Федерации в связи с используемыми в них понятиями "общее число депутатов Государственной Думы" и "общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы". Вследствие этого требуется разъяснить, тождественно ли общее число депутатов Государственной Думы ее численному составу, установленному статьей 95 (часть 3) Конституции Российской Федерации, либо оно означает число фактически избранных депутатов, за исключением тех, чьи полномочия на момент голосования прекращены в установленном порядке, а также является ли указание на общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы основанием для принятия решений на базе суммы голосов членов обеих палат Федерального Собрания.

КС указывает на то, что власть в России принадлежит народу, который осуществляет её через ОГВ втч и через представительные органы, то есть Парламент. В свою очередь на Парламенте, как на органе ОГВ лежит обязанность обеспечить численность депутатов и членов СФ установленных КРФ. Толкование понятие «от общей численности», как подразумевающие фактическое количество депутатов и членов СФ, может привести к тому, что Парламент потеряет свою главную черту, как представительного органа, что является не допустимым.

Кроме того, КС говори о том, что в соответствии с КРФ Парламент в России является двух палатным и палаты заседают раздельно, соответствующие решения принимают тоже раздельно. В случая предусмотренных КРФ, когда палаты заседают совместно они решений не принимают.

В связи с этим КС постановил:

1. Положение об общем числе депутатов Государственной Думы, содержащееся в статьях 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации, следует понимать как число депутатов, установленное для Государственной Думы статьей 95 (часть 3) Конституции Российской Федерации, - 450 депутатов.

2. Положение об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, содержащееся в статьях 107 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации, следует понимать как предусматривающее голосование раздельно по палатам и определение его результатов соответственно от численности каждой палаты, установленной статьей 95 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

ОСОБЫЕ МНЕНИЯ.

Особое мнение Г.А. Гаджиева.

1.По поводу толкования понятие «общее число депутатов» Г.А. Гаджиев считает, что ГД принимает разные виды актов, как Законов, так и Постановления, что касается Законов, то они, несомненно, должны приниматься в порядке, установленном КРФ, и под «общим числом» необходимо понимать количество депутатов, установленных КРФ. Постановление ГД, порядок принятия которых не предусмотрен КРФ (Постановления по внутренним вопросам), должны приниматься в порядке, определенном Регламентом ГД и под «общим числом» может пониматься количество избранных депутатов. Толкования КС порядка принятия Постановлений ГД по внутренним вопросам является вторжение в компетенцию другого органа и не соответствует принципу разделения властей.

2. Кроме того, Гаджиев считает запрос ГД не допустимым т.к. КС не должен толковать понятие, главы, либо Конституцию в целом. В запросе д.б. поставлен конкретный конституционно-правовой вопрос. Иначе, существует опасность, что Президент, Правительство или Парламент попытаются с помощью КС решить политический вопрос.

Толкование термина «общее число» может быть с помощью законов, либо регламентов палат ФС, что в принципе и существует в действительности (в статье 86 Регламента Государственной Думы определено, что под общим числом депутатов Государственной Думы понимается их число, установленное частью 3 статьи 95 Конституции Российской Федерации, - 450 депутатов; под числом избранных депутатов Государственной Думы - число фактически избранных в Государственную Думу депутатов, за исключением тех депутатов, чьи полномочия на момент голосования прекращены в установленном порядке). Поэтому не прямого ответа на вопрос, с какой целью ГД обратилась в КС с указанным запросом.

2.Особое мнение Б.С. Эбзеева. Эбзеев считает, что при толковании данного понятия необходимо исходить из действительного намерения законодателя. В части 3 статьи 95 Конституции Российской Федерации имеется в виду общее количество депутатских мандатов, то есть число подлежащих избранию депутатов Государственной Думы, а в толкуемых статьях Конституции - число избранных депутатов; если в первом случае говорится о должном, то во втором - о сущем.

В ГД может сложится ситуация при которой не все 450 мандатов замещены, и в такой ситуации понимание под «общим числом» количество депутатов предусмотренных КРФ, приводит к нарушению принципа народовластия т.к.создается фикция представительства народа. Народ избирает в ГД не мандаты, а депутатов

На основании изложенного считал бы правильным положение об общем числе депутатов Государственной Думы, содержащееся в статьях 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации, понимать как конституционно установленное число депутатских мандатов в Государственной Думе за вычетом числа мандатов, являющихся вакантными.

78. Правовой статус депутатов ГД. Неприкосновенность. Досрочное прекращение полномочий.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ДЕПУТАТОМ ГД?

Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы:

1. гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2. осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

3. осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

4. подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3(Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций и 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов) КоАП, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

5. в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (нарушение требований агитации), либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (призыв к экстремистской деятельности), если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий пяти лет до дня голосования.

6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТОВ ГД

1.Депутат ГД - представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и ФЗ.

2.По объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты - к Председателю Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации соответственно.

3.К социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы относятся (т.е. все нижеперечисленное относится и к члену СФ):

а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

б) ежегодный оплачиваемый отпуск (43 календарных дня);

в) зачисление времени осуществления полномочий члена (депутата) Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей;

д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;

е) обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;

ж) обязательное государственное социальное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий;

з) жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;

и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

5.Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечивать члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

6. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

9.В случае роспуска Государственной Думы в соответствии со статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации депутат Государственной Думы имеет право на получение единовременного денежного пособия, равного трехкратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий.

10.Депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в здании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой (в том числе персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи.

11. Депутаты Государственной Думы на территории Российской Федерации имеют право на внеочередное получение проездных документов на воздушный, железнодорожный, водный транспорт, а также на автобусы междугородных сообщений с последующим возмещением их стоимости соответствующим организациям за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете

12. Администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение одного часа предоставлять члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы отдельный номер с телефоном.

13.Депутату Государственной Думы, не имеющим жилой площади в городе Москве, на период осуществления ими своих полномочий в трехмесячный срок предоставляется служебное жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством (до предоставления квартиры им предоставляется гостиничный номер).

14.Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы на весь срок полномочий выдается дипломатический паспорт.

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТА ГД

Депутат Государственной Думы (член СФ втч) без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:

а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации.

Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

6. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

7. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Депутат ГД м.б. лишен неприкосновенности по представлению Ген. Прокурора, которое вносится в палату. Палата принимает по данному представлению мотивированное решение и уведомляет о нем Ген.прокурора в трёхдневный срок. Производство по у.д. и делу об административном правонарушении, за совершение которых предусмотрена административною отв. Налагаемая в судебном прядке, исключается в случае, если ГД отказывает в лишении неприкосновенности депутата.

О возбуждении уголовного дела или о начале производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в трехдневный срок сообщает соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации.

8. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

1. Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу;

в) участия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией в случае, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, финансирование которой не противоречит требованиям.

в.1) вхождения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

в.2) открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, их супругами и несовершеннолетними детьми;

в.3) установления фактов открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами: в отношении депутата Государственной Думы - в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы;

г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;

ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

и) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

3. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

а) роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации;

б) выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит;

в) стал членом более чем одной партии;

Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, выхода из фракции и членства более чем в одной партии или выхода из партии в списках которой он был избран, оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий.

Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям:

1.письменного заявления;

2.его избрание на другую должность или орган;

3.вступления в силу обвинительного приговора суда;

4. смерти депутата ГД;

5.выхода из фракции и членства более чем в одной партии;

6.выхода из партии, в списках которой он был избран,

принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы либо со дня, когда Государственной Думе стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями Государственной Думы, - не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы.

Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям:

1.участие в управлении деят. хоз. Обществом;

2.вхождение в состав органов управления попечительских советов;

3. открытие счетов в иностранных банках;

4. утрата гражданства или приобретение гражданства иностранного государства,

принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия органом, образованным для рассмотрения вопросов, связанных с досрочным прекращением полномочий депутата Государственной Думы, решения об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. В течение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока обращения в Верховный Суд Российской Федерации, а в случае обращения в Верховный Суд Российской Федерации до вступления в законную силу решения суда на лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, участие в управлении деят. хоз. обществом, вхождение в состав органов управления попечительских советов, открытие счетов в иностранных банках, утрата гражданства или приобретение гражданства иностранного государства, распространяются гарантии неприкосновенности.

Лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы, восстанавливается в статусе депутата Государственной Думы соответствующего созыва со дня вступления в законную силу решения суда о признании постановления Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы незаконным или необоснованным. Фракция вправе обратиться к Государственной Думе с предложением о проверке соблюдения депутатом Государственной Думы ограничений и запретов. Фракция или иные лица, наделенные надлежащим публично-правовым статусом, перечень которых устанавливается федеральным законом, вправе обжаловать в Верховный Суд Российской Федерации решение (бездействие) Государственной Думы об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы.

В случае, роспуска ГД, полномочия депутатов Государственной Думы, касающиеся принятия Государственной Думой федеральных законов, а также осуществления ею иных конституционных полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях палаты, прекращаются со дня назначения досрочных выборов депутатов

Порядок избрания:

1.Назначение выборов (Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации (если он не назначит, то тогда назначает ЦИК). Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.)

2.Выдвижение списков. (Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Выдвигаются они политическими партиями, партия может выдвинуть кандидата, который не является членом партии. Федеральный список определяется на съезде партии.

Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

3.Предоставление списков и их регистрация;

4. Информирование избирателей и предвыборная агитация.;

5.Голосование;

6.Подстчет голосов. ( Открыто и гласно, после окончания голосования, лица с правом решающего голоса подсчитывают и погашают бюллетени. Составляется протокол)

7. Определение результатов( К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Мандаты распределяются в соответствии с методикой предусмотренной статьей 83 "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

8. Регистрация депутата ГД (ЦИК направляет ему соответствующие уведомление о его избрании и запрашивает документы (справки), если он их предоставляет в 5 д. срок, то его регистрирую. Он может отказаться от распределения мандата)

9. Опубликование результатов выборов.

79.Государственная Дума ФС РФ: собственные полномочия и акты.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых, теперь только по спискам политических партий (по пропорциональной системе).

По мнению С.А. Авакъяна «при такой системе граждане голосуют не за кандидата, а за лидера партии, это голосование зачастую за «кота в мешке».

ПОЛНОМОЧИЯ ГД:

1) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации (Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре, после трехкратного отклонения Президент может распустить ГД);

2) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации (Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов);

3) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (Правительство предоставляет ГД отчет. Фракции ежегодно направляют в Комитет ГД по регламенту и организации работы ГД вопросы о деятельности Правительства, данный комитет обобщает все эти вопросы и направляет в Совет ГД. Совет ГД утверждает перечень вопросов и направляет в Правительство.

С.А. Авакьян считает, что «целесообразно дать возможность депутатам задавать вопросы отдельно от фракций, на такие вопросы Правительство дает ответ добровольно». Отчет обычно заслушивается на весенний сессии, отчет оглашает Председатель правительства. По итогам заслушивания отчета ГД выносит постановление).;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации (Кандидатура предоставляется Президентом, не позднее чем за 3 месяца до истечения полномочий действующего Председателя ЦБ. Предварительно кандидатуру рассматривает комитет по финансовым рынкам, который вносит проект постановления ГД на заседание ГД. В случае отклонения кандидатуры Президент вносит новую в течение 2 недель, при этом кандидатура не может быть отклонена более 2 раз. Вопрос об освобождении от должности также ставится президентом в случаях предусмотренных ФЗ «О ЦБ РФ» (к примеру, личное заявление председателя, совершение уголовно наказуемого преступления, установленного вступившим в законную силу решением суда) + ГД также назначаются члены Совета директоров ЦБ по представлению Председателя ЦБ, согласованному с Президентом, досрочно освобождаются от должности также ГД в аналогичном порядке.

5) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (По представлению Президента сроком на 6 лет. Президент также представляет кандидатуру (предложения по кандидатурам могут вносится фракциями и комитетами, а также не менее 1/5 от общего числа депутатов ГД) не позднее чем за 3 месяца до истечения полномочий, если отклонили, то вносит новую не позднее чем через 2 недели + назначают 6 аудиторов (всего их 12), Президент предоставляет кандидатуры (предложения по кандидатурам могут вносится фракциями и комитетами, а также не менее 1/5 от общего числа депутатов ГД);

6) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека (предложение вносит Президент, СФ, депутатами и фракциями в течение месяца до окончания срока. Каждый кандидат выступает на заседании палат, далее голосуют за то, кого включит в список для тайного голосования, в список включается кандидат, за которого проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД. Далее тайное голосование за кандидатов из списка, уполномоченный назначается на должность, если за него проголосовало большинство от общего числа голосов. При досрочном прекращении полномочий новый д.б. назначен на должность в течение 2 месяцев со дня досрочного прекращения.

7) объявление амнистии (путем постановления, которое принимается большинством голосов. Проекты этих постановлений вносятся в ГД и рассматриваются ею в порядке, установленном регламентом. Они подлежат официальному опубликованию;

8) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности (см. вопрос 41).

9. Принятие ФЗ (см. вопрос про законодательный процесс);

10. С.А. Авкьян выделяет бюджетные полномочия, часть из них укалывается в полномочия по принятию ФЗ, а другая связанна с предоставлением Правительством ГД отчет об исполнении бюджета. Рассмотрение отчета о бюджете регулируется БК, данный отчет предоставляется в форме ФЗ. ГД заслушивает доклад министра финансов об исполнении бюджета и доклад председателя Счетной палаты о заключении Счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета. По инициативе председателя ГД и по пр собственной инициативе Ген. Прокурор, Председатель КС, Председатель ВС могут представить или выступить с докладом с анализом рассмотренных в течении финансового года для, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства.

10. Право на участие в парламентском расследовании;

11. Внешнеполитическая сфера. ГД принимает обращения и заявления, выражающие позицию палаты по общим или отдельным вопросам внешней политики РФ, а также по вопросам международных отношений в целом. ГД часто обращается к Президенту, зарубежным государственным органам по вопросам международной жизни, оценки гос. политики

+

Рассматривает рекомендательные законодательные акты Межпарламентской ассамблеи государств участников СНГ, принимает решения по их реализации

+

Принимает планы международных связей на основании которых определяется состав парламентских делегаций направляемых за пределы РФ с целью двухстороннего сотрудничества.

+

Участвует в консультациях при назначении и отзыве Президентом дипломатических представителей в ин.государствах и международных организациях.

12. ГД может обратится в КС с запросом о соответствии Конституции, по спору о компетенции и по вопросу о толковании, это могут сделать депутаты, группой численностью не менее 1/5.

13. Назначение ГД на должность и освобождение от должности членов ЦИК. ГД назначает 5 из 15 членов ЦИК (остальные 5 СФ и Президент), из числа кандидатов предлагаемых депутатами ГД и фракциями. Члены ЦИК назначаются сроком на 4 года. Назначение производится на сессии ближайшей ко дню истечения полномочий. Голосуют по каждой кандидатуре отдельно, если более 5 кандидатов, то голосование рейтинговое. Назначенными считаются первые 5 кандидатов, набравшие наибольшее количество голосов, то есть достаточно больше половины от общего числа голосов. По итогам выносится постановление. Решение о досрочном освобождении от должности считается принятым если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов.

ГД принимает Законы и Постановления.

Внутренняя структура ГД:

1. Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней;

2. Совет ГД (см. вопрос 42);

3. Фракция. Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. Депутат может состоять только в одной фракции. Если численность фракции более 100 человек, то внутри фракции м.б. создана внутрифракционная группа численностью не мене 50 депутатов ГД VI созыва 4 фракции – ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР;

4. Комитеты - состоят из числа депутатов ГД. К примеру, существуют следующие комитеты Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку. Численность их составляет от 12 до 35 депутатов ГД).

5. Комиссии. Также состоят из числа депутатов, они создаются по определенным вопросам и действуют не период соответствующего созыва. Решение о создании принимают сами депутаты большинством голосов и решают иные вопросы, связанные с созданием комиссии. К примеру, регламентом предусмотрена возможность создания Комиссии по вопросам депутатской этики, в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" создается комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы (её создание обязательно), Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы (осуществляют регистрацию фракций), счетная комиссия ГД.

6. Межфракционные рабочие группы. Создаются для подготовки согласованных предложений по совершенствованию законодательства, выработки согласованных решений по иным вопросам, отнесенным к ведению Государственной Думы. Они не могут решать вопросы, отнесенные к комитетам и комиссиям. Они не пользуются правами фракций, комитетов, комиссий. Решения межфракционной рабочей группы для комитетов и комиссий Государственной Думы носят рекомендательный характер.

ОБЩИЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ.

1.В соответствии со статьей 99 Конституции Российской Федерации Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

2. Решения Государственной Думы по этим вопросам оформляются постановлениями.

3. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации (возможно проведение закрытого заседание по решению депутатов ГД, если было внесено соответствующие предложение председательствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом Российской Федерации, комитетом Государственной Думы или фракцией, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации).

4. На заседаниях Государственной Думы ведутся протоколы и стенограммы (стенограммы публикуются в соответствующих информационных ресурсах ГД, за исключением стенограмм закрытых заседаний);

5.Государственная Дума собирается на весеннюю и осеннюю сессии в соответствии с распорядком работы депутатов Государственной Думы на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Государственной Думы (это постановление вносится Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и принимается на одном из последних заседаний);

6. Во время сессии Государственной Думы проводятся:

- заседания палаты (по вторникам и средам, пятница, в 17:00 час голосования), заседания Совета Государственной Думы. Заседания ГД проводятся в рабочие дни:

1. Утренние – с 10 до 14 часов с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут.

2. Вечерние – с 16 до 18 часов.

-заседания комитетов и комиссий Государственной Думы (в понедельник и четверг);

- парламентские слушания (проводятся в дни и время, определенные Советом Государственной Думы. Проведение парламентских слушаний во время заседаний Государственной Думы не допускается, если Государственная Дума не примет иное решения)

- работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях (вторник), а также с избирателями.

Как правило, две недели каждого месяца в этот период предназначаются для проведения заседаний палаты, заседаний Совета Государственной Думы, одна неделя - для работы депутатов Государственной Думы в комитетах, комиссиях и во фракциях, одна неделя - для работы депутатов Государственной Думы с избирателями (в период выборов 2 недели).

80. СФ: собственные полномочия и акты.

Полномочия СФ:

1.Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

Вопрос рассматривается палатой по взаимному согласию субъектов, границы между которыми предполагается изменить. В СФ предоставляется соглашение об изменении границ, утвержденное законодательным (представительным) ОГВ субъекта, обоснование соглашения и карты местности. На заседания приглашаются полномочные представители субъектов, Правительства и др. органов власти. Затем оглашается заключения Комитета СФ по региональной политике. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов СФ и оформляется ПОСТАНОВЛЕНИЕМ (которое направляется в соответствующие органы для исполнения. Если решение не набрало необходимо количества голосов, также постановление).

2.Утверждение Указа Президента о введении военного положения.

ГД просто принимает данные указа к сведению, а вот СФ либо утверждает, либо не утверждает.

Председатель СФ незамедлительно направляет текст Указа в Комитет по обороне и безопасности страны и Комитет по делам федерации и региональной политики для подготовки заключения.

Вопрос об утверждении Указа д.б. рассмотрен в срок, не превышающий 48 часов с момента его получения (в случае чрезвычайных обстоятельств Председателем по согласованию с СФ м.б. установлен иной срок проведения заседания).

Заседание начинается с доклада Президента, либо его полномочного представителя, после чего оглашаются заключение комитетов.

Решение принимается большинством голосов от общего числа членов палаты и оформляется постановлением.

3.Утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения.

Вопрос об утверждении указа д.б. рассмотрен в срок, не превышающий 72 часов. Председатель проводит обеспечительный сбор членов СФ к месту проведения заседания в срок, не превышающий 48 часов. В случае, если Указ не будет утвержден, он утрачивает силу в течение 72 часов с момента его издания. Постановление СФ незамедлительно направляется Президенту и в МИД. Срок чрезвычайного положения м.б. продлен Указом Президента, которые также д.б. утвержден в порядке, установленном регламентом.

(число голосов, акт, и ответственные комитеты совпадают с утверждением Указа о военном положении)

4.Решение вопроса о возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ.

Президент вносит предложение в СФ, которое должно включать сведения о районе действия военных формированиях, их задачах, численности, типе и составе, сроки пребывания и порядок продления, порядок замены, условия вывода гарантии и компенсации военнослужащим.

Обращение Президента незамедлительно направляется в Комитет по обороне и безопасности и Комитет по международным делам СНГ для подготовки заключений.

На заседание приглашается Президент, Председатель Правительства, руководители соответствующих ФОИВ.

Обсуждение вопроса проводится на закрытом заседании (если палата не примет иное решение).

Вначале выступает Президент, либо его полномочный представитель, оглашаются заключения комитетов.

Решение принимается большинством голосов от общего числа членом СФ и оформляется постановлением, которое в 2 недельный срок со дня его принятия направляется Президенту.

5.Назначение выборов Президента РФ.

При истечении срока или досрочном прекращении полномочий Президента в соответствии с ФЗ «О выборах Президента РФ».

Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования (при досрочном прекращении полномочий не позднее чем через 14 дней со дня прекращения).

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если не назначат, то во всех случаях будет назначать ЦИК РФ.

6.Отрешение Президента от должности.

См. вопрос 72

+ вопрос об отрешении включается первым в повестку дня заседания, созываемого в срок, не превышающий 72 часов с момента получения заключения КС.

7. Назначение на должность судей КС, ВС, ВАС.

В ВС и ВАС судей, председателей, зам + ВС председателей, членов кассационной коллегии, членов президиума

В КС судей, председателя и заместителей.

Судей экономического суда СНГ (далее ЭС СНГ) в порядке предусмотренном, для ВАС.

Кандидатуры судей КС, предложенные Президентом, предварительно обсуждаются в Комитете по конституционному законодательству, кандидатуры в ВС, ВАС, ЭС СНГ в Комитете по правовым и судебным вопросам. Кандидатуры в ЭС СНГ также обсуждаются в Комитете по делам СНГ.

На заседании заслушиваются заключения комитетов, далее все кандидатуры представленные Президентом, вне зависимости от заключения комитетов включаются в бюллетень для тайного голосования. Назначенным на должность считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов СФ. Назначение на должность оформляется постановлением. В случае отклонения кандидатуры, СФ может направить Президенту постановление с предложением о проведении консультации с целью преодоления разногласий, которое направляет Президенту в трёхдневный срок. Для проведения консультаций образуется группа, либо консультации проводит Председатель СФ.

Судьи КС приводятся к присяге Председателем СФ.

Другим Председатель СФ после оглашения результатов вручает копию постановления СФ.

8.Назначение на должность и освобождение от должности Ген.прокурора (далее ГП).

Кандидатуру представляет Президент, она д.б. рассмотрена в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления. Представление для обсуждения направляется в Комитет по правовым и судебным вопросам, Комитет по обороне и безопасности. При обсуждении кандидатуры Комитеты вправе вызвать сам кандидат.

На заседании первым выступает Президент или его представитель, затем оглашаются заключения комитетов.

Решение принимается тайным голосованием, ГП считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа голосов членов СФ.

Если кандидатура не получит необходимого числа голосов,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: