Неудачи и трудности групповой психокоррекции

Психокоррекция, как и любой другой способ помощи чело­веку в сложных, трудных жизненных обстоятельствах, не всегда бывает результативной183. Большинство исследователей сходят­ся на том, что неудачи психокоррекции характеризуются обо­стрением проблемы или симптома, для которых характерно:


Отличия продуктивной и непродуктивной групп18


Таблица 5


Продуктивная группа Непродуктивная группа
Участники доверяют друг другу и терапевту, или по крайней мере, от­кровенно говорят о недостатке дове­рия; есть желание делиться непо­средственно возникающими чувст­вами Недоверие друг к другу, скрытая враж­дебность; участники избегают выра­жать чувства и мысли
Цели ясные и конкретные, они сформулированы общими усилиями участников и терапевта; работа группы ориентирована на реализа­цию этих целей Цели группы неясные и абстрактные; личные цели участников либо неясные, либо вообще отсутствуют
Большинство участников чувствуют себя включившимися в группу; пас­сивные участники побуждаются быть более активными; общение ме­жду большинством участников от­крытое; участники пытаются точно выражать то, что чувствуют Многие участники ощущают себя вне группы, не могут отождествляться с другими участниками; группа раска­лывается на подгруппы; участники бо­ятся проявлять свои чувства
В группе обсуждаются события, происходящие «здесь и теперь», участники прямо высказывают друг другу, что думают и чувствуют В группе обсуждаются ситуации и со­бытия прошлого, участники склонны говорить не о себе, а о других; сопро­тивляются обсуждению реакций по от­ношению друг к другу
Терапевт и участники делят функции руководства группой; участники ак­тивно выбирают темы дискуссий Участники склонны слушаться тера­певта и зависимы от него; существует конфликт власти между участниками и между ними и терапевтом
Готовность раскрыть наболевшее; участники взаимно открыты Участники «прячутся» друг от друга; самораскрытие минимальное
Группа сплоченная; между участни­ками близкие эмоциональные связи; они отождествляются друг с другом; при взаимной поддержке пробуются новые способы поведения Группа расколота; участники ощущают дистанцию между собой; не хватает взаимной заботы и сочувствия; участ­ники не хотят испробовать новые спо­собы поведения, поэтому в группе вос­производятся лишь обычные стереоти­пы поведения
Называются, обсуждаются и часто разрешаются конфликты между участниками и между ними и тера­певтом Игнорируются конфликты и отрица­тельные чувства; они либо отвергают­ся, либо их избегают

Окончание табл. 5

Продуктивная группа Непродуктивная группа
Участники берут на себя ответствен­ность за решение своих проблем Участники винят друг друга в личных трудностях и ничего не хотят менять
Участники свободно реагируют друг на друга; не защищаются Взаимные реакции редки и зачастую не принимаются, отсутствуют забота и сочувствие
Даже если психотерапевтические изменения малозаметны, участники верят в их возможность; они наде­ются измениться в желаемом на­правлении. Участники испытывают чувство от­чаяния и бессилия, ощущают себя по­павшими в западню
Конфронтация воспринимается как предложение изменить поведение, а не как нападки Конфронтируют враждебно, нападая на участника, который чувствует себя отвергнутым; идут поиски «козла от­пущения»
Общение непосредственное и ясное. Общение косвенное и туманное
Участники используют друг друга как дополнительный источник воз­можностей, интересуются друг дру­гом Участники интересуются только собой
Участники чувствуют себя сильны­ми и делятся силой с другими; силу стараются использовать не для кон­троля над другими, а для выявления своих внутренних ресурсов Участники или терапевт используют силу для подчинения себе других
Групповой процесс осознается, и участники знают, что делает работу группы продуктивной или непродук­тивной Члены группы безучастны к тому, что происходит; редко обсуждается дина­мика группы
Поощряется различие, уважаются индивидуальные отличия Поощряется конформизм, обесценива­ются индивидуальные различия
Нормы группы устанавливает тера­певт вместе с участниками; они яс­ные, их назначение — помочь участ­никам достичь своих целей Нормы навязывает терапевт; они могут быть неясными
Сочетание выражения чувств и мыс­лей Подчеркивается важность выражения мыслей, участники избегают говорить об эмоциональном опыте
Участники пытаются перенести опыт решения проблем в группе в жизнь вне группы Находясь вне группы, участники очень мало думают о ней

• усиление депрессии, растерянности,

• снижение самооценки,

• усиление чувства вины,

• снижение контроля импульсов,

• нарушение межличностных отношений,

• бегство от решения проблем,

• зависимость от психотерапевта,

• разочарование в психотерапевтической помощи,

• прекращение психотерапии,

• попытка клиента к самоубийству или самоубийство,

• выражаемое клиентом неудовлетворение,

• отсутствие заметного улучшения состояния,

• частые пропуски психокоррекционных занятий.

Возможных признаков неудач, трудностей может быть мно­го. Рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающихся неудач и трудностей групповой психокоррекции в порядке их «сложности» и силы воздействия на эффективность работы:

1) трудности, связанные с поведением отдельных участ­ников;

2) трудности, связанные с групповым поведением;

3) трудности, связанные с личностью руководителя группы и его взаимоотношениями с группой;

4) трудности, связанные с прекращением групповой психо­коррекции;

5) исключение участника из группы.

1. Трудности, связанные с поведением отдельных участников

1) Молчание пассивных участников

Молчание участника может объясняться рядом причин, из которых И. Ялом выделяет следующие: страх самораскрытия, риск самоутверждения, опасение неправильно выразиться, по­требность в безопасном дистанцировании и контроле, боязнь определенного члена группы или большой компании, неуверен­ность в возможности справиться со своими тяжелыми пережи­ваниями, способ обратить на себя внимание или за что-то нака­зать группу.

Ведущий может вовлечь молчащего участника в разговор, комментируя его невербальные реакции — например, когда тот жестом или мимикой выражает заинтересованность, напря­жение или печаль, показывает, что ему скучно или смешно. Иногда стоит предложить членам группы поделиться своими впечатлениями от поведения молчуна, а затем попросить его отреагировать. Можно спрашивать его: «Тебе хочется, чтобы тебя сегодня подталкивали? Не мог бы ты объяснить, когда из-за наших разговоров тебе стало неуютно? Какой идеальный воп­рос помог бы тебе сейчас влиться в общение?» Если указанные приемы мало помогают, можно прибегнуть к параллельной ин­дивидуальной терапии185.

2) Нежелание участника говорить о себе

Нежелание участника говорить о своих чувствах служит основанием для применения следующих техник186:

• В какой момент своей жизни вы смогли понять, что чув­ства лучше держать при себе?

• Какие чувства вы считаете особенно неприятными?

• Чей голос вы слышите внутри себя, когда выражаете эмо­ции? Что вы сами себе говорите в такие моменты?

• Что бы сказали о выражении эмоций ваши родители, на­ходись они здесь?

• Не могли бы вы рассказать тем, кто был, по-вашему, очень эмоционален, что вы выигрываете, держа при себе чувства, ко­торые они выражали?

■ Предположим, сегодня вы решили держать при себе и чувства и их внешние проявления. Как будет выглядеть ваша жизнь через десять лет в том случае, если вы останетесь верны­ми этому решению?

Если участник прячет свой чувства и проблемы за навязы­ванием помощи членам группы, ему предлагают выбрать один из следующих вариантов:

• Подойди к каждому из присутствующих и произнеси: «Я мог бы помочь тебе...»

• Выбери нескольких человек, которым ты хочешь помочь в чем-то, о чем они рассказали, и попытайся максимально пре­увеличить свое стремление помочь им.

• Если в твоей жизни присутствовал кто-то, кто имел обык­новение всем помогать, представь себя этим человеком и обой­ди членов группы по кругу, помогая так, как помог бы он.

• Выбери кого-нибудь, кто напоминает тебе члена вашей
семьи, которому ты говоришь, что устал помогать. Расскажи
этому человеку, что ты испытываешь, помогая ему или ей и так мало получая взамен.

• Попроси у каждого члена группы что-нибудь для себя.

3) Агрессивный участник1"

Для преодоления трудностей, которые испытывают члены группы при необходимости откровенных и нелицеприятных высказываний об агрессивном доминирующем участнике, при­меняется прием «За спиной». Группа предварительно-инфор­мируется о том, что смысл данного приема состоит в том, чтобы помочь выразить свое мнение о других и узнать, что члены груп­пы в действительности думают друг о друге. Ситуация об­суждается как этическая и психологическая задача.

Выбранному человеку в течение двух занятий предоставля­ется по полчаса для рассказа о себе. Его в это время не переби­вают, но затем рассказчик садится спиной к группе, а каждый участник высказывается о нем, как об отсутствующем. Когда психотерапевт кратко резюмирует содержание высказываний, «отсутствующий» вновь присоединяется к группе. Ему дается пять минут для ответного высказывания, которое оценивается психотерапевтом с точки зрения наличия таких защит, как отрицание действительности, неприятие оценок других участ­ников, отличающихся от его собственных, и т.д. Затем участ­ник садится в центр круга, и все желающие могут задать ему вопросы.

Ожидается, что эмоциональная «встряска» должна «размо­розить» обсуждаемого участника, заставить его задуматься над проблемами, наличие которых он ранее отрицал, уточнить впе­чатление, которое он производит на других. На следующем за­нятии участника просят резюмировать свои впечатления от предыдущего занятия.

4) Соперничество доминирующего участника с руководи­телем

Доминирующий участник постоянно говорит, но при этом сам не вступает в конструктивный диалог и мешает это сделать другим. Обычно он не замечает воздействия, оказываемого на других, и их реакции. Если группа долго воспринимает себя пассивной жертвой «монополиста», ведущему стоит поинтере­соваться, почему она позволяет одному участнику нести на себе тяжесть всей дискуссии. Следует поощрить группу и предо­ставить доминирующему участнику постоянную обратную связь, чтобы развить эмпатию и его внимание к себе. Важно помочь этому участнику осознать, что, чем упорнее он пытается быть принятым и уважаемым, тем больше раздражает дру­гих и становится отверженным, из-за чего еще настойчивее во­зобновляет прежние попытки. Для этого можно спросить его: какую реакцию он ожидал встретить в группе в начале рабо­ты? А что произошло в действительности? Удовлетворен ли он реакцией группы? Необходимо связать поведение монополиста в группе с его коммуникативными проблемами: эмоциональ­ной изоляцией, отсутствием близких людей, нежеланием дру­гих выслушивать его и т.п.

2. Трудности, связанные с групповым поведением

1) Участники отказываются выполнять упражнения

Если часть группы отказывается выполнять упражнение,

нельзя «отпускать» эту ситуацию, предлагая участникам дру­гую процедуру. Такая ситуация говорит о том, что данное уп­ражнение не гарантирует участникам психологическую безо­пасность. Поэтому не следует «давить» на участников, обвиняя их в пассивности и скрытности, надо проанализировать их воз­можные страхи и показать их беспочвенность.

Руководитель группы может попросить сомневающихся по­делиться своими сомнениями, выяснить отношение к упраж­нению остальных участников, предложить отказавшимся по­быть в роли наблюдателей. Он может также настоять на выпол­нении упражнения всеми участниками, отложив обсуждение «на потом»; пойти на конфронтацию с группой, напомнив участ­никам об их обычной манере избегать риска; предложить не­сколько других упражнений на выбор.

Если не устранить возникшее «сопротивление», то оно бу­дет негативно влиять на дальнейшую работу188.

2) В группе преобладает несерьезное отношение

Смех можно рассматривать как проявление, сходное с аг­рессией (человек также показывает зубы и издаёт звуки). Если смех не соответствует ситуации тренинга, то, скорее всего, яв­ляется скрытой агрессией, указывающей на напряжение внут­ри группы и отсутствие атмосферы безопасности. Требуется спокойное принятие смеха (но не смех вместе с ними) и обнару­жение его неадекватности189.

3) Молчание в группе

Молчание в группе возникает довольно часто. Оно может служить выражением протеста или усталости, способствовать росту напряжения или расслаблению. Продолжительное мол­чание вызывает рост напряжения, пассивность, замкнутость, агрессивность. Оно, как правило, свидетельствует о наличии внутригрупповых проблем и конфликтов и может быть исполь­зовано в качестве ценного материала для группового обсужде­ния. Слишком длительное — более 10 минут — молчание при­водит к падению напряжения, т.к. участники в конце концов отвлекаются от актуальной групповой ситуации, погружаются в собственные мысли, воспоминания, переживания, не связан­ные с групповым процессом, или просто расслабляются и ни о чем не думают190.

Молчание в группе может использоваться ведущим в каче­стве приема для достижения оптимального уровня группового напряжения, остановки дискуссии, чтобы участники могли обдумать новую информацию, зафиксировать внимание на собственных переживаниях, что-то переосмыслить, переоценить и пр. Психотерапевт должен контролировать периоды молча­ния, понимать его смысл, значение и причины, а также четко представлять собственные цели и задачи при использовании мол­чания в качестве приема.,

4) Образование пар и подгрупп

Образование пар и подгрупп в группе носит защитный ха­рактер. Когда участники изолируются от группы и ее руково­дителя, можно использовать следующие приемы191:

■ Перед началом работы заключить с группой договор, со­гласно которому все участники будут следить за тем, чтобы ничего подобного не происходило.

• Игнорировать поведение пары в расчете на ее спонтанный распад.

• Вовлечь одного из членов пары в общую дискуссию, при этом пара распадается хотя бы временно.

• Призвать пару участвовать в общей работе группы, хотя это может вызвать у участников воспоминание об авторитарном школьном учителе.

• Привлечь внимание группы к поведению пары, чтобы груп­па сама решила эту проблему.

Формирование сопротивляющейся подгруппы вокруг отри­цательного лидера может заблокировать работу группы и при­вести к ее распаду. Участники подгруппы постоянно опаздыва­ют на занятия, спорят с психологом или молча демонстрируют свое несогласие с ним, проявляют враждебность, позволяют сар­кастические высказывания. В такой ситуации рекомендуются следующие действия192.

• Вступить в открытую конфронтацию с отрицательным
лидером, чтобы обнаружить его притязания на власть в группе.

• Привлечь внимание группы к происходящему и открыто обсудить проблему.

• Продемонстрировать группе свое чувство дискомфорта в расчете, что это обезоружит «противника».

• Поговорить с отрицательным лидером один на один, что­бы лучше понять мотивы его поведения.

5) Негативно настроенная группа

Это характеризует скорее не группу, а руководителя. Ско­рее всего, это свидетельство проецирования негативных чувств руководителя на группу. Желательно вовремя распознать и снять эту проекцию, иначе руководитель будет обвинять и критико­вать группу, и скорее всего группа действительно начнет отно­ситься к психотерапевту негативно.

6) Участники опаздывают на очередное занятие

На первом занятии вы должны четко оговорить правила по­ведения на тренинге, в том числе и возможность отчисления за опоздания. Если все же происходит опоздание, то его следу­ет проанализировать в группе как возникновение скрытых не­гативных чувств к тренеру.

3. Трудности, связанные с личностью руководите­ля группы и его взаимоотношениями с группой193

1) Группа не нравится руководителю

Это говорит о том, что до занятий руководителем был сфор­мирован образ будущей группы. Соответственно, «идеальные представления» не соответствуют реальной группе, что вызыва­ет ее неприятие. В целях профилактики рекомендуется не конкретизировать заранее ожидания. Чем более они точны, тем сильнее будет разочарование психотерапевта.

2) Руководитель волнуется перед группой

Поскольку подавленные эмоции имеют тенденцию к усиле­нию, а проявленные — к разрядке и исчезновению, то руково­дителю необходимо рассказать группе о своем волнении, что добавит ему искренности и убедительности. Так следует посту­пать и с другими беспокоящими чувствами (страх, усталость, злость).

3) Участники требуют от руководителя большей актив­ности и поддержки

Здесь можно руководствоваться выражением Ф. Перлса, что поддержка психолога необходима, но должна быть наименьшей из всех возможных. В данном случае участники проецируют на руководителя свои сильные качества. Помогая им больше необходимого, руководитель тем самым забирает их силу себе и ослабляет участников.

4) Руководитель потерял ориентацию и не знает, что де­лать дальше

«Золотое правило» психологической помощи заключается в том, что если руководитель группы не знает, что делать, то можно сделать небольшую паузу. Ведущий может помолчать вместе с участниками, рассказать, что в тишине могут происходить та­кие важные процессы, как самосознание, рефлексия, развитие группового духа.

5) Ведущий почувствовал сильную усталость во время или после тренинга

Усталость свидетельствует о том, что руководитель что-то делает неправильно. Она говорит о несоответствии состояния руководителя группы и состояния группы, трате сил на это противоборство.

6) Участники разговаривают и не обращают внимания на
руководителя группы

В этом случае не стоит обращаться к группе с просьбой: «Послушайте меня». Наиболее эффективным приемом может стать предложение: «Посмотрите, что я сейчас буду делать». Это можно сопровождать замысловатыми движениями рук над головой. Переключение на зрительный канал на некоторое вре­мя отключает звуковой. Затем можно поблагодарить участни­ков за внимание и сказать то, что необходимо сказать в соответ­ствие с программой занятия.

4. Трудности, связанные с прекращением групповой психокоррекции

Участник в любое время может прервать групповую тера­пию, однако это чаще всего случается в начальной и переход­ной стадиях работы группы, на фоне конфликтов и напряже­ния в группе. Уход из группы является трудной и неприятной ситуацией для покидающего ее участника (для него это еще одна жизненная неудача), для всей группы (появляются сомне­ния в успешной работе) и руководителя группы (в определен­ном смысле это и его неудача)194.

Нередко бывает так, что если группу покидает один, то ее может покинуть и другой или несколько участников, т.е. уход из группы принимает «эпидемический» характер, и это еще больше ослабляет группу. Последствия ухода участника из груп­пы описываются многими психологами, в частности выделяют следующие:

1. Тратятся энергия и время терапевта и участников, пыта­ющихся удержать покидающего группу.

2. Тормозится сплочение группы.

3. Увеличивается опасность обесценивания группы.

Особенно плохо, если участник покидает группу после ост­рой конфронтации или конфликта в группе, потому что его положение в этой ситуации бывает значительно хуже, чем тог­да, когда он пришел в группу.

Выделяют 4 важнейшие категории причин, вызывающих уход участника из группы и ведущих к прекращению группо­вой психокоррекции195:

1) связанные с самим участником;

2) связанные с терапевтом;

3) связанные с отношениями участника и терапевта;

4) связанные с групповым процессом.

5) Опишем эти причины более подробно.

1. Причины, за которые ответственен сам участник19*

1.1. Неспособность выдержать давление других участников,
их негативные реакции, когда участник оказывается в поло­жении «аутсайдера».

1.2. Страх перед самораскрытием и возникновением близ­ких отношений, ярко выраженная интровертность.

1.3. Боязнь возможного негативного воздействия проблем и нарушений других участников.

1.4.Ригидные психологические защиты, мешающие участ­вовать в работе группы.

1.5.Несовместимость посещения группы с другими форма­
ми помощи, чаще всего с индивидуальной психотерапией или
консультированием.

1.6.Интенсивные соматические (психосоматические) жалобы.

1.7.Критические обстоятельства жизни участника (кризи­сы, резкие изменения в жизни и др.)-

2. Причины, за которые ответствен руководитель группы191

2.1. Неудачный отбор участников в психокоррекционную группу и недостаточная подготовка ее к работе.

2.2. Непригодный стиль руководства группой, нарушение правила конфиденциальности, необъективность по отношению к участникам группы.

2.3. Стремление любой ценой угодить участникам, его «нарцисстическая ранимость».

3. Причины, связанные с отношениями участника и руко­водителя198

3.1. Неприязнь руководителя к участнику или участника к
руководителю, недостаточный контакт.

3.2. Слишком агрессивное межличностное взаимодействие между участником и руководителем группы.

3.3. Чрезмерная эмоциональность ведущего, когда он слиш­ком раскрывается, становится слишком субъективным, скло­нен удовлетворять свои потребности в группе.

4. Причины, связанные с групповым процессом199

4.1.Появление подгрупп, особенно направленных против какого-либо участника.

4.2.«Провокатор» в группе, постоянно вызывающий тревогу у кого-либо из участников, особенно когда терапевт терпимо относится к такому поведению.

4.3.Дезорганизующие работу группы нерешаемые конфликты.

5. Исключение участника из группы200

Это особый случай психотерапевтической неудачи, когда ведущий группы должен принять решение, что участнику лучше покинуть группу. Чаще всего такое случается по двум причинам: члену группы может повредить дальнейшее учас­тие в работе группы (угроза оказаться в положении «отвергну­того», возможность психопатологических реакций и др.) или его участие мешает продуктивной работе группы (в некоторых случаях проблематичного поведения). Такой крайний поступок руководителя группы требует от него большой внимательнос­ти, чтобы не навредить ни участнику, которому предлагается покинуть группу, ни дальнейшему развитию всей группы.

Эта проблема более конструктивно решается на индивиду­альной встрече с участником, так как обсуждение в группе может быть непродуктивным из-за защиты участника или из-за возможных неконструктивных реакций других участников.

Исключение одного участника может вызвать острую реак­цию группы. Такое решение руководителя группы участники могут расценить как выражение его субъективности, антипа­тии к удаляемому участнику. Поэтому психологу важно моти­вированно объяснить свои действия, показать участникам, что он заботится об интересах как всей группы, так и уходящего участника и выполняет свой профессиональный долг. Уходяще­му из группы участнику надо указать возможные способы аль­тернативной помощи — ему могут быть полезны индивидуаль­ная психотерапия (консультирование) или группа иного харак­тера. Психолог должен помочь человеку понять, что это не его неудача, просто эта форма психокоррекции не подходит для него.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: