Основные проблемы, связанные с личностными особенностями, причины их возникновения

Психокоррекционная работа с личностью — одно из слож­ных направлений работы психолога. Сложность этой работы обус­ловлена многоаспектностью личностных свойств и их проявле­ний. С точки зрения различных подходов, личность является сложным конструктом, включающим различные структурные компоненты.

В частности, американский психолог У. Мичел предложил проводить оценку черт личности на основе комбинации из пяти переменных:

1) компетентность — прежде всего способности, знания и навыки;

2) конструктивность — имеется в виду удача (или неудача)
во взаимодействии с окружением;

3) ожидания — то, что человек усвоил из своего прошлого опыта, опыта других людей, а также из определенных ситуаций;

4) ценности — то, как люди оценивают элементы своего
окружения на основе собственных предпочтений и моральных
норм, связанных с понятиями «правильно» и «неправильно»;

5) стратегии — то, что может рассматриваться как резуль­тат определения целей или стремлений; человек развивает пла­ны действий, которые в некоторой степени отражают его пред­почтения и установки.

Данный подход к личности основывается на организацион­ной психологии. Поведение человека в организации оценива­ется по этим критериям, что показывает степень соблюдения человеком правил и норм, принятых в организации, и свиде­тельствует о его усердии и способности ориентироваться в про­блемах организации211.

Еще один подход — подход с позиции «зрелости» индивида К. Арджириса. Основу данного подхода составляет идея исполь­зования семи измерительных континуумов поведения личнос­ти, основанных на полярных значениях незрелости — зрелости:

• Пассивный — активный.

• Зависимый — независимый.

• Ограниченный репертуар поведения — расширенный ре­пертуар поведения.

• Искусственные интересы ^развитые интересы.

• Короткий отрезок времени — длинный отрезок времени.

• Подчиненная ситуация управляющая ситуация.

• Несамоосознающий — самоосознающий. Характеристики в левом столбце можно условно назвать

«детскими», т.е. незрелыми, неразвитыми, в то время как в правом столбце даны «взрослые» характеристики. Человек из­меняет значения этих характеристик по мере накопления со­циального опыта, степени освоения социальных ролей, при из­менении положения в группе.

Подход К. Арджириса предполагает, что «зрелое» поведе­ние личности достигается через формирование у него активно­го, независимого поведения, ориентации на долгосрочные, а не краткосрочные цели и т.д.

Если следовать традиции отечественных исследований, то одним из известных подходов к описанию личности является подход С.Л. Рубинштейна. В рамках структуры личности, в частности, выделяются:

• направленность (убеждения, интересы, идеалы, мирро-
воззрение);

• знания, умения, навыки;

• индивидуально-типологические особенности (темпера­мент, характер, способности).

Представленные подходы к изучению и оценке личностных свойств являются наиболее оптимальными для создания мето­дологической основы коррекционно-развивающей работы с лич­ностью. Выделенные в этих подходах критерии оценки личност­ных свойств позволяют выделить их в те «нормы», которые служат ориентиром для оказания целенаправленного воздей­ствия в процессе психокоррекционной работы. Ориентируясь на такие качества, как активность, компетентность, ценност­ные ориентации, репертуар поведения, самосознание, креатив­ность и т.п., можно разработать эффективную систему кор-рекционно-развивающих мероприятий, направленных на ра­боту с личностью.

Рассмотрим некоторые проблемы, связанные с темперамен­том и характером личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: