Психокоррекционная работа с личностью — одно из сложных направлений работы психолога. Сложность этой работы обусловлена многоаспектностью личностных свойств и их проявлений. С точки зрения различных подходов, личность является сложным конструктом, включающим различные структурные компоненты.
В частности, американский психолог У. Мичел предложил проводить оценку черт личности на основе комбинации из пяти переменных:
1) компетентность — прежде всего способности, знания и навыки;
2) конструктивность — имеется в виду удача (или неудача)
во взаимодействии с окружением;
3) ожидания — то, что человек усвоил из своего прошлого опыта, опыта других людей, а также из определенных ситуаций;
4) ценности — то, как люди оценивают элементы своего
окружения на основе собственных предпочтений и моральных
норм, связанных с понятиями «правильно» и «неправильно»;
5) стратегии — то, что может рассматриваться как результат определения целей или стремлений; человек развивает планы действий, которые в некоторой степени отражают его предпочтения и установки.
|
|
Данный подход к личности основывается на организационной психологии. Поведение человека в организации оценивается по этим критериям, что показывает степень соблюдения человеком правил и норм, принятых в организации, и свидетельствует о его усердии и способности ориентироваться в проблемах организации211.
Еще один подход — подход с позиции «зрелости» индивида К. Арджириса. Основу данного подхода составляет идея использования семи измерительных континуумов поведения личности, основанных на полярных значениях незрелости — зрелости:
• Пассивный — активный.
• Зависимый — независимый.
• Ограниченный репертуар поведения — расширенный репертуар поведения.
• Искусственные интересы ^развитые интересы.
• Короткий отрезок времени — длинный отрезок времени.
• Подчиненная ситуация — управляющая ситуация.
• Несамоосознающий — самоосознающий. Характеристики в левом столбце можно условно назвать
«детскими», т.е. незрелыми, неразвитыми, в то время как в правом столбце даны «взрослые» характеристики. Человек изменяет значения этих характеристик по мере накопления социального опыта, степени освоения социальных ролей, при изменении положения в группе.
Подход К. Арджириса предполагает, что «зрелое» поведение личности достигается через формирование у него активного, независимого поведения, ориентации на долгосрочные, а не краткосрочные цели и т.д.
Если следовать традиции отечественных исследований, то одним из известных подходов к описанию личности является подход С.Л. Рубинштейна. В рамках структуры личности, в частности, выделяются:
|
|
• направленность (убеждения, интересы, идеалы, мирро-
воззрение);
• знания, умения, навыки;
• индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, способности).
Представленные подходы к изучению и оценке личностных свойств являются наиболее оптимальными для создания методологической основы коррекционно-развивающей работы с личностью. Выделенные в этих подходах критерии оценки личностных свойств позволяют выделить их в те «нормы», которые служат ориентиром для оказания целенаправленного воздействия в процессе психокоррекционной работы. Ориентируясь на такие качества, как активность, компетентность, ценностные ориентации, репертуар поведения, самосознание, креативность и т.п., можно разработать эффективную систему кор-рекционно-развивающих мероприятий, направленных на работу с личностью.
Рассмотрим некоторые проблемы, связанные с темпераментом и характером личности.