Организационно-экономические основы переработки сельскохозяйственной продукции

С переходом к рыночной экономике изменились экономические взаимоотношения сельхозтоваропроизводителей и переработчиков. До начала 90-х годов все сельскохозяйственнные предприятия получали государственный заказ и полностью сдавали продукцию перерабатывающим предприятиям, а перерабатывающие предприятия имели фондируемый сбыт произведенной продукции, и соответственно все распределение было централизовано.

В середине 90-х годов система заготовок и сбыта сельскохозяйственной продукции была переведена на рыночные отношения. Реализация продукции производится на основании взаимных договоров между сельхозтоваропроизводителями, фирмами-посредниками и переработчиками или между сельхозтовапопроизводителем и переработчиком.

Цены на сельскохозяйственную продукцию стали определяться на торгах и по взаимной договоренности между покупателем и продавцом.

Анализируя происходящие процессы, можно назвать некоторые из основных причин, приведших перерабатывающие предприятия к сложному экономическому состоянию:

- сокращение объемов производства отечественной сельскохозяйственной продукции;

- недостаточная государственная поддержка перерабатывающей промышленности;

- слабая материально-техническая база, устаревшие технологии и оборудование;

- инфляционные процессы и дороговизна кредита привели к недостатку оборотных средств и, как следствие, предприятия оказались не способными своевременно обеспечить производство необходимыми сырьем и материалами;

- низкая платежеспособность потребителей продукции.

В этих условиях в основе организации переработки сельскохозяйственной продукции должны быть следующие положения:

- сельскохозяйственные производители должны выступать не только в роли поставщиков сырья, но и как партнеры, а в ряде случаев и как переработчики своей продукции;

- сельскохозяйственная продукция, подлежащая переработке, должна поступать на перерабатывающие предприятия или в собственные цеха в полном объеме, в установленные сроки;

- сельскохозяйственные продукты должны поступать на потребительский рынок в готовом или подготовленном для потребления виде;

- кооперативные или акционерные перерабатывающие предприятия должны формировать и стимулировать сырьевые зоны;

- размещение перерабатывающих предприятий должно быть максимально приближено к источникам производства сырья.

Главным принципом в любом перерабатывающем производстве служит формула: «дешево произвести, подороже продать».

Для реализации этих положений, обеспечивающих обоюдную выгоду переработки как сельскохозяйственным предприятиям, так и предприятиям переработки, необходимо:

- наладить эффективный обмен между товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями. Одним из критериев эквивалентности может быть распределение выручки пропорционально затратам на производство и реализацию продукции, что можно осуществить при помощи тройственных договоров о совместной деятельности между сельхозпроизводителями, переработчиками и предприятиями торговли;

- создать на базе перерабатывающих предприятий интегрированные структуры-агрофирмы, финансово-промышленные группы, союзы кооперативов по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции;

- произвести замену технологически устаревшего оборудования на новое, внедрение прогрессивных технологий с помощью целевого кредитования, привлечения к реконструкции предприятий иностранного капитала;

- внедрить маркетинг и, как следствие, перестроить производство под рынок, к примеру, введением специального ассортимента продукции с учетом потребностей разных слоев населения;

- реструктурировать долги перерабатывающих предприятий путем выдачи им долгосрочных кредитов для погашения долга. Применять системы льгот и отсрочек от налогов и отчислений во внебюджетные фонды. Списать пени в том случае, если предприятие вносит текущие платежи и готово постепенно возвратить накопившийся долг по налогам и отчислениям;

- создать систему краткосрочного кредитования оборотных средств предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию, и предприятий торговли посредством предоставления целевых кредитных линий;

- усилить государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий;

- установить систему таможенных пошлин, налогов, квот для исключения возможности продажи импортной продукции по ценам, подрывающим конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

- укрепить систему сертификации и стандартизации продовольственных товаров и санитарного контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: