Экономическая эффективность переработки сельскохозяйственной продукции

Сущность экономической эффективности перерабатывающего предприятия может быть выражена через критерии и систему показателей (слайд 5). Критерий – это признак, на основании которого производится оценка эффективности производства. Для перерабатывающего предприятия критерием экономической эффективности хозяйственной деятельности является максимум прибыли.

Для определения сравнительной экономической эффективности производства отдельных видов продукции недостаточно абсолютной величины прибыли. Необходимо полученную прибыль сопоставить с произведенными затратами.

Для этих целей используется относительный показатель – уровень рентабельности. Его определяют по формуле:

где - уровень рентабельности, %;

- чистый доход или прибыль;

- себестоимость реализованной продукции.

Эффективность производства в рыночной экономике определяется конкурентоспособностью продукции, спросом и предложением.

Главной характеристикой, определяющей соотношение спроса и предложения, является цена на продукцию. Цена – один из основных факторов, влияющих на выручку от реализации продукции, на размер прибыли, получаемой предприятием, и соответственно на его финансово-экономическое состояние.

В рыночных условиях при снижении спроса и увеличении предложения цена снижается, при увеличении спроса и снижении предложения – повышается.

Основными видами цен в рыночных условиях являются:

- свободные цены, формируемые исключительно на основе соотношения спроса и предложения;

- регулируемые цены – цены, уровень которых регулируется государством с учетом монопольного положения производителя на рынке или высокой социальной значимости производимой продукции.

В зависимости от предназначения цены различают:

- отпускные цены предприятия, по которым предприятие-изготовитель реализует продукцию оптовым перепродавцам той же отрасли;

- оптовые цены предприятий оптовой торговли – цены реализации продукции розничным организациям торговли;

- розничные цены – цены, по которым продукция реализуется конечному покупателю;

- конкурсные цены для закупки товаров для государственных нужд – цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд; такие цены называют гарантированными, так как уровень цен и объемы реализации устанавливаются заблаговременно на конкурсных торгах и гарантируются государством;

- закупочные цены – цены, по которым закупается продукция предприятиями переработки и другими организациями непосредственно у сельхозтоваропроизводителей;

- сопоставимые цены – цены, используемые для измерения динамики физических объемов производства и реализации продукции (в сельском хозяйстве – цены 1994 г.).

Для расчета цены в рыночных условиях используются разные методы: на уровне средних издержек плюс прибыль, на уровне плановой рентабельности продукции, исходя из реальной стоимости продукции, на основе уровня средних цен.

Основными направлениями повышения эффективности производства на предприятиях по переработке сельскохозяйственной продукции являются:

- развитие интеграции путем создания интегрированных структур – агрофирм, ассоциаций, кооперативов, агропромышленных объединений, холдингов, финансово-промышленных групп и др;

- повышение качества произведенной продукции;

- снижение себестоимости выпускаемой продукции и повышение ее конкурентоспособности;

- повышение производительности труда;

- улучшение менеджмента;

- проведение маркетинговой стратегии, позволяющей расширить сегменты рынка и рационализировать ассортиментную политику;

- повышение ответственности и мотивации труда рабочих предприятия;

- улучшение использования ресурсов за счет повышения объемов производства, сменности работы предприятия, использование лизинга для приобретения нового оборудования;

- внедрение в производство новейших достижений науки и практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: