Возникновение экономической теории, ее становление и развитие как науки

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ЭКОНОМИКА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

для студентов, обучающихся по направлениям подготовки

100800.62 Товароведение, 100100.62 Сервис,

260800.62 Технология продукции и организация общественного питания, 100400.62 Туризм

Казань 2013

Составитель Макарова Е.С. Экономика: Конспект лекций - Казань: Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2013.- 227 с.

Конспект лекций для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 100800.62 Товароведение, 100100.62 Сервис, 260800.62 Технология продукции и организация общественного питания, 100400.62 Туризм, разработан в соответствии с учебными планами, утвержденными Ученым советом Российского университета кооперации от 15.02.2013, протокол № 3, и рабочей программой «11» сентября 2013 года, протокол №1.

Одобрено и рекомендовано к изданию решением кафедры экономики и управления на предприятии Казанского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации от 17.09.2013, протокол № 2.

© Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2013

©Макарова Е.С., 2013


Лекция 1. Предмет и метод экономической теории

1. Возникновение экономической теории, ее становление и развитие как науки

2. Предмет экономической теории в трактовке различных экономических школ

3. Методологические основы исследования экономики (Методы экономической теории)

Возникновение экономической теории, ее становление и развитие как науки

Для методологии науки важно знать, когда возникает экономика. Когда возникает экономика? Единого мнения нет. Есть мнение, что экономика была всегда, т.к. необходимо постоянно удовлетворять безграничные потребности, ® возникновение производства. Другая версия – с возникновением торговли, необходимостью управлять хозяйством.

1 ЭТАП. Предыстория науки.

С древних времен люди пытались выяснить от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.

Первые идеи, экономические мысли возникают в древнем мире, когда ученые философы Древнего Египта, Китая, Индии, Греции, Рима пытаются решить отдельные вопросы: как стать богатым, как обменять товары, что такое деньги и др. В то время экономики не было.

Истоки экономической науки следует искать в трудах ученых древнего Востока: Конфуций. Основная идея – он проводит различие умственного и физического труда. Физическим трудом должны заниматься рабы ® п.э. есть разделение в обществе.

Дальнейшее развитие в Древней Греции (Платон, Аристотель). Они сформулировали исходные положения о полезности как исходной ценности материальных благ (нет полезности® нет продукта ® нет богатства) и положение об эквивалентности обмена. Далее идея о стоимости.

Мыслители Древнего Рима (Сенека, Лукреций Кар) исследовали экономические причины гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса (у рабов нет экономического интереса п.э. они не хотят работать)

2 ЭТАП. Становление капитализма, развитие рыночных отношений индустриального типа.

Древние ученые не создали систематизированного учения об экономике.

Возникают капиталистические отношения, расширяются связи. И возникают вопросы: как стать богатым? почему кто-то беден?

Экономическая теория как систематизированное знание о целях, сущности задачах экономической системы возникает в 16-17 вв (Великие географические открытия, масштабное производство ® необходимы более четкие знания).

На процессы, происходящие в экономике, первоначально откликнулась школа меркантилизма (от mercante – купец). Они выдвигают идею, что богатство общества возникают только в торговле, главным предметом изучения они считают процессы товарного и денежного обращения (купить дешевле – перепродать ®разница есть доход ® богатство общества). Но возникает проблема – невозможность постоянного обмена товаров на золото.

Антуан де Монкретьен дает в 1615 г. название новой науки – политическая экономия (экономика выделяется из философии).

Дальнейшее развитие экономической теории происходит в школе физиократов (власть природы). В торговле богатства нет. Его источник в земле ® п.э. есть одна единственная важная отрасль – сельское хозяйство. Они не говорили в то время о промышленности, п.ч. в то время ее просто не было.

Физиократы считали, что источником богатства является производство и существует одна отрасль производства – сельское хозяйство. Недостаток – продукт не будет создан без человеческого труда, не осознается его важность.

Классическая школа – следующий этап развития. Представители: А. Смит (1723-1790 гг.), Д. Рикардо (1772-1823 гг.), К. Маркс (1818-1883).

Они установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Всеобщей универсальной формой богатства выступает стоимость товаров.

А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости. Нет труда ® нет стоимости ® нет товара. Подчеркнул роль производственного труда, создал учение о доходах.

Человек экономический – рациональный человек, абстрагируется от чувств, говорит нет прибыли – нет рациональности.

Маржинализм. Маржинальный (крайний, последний). Теория объясняет экономические процессы и явления, исходя из использования предельных или крайних величин. Эти величины характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других величин (как изменяется объем продаж, если цена изменилась на 1 единицу).

Появление маржинализма связано с развитием математики, они активно использовали математические модели. Но экономическая жизнь более сложна, чем любая экономическая модель. Нельзя смоделировать реальность. Невозможно учесть все факторы и параметры. Один неучтенный фактор может привести к ошибке.

Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Беем-Баверк, Джевонс, Вальрас.

Индустриальная экономика принимает новые формы. Великая депрессия.

3 ЭТАП. Национальная экономика рассматривается как единое целое. Главное направление современной экономики: неоклассическое (Фридмен, Хаейк, Самуэльсон).

Неоклассики развивают идеи свободной конкуренции и лишним вмешательством государства в экономику. Рынок может сам справиться с проблемами, государство вмешивается только в некоторых случаях.

Кейнсианство – Дж. Кейнс. Основная идея – обоснование роли государства и его вмешательства в экономику. Без государства экономика не может решить проблемы.

Институционализм – изучается различные экономические системы. Институт – определенные экономические процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: