Метод 6. Привыкание

Привыканием называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяе­мых или продолжительно действующих раздражите­лях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент сколько-нибудь важной инфор­мации для организма. Кстати, привыкание считается формой научения, которое иногда еще называют нега­тивным научением.

Особенностью такой формы приобретения опыта является не освоение новых поведенческих реакций, а утрата или ослабление уже имеющихся. А биологи-

ческое значение заключается в том, что для выжива­ния или улучшения условий существования животное должно уметь различать существенные (например, опасные) и несущественные для него раздражители и подавлять реакции на несущественные, а также пра­вильно реагировать на полезные или опасные раздра­жители.

О привыкании чаще вспоминают, когда собака че­го-нибудь боится, например автомобилей, поездов, громкого шума, других сильных и необычных раздра­жителей или продолжительно лает на звук шагов сосе­дей по лестничной площадке. Знание свойств привы­кания поможет вам вырастить хорошую собаку и не допустить ошибок, особенно в период со второго до четвертого месяца жизни, когда щенок всего боится.

Животное может привыкнуть к любым раздражаю­щим воздействиям, с которыми ежедневно встречает­ся (зрительным, слуховым, температурным, тактиль­ным, вкусовым, запаховым и даже болевым) и не отве­чать на них ориентировочной или оборонительной ре­акциями. Развитие привыкания характеризуется не­сколькими закономерностями, которыми можно поль­зоваться как правилами при использовании этого ме­тода коррекции поведения:

1. Повторяющиеся раздражители приводят к сни­жению величины исходной реакции (появление без­различия).

2. Прекращение применения данных раздражите-лей приводит к постепенному восстановлению ответ-

. ной реакции.

3. Привыкание развивается быстрее и имеет большую прочность после повторяющихся серий при­менения раздражителей и прекращения их примене­ния до восстановления ответной реакции.

4. Скорость развития и степень выраженности!

привыкания находятся в прямой зависимости от час­тоты предъявления раздражителя.

5. Привыкание наступает быстрее при меньшей силе раздражителя. Сильные раздражители могут ли­бо совсем не вызывать привыкания, либо приводить к извращению реакции.

6. Привыкание к одному раздражителю может об­легчить его по отношению к другим близким по харак­теру раздражителям.

7. Предъявление другого сильного раздражителя может приводить к отмене привыкания. Например, на­казание собаки может привести к восстановлению бо­язни выстрела.

Однако и после выработки привыкания раздражи­тель продолжает восприниматься животным. В этом легко убедиться если несколько усилить или ослабить раздражитель, он сейчас же вызовет реакцию.

Привыкание очень близко к процессу угашения. Вполне вероятно, что в основе этих процессов лежат одни и те же физиологические механизмы, но пока термин привыкание употребляют в отношении врож­денных реакций, угашение - приобретенных. При этом уместно привести еще одно определение: привыка­ние - это процесс постепенного ослабления врожден­ной реакции в результате повторных применений раз­дражителя, не сопровождаемых подкреплением.

Одним из примеров привыкания может служить Угашение ориентировочной реакции у животных на любое изменение окружающей среды.

Скорость образования привыкания и степень его выраженности зависит от специфичности раздражи-теля, его новизны, силы, состояния организма и пред­шествующего опыта животного. И если раздражитель болевой, незнакомый и достаточно сильный, началь-ная реакция может не перейти в исследовательскую,

а завершиться оборонительной. Такое состояние обычно называют страхом или трусостью.

Считают, что степень новизны обратно пропорцио­нальна следующим факторам: а) частоте появления по­хожих раздражителей; б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей); в) степени сходства раздражителей.

Различают также новизну абсолютную (раздражи­тель никогда не встречался животному) и относитель­ную (необычное сочетание знакомых животному раз­дражителей). Степень новизны зависит также от степе­ни неожиданности раздражителя, которая определяет­ся тем, насколько действующий раздражитель отлича­ется от ожидаемого животным. Повторение же раздра­жителей приводит к снижению степени новизны и уга-шению ориентировочной реакции. Считается, что для возникновения ориентировочной реакции неожидан­ность имеет большее значение, чем семантическая но­визна. Сильнейшую реакцию можно получить на хоро­шо знакомый раздражитель, неожиданно появившийся в обстановке, где его восприятие не прогнозировалось.

Известно, что животные предпочитают раздражи-; тели умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуве­ренность, робость и даже реакция избегания - неже­лание животного находиться в данной обстановке, не­повиновение, побег. Животное убегает до тех пор, по-ка ему не удается выйти из сферы действия раздражи­теля. Если же раздражитель не болевой и если убегать некуда, животное может постепенно привыкнуть к раз­дражителю. Оно перестает вызывать страх, оборони­тельное поведение ослабевает и сменяется исследо-вательским. И реакция бегства, возникающая в ответ на неожиданное появление незнакомого раздражите-

ля, при последующем повторном его предъявлении ослабевает гораздо быстрее возникающей одновре­менно ориентировочной реакции, хотя в дальнейшем прогрессивно снижается и последняя.

Предъявление животному какого-либо вызываю­щего страх раздражителя и лишение его возможности скрыться от этого раздражителя с целью выработки привыкания получило название "избыточного предъ­явления".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: