Методы коррекции поведения

Прежде чем говорить о борьбе с конкретными формами нежелательного поведения, мы коснемся общих методов коррекции поведения. В дальнейшем при анализе какого-либо случая мы не будем повто­ряться, а при необходимости станем ссылаться на со­ответствующий раздел. Кроме того, автор как человек имеет право всего не знать. Поэтому, если вы столкне­тесь с формой поведения, не описанной в данной кни­ге, то, зная методы коррекции, сможете самостоя­тельно назначить курс лечения.

Метод 1. Формирование же­лательного поведения

По своему содержанию этот метод является на­правленным правильным воспитанием собаки и хотя книга посвящена не воспитанию, а перевоспитанию, мы все-таки упомянем и о нем.

Приобретая щенка, мы должны знать и помнить, что наши собаки начинают накапливать опыт, и плохой, и хороший, сразу после того, как появились на свет. Наша задача - предложить им хорошие формы пове­дения до того, как они сами займутся своим воспита­нием.

Воспитание человека включает в себя психологи­ческие, социологические, физиологические и физиче­ские аспекты. В отличие от специального обучения, ко­торое реализуется в профессиональной деятельности, воспитание проявляется в навыках социального пове­дения. Быть воспитанным значит уметь хорошо себя вести (в семье, на улице, в коллективе, по отношению к окружающему миру). Если говорить о социальном ас-,

пекте воспитания собаки, то в человеческом обществе ей приходится играть несколько социальных ролей:

• собака - член семьи человека;

• собака - член общества людей;

• собака - член общества других животных;

• собака как партнер в паре: человек (хозяин) - со­бака;

• собака как биологическое существо в мире физи­ческой стимуляции;

• собака, выполняющая специальную функцию (со­бака-сторож, собака-защитник; собака-компаньон; собака-охотник и т.д.).

Собака должна себя вести адекватно поведе­нию членов семьи и по отношению к прохожим на ули­це и попутчикам по автобусу, по отношению к другим животным, так же, как и по отношению к владельцу в процессе дрессировки или кинологу при выполнении специальных функций. Для эффективного управления собакой и успешного выполнения возложенной на нее работы собака должна также адекватно реагировать и на небиологические факторы окружающей среды. Правда, это уже реализация психофизиологической стороны воспитания и это требует особого рассмотре­ния. Пока же мы подчеркнем, что первой задачей вос­питания является адекватная социализация собаки.

Под социализацией понимают "процесс и резуль­тат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и де­ятельности" (Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - Рос­тов н/Д: Феникс, 1998). Проще говоря, социализация это обучение совместно жить и действовать. Во время социализации собака обучается определению, распо­знанию и запоминанию возможных социальных парт­неров и правилам взаимодействия с ними. Отсутствие

социализации, неполная или неправильная социали­зация приводит к развитию настороженности по отно­шению к человеку и животным или боязни их и служит основой для формирования нежелательного поведе­ния: трусости, повышенной тревожности, осторожнос­ти, фобий по отношению к некоторым типам людей или видам животных, а отсюда к появлению труднос­тей в управлении собакой, ее дрессировке и исполь­зовании. Иногда у собаки, напротив, развивается по­вышенная агрессивность.

Как и человек, собака относится к незрелорождаю-щимся видам. Процесс дозревания нервной систе­мы - окончательное ее морфологическое и физиоло­гическое формирование происходит уже в процессе раннего онтогенеза (т. е. раннего развития). Дозрева­ние нервной системы осуществляется при активном участии факторов внешней среды. Так задумала при­рода, предполагая некий оптимальный уровень взаи­модействия молодого организма с окружающей сре­дой. Если этот уровень искажается, например, орга­низм испытывает недостаток сенсорной стимуляции, процесс формирования нервной системы нарушает­ся. В условиях сенсорной изоляции мозг атрофирует­ся, и, наоборот, развивается выше средних возможно­стей при гиперстимулировании шумом, запахами, вку­совыми и зрительными раздражителями, аффектив­ными воздействиями и т.п. Известен так называемый "синдром питомника", а в настоящем времени прихо­дится говорить о появлении "синдрома квартиры".

Ранняя сенсорная депривация (депривация - ли­шение, отсутствие чего-либо), которая может прояв­ляться в условиях ограниченного содержания (в пи­томнике, в квартире, на участке коттеджа), однообраз-ных факторов внешней среды, пониженной двигатель-ной активности, невысоком уровне социальных кон-

тактов (в той или иной степени выраженная социаль­ная изоляция) вызывает часто не компенсируемые в дальнейшем недостатки поведения.

Ранняя сенсорная депривация приводит к разной степени выраженности следующим последствиям:

• морфологическим изменениям центральной нервной системы, которые выражаются в уменьшении объема серого вещества мозга по сравнению с живот­ными, содержащимися в обычных условиях (у живот­ных, выращенных в обогащенной среде, отмечается увеличение тела нервных клеток, количества дендрит­ных шипиков и синапсов, новых отростков аксонов и увеличение диаметра капилляров мозга);

• торможению формирования (созревания) анали­заторов, что в дальнейшем приводит к ухудшению на­учения с их использованием;

• сохранению "рефлекса настороженности";

• замедлению угасания ориентировочно-исследо­вательского поведения и привыкания к новой обста­новке;

• ухудшению сенсорно-моторной координации жи­вотных, что выражается в трудности освоения двига­тельных навыков;

• активации нервных образований отрицательного подкрепления, в результате чего животные стремятся исключить возможность получения отрицательного подкрепления даже за счет отказа от получения поло­жительного;

• снижению стрессоустойчивости и ухудшению со­стояния конституционального (естественного) имму­нитета.

Таким образом, второй составляющей воспитания (психофизиологическая сторона воспитания) являет­ся обеспечение адекватного дозревания (формирова­ния) центральной нервной системы собаки.

Применительно к животному не принято говорить о характере, чаще используют понятие "темпера­мент", под которым подразумевается совокупность психических свойств индивида со стороны его дина­мических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний, ха­рактеризующих степень активности и эмоциональнос­ти и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении.

Как только рождается животное, генетически на­следуемые его свойства начинают взаимодействовать с окружающей средой (кстати, человек, это элемент окружающей среды по отношению к собаке, пусть да­же очень активный, но элемент) и в процессе своего взаимодействия изменяются. Изменяются не до бес­конечности, а в рамках генетически предопределен­ной вариации признака и в совокупности определяют темперамент животного. Свойства организма наибо­лее пластичны до его полового созревания. Это не значит, что свойства темперамента остаются неизмен­ными после этого, но их изменения во взрослом со­стоянии уже не столь значительны.

Конечно, темперамент может формироваться и без участия человека и даже вопреки его желанию, так как является процессом биологически закономер­ным. Задачей человека является формирование тем­перамента с заданными свойствами (в рамках генети­ческой вариации данного животного), которые опре-деляются целью использования собаки.

Таким образом, воспитание это еще и формирова- ние темперамента.

Нарисуйте себе образ идеальной собаки (а он доста-точно индивидуален), представьте себе, как она должна себя вести в той или иной ситуации и научите этому щен-ка. Тогда ему не нужно будет придумывать свои способы

удовлетворения потребностей и разрешения ситуаций.

Покупая щенка, сделайте так, чтобы месяцев до 6-8 он не оставался дома один. Это можно устроить, ес­ли выстроить в ряд отпуска взрослых и каникулы под­растающих членов семьи. Тогда щенок будет расти под обязательным надзором, и вы будете иметь возмож­ность вовремя пресечь нежелательное поведение, не дав ему закрепиться до навыка.

Когда такой возможности нет, необходимо приоб­рести, придумать и изготовить множество игрушек и как можно чаще играть ими с собакой, чтобы отрабо­тать до навыка ее взаимодействие с определенными предметами. Тогда щенок чаще будет обращаться именно к ним и оставит в покое предметы обихода. Но пока он мал, убирайте все, что может привлечь вни­мание щенка, вне пределов его досягаемости - это не так уж трудно.

А если сразу приучить щенка есть только по коман­де и только из миски, то вы избавитесь от многих буду­щих проблем: попрошайничества и принятия еды от посторонних лиц, а также поедания пищи с земли. И команда подхода к хозяину, и привязанность к нему формируются легко и на всю жизнь, если начать рабо­тать над ними, когда собаке исполнится 2 месяца. Чем позже, тем труднее.

Первые месяцы жизни щенка выводите его гулять только на поводке. Постоянный контроль позволит на­править поведение щенка в нужное русло и контроли­ровать его. Не оставляйте щенка без внимания, посто­янно играйте с ним, не давая ему времени и возмож­ности для всех неблаговидных действий. После про­гулки щенок должен быть очень уставшим, тогда до­мой он придет отдыхать, его двигательная и разруши­тельная активность будут значительно снижены.

Как мы уже говорили, щенок обучается легко и бы-

стро. К тому же он физически настолько слаб, что с ним нетрудно справиться. Поэтому не откладывайте Обуче­ние (дрессировку) собаки ходить рядом с вами на по­водке, не тянуть на лестнице и во время прогулки.

Не ждите, пока ваш дог, ротвейлер или кавказская овчарка станут сильнее вас. То же касается и борьбы с иерархической (внутрисемейной) агрессией.

Метод 2. Устранение возмож­ности совершения нежела­тельного поведения

Смысл этого метода заключается в устранении физической возможности совершения неугодного вам поведения. Например, собака в глухом наморднике не подберет пищу с земли, не будет много лаять, не уку­сит человека или другую собаку и не причинит вреда домашним животным. Намордник помешает собаке испортить мебель, обувь, провода и электронику, ког­да она остается в квартире одна, но при условии, что собака намордник не снимет.

Такого же эффекта можно достичь, если содер­жать собаку в клетке, посадить собаку на привязь, ос­тавлять ее в комнате, лишенной ценных для вас вещей или убрать вне пределов досягаемости собаки все то, что не предназначается для ее зубов.

Чтобы собака не убегала, ее водят на поводке, про­гуливают на огороженном участке или привязывают к ошейнику увесистую палку, которая мешает собаке бежать (так иногда поступают охотники).

Чтобы собака не воровала продукты, их нужно уби­рать подальше; чтобы не лазала на диваны и кровати, на время своего отсутствия положите туда стулья. И так далее, и тому подобное, главное - если вам не

нравится какое-либо прведение вашей собаки, сде­лайте так, чтобы она не смогла его совершить. Правда, нельзя утаить того, что верным способом избежать не­порядка в квартире и испорченного настроения на улице, является отсутствие собаки.

Конечно, этот способ ничему не учит и ни от чего не отучает. К его достоинствам можно отнести только то, что он очень оперативен. Применив его, вы получите достаточно много времени, чтобы подумать над тем, что же делать дальше.

Способ устранения физической возможности со­вершения нежелательного поведения не устраняет по­требности (мотивации), лежащей в его основе, и не предлагает освоить другую форму поведения. Но этот способ, не допуская повторений плохого поведения, препятствует его закреплению. Если же хозяин собаки очень постоянен и настойчив в применении этого спо­соба, то поскольку многие, нежелательные для челове­ка формы поведения собаки характерны для периода ее детства, способ может помочь благополучно миновать их. То есть, пока вы держите щенка на привязи и не дае­те ему возможности съесть вашу обувь, он вырастет, и желание съедать обувь пропадет само собой. Но со­держать щенка на привязи опасно тем, что он может за­путаться, а в туалетной комнате на кафельном полу мо­жет простудиться. Пожалуй, лучшим выходом из такой ситуации будет поддержание порядка в квартире, если же вам лень убирать обувь, поможет клетка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: