Проверка прочности балки. Вычисляем геометрические характеристики сечения балки:
– момент инерции сечения брутто
Ix = twhw 3/12 + 2 Af (hf /2)2 = 1,4 ∙1463 / 12 + 2 ∙ 100 ∙ (148 / 2)2 =
= 1458282,5 см4;
– момент инерции сечения нетто
Ix,n = twhw 3/12 + 2 Af,n (hf /2)2 = 1,4 · 1463 / 12 + 2 ∙ 90,8 ∙ (148/ 2)2 =
= 1357524,1 см4;
– момент сопротивления нетто верхнего пояса
Wx,А = 2 Ix,n / h = 2 ∙ 1357524,1 / 150 = 18100,3 см3;
– момент сопротивления брутто нижнего пояса
Wx, н = 2 Ix / h = 2 ∙ 1458282,5 / 150 = 19443,8 см3;
– статический момент полусечения относительно оси x-x
Sx = Af hf /2 + twhw 2/8 = 100 ∙ 148 / 2 + 1,4 ∙ 1482 / 8 = 11130,3 см3.
Геометрические характеристики тормозной балки относительно вертикальной оси y-y:
– расстояние от оси подкрановой балки y 0- y 0 до центра тяжести
z = (Aшyш + Aлyл)/(Aш + Aл + Af,n) =
= (40,5 ∙ 122,45 + 63 ∙ 70,5) / (40,5 + 63 + 90,8) = 48,6 см;
– момент инерции тормозной балки
Iy = 327 + 40,5 ∙ 73,852 + 0,6 ∙ 1052 / 12 + 63 ∙ 21,92 + 2∙453 / 12 +
+ 90,8 ∙ 48,62 = 538,957 см4;
– момент сопротивления тормозной балки для крайней точки верхнего пояса
Wy,А = Iy /(48,6 + 22,5) = 5380,57 / 71,1 = 7580,3 см3.
Проверяем прочность балки:
– по нормальным напряжениям в верхнем поясе (точка А):
Недонапряжение в балке составляет
что допустимо в составном сечении согласно СНиП [6].
– по нормальным напряжениям в нижнем поясе:
– по касательным напряжениям на опоре:
Проверяем прочность стенки балки при местном давлении колеса крана. Учитывая действия подвижной сосредоточенной нагрузки, передающей давление на стенку через верхний пояс в местах, не укрепленных ребрами жесткости, стенка подвергается местному давлению (рис. 9.4), что может привести к ее смятию:
где Fk – расчетная сосредоточенная нагрузка от колеса без учета коэффициента динамичности;
γf 1 – коэффициент увеличения нагрузки на колесе, учитывающий возможное перераспределение усилий между колесами и динамический характер нагрузок, принимаемый равным:
1,6 – при кранах режима работы 8К с жестким подвесом груза,
1,4 – при кранах режима работы 8К с гибким подвесом груза,
1,3 – при кранах режима работы 7К,
1,1 – при прочих кранах;
lef – условная расчетная длина распределения сосредоточенной нагрузки Fk , зависящая от жесткости пояса с рельсом и сопряжения пояса со стенкой:
здесь с – коэффициент, учитывающий степень податливости сопряжения пояса и стенки: для сварных балок с = 3,25, для клепанных с = 3,75;
I 1 f – сумма собственных моментов инерции пояса и кранового рельса:
I 1 f = If + Ix,р = 50 ∙ 23 / 12 + 4794,22 = 4827,6 см4,
где Ix,р = 4794,22 см4 – момент инерции подкранового рельса КР-120, принятый по табл. 9.2.
В случае приварки рельса швами, обеспечивающими совместную работу рельса и пояса, за I 1 f принимают их общий момент инерции.
Проверяем стенку сварной балки на совместные действия всех напряжений на уровне верхних поясных швов по формуле
где σx = (Мx / Wx,А) hw / hб = (389090 / 18100,3) 146 / 150 = 20,92 кН/см2;
τ = QMSf /(Ix,ntw) = 347,72 ∙ 6719,2 / (1357524,1 ∙ 1,4) = 1,23 кН/см2 –
касательные напряжения в сечении с максимальным изгибающим моментом Мх, здесь Sf = Af,n (hf /2) = 90,8 (148 / 2) = 6719,2 см3 – статический момент пояса относительно оси х-х.
Рис. 9.4. Местные напряжения в стенке подкрановой балки
под колесом крана
Таблица 9.2
Характеристики подкранового рельса по ГОСТ 4121-76*
Рельс | Момент инерции, см4 | Высота рельса hp, мм | |
Ix,р | It | ||
КР-70 | 1083,25 | ||
КР-80 | 1523,69 | ||
КР-100 | 2805,88 | ||
КР-120 | 4794,22 | ||
КР-140 | 5528,27 |
Прочность стенки балки от воздействия местного крутящего момента Мкр (рис. 9.5) проверяем по формуле:
где
Mkp = Fkn 2 γf γf 1 e + 0,75 Tkn γf hp = 480 ∙ 1,1 ∙ 1,1 ∙ 1,5 +
+ 0,75 ∙ 17,4 ∙ 1,1 ∙ 17 = 1115,2 кН∙см,
здесь е = 15 мм – условный эксцентриситет рельса, равный допустимому смещению рельса относительно оси подкрановой балки;
hp = 170 мм – высота подкранового рельса КР-120;
Iкр = It + Ikp,f = 1310 + 133,3 = 1443,3 см4;
It = 1310 см4 – момент кручения рельса, принимается по табл. 9.2;
Iкр,f = bf tf 3/3= 50 ∙ 23 / 3 = 133,3 см4 – момент инерции кручения пояса.
Рис. 9.5. Кручение верхнего пояса балки и изгиб стенки
Проверка общей устойчивости подкрановой балки не требуется, так как ее верхний сжатый пояс закреплен по всей длине тормозной конструкцией.
Местная устойчивость элементов подкрановой балки проверяется так же, как и обычных балок (см. п. 3.6.6).
Устойчивость поясного листа обеспечена отношением свеса сжатого пояса bef к его толщине tf.
Определяем условную гибкость стенки:
Стенку балки следует укреплять поперечными ребрами жесткости, если значение условной гибкости при действии местной нагрузки превышает Следовательно, постановка поперечных ребер жесткости необходима.
Ребра жесткости, обеспечивающие местную устойчивость стенки, в подкрановых балках должны иметь ширину не менее 90 мм. Торцы ребер следует плотно пригнать к верхнему поясу без приварки, при этом в балках под краны особого режима работы (7К и 8К) торцы ребер необходимо строгать.
Расстояние между ребрами жесткости а = 2 hw = 2 ∙ 1460 = 2920 мм, принимаем а = 3 м.
Ширина выступающей части парного ребра
bp = hw /30 + 40 = 1460 / 30 + 40 = 88,7 мм ≈ 90 мм.
Толщина ребра
Принимаем ребра жесткости из полосовой стали по ГОСТ 103-76* сечением 90×7 мм (см. табл. 3.7). Ребра жесткости привариваются к стенке непрерывными угловыми швами минимальной толщины.
При наличии местного напряжения устойчивость стенки следует проверять, если условная гибкость .
Расчет на устойчивость стенки балки симметричного сечения, укрепленной только поперечными основными ребрами жесткости, при наличии местного напряжения смятия (σloc ≠ 0) и условной гибкости стенки выполняется по формуле
При наличии местных напряжений проверку стенки на местную устойчивость следует выполнять в зависимости от значения a / hw, при этом значения M и Q определяют в одном сечении балки.
Проверка местной устойчивости стенки при наличии местных напряжений в среднем отсеке (рис. 9.6). Так как а = 3 м > hw = 1,46 м, определяем средние значения Mср и Qср для наиболее напряженного участка с длиной, равной высоте отсека (стенки hw).
Рис. 9.6. К проверке местной устойчивости стенки балки в среднем отсеке:
а – распределение напряжений в стенке; б – схема загружения балки и
эпюры М и Q
Вычисляем величины моментов и поперечных сил на границах расчетного участка (х 1 = 4,54 м; х 2 = 6 м):
Краевое напряжение сжатия в стенке составляет:
Среднее касательное напряжение в отсеке равно:
Локальное напряжение σloc = 8,45 кН/см2.
При отношении a / hw =300/146 = 2,05 > 0,8 рассматривают два случая проверки устойчивости стенки: