Мn = αМn ,max = 1,05 ∙ 3491 = 3665,55 кН∙м.
Из условия жесткости, при полном использовании материала балки при загружении расчетной нагрузкой, высота балки равна:
где fu = 1/400 l – предельно допустимый прогиб подкрановой балки, установленный из условия обеспечения нормальной эксплуатации кранов режимов работы 1К – 6К; fu = 1/500 l – для 7К; fu = 1/600 l – для 8К.
Окончательно высоту балки принимают с учетом ширины листов (с припуском для строжки кромок) или в целях унификации конструкций – кратно 100 мм.
Принимаем hb = 1500 мм и назначаем высоту стенки hw = 1460 мм, задаваясь толщиной полок tf = 20 мм.
Определяем минимальную толщину стенки из условия ее прочности на срез на опоре от расчетной поперечной силы:
tw = 1,5 Qx /(hwRsγc) = 1,5 · 1677,5 / (146 · 13,92 · 1) = 1,29 см,
где Rs = 0,58 Ry = 13,92 кН/см2.
Принимаем tw = 14 мм.
Проверяем необходимость постановки продольных ребер жесткости.
Условная гибкость стенки
следовательно, продольные ребра жесткости не требуются.
Определяем требуемые геометрические характеристики сечения:
– момент инерции сечения балки
– момент инерции стенки балки
– момент инерции поясов балки
– площадь сечения одного пояса
Af = If / [2(hf / 2)2] = 974407,5 / [2 (148 / 2)2] = 88,97 см2;
– ширина пояса
Учитывая ослабления верхнего пояса балки двумя отверстиями d o = 23 мм под болты d = 20 мм для крепления подкранового рельса, ширину пояса принимаем несколько большей:
bf = 445 + 2 ∙ 23 = 491 мм.
По сортаменту принимаем пояс из листа 500×20 мм (см. табл. 3.9).
Состав сечения тормозной балки: швеллер № 30 с площадью сечения Аш = 40,5 см2, моментом инерции I 1 = 327 см4, z o = 2,55 см; горизонтальный лист из рифленой стали 1050×6 мм с площадью сечения Ал = 63 см2; верхний пояс балки 500×20 мм с площадями сечения брутто Аf = 100 см2 и нетто Af,n = 90,8 см2.
Сечения подкрановой конструкции представлено на рис. 9.3.
Рис. 9.3