Ценности мужа

Работа.

Деньги.

Спорт.

Быть любимым.

Семья.

Путешествия.

Секс.

Еда.

Друзья.

Сопоставление этих списков привело к обсуждению сле­дующих тем: важность семьи для мужа и ее значение для жены. Присутствие ценностей, используемых одним из партнеров, и отсутствие этих же ценностей в списке дру­гого. Например, уборка, вечеринки и покупки не упоми­наются женой, но упоминаются мужем в качестве ценнос­тей жены.

Отмечается наличие общих интересов: семья, образова­ние, путешествия, спорт, секс, друзья. Наличие ценностей, таких, как время, отсутствующих в данном списке, — время вообще и время, проводимое друг с другом. Обсуждаются возможные причины невнимательности в оценках списков друг друга. Оценка и восприятие ценностей одного и как это связано с собственными ценностями другого партнера. т Использование данной методики приводит к возможно­му конструктивному обсуждению несовпадений ценност­ных ориентации у супругов и дает пищу для анализа несов­падений в данных ценностях.

10. «Соломенная башня» — это упражнение, адаптиро­ванное Пекманом (1984) для использования в семейной работе.

Клиентов просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню. Можно исполь­зовать другие материалы, например строительные блоки.

Разрешение этой задачи возможно только при реализа­ции совместных действий. А психолог получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам клиентов, а непосредственно в действии.

При выполнении данной задачи члены семьи ведут себя так же, как и в обычной жизни.

Наряду с другими социометрическими методиками это упражнение позволяет выявить лидера в семье, тупики во взаимоотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолированных членов семьи, границы семьи и дру­гую динамику в системе семейных взаимоотношений.

Для построения «соломенной башни» необходим пакет со ста соломинками и клейкая лента. Предлагается следую­щая инструкция: «Вам необходимо из этих соломинок пост­роить башню. При построении башни попытайтесь совмест­но достичь определенных целей. Ваша башня должна быть оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструиро­ванной. Она должна стоять без поддержки и быть достаточ­но прочной и долговечной, чтобы ее можно было перено­сить с места на место. Вам следует уложиться в 10—15 мин».

Далее дается рекомендация: первые 5 мин строить баш­ню, не говоря друг другу ни слова. Это требование может увеличить фрустрацию и позволить обойти некоторые барь­еры, выявить различные уровни взаимодействия в семье. Наблюдая за происходящим в течение 8—15 мин, психолог может вмешаться в процесс. Он может давать советы, объяс­нять происходящее с той точки зрения, чтобы члены семьи могли включиться в изучение процесса.

Если семья большая, она может быть разбита на под­группы, каждая из которых строит свою башню. Этот способ используется для того, чтобы подчеркнуть или изме­нить существующие структурные границы, а также в работе с семейными треугольниками.

Примером парадоксальной интервенции может служить разрешение 5-летнему малышу руководить конструирова­нием или строительством башни, что помогает родителям увидеть, в какой мере они дают своему ребенку возмож­ность поступать так, как он хочет.

После того как башня построена, психолог обсуждает с членами семьи, что происходило во время строительства, интересуясь тем, как, по их мнению, можно разрешить сло­жившуюся ситуацию. Психолог анализирует роль каждого в совместной деятельности и поведение членов семьи в рам­ках поставленной задачи. После этого можно попросить чле­нов семьи заново построить башню, используя результаты проведенного обсуждения. В некоторых случаях можно обу­чить членов семьи методикам совместной работы и спосо­бам оказания взаимопомощи.

9. «Экокарта» — метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе.

Большое внимание уделяется тем внутренним и внешним ресурсам, которые доступны семье.

Цель методики — схематически изобразить семью и изу­чить ее потребности, а также исследовать взаимосвязи е другими семьями, социальными организациями и институ­тами. Связи, напряженность, поддержка и множество дру­гих проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоот­ношений могут быть наглядно представлены на основе этой методики. Кроме того, методика позволяет выявить эмоци­ональные и материальные ресурсы семьи.

«Экокарта» представляет собой карту взаимоотношений семьи внутри себя и с внешним миром. В основе методики лежит беседа, цель которой формулируется как получение информации психологом от клиента о связях, которые су­ществуют внутри семьи и вне ее в различных социальных средах, и изображение этой информации в графическом виде.

Психолог задает членам семьи вопросы, касающиеся раз­мера семьи, характера взаимоотношений внутри семьи, с сослуживцами, соседями, друзьями, родственниками, ад­министративными органами, с которыми общается семья: школа, церковь, служба социальной помощи, семейный врач, начальство и т.д.

Полученная информация заносится в карту. Взаимоотно­шения между людьми изображаются с точки зрения их зна­чимости и близости. Отмечаются позитивные и негативные связи. Знакомые друг другу люди соединяются линиями. При этом выявляются люди, которые находятся в изоляции, а также всевозможные союзы, сторонники и противники дан­ной семьи.

Участие семьи в составлении «экокарты» стимулирует обсуждение того, какие ресурсы имеются у данной семьи для улучшения ее функционирования, каковы здесь источ­ники напряжения и конфликтов. Это, прежде всего, акту­ально для так называемых «закрытых семей», которые ва­рятся в собственном соку и не могут использовать имею­щиеся у них ресурсы для улучшения положения.

«Экокарта» особенно полезна для семей, имеющих не одну, а несколько проблем. В «экокарте» указывается место каждого человека в семье и в более широком метасемейном контексте.

Становятся наглядными и очевидными изолированные личности, всевозможные союзы, альянсы и противопостав­ления одних групп другими. Заполнение «экокарты» дает возможность обращения к друзьям семьи, к тем людям, которые имеют к ней отношение, получения дополнитель­ной информации и эмоциональной поддержки. Для заполне­ния «экокарты» клиент вынужден обращаться к тем людям, которые могут оказать ему реальную психологическую под­держку, что способствует повышению эмоционального ком­форта как отдельных членов семьи, так и семьи в целом. Эта методика применяется не только психологами, но и социальными работниками.

11. «Семейное пространство». Методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного простран­ства для изменения внутрисемейных позиций. Предлагается следующая процедура проведения данной методики. Родите­лям дается большой лист бумаги, фломастеры или каранда­ши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до свадь­бы. Дети в это время слушают и смотрят на работу родителей. Если родители несколько/ раз меняли место жительства, пе­реезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который им наиболее запомнился.

Во время рисования психолог постепенно вводит их в ситуацию, задавая следующие вопросы:

- Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциирует­ся у вас та или иная комната.

- Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, зву­ки, цвета и людей в этой комнате.

- Была ли в вашем доме комната, специально предназ­наченная для встречи всех членов семьи?

- Когда члены вашей семьи заходили к вам, в какой комнате происходили встречи?

- Были ли в доме комнаты, в которые вам было запре­щено заходить?

- Было ли у вас какое-то особенное место в доме?

- Попытайтесь, как можно яснее представить себе, как в вашем родительском доме решались вопросы близо­сти, дистанции и уединенности.

- Как был расположен ваш родительский дом по отно­шению к другим домам в этом квартале, выделялся он чем-нибудь или нет?

- Вспомните какое-то типичное событие, происходив­шее в вашем родительском доме.

- Вспомните типичные слова, фразы, высказывания, ко­торые произносились членами вашей семьи.

Варианты использования данной методики

- Психолог может попросить отца и мать нарисовать план их родительских домов, а дети в это время наблюдают за ними.

- В качестве другого варианта можно предложить детям нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом присутствуют в качестве наблюдателей.

- Все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.

Вопросы психолога направлены на выявление воспоми­наний, связанных с существующими в данной семье пра­вилами и их источниками в родительских семьях.

Кроме того, воспоминания изучаются на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотноше­ния.

Данная методика направлена на выявление материала, связана с ролевым поведением в родительских семьях суп­ругов, выявлением скрытых правил взаимодействия в дан­ной семье, а также для прояснения конечных целей семейно-коррекционного процесса.

Использование первого варианта (когда родители выпол­няют упражнение, а дети наблюдают за ними) позволяет про­вести границы между поколениями в семье и границы между различными семейными субсистемами. Такого рода деятель­ность подтверждает уникальное место родителей в семейной системе, когда детям отводится роль обучающихся. История семьи в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в форми­рование чувства сопричастности к культурному наследию дан­ной семьи, способствует развитию эмпатии и взаимовыручки между ее членами. Кроме того, волнующие супругов в настоя­щий момент проблемы, их конфликты могут быть освещены через обращение к материалам семейной истории.

Во втором варианте применения методики (дети рисуют план дома, а родители наблюдают за ними) психолог выделяет и поддерживает детскую субсистему уникальных точек зрения и чувств детей по отношению к внутрисемейному взаимодействию.

Когда методика используется в ее третьем варианте (вся семья рисует план дома), психолог получает возможность до­статочно глубоко изучить актуальные проблемы и конфликты в семье, а также имплицитно присутствующие внутри семей­ной системы средства их преодоления. Особенно полезен дан­ный вариант методики при работе с семьями, в которых раз­мыты границы между субсистемами, а также границы между семьей и внешним миром. Безопасное выражение семьей раз­личных точек зрения и чувств на происходящее позволяет в какой-то мере прояснить внутрисемейные границы.

Методика «семейное пространство» может использовать­ся в семейно-групповой психокоррекции в работе с роди­тельскими группами. В зависимости от целей группы внима­ние фокусируется на актуальных семейных конфликтах или же на истории семьи. Методика неприменима в работе с маленькими детьми.

12. «Супружеская конференция» и «Семейный совет». Ме­тодики представляют собой встречи, проводимые регуляр­но с супружеской парой или семьей, в рамках которых обеспечиваются равные возможности участия всех членов семьи. Это метод, созданный для улучшения внутрисемей­ных взаимоотношений и повышения их интенсивности.

Выделяют четыре причины, по которым следует прово­дить «семейный совет»:

Чтобы дать возможность членам семьи свободно об­
щаться между собой.

Чтобы избежать сильных эмоциональных всплесков в
семье.

Для обучения членов семьи (как детей, так и взрос­
лых) демократическим приемам разрешения конфликтов.

4. Для поддержания гармонии и мира в семье.
Психолог назначает клиентам конференцию или совет в

качестве домашнего задания, впоследствии они могут стать ритуалами данной семьи. Консультанты супружеских пар и семей применяют эту методику для развития и обогащения жизненного опыта членов семьи, как эффективное психо-коррекционное средство.

Если психолог приходит к выводу, что необходимо улуч­шить общение между супругами, то он предлагает им обду­мать возможность регулярных встреч между ним и членами семьи. При этом время, место и частота встреч особо оговариваются. Время, отведенное для конференции, супруги должны полностью посвятить друг другу, исключив какие-либо посторонние вмешательства. Если эта идея принимает­ся, супруги выбирают удобное для обоих время, когда они могут общаться друг с другом и быть при этом в хорошей физической и психической форме, а также соглашаются следовать правилам, список которых вручается психологом тут же на встрече. Эти правила могут варьироваться для того, чтобы адаптировать их к специфическим проблемам и потребностям данной семьи.

Список правил

Супруги встречаются в условленное время и в услов­
ленном месте в период между предыдущей и последующей
встречами. Встреча должна происходить в условиях, когда
нет никаких влияний извне. Необходимо проводить как ми­
нимум одну подобную встречу в неделю.

Один партнер говорит в течение какого-то фиксирован­
ного времени (примерно полчаса) или по своему усмотрению
молчит. Можно рассказывать что угодно: о снах, планах, бо­
лезнях, желаниях, потребностях и т.д. Другой партнер должен
бчень внимательно слушать, ни в коем случае не перебивать,
не курить, не ходить взад-вперед по комнате и не делать чего-
либо, что могло бы нарушить процесс общения. Точно в опре­
деленное время первый партнер останавливается.

Второй партнер кратко (в течение 3 мин) рассказывает
о том, что он услышал в монологе первого и что, как он
полагает, первый имел в виду. Позиция говорившего при­
знается как имеющая право на существование и на данном
этапе никак не атакуется, не критикуется и не обсуждается.

После этого второй партнер говорит в течение поло­
женного ему получаса, а первый его внимательно слушает.

После того как второй партнер закончит свой монолог,
первый в течение 3 мин должен резюмировать услышанное
и подтвердить, что позиция другого, равно как и его соб­
ственная, имеет право на существование, а также то, что он
воспринял ее адекватно.

Обсуждение следует закончить в строго определенное
время.

Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны
подниматься и обсуждаться вплоть до следующей встречи.

В начале следующей встречи супружеская пара рас­
сказывает о том, что произошло в промежуток между
встречами. Психолог, используя материалы встречи, из меняет в соответствии с актуальной ситуацией правила проведения последующих конференций и еще раз повто­ряет задание.

Данная методика не направлена на принятие решения. Ее задача — сделать общение между партнерами более откры­тым, конструктивно увеличить близость между ними, осла­бить борьбу за власть и тем самым дать возможность для внутрисемейного решения проблем.

Проведение «семейного совета» представляет собой рас­ширенный вариант методики «семейная конференция».

Психолог описывает правила проведения семейного со­вета:

Необходимо определить время и место встречи так,
чтобы ни что ни могло ей помешать.

Совет формально включает в себя всех членов семьи,
однако никого нельзя заставлять присутствовать на нем, на­
сильно понуждать к этому. Вместе с тем тот, кто не участво­
вал в семейном совете, должен согласиться следовать тем
решениям, которые будут приняты. Необходимо добиваться,
чтобы все члены семьи присутствовали на встрече.

Решения, принятые на совете, не могут быть в одно­
стороннем порядке нарушены или же проигнорированы. Если
же такой инцидент происходит, он должен обсуждаться на
последующих встречах.

Каждый член семьи может предложить вопросы для
обсуждения. В некоторых семьях существует обычай класть
лист бумага со списком вопросов, требующих всеобщего
обсуждения, в самое удобное для всех членов семьи место,
например на холодильник, на обеденный стол и т.д. Для
того чтобы как только кому-то в голову придет соответ­
ствующая идея, ее сразу можно было зафиксировать.

Список вопросов может включать все, что связано с
благополучием детей, семейными прогулками, все, что имеет
отношение к семье как к целому.

Все должны участвовать в выполнении принятых ре­
шений и на словах, и на деле.

Как родители, так и дети должны быть уверены в том,
что у них в семье есть право голоса, что сказанное ими
будет услышано, принято и рассмотрено.

Семейный совет проводится для того, чтобы решать
проблемы, а не для того, чтобы нападать на конкретных
людей. Поэтому запрещается обсуждать личности и их по­
ведение, а обсуждается только проблема и способы ее ре­
шения.

Семью необходимо предупредить о том, что встреча не будет успешной до тех пор, пока каждый член семьи не научится использовать совет семьи как эффективное сред­ство решения своих собственных проблем. На следующих за­нятиях семья делится с психологом опытом проведения со­вета и затем обсуждает его. Данная методика помогает семье научиться приемам демократического обсуждения вопросов, которые можно практиковать в домашней обстановке.

13. «Родительский семинар». А.С. Спиваковская предло­жила данную методику для решения задач изменения сфе­ры сознания и самосознания родителей и систем социаль­но-перцептивных стереотипов, а также реальных форм вза­имодействия в семье.

Основной психокоррекционной задачей выступает изме­нение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. На семинаре совершенствуется воспри­ятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воз­действия на ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни, апробируются родителями.

Во время семинара родители обсуждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, само­стоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

Как специфический коррекционный метод «родительс­кий семинар» состоит из следующих специальных приемов:

Лекция.

Групповая дискуссия.

Библиотерапия.

Анонимные трудные ситуации.

Лекционные приемы. Психолог сообщает родителям важную с точки зрения воспитания психологическую информацию. Лекционные темы подбираются применительно к интересам и системе значимых переживаний участников семинара.

Возможные темы лекций:

> Законы супружеской гармонии.

•\ > Что такое естественность в воспитании детей.

> Что такое семейный кризис и критический период
развития ребенка.

> Может ли наказание ребенка быть творческим и т.д.
Главным в изложении указанных тем является простота,

жизненная убедительность излагаемых фактов, вера гово­рящего в то, что он излагает. Групповая дискуссия. А. С. Спиваковская считает, что во время групповой дискуссии целесообразно организовать те­матическую дискуссию и дискуссию по типу анализа конк­ретных случаев.

Тематическая дискуссия предполагает обмен мнений по темам лекций. Темы дискуссий второго типа строятся по темам, предложенным самими родителями.

Цели дискуссии состоят в выработке оптимального под­хода к той или иной жизненной ситуации, пониманию ее психологического смысла.

Главные задачи групповой дискуссии в данной методи­
ке — повысить мотивацию и вовлеченность участников груп­
пы в решение обсуждаемых проблем..

Библеотерапия. Родителям предлагается специально, по­добранный список книг. В основном используются книги научно-популярного характера, посвященные проблемам семейной жизни и воспитания. Родители должны само­стоятельно найти и прочитать данные книги, а во время встреч обсудить содержание прочитанных книг, излагая собственную точку зрения на имеющиеся в них пробт лемы.

Анонимные трудные ситуации. Этот прием направлен на активизацию творческого подхода в воспитании детей. Ис­пользуется он для активизации групповой дискуссии и для повышения мотивов участников к разрешению знакомых проблемных ситуаций, но новыми способами;

Содержание приема состоит в том, что психолог предла­гает обсудить случай, знакомый ему из практики. Обычно это рассказ о взаимодействии родителей со своим ребен­ком, когда те или иные приемы не приводят к успеху.. Пси­холог воспроизводит ситуации, которые важны для участ­ников семинара.

Далее каждый из родителей должен предложить свой ва^ риант разрешения ситуации, опираясь на личный опыт соб­ственного убеждения, ценностей и ориентира воспитания. В дальнейшем происходит обобщение и анализ предложенной ситуации.

Проведение подобного семинара вооружает родителей новой информацией, придает им уверенность в собствен­ных силах, расширяет творческий потенциал семьи, содей­ствует расширению самопознания личности.

14. «Честная борьба». Нарушение коммуникаций между супругами ведет к искажениям и утрате передаваемой ин­формации, что порождает внутриличностное и межличнос тное напряжение, затрудняет удовлетворение потребностей и взаимных ожиданий. Такое состояние приводит к появле­нию агрессивных, отрицательных эмоций, длительное по­давление которых (во имя сохранения «семейного мифа») приводит к резкому увеличению монотонных и стереотип­ных форм взаимодействия, которые еще больше фрустри-руют членов семьи, вследствие чего они часто используют неудачные формы снятия напряжения в виде конфликтов со взаимными оскорблениями и обидами. Для оптимизации семейных отношений супругам необходимо иметь способы нетравматической канализации агрессии. Разработанная Г. Ба­хом и П. Уигеном методика «честной борьбы» предоставляет супругам возможность открыто и нетравматично обмени­ваться информацией об имеющихся трудностях во взаимо­отношениях, осознаваемых и подавляемых чувствах и жела­ниях, противоречиях в исполнении семейных функций.

Правила «честной борьбы»

1 Q Высказывания должны отражать чувства в ситуации

«здесь и теперь». Q Участники должны воздерживаться от обобщений типа

«ты никогда не слушаешь».

Q Участники должны воздерживаться от актуализации прошлых обид и злости, от аргументов, направленных на «слабое место» партнера: вес, особенности фигуры, внешности, дефекта речи и др.

Q Необходимо воздерживаться от критики родственни­ков: «ты такая же глупая, как и твоя мать», «ты такой же рохля, как и твой отец».

О В споре необходимо пользоваться описательным безо­ценочным языком.

Для диагностики подавляемых агрессивных эмоций ис­пользуются:

поролоновые дубинки, которыми участники наносят друг другу удары;

флажки зеленого и красного цветов, с помощью кото­рых партнеру по общению посылаются сигналы о про­должении или прекращении общения; совместное «выколачивание ковра» — парный прием, во время выполнения которого имитируется выбивание пыли из ковра. Во время выполнения приема фиксируется, кто из супругов является лидером; кто и сколько наносит ударов; какую площадь обрабатывает ударами каждый супруг.

Методика «честная борьба» представляет собой конструк­тивный спор, который проводится по определенным пра­вилам.

Правила проведения конструктивного спора

А Предварительная подготовка супругов. Методика мо­жет использоваться супругами для преодоления своих раз­ногласий только после прохождения специальной подго­товки в группе супружеских пар, состоящей из 8—12 чело­век. Супругам необходимо посетить не менее 6—8 занятий продолжительностью 2 ч каждая. В группах супружеских пар обучение конструктивному спору осуществляется с помо­щью сценарных разработок, которые составлены по типу незаконченных предложений. Муж и жена получают описа­ние ситуации и контур роли и (после того как они иденти­фицировались с ними) начинают взаимодействие. Наиболее актуальными темами для групп конструктивного спора яв­ляются темы воспитания детей, ревности, распределения обязанностей в семье, доминирования—подчинения и др.

2. Правило «места и времени». Конструктивный спор необходимо проводить в отдельной комнате при отсутствии эмоционально заинтересованных свидетелей (детей, род­ственников, друзей, близких и т.д.). На день проведения конструктивного спора не следует планировать прием гос­тей, посещение театра, друзей и другие мероприятия, так как последствия спора непредсказуемы и «конструктивный спор» может трансформироваться в психотравмирующий поединок супругов.

; 3. Следование за конфликтом. Это правило говорит о том, что конструктивный спор должен быть максимально при^ ближен во времени к актуальной конфликтной ситуации. |

«Оповещение партнера». Инициатор спора должен за|-
ранее сообщить партнеру о своем намерении спорить и о
предмете разговора.

Конструктивный выход. Основной целью спора долг
жен быть поиск возможностей совместными усилиями pej-
шить проблему, а не стремление «наказать» партнера.

Выделяют три фазы конструктивного спора, каждая из которых имеет свои правила:

Вводная фаза — правило: «Дай знать, что хочешь спог
рить, и назови предмет спора».

Средняя фаза — правило: «Скажи, что думаешь о noh
ведении партнера, отреагируй и критикуй».:

Финальная фаза — правило: «Признай свои ошибки и
найди положительное в партнере». Общая продолжительность конструктивного спора не дол­жна превышать 10—15 мин, а финальной фазы 1,5—2 мин. Если супруги продолжают критиковать друг друга, психо­лог дает команду заканчивать спор и выполнить требования финальной фазы (окончательно спор завершается рукопо­жатием, объятиями или поцелуем).

По окончании конструктивного спора оценивается его стиль и его результаты по определенным критериям и пози­циям. Г. Бах и П. Уиген оценивали стиль спора по 9 критери­ям, а результаты — по 12 позициям. С. Кратохвил сократил число позиций оценки стиля и результата спора до 4.

При оценке стиля спора участники получают +1 или —1 балл по каждой позиции. На партнеров заполняется общий бланк оценки стиля спора (при сильной выраженности кон­фликта бланк заполняется на каждого участника). Супружес­кая пара может набрать максимум +4 балла и минимум —4.

Стиль спора

1. Конк­ретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и те­перь» +   Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события, про­шедшие или не имеющие отношения к делу
2. Вовле­ченность Оба увлечены, наносят и получают сильные «уда­ры»     Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, ос­корбляется, прекращает 1 спор преждевременно и т.д.
3. Комму­никация Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его мож­но понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь»     Слишком частое повто­рение своих доводов н невнимание к доводам другого. Скрытые при­знаки непонимания, на­меки, неясности, «шум»
4. «Чест­ная борь­ба» Не допускаются «удары ниже пояса» и принима­ется во внимание, сколь­ко может вынести парт­нер     Аргументы не относятся к предмету спора, но на­целены в чувствительное место

Также заполняется бланк «результат спора». По каждой позиции начисляется +1 либо — 1 балл. Оценки, получен­ные за стиль и результат спора, суммируются.

В результате максимальная сумма для пары составляет +8 баллов, а минимальная —8. Набранные баллы являются фак­тором подкрепления определенных паттернов супружеского взаимодействия.

Результат спора

1. Ин­форма­тивность Что-то узнал или полу­чил, научился чему-то новому + Не узнал ничего нового
2. Отреа-гирование Исчезла напряженность, уменьшилось озлобле­ние, выяснены претензии     Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось
3. Сбли­жение Спор привел к взаимопо­ниманию и сближению партнеров. Есть ощуще­ние, что это их касается, что так и должно быть. Со­храняют свое достоинство     Партнеры более отдале­ны, чем прежде. Ощуще­ние, что они не поняты или сильно обижены
4, Улуч­шение Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее     Ничего не решено, уча­стник не старается ниче­го исправить иди остав­ляет это другому и не хо­чет его простить
Подсчет очков Общий счет

Для конструктивного спора характерным является реа­лизм, конкретность, открытость, честность, ответственность, юмор, акцентуация внимания участников на необходимости соблюдения обратной связи и правил «честной игры».

Методика содействует росту культуры выражения агрес­сии. Особенно эффективным оказывается ее применение при наличии у одного из членов семьи нерационального Страха перед выражением агрессии другими членами семьи. Такие члены семьи склонны уступать выражению агрессии даже тогда, когда чувствуют, что совершенно правы. Например, супруга уступает пьющему мужу только для того, чтобы он на нее «не орал». Обучение технике «конструктивного спо­ра» в таких ситуациях обеспечивает устойчивость против выражения агрессии, умение в этих условиях находить вер­ную линию поведения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: