Развитие эмоциональной сферы ребенка в раннем возрасте

Характерные особенности эмоционального развития детей в раннем возрасте:

- эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно; эмоции выступают мотивами поведения;

- идет дальнейшая социализация эмоций: ребенок осваивает способы выражения переживаний, связанных с результатами человеческой деятельности;

- развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;

- включается слово в эмоциональные процессы, что перестраивает их протекание и создает предпосылки для их регуляции.

В начале раннего детства возникает чувства, связанные с теми объектами, которые ребенок не видит перед собой в данный момент (в отсутствие мамы вспоминает ее и тоскует о ней). Это обусловлено выделением предметов как постоянно существующих, имеющих устойчивые характеристики, и формированием представлений о них.

К концу второго года жизни все более укрепляется тесная связь эмоций с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, разнообразнее становятся причины, вызывающие эмоциональные реакции. Они возникают на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на собственные действия и на их результат (особенно, когда он получен самостоятельно), на игровые моменты с участием взрослого. Переживания все более связываются именно с умениями и результатами деятельности, что свидетельствует о развитии самостоятельности маленького человека.

К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры, возникают переживания, связанные не только с условными действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре. Особенно его волнует правильное выполнение действия.

К трем годам у ребенка, поглощенного сюжетом игры и выполнением определенной роли, неудачи предметного характера уже не вызывают отрицательных эмоций. Его переживания теперь неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Сюжетные переживания – свидетельство того, что предметная направленность деятельности уступает место игровой. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка.

Как проявляется развитие высших чувств ребенка, предпосылки которых сложились еще в младенчестве? К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки (веселой и грустной, плавной и бодрой и т.д.). Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. С помощью взрослого учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного; быстро и сам начинает замечать красоту в окружающем его мире и привлекать взрослого к своим переживаниям, делиться ими. Возникает элементарная наблюдательность, в основе которой – чувство удивления, проявляющееся еще у младенца. Появляются первые познавательные вопросы, свидетельствующие о формировании познавательного интереса.

Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между несколькими детьми или оказывается, кроме него, еще и другому ребенку. В то же время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии. На втором и третьем году жизни проявления симпатии усложняются. В возрасте 2-3 лет дети оказывают самостоятельную посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии (нередко делятся сладостями, игрушками, приглашают к участию в игре). Возрастает избирательность в отношении к товарищам, которая выражается в явных предпочтениях отдельных из них.

Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению и огорчается, если их не получает. Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает условия для развития самолюбия и чувства гордости. Сначала переживания гордости неустойчивы и возникают лишь при прямой оценке ребенка взрослым. По мере повторения положительных оценок, направленных на одни и те же свойства характера ребенка, результаты его деятельности, гордость становится устойчивой и постоянной. Складывается потребность всегда получать и сохранять положительную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие малыша. А это свидетельствует о возникновении первых зачатков чувства собственного достоинства. Под воздействием положительной и отрицательной оценки у малыша возникает способность к переживанию чувства стыда. Она также является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирующееся представление о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения.

Освоение ребенком речи приводит к тому, что определенные слова приобретают для него условное эмоциональное значение, способность выражать положительное или отрицательное отношение со стороны взрослых. Слово включается в эмоциональные процессы, изменяя их протекание. Сначала само слово у малыша не вызывает никого чувства, т.е. еще не имеет для него оценочного значения. Оно приобретает его тогда, когда взрослый подкрепляет слово мимикой, жестами, интонацией, действиями. Постепенно слово-оценка перестает нуждаться в дополнительном подкреплении, и ребенок уже определенным образом реагирует на его значение. Основу для развития речевой регуляции поведения создает связь чувств с представлениями о ситуациях, явившихся причиной их возникновения. Формирование способности к пониманию этой связи обеспечивает известную целенаправленность действий малыша.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: