double arrow
Актуальность проблемы коррекционно-педагогической поддержки социально-эмоционального развития детей с нарушениями зрения

Воспитание человека, обладающего психологическим здоровьем, является проблемой особо актуальной для специального образования слепых и слабовидящих детей. Ее актуальность определяется тем, что психологическое здоровье любого ребенка составляет основу его полноценного развития и здоровья в целом. Психологическое здоровье –это динамическая совокупность психических свойств индивида, обеспечивающая гармонию между его потребностями и общества, являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи – на самоактуализацию.

Основные составляющие портрета человека, обладающего психологическим здоровьем: способность принимать себя и окружающих; достигать достаточно высокого уровня ролевого развития; быть восприимчивым к внешним изменениям, в соответствии с которыми идти на целесообразное изменение своего поведения, т.е. быть социально мобильным; владеть эффективными способами психологической защиты, обеспечивающими ему возможность противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.

Следовательно, психологически здоровый человек обладает определенными личностными характеристиками, которые позволяют ему успешно адаптироваться в социуме и проходить путь продуктивного развития на благо самому себе и обществу.

Формирующееся психологическое здоровье слепых и слабовидящих дошкольников должно быть объектом самого пристального внимания их семьи, педагогов, психологов и социального окружения.




Отсутствие зрения или его крайне ограниченные возможности обуславливают определенные трудности социально-психологической адаптации этих детей. Они возникают из-за нарушений в развитии личности, которые у данного контингента дошкольников могут проявляться в отгороженности от внешнего мира, низком уровне коммуникабельности, повышенной сенситивности и ранимости, высоком уровне тревожности, агрессивности и пр.

Трудности ребенка с тяжелым нарушением зрения в реализации попыток адаптации к окружающей среде, формирующиеся отклонения в развитии личности очень часто сочетаются с психогенно-невротическими реакциями. У детей с глубокими нарушениями зрения отмечается постоянная готовность к страхам, содержание которых меняется с возрастом и часто связано с нарушениями зрения: страх перед большим пространством (боязнь упасть или наткнуться на какой-либо предмет, зайти в незнакомое место и пр.), страх одиночества, неприятные ощущения присутствия постороннего (при отсутствии такового). Распространенным феноменом у слепых детей является патологическое фантазирование по типу овладевающих представлений. В возрасте 3-5 лет различные патохарактерологические реакции проявляются у данного контингента детей в виде двигательного беспокойства, плаксивости, капризности, повышенной требовательности. В связи с этим, образуется порочный круг, в котором трудности адаптации у слепых и слабовидящих детей к предметному миру, самому себе, к отношениям с окружающими взаимосвязаны с нарушениями в развитии их личности и с формирующейся у данного контингента детей массивной невротической симптоматикой.



Опасность состоит в том, что в дальнейшем при незначительном осложнении жизненной ситуации и отсутствии надлежащей психолого-педагогической коррекции указанных выше отклонений в развитии ребенка они закрепляются, переходя в частые невротические реакции, которые с возрастом усложняются, удлиняются по срокам. А отдельные невротические черты как бы «вплетаются» в структуру личности. Уже у слабовидящих младших школьников отмечается высокий уровень тревожности, сопровождающейся увеличением их замкнутости, недоверчивости, обособленности, напряженности, раздражительности, фрустрированности, выступающей как проявление раннего формирования акцентуаций характера.

Следовательно, коррекционно-развивающая работа по формированию личности ребенка с нарушениями зрения, обладающей психологическим здоровьем, должна быть направлена на создание динамического равновесия между индивидом и средой. Это обеспечивается за счет баланса между физическим, эмоциональным, интеллектуальным и коммуникативным аспектами «Я» ребенка. Установление этого баланса достигается в определенной мере коррекцией недостатков в развитии эмоциональной сферы ребенка, формированием у него «умных эмоций». Судить о благополучии в развитии эмоциональной сферы ребенка следует по тому:

- насколько поведение ребенка характеризуется адекватностью реакций на различные явления окружающей действительности;

- насколько он способен к дифференциации и адекватной интерпретации эмоциональных состояний других людей;

- насколько широк диапазон понимаемых и переживаемых ребенком эмоций;

- насколько интенсивны и глубоки его переживания, адекватно проявление его эмоционального состояния различным коммуникативным ситуациям;

- насколько он способен к передаче эмоционального состояния как в речевом плане, так и с помощью невербальных средств общения.

Достижение возрастной нормы по всем указанным выше параметрам развития эмоциональной сферы является первостепенной задачей коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Развитие эмоциональной сферы ребенка идет в определенных направлениях. В структуру эмоциональных процессов по мере развития дошкольника постепенно включаются различные познавательные процессы: сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Таким образом, благодаря формирующемуся опосредованию эмоционального процесса интеллектуальными операциями и речью осуществляется переход в эмоциональном развитии ребенка от элементарных эмоциональных реакций на уровень высших психических функций. Достигнув этого уровня, эмоции приобретают все характеристики высших психических функций: социальный характер формирования, иерархичность строения, знаково-символическое опосредование, произвольность регуляции. Это дает возможность ребенку в некоторой мере управлять своими эмоциями. Он обучается не только управлению выражением своих чувств, облекая их в культурно принятые формы, но и осознанному пользованию средствами выражения эмоций, что позволяет информировать окружающих о своих переживаниях, таким образом, воздействовать на них в процессе общения.

Интеллектуализация эмоций способствует обогащению и разнообразию эмоционального мира ребенка. От базовых эмоций (страха, радости и пр.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и восторгается, сердится и злится, удивляется и восхищается, любит и ревнует и пр.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает «язык чувств» – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса.






Сейчас читают про: