Развитие эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте

Развитие эмоций в дошкольном возрасте обусловлено появлением новых интересов, мотивов и потребностей, формированием их сложного соподчинения, которое является основой развивающейся способности ребенка к эмоциональному предвосхищению. Эмоциональные переживания теперь вызываются не непосредственно воспринимаемым фактом, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства ребенка, утрачивая ситуативность, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Способность к эмоциональному предвосхищению заставляет ребенка переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть возможную реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Раньше ребенок испытывал радость тогда, когда получал желаемый результат, теперь он радуется, что может этот результат получить. Раньше он выполнял нравственные нормы поведения, чтобы заслужить положительную оценку, теперь он следует им, уже предвидя, как обрадуются его поступку окружающие. Ребенок начинает предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживание другого человека, «открыть их для себя». Интенсивное включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, благодаря чему они становятся более осознанными, обобщенными.

Развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности (главным образом, сюжетно-ролевой игры) приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию чувства товарищества. Источником гуманных чувств по-прежнему является взаимоотношение с близкими людьми. Только теперь из объекта чувств со стороны взрослого дошкольник превращается в субъекта эмоциональных отношений, сам сопереживая другим.

Практическое овладение нормами поведения обобщается в форме нравственных чувств. Нравственные оценки поведения из внешних требований со стороны окружающих превращаются в собственные оценки ребенка, включаются в переживание им отношений к определенным поступкам или действиям.

В значительной степени развитию гуманных чувств дошкольника способствует сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают ему понять другого, учесть его положение, настроение, желания. Дети учатся различать, понимать переживания других, когда они переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания. Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, которому активно сопереживает. Такое сравнение дошкольник проводит мысленно, будучи уверенным, что в подобной ситуации он поступил бы так же.

Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться. Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Уже 4-5-летний ребенок способен выполнять нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. В этом возрасте на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений ребенок способен понимать смысл предъявляемых ему требований и соотносить их со своими поступками и действиями, а также с действиями и поступками других. Ребенок переживает удовлетворение, радость при совершении им достойных поступков и недовольство, огорчение, возмущение, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам.

Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают у него неловкость, вину, смущение, беспокойство.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия. Эстетические чувства детей развиваются во взаимосвязи с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое. Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное»; нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умения ценить прекрасное и доброе в людях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: