Качество продукции – совокупность свойств и характеристик продукции. Оценить уровень качества можно, если сопоставить фактические параметры с эталонными.
За эталон могут быть приняты:
· Требования ГОСТов, ТУ
· Параметры, достаточные достигаемые лучшими отечественными и зарубежными производителями.
· Параметры, полученные путем экспертных оценок или теоретических расчетов.
Показатели качества индивидуальны для каждой продукции и определяются ее особыми характеристиками.
Они подразделяются на:
- единичные - характеризующие одно свойство;
- комплексные - характеризующие несколько свойств;
- обобщенные - характеризующие изделие в целом (это количество рекламаций потребителей, удельный вес продукции лучшего сорта в общем выпуске, удельный вес импортной и экспортной продукции, количество брака в общем выпуске).
В процессе анализа качества решаются следующие задачи:
· Оценивается технический уровень продукции.
· Рассчитываются отклонения от этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базисным.
|
|
· Анализируется структура продукции по показателям, характеризующим ее качество.
· Выявляются факторы, сдерживающие повышение качества и обеспечивающие возможность этого повышения.
Показатели качества анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущим периодом, отчетным периодом, планом и т.д.
Источниками информации являются техническая документация, данные лабораторных испытаний, сведения ОТК, патенты, реклама и т.д.
ПРИМЕР. Анализ показателей качества
Показатели | Предыдущий год | План | Факт | Отклонение от предыдущего | Отклонение от плана | ||
абсолют. | % | абсолют. | % | ||||
1Объем продукции, млн. руб. | 47,5 | 10,8 | |||||
2Сертифицирован-ная продукция: | |||||||
2.1 Стоимость, млн. руб. | 97,3 | ||||||
2.2 Удельный вес к общему объему, % | 59,9 | 80,3 | 20,4 | - | 10,3 | - | |
3 Рекламации: | |||||||
3.1 Штук | - | -4 | -50 | - | - | ||
3.2 Стоимость, млн. руб. | - | -100 | -2,5 | - | - | ||
3.3 Удельный вес, % | 1,68 | - | 1,12 | -0,56 | - | - | - |
4 Продукция на экспорт: | |||||||
4.1Стоимость, млн.руб. | 180,5 | 12,2 | |||||
4.2 Удельный вес, % | 16,8 | 31,6 | 31,9 | 15,1 | - | 0,3 | - |
ВЫВОД: По данным таблицы в отчетном году по сравнению с прошлым годом и с планом качество продукции улучшается. Увеличился удельный вес сертифицированной продукции на 20,4% и 10,3% соответственно. Снизилось количество рекламаций по сравнению с прошлым годом на 50%. Значительно увеличился удельный вес продукции поставляемой на экспорт: на 15,1% и 0,3% соответственно.
7. Анализ реализации продукции и выполнения договорных обязательств.
|
|
Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота хозяйственной связи предприятия.
От объема и темпов реализации зависит финансовое положение предприятия, показатели оборачиваемости и рентабельности.
Источником информации для анализа являются баланс предприятия, отчет о прибыли и убытках, журнал-ордер N11, ведомость N16, договора на поставку продукции, картотеки складского учета и т.д.
Методика анализа реализации продукции зависит от метода ее учета.
1. Учет по отгрузке. В этом случае продукция считается реализованной с момента ее отгрузки и предъявления платежных требований покупателю.
Одновременно возникают обязательства предприятия перед бюджетом по налогам, по отчислениям, включаемым в отпускную цену продукции и т.д.
При данной методике реализованная продукция:
ВП – выпущенная продукция.
В этом случае на объем реализации влияют три фактора.
2. Учет по оплате. В этом случае продукция считается реализованной с момента поступления денежных средств на счет продавца.
Анализ выполнения договорных обязательств.
Он ведется в отделе сбыта продукции по отдельным договорам и срокам поставки.
Процент выполнения договорных обязательств равен отношению разности между плановым объемом и объемом недопоставок к плановому объему (%):
или как отношение фактического объема в пределах плана к плановому объему:
План поставки считается выполненным, если он выполнен по каждому договору.
ПРИМЕР. Анализ выполнения договора поставки
Отчетный период | Планируемая поставка по договору | Недопоставленная продукция | Выполнение договорных обязательств, % | |||
за отчетный месяц | с начала года | за отчетный месяц | с начала года | за отчетный месяц | с начала года | |
январь | - | - | - | |||
февраль | ||||||
март | 99,35 | 99,46 |
, ,
, .
8. Анализ резервов роста объема и реализации продукции.
Резервы роста производства и реализации продукции это количественно измеримые возможности их увеличения за счет улучшения ресурсов предприятия.
Резервы роста объема производства за счет:
· Улучшения используемых трудовых ресурсов: создания дополнительных рабочих мест, сокращения потерь рабочего времени, улучшения организации труда, которое влечет за собой повышение выработки.
· Улучшения использования средств труда: привлечение дополнительно работающего оборудования, сокращение потерь работы оборудования, проведение модернизации оборудования.
Эти резервы действуют одновременно, взаимосвязано между собой, поэтому в заключение анализа в качестве реального резерва принимают тот, который имеет наибольшую величину.