Анализ качества продукции

Качество продукции – совокупность свойств и характеристик продукции. Оценить уровень качества можно, если сопоставить фактические параметры с эталонными.

За эталон могут быть приняты:

· Требования ГОСТов, ТУ

· Параметры, достаточные достигаемые лучшими отечественными и зарубежными производителями.

· Параметры, полученные путем экспертных оценок или теоретических расчетов.

Показатели качества индивидуальны для каждой продукции и определяются ее особыми характеристиками.

Они подразделяются на:

- единичные - характеризующие одно свойство;

- комплексные - характеризующие несколько свойств;

- обобщенные - характеризующие изделие в целом (это количество рекламаций потребителей, удельный вес продукции лучшего сорта в общем выпуске, удельный вес импортной и экспортной продукции, количество брака в общем выпуске).

В процессе анализа качества решаются следующие задачи:

· Оценивается технический уровень продукции.

· Рассчитываются отклонения от этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базисным.

· Анализируется структура продукции по показателям, характеризующим ее качество.

· Выявляются факторы, сдерживающие повышение качества и обеспечивающие возможность этого повышения.

Показатели качества анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущим периодом, отчетным периодом, планом и т.д.

Источниками информации являются техническая документация, данные лабораторных испытаний, сведения ОТК, патенты, реклама и т.д.

ПРИМЕР. Анализ показателей качества

Показатели Предыдущий год План Факт Отклонение от предыдущего Отклонение от плана
абсолют. % абсолют. %
1Объем продукции, млн. руб.         47,5   10,8
2Сертифицирован-ная продукция:              
2.1 Стоимость, млн. руб.         97,3    
2.2 Удельный вес к общему объему, % 59,9   80,3 20,4 - 10,3 -
3 Рекламации:              
3.1 Штук   -   -4 -50 - -
3.2 Стоимость, млн. руб.   -   -100 -2,5 - -
3.3 Удельный вес, % 1,68 - 1,12 -0,56 - - -
4 Продукция на экспорт:              
4.1Стоимость, млн.руб.         180,5   12,2
4.2 Удельный вес, % 16,8 31,6 31,9 15,1 - 0,3 -

ВЫВОД: По данным таблицы в отчетном году по сравнению с прошлым годом и с планом качество продукции улучшается. Увеличился удельный вес сертифицированной продукции на 20,4% и 10,3% соответственно. Снизилось количество рекламаций по сравнению с прошлым годом на 50%. Значительно увеличился удельный вес продукции поставляемой на экспорт: на 15,1% и 0,3% соответственно.

7. Анализ реализации продукции и выполнения договорных обязательств.

Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота хозяйственной связи предприятия.

От объема и темпов реализации зависит финансовое положение предприятия, показатели оборачиваемости и рентабельности.

Источником информации для анализа являются баланс предприятия, отчет о прибыли и убытках, журнал-ордер N11, ведомость N16, договора на поставку продукции, картотеки складского учета и т.д.

Методика анализа реализации продукции зависит от метода ее учета.

1. Учет по отгрузке. В этом случае продукция считается реализованной с момента ее отгрузки и предъявления платежных требований покупателю.

Одновременно возникают обязательства предприятия перед бюджетом по налогам, по отчислениям, включаемым в отпускную цену продукции и т.д.

При данной методике реализованная продукция:

ВП – выпущенная продукция.

В этом случае на объем реализации влияют три фактора.

2. Учет по оплате. В этом случае продукция считается реализованной с момента поступления денежных средств на счет продавца.

Анализ выполнения договорных обязательств.

Он ведется в отделе сбыта продукции по отдельным договорам и срокам поставки.

Процент выполнения договорных обязательств равен отношению разности между плановым объемом и объемом недопоставок к плановому объему (%):

или как отношение фактического объема в пределах плана к плановому объему:

План поставки считается выполненным, если он выполнен по каждому договору.

ПРИМЕР. Анализ выполнения договора поставки

Отчетный период Планируемая поставка по договору Недопоставленная продукция Выполнение договорных обязательств, %
за отчетный месяц с начала года за отчетный месяц с начала года за отчетный месяц с начала года
январь     - - -  
февраль            
март         99,35 99,46

, ,

, .

8. Анализ резервов роста объема и реализации продукции.

Резервы роста производства и реализации продукции это количественно измеримые возможности их увеличения за счет улучшения ресурсов предприятия.

Резервы роста объема производства за счет:

· Улучшения используемых трудовых ресурсов: создания дополнительных рабочих мест, сокращения потерь рабочего времени, улучшения организации труда, которое влечет за собой повышение выработки.

· Улучшения использования средств труда: привлечение дополнительно работающего оборудования, сокращение потерь работы оборудования, проведение модернизации оборудования.

Эти резервы действуют одновременно, взаимосвязано между собой, поэтому в заключение анализа в качестве реального резерва принимают тот, который имеет наибольшую величину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: