Знания об окружающем мире

Год жизни ребенка Знания и представления
Предметные Простран-ственные Временные Количе-ственные Цветовые
           
3-й Предметы первой необходимости (одежда, обувь, предметы быта, игрушки) и действия с ними Далеко, близко, тут, там Сегодня, завтра, сейчас, потом, утро, вечер, день Больше, меньше, один, два Красный, синий, зеленый, желтый
4-й Предметы первой необходимости, их назначение, признаки, свойства (продукты питания, посуда, мебель, орудия труда) Название своей улицы, учреждений, расположенных на ней (магазин, почта, и др.) Нравственные понятия: добрый, злой, хорошо, плохо. Деревья (1-2 вида), кусты (1-2 вида), цветы (2-3 вида), овощи, ягоды; основные части растений (стебель, листья, корень). Понимание значений слов «фамилия», «отчество», «возраст», «семья», «родители», «родственники». Знание своих фамилии, имени, отчества, возраста, домашнего адреса Вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади Долго, недолго, сейчас, позже, раньше, утро, день, вечер, ночь Большое, маленькое; равные, выше, ниже; счет до трех Красный, синий, зеленый, желтый, коричне-вый
5-й Транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, теплоход, лодка, самолет, вертолет, поезд) и наименование профессий тех, кто их водит Средства связи между людьми (письмо, телеграмма, телефонный разговор) и учреждения, позволяющие осуществлять ее Предметы трудовой деятельности и действия людей с ними, профессии, взаимодействие людей в процессе труда Деревья (4 вида, хвойные и лиственные), кустарники (2-3 вида), цветы (3-4 вида), лесные ягоды (2-3 вида), грибы (выделяя мухомор как несъедобный), садовые ягоды и фрукты (вишня, груша и др.), комнатные растения (3-4 вида) Животный мир (рыба, свинья, еж, ящерица, скворец, дятел, бабочка, дождевой червь, белка, заяц) Нравственные понятия: дружные (дети), верные (друзья), смелый, правдивый, вежливый На, в, под, за, перед, направо, налево Утро, вечер, сегодня, завтра, позже, раньше, быстро, медленно Больше, меньше; счет в пределах пяти Красный, синий, желтый, оранжевый, белый, черный, коричне-вый, оттенки (голубой, розовый, темно- и светло-зеленый)
           
6-й Страна, в которой ты живешь, ее города, деревни, реки, озера. Деревья (5-6 видов), кустарники (4 вида), овощи (6-8 видов), плодово-ягодные культуры (4-5 видов), цветы и травы (6-8 видов). Обобщенные представления о дереве, кустарнике, овощах, фруктах. Существенные признаки знакомых животных (лиса, волк, медведь) Водоплавающая птица (утка, гусь). Дикие животные (хищные и нехищные), домашние животные, насекомые (5 видов) и условия их жизни. Перелетные птицы (3-4 вида), зимующие птицы (3-4 вида). Материал, из которого сделаны предметы (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло, фарфор, картон и т.д.). Нравственные понятия (скромный, самостоятельный, справедливый, заботливый, дисциплинированный). Умение определять и обозначать предлогами расположе-ние предметов относительно друг друга Времена года, их последова-тельность и характерные признаки; дни недели, время суток Счет в пределах 10, сравнение смежных чисел, умение решать задачи Все цвета спектра
7-й Разновидности деревьев (клен остролистый и серебристый, тополь обыкновенный и пирамидный). Кусты (до 6 видов), цветы (11 видов). Связь между строением органов животных и средой их обитания. Населенные пункты (страны, города, поселки, улицы, площади). Обобщающие понятия (мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, игрушки, транспорт) и их классификация. Общественно-политические явления (война, революция) и праздники. Ориента-ция на листе тетради (середина листа, левый верхний угол и т.д.) Умение выполнять работы за отведенное время, ориентируясь по песочным часам. Умение определять время по часам с точностью до 15 минут. Умение устанавливать последователь-ность событий во времени, анализируя как внешние, так и внутренние связи (развитие явления, причинно-следственные связи и т.д.) Прямой и обратный счет в пределах 10. порядковый счет Все цвета спектра

Приложение 2

Карта обследования развития слухового восприятия и слуховой памяти

Реакции Приблизительный возраст появления реакции (в месяцах) Примечание
Вздрагивание век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок у самого уха, стук двери, шум от упавшего рядом с кроваткой предмета. Первые 2-3 дня после рождения  
Реакция на звуки человеческого голоса На 10-12 день после рождения.  
Реакция на звук голоса, музыкальные звуки, выражающаяся в торможении пищевого и двигательного рефлекса (ребенок замирает, услышав голос матери или звон колокольчика). Конец 2-го и 3-й месяц жизни  
Локализует звуки в пространстве, поворачивая голову в сторону источника звука (например, шелестящей бумаги). На 4-ом месяце жизни  
Дифференцируется реакция на звуки (различает голоса близких людей). На 4-5 месяце жизни  
Тянет руки к звучащему предмету и схватывает его в темноте. В 5 месяцев  
Повышается точность дифференцировки звуков: различает интонации, с которыми к нему обращается взрослый. На 6-7 месяце жизни  
Отчетливо реагирует на веселую и грустную музыку, на разный ритм. В 7-9 месяцев  
Начинает двигаться при звуках музыки. В 8-14 месяцев  
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела при их назывании или указывает на них. В 9-14 месяцев  
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых. В 12-14 месяцев  
Выполняет знакомое действие с предме­том по просьбе (катает машинку, «причесывает», «качает» или «кормит» куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят сделать. В 12-16 месяцев  
Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов). В 14-16 месяцев  
Из 2-3-х знакомых предметов смотрит или указывает на тот, который назвали. В 14-16 месяцев  
Из 2-3-х знакомых картинок выбирает ту, которую назвали. В 14-16 месяцев  
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова. В 14-18 месяцев  
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий). В 15-18 месяцев  
Любит играть со взрослым в «голоса животных» (например: «Как коровка мычит?» — «Му-у-у») В 15-18 месяцев  
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них. В 20-24 месяцев  
Понимает 100 слов и более. В 20-26 месяцев  
Повторяет за взрослым предложение из 2-3-х слов. В 24-28 месяцев  
Пытается петь. В 20-30 месяцев  
Повторяет за взрослым двустишья или четверостишья (воспроизводит их спустя несколько часов). В 30-36 месяцев  

Приложение 3

Рис. 1. Модель системного характера формирования представлений о предмете


Приложение 4

Игровые тестовые задания

МИШКИН ЧЕМОДАН. В ходе индивидуальной игры с ребенком из чемодана игрового персонажа по очереди появляются картинки (не более 10) с изображением сходных предметов. Слепым детям предлагаются натуральные предметы или их модели (игрушки). Это могут быть:

чашка — кружка — стакан; носки — гольфы — чулки — колготки;

кастрюля — сковорода; плащ — пальто — шуба; брюки — шорты;

свитер — кофта. Взрослый спрашивает: «Что это? Как называется этот предмет? Как ты узнал, что это чулки? А Мишка думает, что это колготки. Почему он не прав?»

Для удобства анализа полученных результатов целесообразно воспользоваться таблицей.

Таблица для анализа результатов тестового задания

«Мишкин чемодан»

Название предмета Назвал правильно Назвал неправильно (как именно) Не смог назвать Не может объяснить, как узнал Суще-ственные и несуще-ственные признаки (обозна-чить общее количе-ство) Несуще-ственные признаки Суще-ственные признаки
Чулки              
Носки              
Гольфы              

УГАДАЙ, КОГО КАК ЗОВУТ. Ребенку предлагается сюжетная картинка с изображением двух девочек или мальчиков, одетых в раз­ную одежду. Взрослый дает простейший описательный рассказ и просит угадать их имена. Например: «На этой картинке нарисованы Катя и Наташа. Угадай, кого как зовут, если Катя одета в зеленое платье и на голове у нее платочек, а Наташа в голубой кофточке, синей юбочке и панамке. Как ты догадался?» Если ребенок определяет правильно, ему разрешают раскрасить картинку. Слепому ребенку предлагаются куклы, одетые как указывается в задании.

ЧТО НЕ ТАК? Взрослый показывает ребенку по очереди 1—3 картинки с изображением несложного сюжета. Например, ребенок играет в мяч около стола, на котором стоит большая красивая ваза; книга оставлена на скамеечке под дождем; ребенок в трусиках и панамке играет на снегу в куличики. Ребенку предлагается объяснить игровому персонажу, что и почему он нарисовал неправильно. Слепым детям предлагается словесное описание данных сюжетов или их рельефное изображение.

МАСТЕР УМЕЛКИН. Мастер Умелкин сделал разные столы: письменный стол, обеденный стол, кухонный стол, журнальный сто­лик, детский столик, стол для настольного тенниса. На картинке нарисованы все эти столы. Педагог просит назвать их и рассказать, как каждый стол используется человеком. Как ребенок догадался, что мастер Умелкин в этот раз смастерил только столы? Какие части у столов могут быть разными? Без какой части стол существовать не может?

МАША И ВАРЕЖКИ. Воспитатель читает стихотворение Н.Саконской:

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал.

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

— Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь.

Здравствуй, пальчик,

Как живешь?

и предлагает ребенку помочь художнику Карандашкину нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Нужно объяснить художнику, что он должен нарисовать — описать варежку. Карандашкин сделал 3 наброска, какой из них самый лучший, почему? (Педагог показывает ребенку сразу 3 предметные картинки, где нарисованы перчатки, рукавицы и детские варежки. Слепому ребенку предлагаются натуральные объекты).

Приложение 5

Игровые тестовые задания

Рис. 2. Найди лишнюю картинку

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ. Игровой персонаж Почемучка предлагает ребенку по очереди карточки с изображением групп из 5—7 предметов, относящихся к игрушкам, одежде, обуви, инструментам, мебели. На каждой карточке — одна лишняя картинка, которую надо найти.

Например, в набор игрушек (кукла, машина, мяч, кубики, кегли, мишка) ошибочно включена картинка с изображением детской книжки (рис. 2); в набор картинок, изображающих мебель (диван, шкаф, кресло, сервант, кровать), – телевизор, и т.п. Почемучка просит ребенка внимательно рассмотреть картинки на карточке, назвать их и найти лишнюю, объясняя, почему он так считает. Игровой персонаж интересуется: «Какие предметы называют игрушками (одеждой, посудой и пр.)? Какие еще игрушки (обувь, посуду и пр.) ты знаешь?»

УГАДАЙ, КОГО ЗОВУТ САША? На сюжетной картинке нарисованы две девочки и мальчик, которые играют в игрушки. Ребенку предлагают догадаться, кого из них зовут Саша, по одежде и обуви. «На ногах у Саши кроссовки. Наташа и Саша - в брюках. У Наташи нарядная красная блузка. Покажи, кого зовут Саша. Почему ты так думаешь?»

ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ ГОДА И НАЙДИ ЛИШНИЙ ПРЕД­МЕТ. Ребенку предлагается карточка, на которой нарисованы три группы предметов обуви, среди которых есть один лишний предмет – зонтик (Рис.3). Надо найти этот предмет, объяснить, почему он лишний, а на место вопросительных знаков положить картинки, условно обозначающие время года, когда носят эту обувь. Рассматривая карточку вместе с ребенком, воспитатель вначале просит назвать каждый предмет; спрашивает, из чего он сделан, из какого материала, какие у этого материала свойства и качества. Затем предлагает найти лишний предмет и обосновать свое предположение. После этого выполняется задание по определению знака с условным обозначением времени года. Педагог уточняет, из каких материалов шьют летнюю, осеннюю и зимнюю обувь.

Рис. 3. Определи время года и найди лишний предмет


Приложение 6

Рис. 4. Сравни предметы


Приложение 7

Игровые тестовые задания

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ. Ребенку предлагают набор из 7 картинок, на которых изображены: грузовая машина, пароход, самолет, эскалатор метрополитена, лошадь со всадником или везущая воз хвороста, пушка с большими колесами, стреляющая ядрами. «Какая картинка лишняя, почему? Что такое транспорт?»

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ. Ребенок получает набор из 9 предметных картинок: пианино, скрипка, барабан (музыкальные инструменты); рубанок, пила, топор (столярные инструменты); швейная машина, ножницы, спицы (швейные инструменты). «Как все эти предметы можно назвать одним словом? Почему их так можно сгруппировать? Придумай для каждой группы предметов свое условное обозначение».

РАЗЛОЖИ ПО ПОЛОЧКАМ. Ребенок получает набор из 10 силуэтных картинок, изображающих: кофейник, чашку с блюдцем, сахарницу, вазочку с фруктами, сковороду, кастрюлю, утюг, пакет молока, кусок колбасы, рыбу, а также картинку-макет кухни со столом, посудной полкой, холодильником.

После рассматривания предметных картинок ребенку предлагают разложить все по своим местам (поставить на стол, убрать на посудную полку или в холодильник) и найти одну лишнюю картинку, объяснив, почему она лишняя. Завершается выполнение контрольного задания рассказом ребенка о том, что и где лежит на его кухне (рассказ сопровождается изображением на рисунке, что позволяет выявить умение ориентироваться на плоскости листа бумаги).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: