Планирование - это ориентированный на будущее, осуществляемый на основе систематической подготовки регулярно повторяющийся процесс переработки информации и принятия решений, который проводится как на уровне системы (предприятия) в целом, так и ее отдельных элементов (структурных подразделений, функциональных подсистем, отдельных работников). Результатом планирования является план или система планов
План - это документ, в котором зафиксированы плановые задания, определяющие последовательность, порядок и сроки выполнения работ для достижения поставленных целей, необходимые ресурсы и желаемые результаты деятельности.
Проект – это ограниченный во времени комплекс действий (работ, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели, которые могут и не повторяться когда-либо еще в будущем.
Цель – это желаемое состояние (или результат), которого система стремится достичь в будущем.
Прогнозирование - это процесс предвидения, предсказания будущего характера процессов на основе информации об их протекании в прошлом и настоящем. Он строится на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития рассматриваемого объекта и его возможном состоянии в будущем.
|
|
Прогноз - это результат предвидения, предсказания возможного хода событий в будущем, его позитивных и негативных черт.
Система планирования - это совокупность элементов (информация, организация процесса и используемые процедуры планирования, постановка целей, принятие решений, распределение ресурсов и т.д.), интегрированных в упорядоченной структуре.
1.2 Признаки системы планирования
1) относятся к будущему;
2) направлены на достижение определенных целей (целенаправленность);
3) представляют собой упорядоченный процесс выполнения определенных действий;
4) связаны с обработкой информации;
5) связаны с проектированием будущего (разработкой проекта).
1.3 Цели планирования
Главная цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом для достижения целей предприятия
Частные цели:
1) согласованность достижения целей (согласование целей и действий работников);
2) раннее выявление и предупреждение проблем (своевременное принятие решений);
3) координация частных планов (согласование позволяет преодолеть препятствия в ходе реализации планов);
4) подготовка принятия решений (выявление и исследование альтернатив);
5) определение основных точек контроля (планирование является основой результативного контроля);
6) информирование сотрудников (о целях, альтернативах, сроках и ограничениях);
|
|
7) мотивация сотрудников (заинтересованное сотрудничество людей в процессе планирования побуждает их к достижению производственных и личных целей).
1.4 Причины неудачного планирования
1. Недостаточный анализ существующего состояния и обоснование требований к проекту не позволяют вскрыть проблемы, четко определить потребности в изменении состояния системы и подготовить необходимую информацию для принятия решения.
2. Нечетко определены цели проекта. Нужно проверить:
• На каких данных базируются определенные цели?
• К какому горизонту планирования относятся цели?
• Какую пользу принесет достижение цели?
• Какие сроки и затраты следует задать?
• Цели должны иметь четкое содержание и смысл, результаты должны быть измеримы, а заданные параметры – выполнимы.
3. Вместо объективного поиска альтернатив предпочтение отдается излюбленному варианту. Важно выяснить:
Возможны ли альтернативные решения? По каким критериям производятся оценка и выбор альтернатив?
4. Ответственность в проекте распределена недостаточно четко и согласованно.
Проекты не должны осуществляться «между делом», они требуют установления персональной ответственности как за проект в целом, так и за его отдельные части.
5. Команда проекта недостаточно укомплектована квалифицированным персоналом (лимитированность расхода трудовых ресурсов).
6. Недооценка риска осуществления проекта. Поэтому важно ответить на вопросы:
• Как выявляется, определяется риск?
• Что можно сделать для его уменьшения?
1.5 Типы планирования и виды планов
1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;
3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;
4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);
5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;
7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.
• Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).
• Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.
• Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.
1.6 Зарубежная классификация планирования
По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.
|
|
Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат
Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности.
Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка.
Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.
1.7 Принципы планирования
принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;
|
|
принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;
принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;
принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;
принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.
ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.