Теперь давайте проанализируем правильный ход: 18/12, 5/4.
И снова два ваших блота находятся под угрозой, но вашему противнику необходимо выбросить только число 5, чтобы побить любой из ваших блотов. Следовательно, несмотря на двойную угрозу ваш оппонент будет иметь только одинарный прямой шот на своих игральных костях, т.е. число 5 (вдобавок к комбинациям 1-4, 2-3). У вас есть дублированное число, которое необходимо противнику для побития ваших фишек (число 5 в каждом случае), поэтому вы существенно снизили его шансы побить ваши блоты.
В том же ключе можно рассмотреть и позицию 2.
В этом случае правильным будет использование обоих чисел для перемещения одной фишки 18/10 (позиция 2А).
Такой ход оставляет два блота, но каждый из них подвергается прямой угрозе при выпадении числа 3. Вы дублировали необходимое противнику число 3 и сократили его шансы побить ваши блоты.
|
|
Любой другой ход предоставил бы вашему противнику возможность использовать для побития два разных числа, другими словами, дал бы ему шансы на двойной прямой шот. (Заметьте, что дублирование не только снижает шанс побить любую из фишек, но и чрезвычайно усложняет побитие обеих фишек. В позиции 2А обе фишки позволяет побить только комбинация 3-3.)
Данный принцип защиты заключается в следующем: если вы оставляете незащищенными более чем одну фишки, пытайтесь оставить их под угрозой одного и того же числа, уменьшая таким образом количество комбинаций, которые дадут возможность противнику побить эти фишки.
Заметьте, что в обоих примерах мы могли найти наиболее безопасный ход, подсчитывая точное количество шотов в каждом случае. Принцип дублирования помогает избежать этих утомительных подсчетов. Ход с применением дублирования гарантированно позволяет вам оставить меньшее количество шотов, чем другой возможный ход без дублирования. Это одна из причин, по которой искусные игроки редко утруждают себя подсчетом точного количества шотов, обычно всю работу выполняет принцип дублирования.
В позиции 3 X должен использовать число 4, чтобы ввести в игру фишку из бара, но ему следует подумать, как он может использовать число 3. Если он использует это число для дальнейшего продвижения фишки к бар-пункту противника (бар/21/18), это даст противнику возможность для тройного прямого шота: с расстояния в четыре, в шесть и один пункт. Вполне понятно, что такой ход был бы неправильным.
|
|
Если вы переведете фишку, стоящую в вашем Дворе, ближе к своему Дому (бар/21, 11/8), вы снова оставите противнику возможность для тройного прямого шота. Ваш противник сможет побить эту фишку с помощью числа 1, а фишку в его Доме – с помощью чисел 2 и 4 (что он сделает весьма охотно, ибо ваша позиция весьма слаба).
Правильный ход выглядит так: бар/21, 6/3. В этом случае вы оставляете шоты с расстояния в два и четыре пункта, а это уже существенное улучшение, поскольку вы дублировали четверку.
Позиция 4 почти идентична позиции 3. После повторного ввода фишки в игру X понимает, что необходимое противнику число 4 дублируется, если он оставит свои фишки вне Дома в том положении, как при ходе бар/21, 6/3. Число 1 дублируется, если X сыграет бар/21, 11/8. В любом случае противник может использовать числа 4 и 1, чтобы побить фишки X, поэтому, с точки зрения принципа дублирования оба варианта развития игры равны и оставляют одинаковое количество шотов.
Более предпочтительным является ход бар/21, 11/8, который уменьшает шансы на побитие второй фишки и позволяет вывести эту фишку ближе к Дому в том случае, если противник ее не побьет.
Позиции 3 и 4 иллюстрируют одну из причин, по которой нарды являются трудной и интересной игрой. Мгновенные перемены позиции на одной части доски оказывают влияние на ваши ходы в другом ее секторе.
Принцип дублирования не всегда может помочь вам при определении правильного хода. Чрезмерные надежды на него или излишнее использование этого принципа могут привести к неверным ходам, как это показано в позиции 5.
Сыграв бар/21, 6/З, X может дублировать число 2, с помощью которого О побьет его фишки. Этот ход является неправильным.
Правильным будет ход бар/21, 9/6, который позволяет обезопасить фишку в пункте 9. У вас нет никакой необходимости оставлять шот в пункте 9 только потому, что вы можете дублировать двойку.
Основная идея состоит в том, что вы должны пытаться дублировать числа, с помощью которых противник может побить ваши фишки в том случае, если вы вынуждены оставлять без защиты фишки в различных частях доски.
Вы не должны преднамеренно оставлять дополнительные блоты, чтобы применить принцип дублирования.
Иногда вы можете дублировать более чем одно число. Вы также можете утроить или даже учетверить числа, которые позволяют противнику побить ваши фишки.
Позиция 6 иллюстрирует обе эти возможности. Сыграв 16/13, 8/4, вы повсеместно оставите возможность для шотов с расстояния в один и шесть пунктов. Хотя шоты с расстояния в один пункт находятся в четырех различных местах, но на каждый из них потребуется число 1 на костях. Ваши перспективы все еще неясны, но любой другой ход оставляет возможность, по меньшей мере, для тройного прямого шота и практически гарантирует побитие при следующем броске.
Попытайтесь рассмотреть и решить следующие примеры дублирования чисел, которые позволяют противнику побить ваши фишки: позиции 7А-D.
|
|
В позиции 7А X может сыграть 23/15. Такой ход эффективно сокращает возможности О для одинарного прямого шота с помощью числа 3, которое является единственным числом, бьющим ваши фишки. Заметьте: если вы сделаете альтернативный ход 22/14, ваши три фишки попадут под угрозу побития не одним числом 3, а тремя разными числами – 2, 3 и 4, другими словами, попадут под угрозу тройного шота.
Часто упоминаемый недостаток принципа дублирования заключается в следующем: что произойдет, если ваш противник выбросит дубль тех чисел, которые вы дублируете? Вас побьют не один, а два раза. В позиции 7, действительно, выпадение дубля 3-3 станет катастрофой для X. Такой дубль позволит О побить одну фишку X во Дворе О и две фишки в других частях доски.
Ответ на этот вопрос таков: избежать выпадения таких чисел нельзя – определенный дубль выпадает в одном из тридцати шести случаев (помните, что обычная недублированная комбинация, например 3-4, выпадает в двух случаях из тридцати шести), и если такой дубль выпадает, то это ваша неудача.
Способов для защиты от каждого выпавшего числа не существует: суть дублирования заключается в том, что оно позволяет уменьшить шансы вашего противника на выпадение удачных для него чисел.
В позиции 7В X снова может вывести фишку из Дома О и оставить возможность только для шота с расстояния в три пункта, сыграв 21/15, 4/3.
В позиции 7С X следует играть 20/14, 4/1, оставляя противнику возможность удара при помощи числа 3 (дублированного) и числа 5.
В позиции 7D, сыграв 9/4, 9/8, X оставляет О возможность удара при выпадении чисел 1 и 3 – шот, возможный только в двадцати комбинациях, в то время как при ходе X 9/3 у О появляется возможность для прямого шота при выпадении чисел 2 и 4, вдобавок к уже возможным комбинациям 1-1, 1-3, 3-5, что в сумме дает двадцать пять возможных комбинаций. В данном случае вы поступите более правильно, если оставите противнику на пять шотов меньше, несмотря на то, что для этого вам потребуется дополнительный блот.
|
|
Другие формы дублирования
До этого мы рассматривали возможности ограничения шансов противника на побитие ваших фишек путем дублирования чисел, необходимых ему для этого и расположенных в различных местах доски. Хотя такое использование принципа дублирования является основным и, возможно, наиболее частым, дублирование можно применять в любых случаях, если ваш противник рассчитывает на выпадение удачных (или необходимых) чисел, которые позволят ему сделать ходы в различных частях игральной доски.
Повторный ввод фишки в игру и побитие
К примеру, рассмотрим ситуацию, в которой у вашего противника есть фишка на баре.
В позиции 8 мы видим, что О необходимо выбросить число 5, чтобы повторно ввести фишку в игру. Поэтому, если вы вынуждены отставить шот, вам следует оставить тот шот, который бьется числом 5. Сыграв 17/10, вы оставляете возможность только для шота с расстояния в пять пунктов, а единственная комбинация, которая позволяет О побить вас, это 5-5.
Но если вы неразумно передвинете обе свои дальние фишки 17/16, 17/11, то создадите возможность для шотов с расстояния в четыре (из его среднего пункта) и шести пунктов (при условии, что он введет фишку в игру при помощи числа 5). Чистый итог – 5-4 и 5-6 или всего четыре удара, это еще немного, но в четыре раза больше, чем нужно.
Возможности для сокращения шотов О в случае дублирования чисел, которые ему нужны для ввода фишки в игру и побития ваших, можно увидеть при сравнении позиций 9 и 10.
В позиции 9 для ввода фишки в игру О необходимы числа 1, 3 и 5, для побития ваших фишек ему нужны те же числа. Из-за дублирования он может побить только девять комбинациями.
Но в позиции 10 для ввода фишки в игру О необходимы числа 1, 3 и 5, для побития ваших фишек ему нужны другие числа2, 4 и б. В данном случае дублирования нет, и у него есть двадцать комбинаций, позволяющих побить вас, т.е. в два раза больше, чем в позиции 9.
Побитие и выход из блокады
Принцип дублирования можно использовать в том случае, если противнику необходимо какое-то число для определенной цели в одной из частей игральной доски. Предоставив ему это удачное число вместо нового числа, позволяющего побить вас в другом месте, вы ограничиваете его возможности.
К примеру, в позиции 11 наименьшее количество шотов (13) может быть достигнуто ходом 18/15. Но правильным является ход 18/17, 6/4. О крайне необходимо число 4, чтобы избежать 5-пунктовой блокады X. Дублируя число 4, вы вынуждаете своего противника (в случае, если он выбросит 4) выбирать между спасением своей фишки и побитием вашей. Следовательно, из-за того, что число 4 крайне необходимо О в каком-то определенном месте, вы поступите более разумно, если оставите в другом месте шот, который бьется числом 4, а не тот, который бьется числом 2.
Подход к границе блокады и побитие
В позиции 12 в зависимости от того, как X сыграет число 1, он может оставить О либо прямой шот, который бьется числом 3, либо шот, бьющийся числом 2. В обычной ситуации X оставил бы шот на расстоянии двух пунктов, который дает О меньшие шансы на побитие (двенадцать комбинаций по сравнению с тринадцатью, возможными при шоте на расстоянии в три пункта), но вы в первую очередь должны проанализировать позицию, чтобы понять, нужны ли О числа 2 и 3 в других местах. Он явно нуждается в числе 3, чтобы приблизиться к границе блокады X. Следовательно, правильным будет ход 17/14, 8/7. Этот ход дублирует единственное удачное для О число 3. Ему необходимо одно число 3, чтобы подойти к границе вашей блокады, пункту 4, а второе число 3 нужно О для побития вашего блота в пункте 14.
В позиции 13 О необходимо число 2 для прикрытия незащищенного блота в пункте 22. X правильно ходит 16/13, 2/1, дублируя необходимую двойку. Другими словами, X оставляет О только число 2 для прикрытия блота в пункте 22 и его же для побития блота X во Дворе О: 2 – для защиты и 2 – для атаки.
В начале игры (Позиция 14) ваш противник выбрасывает комбинацию 2-1. Он ставит слот в пункте 20 ходом 19/20 и выводит одну фишку из своего среднего пункта 12/14. Затем вы выбрасываете комбинацию 6-2. Использование всего хода для вывода дальней фишки 24/16 или перевод одной дальней фишки в бар-пункт, и передвижение еще одной фишки из среднего пункта 24/18, 13/11 являются необоснованно рискованными вариантами развития игры, поскольку у О появляется возможность осуществления дополнительного шота с помощью строителя в пункте 14.
Ход, который использует большинство игроков (в действительности, ход неправильный), постановка слота в пункте 5, 13/5 (позиция 14А).
Это дает вашему противнику возможность использовать число 4 для побития вашей фишки и использовать числа 1, 3 и 6 для прикрытия блота в пункте 20 – все числа разные. Оставляя противнику возможность использования нескольких удачных чисел, вы увеличиваете его шансы на то, что ему удастся выбросить хотя бы одно из этих чисел. Вы диверсифицировали (разнообразили) удачные для него числа. Конечно, вы хотите сделать совершенно обратное, т.е. дублировать удачные для него числа и таким образом ограничить его возможности.
Исходя из этих соображений, несколько лучшим вариантом развития игры является размещение слота в бар-пункте 13/7, 13/11 (позиция 14В).
Вместо того чтобы предоставлять противнику возможность использования нового удачного числа 4, вы дублируете варианты использования числа 6: 6 – для побития вашей фишки и 6 – для прикрытия его блота.
Чего можно достичь путем дублирования, а чего нельзя
Как правило, многие игроки неправильно понимают суть принципа дублирования, считая, что основная задача дублирования заключается в том, чтобы поставить противника в тупик, если он действительно выбросит число, которое вы дублировали (в позиции 14В это число 6), он не будет знать, какой из вариантов использования числа 6 ему стоит применить. Хотя у соперника на самом деле может быть выбор из нескольких вариантов ходов. И если он выбросит число, которое вы дублировали, то, как правило, любой из возможных ходов будет для него удачным. Ваша выгода от дублирования заключается в ощутимом сокращении количества хороших шотов для вашего противника, а отнюдь не в неосязаемом психологическом замешательстве, которое вы можете у него вызвать.
Если, как это показано в позиции 14В, вашему противнику требуется одно и то же число для двух различных целей в разных местах игральной доски, вы можете сократить возможное количество удобных для него шотов двумя способами.
Сравнив рекомендованный нами ход 13/7, 13/11 (позиция 14В) с альтернативным ходом 13/5 (позиция 14А), вы поймете, что можете сократить шансы противника на одновременное побитие вашей фишки и прикрытие своего блота. Сделав ход, рекомендованный нами, вы также увеличите свои шансы на то, что он не сможет достичь ни одной из своих целей.
Хотя в большинстве случаев вы предпочтете закрыть свой пункт 5, а не бар-пункт (и, следовательно, поставите слот в пункте 5, а не в бар-пункте), в данной ситуации сокращение количества благоприятных для противника чисел путем дублирования делает размещение слота в бар-пункте более предпочтительным.
На самом деле здесь существует возможность еще для одного хода, который рекомендуется только для профессионального игрока, готового играть рискованно: 13/7, 6/4!
На первый взгляд, такой ход выглядит безрассудным, поскольку оставлять такой двойной шот в большинстве ситуаций неверно. Но обратите внимание на великолепное дублирование: числа 3 и 6 – для побития и те же 3 и 6 – для защиты. На самом деле чисел, которые бьют и прикрывают блоты, чрезвычайно мало. Их количество по сравнению с рекомендованным ходом увеличивается всего лишь на одно число (3-1). Если ваш противник бьет вас и не закрывает свой блот, у вас есть возможность для ответного двойного шота – вы можете побить блот противника в его пункте 5. Если же он предпочтет прикрыть свой блот, вам удастся не отстать от него, закрыв свою доску.
И снова мы обращаем ваше внимание на тот факт, что игра – это единое целое.
В позиции 15 мы видоизменили позицию 14, передвинув блот О из пункта 22 в пункт 21. Это меняет всю игру на вашей части доски. Теперь для прикрытия блота О необходимы числа 2 и 4. Следовательно, правильным ходом будет размещение слота в пункте 5 (13/5), что также заставит противника использовать число 4 для побития.
Побитие и блокада
Еще один пример дублирования показан в позиции 16.
Здесь существует опасность того, что О сможет выиграть, если он выбросит шестерку и создаст полную 6-пунктовую блокаду. При выпавшей комбинации 4-1 X не может обезопасить свой блот в пункте 15, но у него есть выбор: он может оставить прямой шот, который бьется числом 2 либо числом 3, либо 5, или числом 6. Правильное решение – дублировать число 6 ходом 15/11, 8/7. Этот ход оставляет О только одно выигрышное число вместо двух, поскольку побитие все равно обеспечивает ему победу.
Дублирование непрямых шотов
Как правило, вы должны пытаться дублировать только те числа, которые обеспечивают прямые шоты вашему противнику, но иногда дублирование непрямых шотов может принести также вам определенные выгоды.
В позиции 17 X предпочел бы оставить своего строителя как можно дальше от Дома в пункте 11 на тот случай, если О попытается вывести одну из своих дальних фишек. Но, оставив строителя в этом пункте, X подвергает эту фишку опасности быть побитой при выпадении комбинации 6-4. В данной позиции комбинация 6-З была бы крайне удачной для О, поскольку она позволяет ему закрыть свой бар-пункт (пункт 18). Следовательно, правильным для X будет ход 11/10. Это дублирует комбинацию 6-З, которая позволит О побить фишку X или прикрыть свой блот и исключает комбинацию 6-4 из списка комбинаций, благоприятных для О.
Давайте сравним этот пример с позицией 18. В этой позиции строитель О находится в пункте 14, и О необходима комбинация 6-4, чтобы закрыть свой бар-пункт (пункт 18). Ему также необходима комбинация 6-4, чтобы побить блот X. Правильным для X будет ход 6/5, который дублирует варианты использования комбинации 6-4.
Другие случаи
Мы уже поняли, что в ситуациях, когда определенное число играет для вашего противника важную роль, вы можете воспользоваться принципом дублирования. По мере более глубокого изучения стратегии и тактики мы выявляем новые возможности для применения этого принципа.
В позиции 19 у X есть три возможных варианта использования числа 4: 24/20, 8/4 и 13/9. Первый из вариантов является неоправданно рискованным, поскольку он позволяет противнику зажать вашу фишку в клещи. Данное понятие полностью объяснено в главе 21.
В предыдущей главе мы выяснили, что ход 8/4 несмотря на свою безопасность ухудшает возможности ваших строителей: вы получаете мини-строителя в пункте 4 и оголяете свой пункт 8. Значимость правильного хода 13/9 вы можете осознать только тогда, когда поймете огромную ценность пункта 5 вашего противника. Целая глава данной книги «Золотой пункт» посвящена стратегическому значению закрытия этого пункта.
Исходя из этого, мы можем понять выгоды дублирования в данном случае. Самое лучшее число, которое О может выбросить в следующий раз – это число 4, позволяющее ему закрыть этот стратегический пункт 5 X. Хотя вы не можете прямо воспрепятствовать выбрасыванию числа 4 и закрытию этого пункта, вы способны сыграть 13/9, дублируя необходимое О число 4: число 4 – для прикрытия его блота и 4 – для побития вашего.
Теперь давайте подумаем, что может произойти в данных случаях.
Случай А. О выбрасывает 4. Теперь у О есть выбор, выбор трудный и необходимый: побить вас или закрыть ваш пункт 5. Любой из этих вариантов не доставит вам удовольствия, но вы должны понять, что число 4 в любом случае является удачным для вашего противника, будет у вас блот в пункте 9 или нет. И мы практически не рискуем, поскольку противник всегда может сделать другой выбор и закрыть пункт 5.
Случай В. О не выбрасывает 4. Если О не удалось выбросить 4, то ход, который мы сделали, 13/9, более удачен, чем два других, поскольку теперь у нас есть дополнительный строитель, этот ход также позволяет оказывать дополнительное давление на блот О в пункте 5 X.
В позиции 19 мы использовали дублирование не для того, чтобы прямо ограничить количество удачных для О шотов, а чтобы улучшить свою позицию при минимальном риске для нас.
Причины, по которым мы используем число 6 для удара
В позиции 20 мы снова можем улучшить свою позицию с помощью дублирования при минимальном риске для себя. На первый взгляд еще неясно, какую пользу может принести дублирование, поскольку мы не видим, что О нуждается в каком-то определенном числе. Более детальный анализ ситуации позволяет нам выявить, что по различным причинам число 6 является чрезвычайно удачным для О. Комбинации 6-1, 6-3 и 6-4 позволяют закрыть пункт 20. Комбинации 6-2, 6-4 и 6-1 позволяют О закрыть свой бар-пункт (пункт 18), и даже комбинация 6-5 не так уж плоха, поскольку с ее помощью О может закрыть пункт 22.
Правильным для X будет ход 13/7, 13/11, который позволяет дублировать варианты использования числа 6. Если сейчас О выбросит 6, наша ситуация нисколько не ухудшится, независимо от того займет он ценный пункт или побьет нашу фишку. (Мы только что говорили о ценности вашего пункта 5 для О. В действительности же, как мы увидим несколько позже, в данной позиции О поступил бы крайне неразумно, если бы побил фишку в каком-либо другом месте и отказался от закрытия пункта 5.) Если он не может побить нашу фишку, у нас появится шанс выбросить число 2 и закрыть пункт 11. Закрытие этого пункта позволяет максимально эффективно удерживать фишки противника в пункте 5, поскольку пункт 11 находится на расстоянии шести пунктов от пункта, занятого противником.
И наконец, еще несколько важных замечаний относительно дублирования. Иногда выявить возможности для дублирования бывает очень сложно, для этого необходимы опыт и практика. В большинстве ходов дублирование не играет решающей роли, или же игроки отказываются от него в пользу каких-либо иных приемов. Частая ошибка, которую делают люди, только что изучившие данный принцип, заключается в чрезмерно частом его использовании или поиске возможностей дублирования там, где это совершенно не нужно. Мы еще раз напоминаем, что не стоит оставлять шоты, которых можно избежать, для того чтобы использовать принцип дублирования.
Вы сможете полностью усвоить прием дублирования, если будете делать это медленно, на личной практике. Например, вы должны начинать искать возможные пути для дублирования только в тех случаях, когда вы вынуждены оставить противнику два (или более) блота в различных пунктах доски и хотите избежать побития обоих своих фишек (двойного боя). Еще один случай, при котором стоит искать пути для дублирования, – возможность двух почти равноценных ходов.
Для того чтобы определить, какой из двух ходов является лучшим, сначала проверьте, какой из них позволяет дублировать ключевое для вашего противника число. Когда вы накопите больше опыта, вы сможете иногда распознавать и другие ситуации, в которых ваш противник будет нуждаться в определенном числе и дублирование которых может принести вам определенную выгоду.
Диверсификация
Диверсификация и дублирование являются взаимно дополняющими техническими приемами: ваш противник стремится дублировать варианты использования удачных чисел, которые вы можете выбросить, а вы сами хотите диверсифицировать (разнообразить) свои благоприятные числа или избежать дублирования вариантов их использования. Вы пытаетесь создавать позиции, в которых максимальное количество разных чисел будет благоприятно для вас.