До этого момента мы рассматривали цельные блокады, т.е. ненарушенные ряды пунктов. Если у вас есть ряд закрытых пунктов с незакрытым пунктом посредине, такая блокада называется разбитой блокадой. Иногда разбитая блокада может эффективно удерживать фишки противника.
Преодолеть разбитую блокаду в позиции 7 так же сложно, как и цельную блокаду (мысленно перенесите две фишки из пункта 9 в пункт 8) и, поскольку в каждом случае О должен выбросить одно определенное число: число 6 – в случае разбитой блокады и число 5 – в случае целой. Но если бы О имел одну фишку в пункте 1 (вместо пункта 3), то преимущество цельной блокады перед разбитой блокадой было бы очевидным. Когда О находится позади разбитой блокады, он может выбросить любое из чисел 1 или 2, которые выведут его на позицию, пригодную для побега. Когда его фишки находятся позади цельной блокады, О должен выбросить только число 2 или число 1.
|
|
Порядок расположения закрытых пунктов
Мы говорили о том, что в начале игры вам следует подумать о создании 5-пунктовой блокады, которая в идеале тянется от пункта 4 до пункта 8. По этой причине ваш пункт 5 и бар-пункт имеют огромное значение. Поскольку вы начинаете игру в пунктах 6 и 8, вполне очевидно, что бар-пункт будет частью любой блокады, которую вы захотите создать. Почему же тогда пункты 4 и 5 имеют такую ценность? Разве нельзя сформировать блокаду от пункта 6 до пункта 11?
Закрытие пунктов 4 и 5 необходимо по двум причинам: эти пункты являются частью блокады и, кроме того, захватив эти пункты, вы закрываете два ключевых пункта в своем Доме. Приведенные нами ранее данные о количестве бросков, необходимых О для побега, были основаны на предположении, что X не оказывает сопротивления своему противнику. Но, если X владеет пунктом 4 или пунктом 5 (или обоими), О может и не войти в пункт 3 из боязни, что его фишку побьют. Обладание пунктом 4 или пунктом 5 также не позволяет вашему противнику захватить эти ценные пункты и создать продвинутый якорный пункт.
А что же можно сказать по поводу пункта 3? Почему мы не рекомендуем закрывать этот пункт при выпадении комбинации 5-3 в дебютном броске? Пункт 3 не вписывается в блокаду настолько естественно, как пункты 4 и 5. В большинстве случаев вы должны пытаться закрывать пункты последовательно и подряд. Если вы закроете пункт 3 в дебютном броске, вы оставите двойной пробел в пунктах 4 и 5. Следовательно, закрытие пункта 3 существенно снизило бы вашу способность блокировать противника. Закрывая этот пункт, вы позволяете противнику самому закрыть пункты 4 или 5.
|
|
Если вы используете дебютную комбинацию 5-3 для перевода двух фишек ближе к Дому 13/8, 13/10, вы создадите строителя для более важных для вас пунктов 4, 5 и 7. Но предположим, что оба игрока начали партию с комбинаций 4-2 (позиция 8) и теперь X должен играть 5-3.
В данной позиции мы рекомендуем закрыть пункт 3, несмотря на тот факт что в пункте 8 остается блот. Поскольку мы уже владеем пунктом 4 (или если у нас уже есть пункт 5), то здесь пункт 3 вписывается в блокаду более естественно. Закрывая этот пункт в данной позиции, мы не создаем двойной пробел в блокаде, у нас остается только одинарный пробел.
Что можно сказать по поводу пункта 2? Закрытие этого пункта на ранних стадиях игры почти всегда является грубой ошибкой. Фишки, расположенные в пункте 2, уже не принимают активного участия в игре и практически не имеют блокирующего потенциала. Они могут служить вам только в качестве элементов блокады, если противник имеет фишки в пункте 1. Пункт 2 имеет большую ценность, если вы владеете тремя другими пунктами в Доме, и вам не приходится делать пробелы при его закрытии. Вы закрыли существенное количество пунктов в своем Доме, и противник будет избегать побития своих фишек любыми способами.
Вы всегда должны помнить, что вам необходимо закрывать пункты по порядку и избегать оставления пробелов. Закрытие пунктов 2 или 3 имеет смысл на более поздних стадиях игры или в том случае, если вы уже закрыли большую часть промежуточных пунктов. Ни в коем случае не оставляйте большие пробелы, особенно если вы владеете пунктами 2 и 6 или, что еще хуже, только пунктами 6 и 1.
Еще одна причина для закрытия пункта 2, продемонстрированная нами в позиции 9, бывает часто теоретически неверной.
Здесь вы напрасно вывели свои фишки из активной игры, потому что вы владеете пунктами 2 и 8. Эти пункты не могут быть частью одной и той же 6-пунктовой блокады. Поскольку пункт 8 не имеет реальной блокирующей силы, вы должны оставить этот пункт без всякого сожаления, чтобы использовать стоящие в этом пункте фишки более конструктивно. Аналогично: если вы закрыли пункт 1, бар-пункт теряет большую часть своей ценности, а одновременно удерживая пункт 3 и пункт 9, вы просто замораживаете свои фишки, которые можно было бы использовать более эффективно.
Связь с пунктами вашего противника
До этого момента мы рассматривали создание блокады и блокирование фишек противника, не принимая во внимание, где именно находится ваш противник. Чтобы выбрать пункты, которые позволят вам максимально эффективно блокировать О, вы должны учитывать его позицию. В разделе I вы узнали о том, что, если противник владеет пунктом в вашем Доме, пункт, который позволяет вам наиболее эффективно блокировать противника, находится на расстоянии в шесть шагов (расстояние в пять шагов также подойдет) от пункта, занятого О.
|
|
В позиции 10 правильным является ход 13/9, 11/9, который позволяет вам блокировать фишки противника в пункте 3. Перемещение фишки 13/9 не отнимает у вас активного строителя, поскольку вам в любом случае нужно удержать пункт 9. Заметим, что перемещение фишки 11/9 и разделение двух фишек 24/20 приведет вас к тому, что вы попадете в клещи противника без особой на то нужды.
В данной позиции пункт 9 имеет большую блокирующую силу, чем бар-пункт. Если бы О владел пунктом 5, ценность бар-пункта была бы еще меньше. Если вы уже владеете пунктами 10 или 11, которые блокируют перемещение противника, бар-пункт также имеет меньшую ценность, поскольку создание блокады во внешнем поле – задача нереальная. Лучшей стратегией будет удерживание двух или трех пунктов перед фишками противника и распределение остальных фишек в других частях доски.
Тот же прин цип необходимо применять и к позиции 11А, где правильным будет ход 13/9, 13/8. Закрыв пункт 9 вместе с пунктом 8, вы можете очень эффективно блокировать фишки О в пункте 3. В позиции 11В (верхняя часть доски и ход тот же) более сильным ходом является закрытие пункта 4 – 9/4, 8/4.
Правило о блокировании противника путем закрытия пункта на расстоянии в пять или шесть шагов перед противником относится в основном к блокированию пункта, которым владеет О. если О имеет только одну фишку в вашем Доме, правило теряет большую часть своей силы. Такая ситуация проиллюстрирована в позиции 11С, где вам необходимо закрыть пункт 4 – 9/4, 8/4, а не пункт 9 – 13/8, 13/9, несмотря на тот факт, что пункт 9 находится на расстоянии в шесть шагов от фишки противника в пункте 3. Фишка О в пункте 3 вряд ли будет оставаться на месте. О попытается убежать, либо вам придется продвинуться вперед и атаковать его. В данной позиции ценность пункта 9 – понятие временное. Вместо того чтобы оставлять средний пункт (этот вопрос мы рассматриваем в главе 27), вам следует закрыть пункт 4 и создать большую угрозу для О. Но в позиции 11А О не может легко или безопасно покинуть пункт 3, поэтому пункт 9 имеет более долгосрочную ценность.
|
|
Если вы попадаете в ловушку позади цельной или разбитой блокады, вы должны принимать во внимание, какие пункты занял ваш противник, прежде чем закрывать пункты в его Доме.
.В позиции 12А X поступил бы крайне неразумно, если бы потратил часть броска на закрытие пункта 22, 24/22(2), так как О владеет пунктом 16, который находится на расстоянии в шесть шагов от пункта 22. Если позже одна из фишек X покинет пункт 22, вторая фишка будет находиться под угрозой удара нескольких строителей. Правильным в данной ситуации будет ход 13/9(2), с помощью которого вы создаете собственную разбитую 5-пунктовую блокаду.
Но в позиции 12В (низ доски и ход тот же) X важно продвинуться в пункт 22 – 24/22(2), 13/11(2). Если вы останетесь в пункте 24, в скором времени О захватит вас в ловушку позади 5- или даже 6-пунктовой блокады. Закрыв пункт 22, вы гарантируете себе возможность выхода, поскольку О вряд ли удастся закрыть пункт 16. Пункт 22 (пункт 3 О) в данной ситуации становится ценным продвинутым якорным пунктом. В позиции 12С пункт 22 снова имеет ценность для X. В данном случае этот пункт еще более важен, чем пункт 21 (пункт 4 О), поскольку О владеет пунктом 15.
Когда и как необходимо закрывать пункты
Прежде чем принимать решение о закрытии пункта, который позволит вам блокировать перемещения противника, вы должны определить, хотите ли вы блокировать или удерживать его вообще. Давайте рассмотрим позицию 13, в которой X намного опережает противника в гонке.
В этой позиции вам не нужно удерживать противника в вашем Доме, вы просто хотите пройти мимо его фишек и безопасно ввести фишки в свой Дом. Вы сможете избежать дальнейших проблем при освобождении пункта 10, если не станете закрывать его вообще, а сделаете ход 13/9, 10/7. (Данный тип позиции, где вы должны решить, хотите ли вы удерживать противника, был рассмотрен в главе 10. Другие типы позиций, где удерживание или блокирование противника не является вашей целью, будут рассмотрены в остальных главах раздела V.)
Теперь давайте обратим внимание на то, как можно создать эффективную блокаду. Основной прием при построении блокад – это создание строителей и обеспечение эффективной и подвижной позиции фишек. Как мы уже увидели в главе 12, быстрое и экономное закрытие пунктов зависит не только от удачи, но и от наличия фишек в необходимом месте в нужное время. Для того чтобы вы могли использовать свои фишки для эффективного блокирования противника, вы не должны растрачивать их, передвигая слишком глубоко в свой Дом или скапливая в одном пункте. Вы также должны принимать во внимание, какие именно пункты удерживает ваш противник. Чтобы заблокировать противника, вы должны закрывать пункты перед его фишками. Следовательно, вам следует избегать закрытия пунктов и передвижения фишек в пункты позади тех, которые удерживает оппонент. В вашем распоряжении ограниченное количество фишек, и каждая фишка, которая оказывается позади фишек противника, уже не может использоваться для закрытия пунктов перед ним.
Например, в позиции 14 использование части броска для закрытия пункта 1 ходом 6/1*(2) является ошибкой. Даже побитие противника в пункте 1 является бессмысленным, поскольку у вас нет необходимости в замедляющем ходе. Правильный ход выглядит следующим образом: 13/3, 8/3, 14/9. Этот ход позволяет вам закрыть пункт в своем Доме, и, что более важно, вы угрожаете закрыть пункт 9 перед пунктом 4, который удерживает О. Если О решит побить вас, то для этого ему придется покинуть занятый им пункт 4.
Если О закрыл пункт 5, вам необходимо закрыть пункты 10 или 11, чтобы заблокировать его перемещения. Если вы не можете закрыть пункт прямо, поместите слот в каком-либо из указанных пунктов (при условии, что вам удастся избежать побития), а затем прикройте его второй фишкой. Помните: для того чтобы побить ваш слот, О должен покинуть ценный якорный пункт.
В позиции 15 правильным является ход 6/3, 13/11. Помещение слота во внешний блокирующий пункт является очень эффективной стратегией, поскольку в большинстве случаев О будет противиться сдаче пункта 5, если только побитие вашей фишки не сулит ему какой-либо существенной выгоды. (В главе 20 мы привели много детальных примеров ситуаций, когда вам стоит и когда не стоит бить противника из его пункта 5.) Если у вашего противника меньше опыта, чем у вас, вы можете одержать победу, выбив его из жизненно важного продвинутого якорного пункта. Если соперник разумно отказывается от побития, вы можете частично заблокировать его передвижения, закрыв пункт, в котором вы поместили слот.
Иногда возникает возможность повысить эффективность вашей блокады, не увеличивая саму блокаду. Если противник попал в ловушку в вашем Доме, вы должны расширить вашу блокаду максимально глубоко в свой Дом при условии, что вы не даете противнику прямого выхода для побега. Когда вы продвигаете вперед уже сформированную блокаду (обычно путем снятия фишек из самого дальнего ее пункта для закрытия нового пункта на ее передней границе), такое действие называется продвижением блокады.
В позиции 16 X следует сделать ход 8/3, 5/3, продвигая блокаду глубже в Дом и сохраняя пункт, который находится на расстоянии в шесть шагов от пункта, занятого О. Продвижение блокады в пункт 3 ограничивает перемещения О в большей мере, чем закрытие пункта 8. Однако, если обе фишки О расположены не в пункте 1, а в пункте 2, X следует ходить 13/8, 13/11. Поскольку О владеет пунктом 2, X должен удерживать пункт 8, чтобы не выпустить О в случае, если тот выбросит число 6.
Еще один важный прием, который используется при построении блокад,это закрытие пунктов в обратном порядке. Обычно мы удлиняем блокаду путем добавления дополнительных пунктов к ее началу, но в некоторых случаях намного проще и быстрее прибавлять пункты в конец блокады.
В позиции 17 X выбросил дубль 1-1 на ранней стадии игры и теперь имеет цельную 4-пунктовую блокаду. В данной ситуации перевод строителя из пункта 11 в пункт 6 – 11/6 для последующего закрытия пункта 3 был бы ошибкой. У X нет необходимости в рискованном помещении слота в пункт 3, а закрыть этот пункт естественным путем не получится. Даже если у вас есть третий активный строитель на вершине блокады, вам потребуется сделать несколько бросков, чтобы выбросить такое число, с помощью которого вы закроете пункт 3.
Более простой способ удлинения блокады – это ход 13/8, 11/10. Если О не удастся выбросить комбинацию для осуществления комбинационного шота, вы сможете закрыть пункт 8. На самом деле может случиться так, что вы закроете пункт 8 и даже приступите к закрытию пункта 9. Насколько проще достраивать блокаду с конца, если противник не может оказать вам сопротивления! Общее правило гласит: если вы частично создали блокаду, а фишки противника не могут прямо достичь ее конца, вам следует завершать ее строительство с конца, а не с начала.
Давайте снова проанализируем позицию 17. Отметьте, что X делает ход 13/8, 11/10 вместо разделения своих дальних фишек ходом 13/8, 24/23. Хотя наша позиция довольно сильна, нам необходимо создать по меньшей мере 5-пунктовую блокаду (и прикрыть блот в пункте 8) прежде чем подставлять под угрозу дальние фишки. Если X разделит дальние фишки сейчас, О атакует его, и в последующей борьбе X может и не закрыть пункт 5 своей блокады.
Когда игроку удается захватить противника в ловушку позади частичной блокады, оба игрока обычно борются за пункт, который находится прямо перед ней. Захваченный в ловушку игрок хочет закрыть этот пункт, чтобы затем использовать его в качестве стартовой площадки для побега, игрок-обладатель блокады стремится захватить этот пункт, чтобы удлинить свою блокаду и не дать противнику вырваться. Следовательно, за этот пункт идет жестокая драка, поскольку ни одна из сторон не может себе позволить отказаться от него.
В позиции 18 О совершенно правильно разделяет свои фишки в пункт 3. Несмотря на то, что опасность очень велика, О должен подойти к границе блокады X до того момента, как X сможет удлинить ее или подвести ближе дополнительных строителей, которые сделают такое разделение еще более опасным для О. Когда ваш противник имеет цельную блокаду, принцип, гласящий о нежелательности попадания в клещи противника, теряет свою актуальность.
X должен играть 3-2. Он мог бы сыграть эту комбинацию безопасно (например, сделав ход 11/6), но правильным в данной ситуации будет ход 11/8, 5/3*, с помощью которого он бьет О в пункте 3 и помещает слот в пункт 8. Если О немедленно не побьет в ответ фишку X, X сможет создать смертельно опасную 5-пунктовую блокаду. Даже, если фишка X будет побита, побег О все еще будет под вопросом. Лучше пойти на риск сейчас, чем позволить О спокойно закрыть пункт 3. Атака на границе блокады – это стандартный ход в продвинутой игре.
ГЛАВА 27
КОНТРОЛЬ
НАД ВНЕШНИМ ПОЛЕМ
Ценность внешнего поля
Способность контролировать два Двора является крайне важным позиционным фактором. Ваш Двор и Двор вашего противника называются внешним полем. Чтобы понять ценность контроля над Дворами, давайте рассмотрим основное направление движения фишек в позиции 1.
Ваши фишки двигаются вдоль этого гоночного трека в форме буквы U от Дома противника в его Двор, а затем вдоль вашего Двора в ваш Дом. Середина этого путешествия приходится на Дворы, на внешнее поле. Следовательно, когда вы контролируете внешнее поле, то контролируете центр доски. Чтобы изложенное нами стало более понятным для вас, давайте попробуем провести мысленный эксперимент.
Трансформируйте доску, как это показано на рисунке 2, чтобы двадцать четыре пункта были расположены в ряд, а движение фишек шло по прямой от одного конца доски к другому. Игра идет точно так же, как и в позиции 1, но ценность внешнего поля становится более явной. Внешнее поле контролирует все движение фишек от одного конца доски до другого.
Если, например, все ваши фишки находятся в Домах, ваша армия разделена на две части. Ваши фишки не общаются друг с другом, и поэтому любая фишка в Доме противника может оказаться в затруднительном положении. Для того чтобы освободить ваши дальние фишки (активных бойцов вашей армии), вы должны провести их через внешнее поле. Если противник контролирует все внешнее поле, побег становится крайне сложным или практически невозможным из-за протяженности вражеской территории, которую вам необходимо пересечь. И, наоборот, если внешнее поле контролируете вы, у вас есть двойное преимущество, любой вашей фишке, которая находится в ловушке в Доме противника, чтобы достичь дружественной территории, нужно будет пройти меньшее расстояние, а дальние фишки вашего противника вообще отрезаны. Следовательно, имея сильную позицию во внешнем поле, вы можете контролировать движение фишек. Ваша армия действует как единое целое, и вы можете совершенно свободно перемещать свои фишки, когда хотите и где хотите. Пока вы контролируете ход игры, противник не может свободно перемещаться по доске.
Давайте рассмотрим конкретный пример вышеизложенной концепции.
В позиции 3 внешнее поле (от пункта 16 до пункта 9) является «ничьей землей», пространством между траншеями противников, так как ни один из игроков не контролирует его. Тот игрок, который первым разместит там хотя бы одну фишку, получит преимущество в игре.
В позиции 4 О начал захватывать первый плацдарм во внешнем поле. Если X не отвоюет этот аванпост, О может получить полный контроль над внешним полем. А если О будет контролировать все внешнее поле, ему понадобится лишь четыре шага, чтобы попасть на дружественную территорию (с пункта 5). Но для того, чтобы попасть в безопасное место, X придется пройти тринадцать пунктов по вражеской территории. Поэтому X начинает бороться за контроль над внешним полем до того, как О сможет ввести в пункт 10 вторую фишку, и делает ход 21/16, 6/3. Лучше бороться за контроль, чем пассивно ожидать, пока противник сделает это сам.
Если в данной позиции X пассивно позволит О контролировать внешнее поле, то в скором времени количество полезных для него ходов исчерпается и он будет вынужден делать крайне невыгодные ходы. X будет вынужден оголить пункты в своем Доме и неизбежно покинет пункт 21, несмотря на всю опасность этого предприятия. Даже если X побьют после того, как он сделает правильный ход, противнику придется убрать фишку, которая в данный момент охраняет внешнее поле, что даст X возможность выйти из Дома О и самому захватить контроль над внешним полем.
Следовательно, вы должны попытаться увеличить количество ваших фишек и пунктов во внешнем поле, пока вы уводите свои фишки или пытаетесь выманить противника из вашего Дома.
Удерживание вашего среднего пункта
Даже когда вы не можете полностью контролировать все внешнее поле (это невозможно в том случае, если противник владеет пунктом во внешнем поле), вы должны попытаться сохранить свое присутствие там. К счастью, вы всегда начинаете игру с одним ключевым пунктом во внешнем поле – это ваш средний пункт или пункт 13. Когда игра только начинается, у вас, как и у вашего противника, есть три дополнительных фишки в вашем среднем пункте.
Пока у вас есть фишки в Доме противника, вы не должны оставлять свой средний пункт, если только вам не удалось закрыть какие-либо другие пункты во внешнем поле. Преждевременное освобождение среднего пункта – это ошибка, которую игроки делают очень часто. На самом деле вы можете применить военную хитрость и выманить противника из его среднего пункта, после чего вы получаете контроль над внешним полем и неизбежно затрудняете передвижения противника. Следовательно, вы должны не только как можно дольше сохранять за собой свой средний пункт, но и воспользоваться возможностью вывести фишки во Дворы (в частности, во Двор противника). Опытные игроки неоднократно выводят фишки во внешнее поле, оставляя при этом одинарные или множественные прямые шоты, для того чтобы установить свое присутствие в этих квадрантах доски и выманить фишки противника.
Во многих партиях хороший игрок может создать продвинутый якорный пункт в Доме противника, а затем вывести свои фишки оттуда во внешнее поле – при этом нам может показаться, что он рискует побитием своих фишек без особых причин. Но после того как противник побьет несколько раз, у него закончатся свободные фишки, что позволит хорошему игроку установить контроль над внешним полем. А это неизбежно приведет его к победе.
В позиции 5 основные критерии, приведенные нами в главе 16 «Безопасная игра по сравнению с дерзкой игрой», указывают на необходимость дерзкого хода, поскольку X практически ничего не теряет при побитии его фишки. Несмотря на то что закрытие бар-пункта ходом бар/22, 13/7 выглядит весьма привлекательным, этот ход совершенно неверен.
Передвигая фишку 13/7, вы лишаете себя последнего плацдарма во внешнем поле, и у вас остается всего одна фишка в среднем пункте, которая, вероятнее всего, будет побита или вынуждена покинуть этот пункт. Следовательно, вы потеряете контроль над внешним полем.
Правильный ход выглядит так: бар/16. Теперь у вас есть три фишки во Дворе противника, и вы сохраняете свой средний пункт. Хотя существует большая вероятность того, что вас побьют (даже если О не станет бить с помощью числа 2), вас это не страшит. Повторив такой ход несколько раз, вы можете вынудить противника оставить пункты 14 и 12.
В позиции 6 вам не стоит ходить 13/7. Этот ход ошибочен не потому, что вы оставляете шот с расстояния в один пункт (критерии, приведенные в главе «Безопасная игра по сравнению с дерзкой игрой», показывают нам, что бояться здесь нечего), а потому, что вам не стоит уходить из внешнего поля без борьбы. У вас нет хода, который позволяет сыграть число 6 конструктивно, но меньшим злом будет размещение фишки в пункте 1, даже несмотря на то что эта фишка выбывает из активной игры.
Если бы в этой же позиции X должен бы был играть 5, правильным ходом был бы следующий: 21/16. Этот тип игры часто используют мастера игры в нарды, остальные же игроки пользуются им редко. Вы должны стремиться ввести во внешнее поле еще одного солдата для борьбы за центр либо выманить противника из его среднего пункта.
Например, в позиции 7 X следует ходить 20/16. О ничего не выиграет от побития, поскольку он закрыл только один пункт в своем Доме, а X владеет «золотым пунктом». И, что более важно, О не может побить, не освободив при этом ценного пункта. Блот в пункте 16, который, как нам кажется, подвергается угрозе двойного шота, в реальности не является незащищенным, так как О хочет сохранить за собой пункты 14 и 15.