Игра III. Блокирующая игра 17 страница

До это­го мо­мен­та мы рас­смат­ри­ва­ли цель­ные бло­ка­ды, т.е. не­на­ру­шен­ные ря­ды пунк­тов. Ес­ли у вас есть ряд за­кры­тых пунк­тов с не­за­кры­тым пунк­том по­сре­­д­ине, та­кая бло­ка­да на­зы­ва­ет­ся раз­би­той бло­ка­дой. Ино­гда раз­би­тая бло­ка­да мо­жет эф­фек­тив­но удер­жи­вать фиш­ки про­тив­ни­ка.

Пре­одо­леть раз­би­тую бло­ка­ду в по­зи­ции 7 так же слож­но, как и цель­ную бло­­к­аду (мысленно перенесите две фишки из пункта 9 в пункт 8) и, по­сколь­ку в ка­ж­дом слу­чае О дол­жен вы­бро­сить од­но оп­реде­лен­ное чис­ло: чис­ло 6 – в случае разбитой блокады и чис­ло 5 – в случае целой. Но ес­ли бы О имел од­ну фиш­ку в пунк­те 1 (вме­сто пунк­та 3), то пре­иму­ще­ст­во цель­ной бло­­к­ады пе­ред раз­би­той бло­ка­дой бы­ло бы оче­вид­ным. Ко­гда О на­хо­дит­ся по­за­ди раз­би­той бло­ка­ды, он мо­жет вы­бро­сить лю­бое из чи­сел 1 или 2, ко­то­рые вы­ве­­дут его на по­зи­цию, при­год­ную для по­бе­га. Ко­гда его фиш­ки на­хо­дят­ся по­за­ди цель­ной бло­ка­ды, О дол­жен вы­бро­сить толь­ко чис­ло 2 или чис­ло 1.

По­ря­док рас­по­ло­же­ния за­кры­тых пунк­тов

Мы го­во­ри­ли о том, что в на­ча­ле иг­ры вам сле­ду­ет по­ду­мать о соз­да­нии 5-пункто­вой бло­ка­ды, ко­то­рая в идеа­ле тя­нет­ся от пунк­та 4 до пунк­та 8. По этой при­чи­­не ваш пункт 5 и бар-пункт име­ют ог­ром­ное зна­че­ние. По­сколь­ку вы на­чи­нае­те иг­ру в пунк­тах 6 и 8, впол­не оче­вид­но, что бар-пункт бу­дет ча­стью лю­бой бло­ка­ды, ко­­т­орую вы за­хо­ти­те соз­дать. По­че­му же то­гда пунк­ты 4 и 5 име­ют та­кую цен­ность? Раз­ве нель­зя сфор­ми­ро­вать бло­ка­ду от пунк­та 6 до пунк­та 11?

За­кры­тие пунк­тов 4 и 5 не­об­хо­ди­мо по двум при­чи­нам: эти пунк­ты яв­ля­ют­ся ча­стью бло­ка­ды и, кро­ме то­го, за­хва­тив эти пунк­ты, вы за­кры­вае­те два клю­че­вых пунк­та в сво­ем До­ме. При­ве­ден­ные на­ми ра­нее дан­ные о ко­ли­че­ст­ве бро­сков, не­­о­бх­од­имых О для по­бе­га, бы­ли ос­но­ва­ны на пред­по­ло­же­нии, что X не ока­зы­ва­ет со­про­тив­ле­ния сво­ему про­тив­ни­ку. Но, ес­ли X вла­де­ет пунк­том 4 или пунк­том 5 (или обо­и­ми), О мо­жет и не вой­ти в пункт 3 из бо­яз­ни, что его фиш­ку по­бьют. Об­ла­да­ние пунк­том 4 или пунк­том 5 так­же не по­зво­ля­ет ва­ше­му про­тив­ни­ку за­х­в­атить эти цен­ные пунк­ты и соз­дать про­дви­ну­тый якор­ный пункт.

А что же мож­но ска­зать по по­во­ду пунк­та 3? По­че­му мы не ре­ко­мен­ду­ем за­­кр­ывать этот пункт при вы­па­де­нии ком­би­на­ции 5-3 в де­бют­ном бро­ске? Пункт 3 не впи­сы­ва­ет­ся в бло­ка­ду на­столь­ко ес­те­ст­вен­но, как пунк­ты 4 и 5. В боль­шин­­с­тве слу­ча­ев вы долж­ны пы­тать­ся за­кры­вать пунк­ты по­сле­до­ва­тель­но и под­ряд. Ес­ли вы за­крое­те пункт 3 в де­бют­ном бро­ске, вы ос­та­ви­те двой­ной про­бел в пунк­тах 4 и 5. Сле­до­ва­тель­но, за­кры­тие пунк­та 3 су­ще­ст­вен­но сни­зи­ло бы ва­шу спо­соб­ность бло­ки­ро­вать про­тив­ни­ка. За­кры­вая этот пункт, вы по­зво­ляе­те про­тив­ни­ку са­мо­му за­крыть пунк­ты 4 или 5.

Ес­ли вы ис­поль­зуе­те де­бют­ную ком­би­на­цию 5-3 для пе­ре­во­да двух фи­шек бли­же к До­му 13/8, 13/10, вы соз­да­ди­те строи­те­ля для бо­лее важ­ных для вас пунк­тов 4, 5 и 7. Но пред­по­ло­жим, что оба иг­ро­ка на­ча­ли пар­тию с ком­би­на­ций 4-2 (по­зи­ция 8) и те­перь X дол­жен иг­рать 5-3.

В дан­ной по­зи­ции мы ре­ко­мен­ду­ем за­крыть пункт 3, не­смот­ря на тот факт что в пунк­те 8 ос­та­ет­ся блот. По­сколь­ку мы уже вла­де­ем пунк­том 4 (или ес­ли у нас уже есть пункт 5), то здесь пункт 3 впи­сы­ва­ет­ся в бло­ка­ду бо­лее ес­те­ст­вен­но. За­­кр­ывая этот пункт в дан­ной по­зи­ции, мы не соз­да­ем двой­ной про­бел в бло­ка­де, у нас ос­та­ет­ся толь­ко оди­нар­ный про­бел.

Что мож­но ска­зать по по­во­ду пунк­та 2? За­кры­тие это­го пунк­та на ран­них ста­­д­иях иг­ры поч­ти все­гда яв­ля­ет­ся гру­бой ошиб­кой. Фиш­ки, рас­по­ло­жен­ные в пун­кте 2, уже не при­ни­ма­ют ак­тив­но­го уча­стия в иг­ре и прак­ти­че­ски не име­ют бло­­к­иру­ющ­его по­тен­циа­ла. Они мо­гут слу­жить вам толь­ко в ка­че­ст­ве эле­мен­тов бло­­к­ады, ес­ли про­тив­ник име­ет фиш­ки в пунк­те 1. Пункт 2 име­ет боль­шую цен­ность, ес­ли вы вла­дее­те тре­мя дру­ги­ми пунк­та­ми в До­ме, и вам не при­хо­дит­ся де­лать про­бе­лы при его за­кры­тии. Вы за­кры­ли су­ще­ст­вен­ное ко­ли­че­ст­во пунк­тов в сво­ем До­ме, и про­тив­ник бу­дет из­бе­гать по­би­тия сво­их фи­шек лю­бы­ми спо­со­ба­ми.

Вы все­гда долж­ны пом­нить, что вам не­об­хо­ди­мо за­кры­вать пунк­ты по по­ряд­ку и из­бе­гать ос­тав­ле­ния про­бе­лов. За­кры­тие пунк­тов 2 или 3 име­ет смысл на бо­лее позд­них ста­ди­ях иг­ры или в том слу­чае, ес­ли вы уже за­кры­ли боль­шую часть про­­м­еж­уто­чных пунк­тов. Ни в ко­ем слу­чае не ос­тав­ляй­те боль­шие про­бе­лы, осо­бен­­но ес­ли вы вла­дее­те пунк­та­ми 2 и 6 или, что еще ху­же, толь­ко пунк­та­ми 6 и 1.

Еще од­на при­чи­на для за­кры­тия пунк­та 2, про­де­мон­ст­ри­ро­ван­ная на­ми в по­­з­иции 9, бы­ва­ет час­то тео­ре­ти­че­ски не­вер­ной.

Здесь вы на­прас­но вы­ве­ли свои фиш­ки из ак­тив­ной иг­ры, по­то­му что вы вла­­де­ете пунк­та­ми 2 и 8. Эти пунк­ты не мо­гут быть ча­стью од­ной и той же 6-пунк­товой бло­ка­ды. По­сколь­ку пункт 8 не име­ет ре­аль­ной бло­ки­рую­щей си­лы, вы должны ос­та­вить этот пункт без вся­ко­го со­жа­ле­ния, что­бы ис­поль­зо­вать стоя­щие в этом пунк­те фиш­ки бо­лее кон­ст­рук­тив­но. Ана­ло­гич­но: ес­ли вы за­кры­ли пункт 1, бар-пункт те­ря­ет боль­шую часть сво­ей цен­но­сти, а од­но­вре­мен­но удер­жи­вая пункт 3 и пункт 9, вы про­сто за­мо­ра­жи­вае­те свои фиш­ки, ко­то­рые мож­но бы­ло бы ис­поль­­з­овать бо­лее эф­фек­тив­но.

Связь с пунк­та­ми ва­ше­го про­тив­ни­ка

До это­го мо­мен­та мы рас­смат­ри­ва­ли соз­да­ние бло­ка­ды и бло­ки­ро­ва­ние фи­шек про­тив­ни­ка, не при­ни­мая во вни­ма­ние, где имен­но на­хо­дит­ся ваш про­тив­ник. Что­бы вы­брать пунк­ты, ко­то­рые по­зво­лят вам мак­си­маль­но эф­фек­тив­но бло­ки­ро­вать О, вы долж­ны учи­ты­вать его по­зи­цию. В раз­де­ле I вы уз­на­ли о том, что, ес­ли про­­ти­вник вла­де­ет пунк­том в ва­шем До­ме, пункт, ко­то­рый по­зво­ля­ет вам наи­бо­лее эф­­фе­кти­вно бло­ки­ро­вать про­тив­ни­ка, на­хо­дит­ся на рас­стоя­нии в шесть ша­гов (рас­сто­­яние в пять ша­гов так­же по­дой­дет) от пунк­та, за­ня­то­го О.

В по­зи­ции 10 пра­виль­ным яв­ля­ет­ся ход 13/9, 11/9, ко­то­рый по­зво­ля­ет вам бло­­к­ир­овать фиш­ки про­тив­ни­ка в пунк­те 3. Пе­ре­ме­ще­ние фиш­ки 13/9 не от­ни­ма­ет у вас ак­тив­но­го строи­те­ля, по­сколь­ку вам в лю­бом слу­чае нуж­но удер­жать пункт 9. За­ме­тим, что пе­ре­ме­ще­ние фиш­ки 11/9 и раз­де­ле­ние двух фи­шек 24/20 при­ве­­дет вас к то­му, что вы по­па­де­те в кле­щи про­тив­ни­ка без осо­бой на то ну­ж­ды.

В дан­ной по­зи­ции пункт 9 име­ет боль­шую бло­ки­рую­щую си­лу, чем бар-пункт. Ес­ли бы О вла­дел пунк­том 5, цен­ность бар-пунк­та бы­ла бы еще мень­ше. Ес­ли вы уже вла­дее­те пунк­та­ми 10 или 11, ко­то­рые бло­ки­ру­ют пе­ре­ме­ще­ние про­тив­ни­ка, бар-пункт так­же име­ет мень­шую цен­ность, по­сколь­ку соз­да­ние бло­ка­ды во внеш­нем по­ле – за­да­ча не­ре­аль­ная. Луч­шей стра­те­ги­ей бу­дет удер­жи­ва­ние двух или трех пунк­тов пе­ред фиш­ка­ми про­тив­ни­ка и рас­пре­де­ле­ние ос­таль­ных фи­шек в дру­гих час­тях дос­ки.

Тот же прин­ цип не­об­хо­ди­мо при­ме­нять и к по­зи­ции 11А, где пра­виль­ным бу­дет ход 13/9, 13/8. За­крыв пункт 9 вме­сте с пунк­том 8, вы мо­же­те очень эф­фек­­ти­вно бло­ки­ро­вать фиш­ки О в пунк­те 3. В по­зи­ции 11В (верхняя часть доски и ход тот же) бо­лее силь­ным хо­дом яв­­л­яе­тся за­кры­тие пунк­та 4 – 9/4, 8/4.

Пра­ви­ло о бло­ки­ро­ва­нии про­тив­ни­ка пу­тем за­кры­тия пунк­та на рас­стоя­нии в пять или шесть ша­гов пе­ред про­тив­ни­ком от­но­сит­ся в ос­нов­ном к бло­ки­ро­ва­нию пунк­та, ко­то­рым вла­де­ет О. ес­ли О име­ет толь­ко од­ну фиш­ку в ва­шем До­ме, пра­­в­ило те­ря­ет боль­шую часть сво­ей си­лы. Та­кая си­туа­ция про­ил­лю­ст­ри­ро­ва­на в по­­з­иции 11С, где вам не­об­хо­ди­мо за­крыть пункт 4 – 9/4, 8/4, а не пункт 9 – 13/8, 13/9, не­смот­ря на тот факт, что пункт 9 на­хо­дит­ся на рас­стоя­нии в шесть ша­гов от фиш­ки про­тив­ни­ка в пунк­те 3. Фиш­ка О в пунк­те 3 вряд ли бу­дет ос­та­вать­ся на мес­те. О по­пы­та­ет­ся убе­жать, ли­бо вам при­дет­ся про­дви­нуть­ся впе­ред и ата­­к­овать его. В дан­ной по­зи­ции цен­ность пунк­та 9 – по­ня­тие вре­мен­ное. Вме­сто то­го что­бы ос­тав­лять сред­ний пункт (этот во­прос мы рас­смат­ри­ва­ем в гла­ве 27), вам сле­ду­ет за­крыть пункт 4 и соз­дать боль­шую уг­ро­зу для О. Но в по­зи­ции 11А О не мо­жет лег­ко или безо­пас­но по­ки­нуть пункт 3, по­это­му пункт 9 име­ет бо­лее дол­­г­осро­чную цен­ность.

Ес­ли вы по­па­дае­те в ло­вуш­ку по­за­ди цель­ной или раз­би­той бло­ка­ды, вы дол­жны при­ни­мать во вни­ма­ние, ка­кие пунк­ты за­нял ваш про­тив­ник, пре­ж­де чем за­­кр­ывать пунк­ты в его До­ме.

.В по­зи­ции 12А X по­сту­пил бы край­не не­ра­зум­но, ес­ли бы по­тра­тил часть брос­ка на за­кры­тие пунк­та 22, 24/22(2), так как О вла­де­ет пунк­том 16, ко­то­рый на­хо­­ди­тся на рас­стоя­нии в шесть ша­гов от пунк­та 22. Ес­ли поз­же од­на из фи­шек X по­ки­нет пункт 22, вто­рая фиш­ка бу­дет на­хо­дить­ся под уг­ро­зой уда­ра не­сколь­ких строи­те­лей. Пра­виль­ным в дан­ной си­туа­ции бу­дет ход 13/9(2), с по­мо­щью ко­то­­р­ого вы соз­дае­те соб­ст­вен­ную раз­би­тую 5-пунк­то­вую бло­ка­ду.

Но в по­зи­ции 12В (низ доски и ход тот же) X важ­но про­дви­нуть­ся в пункт 22 – 24/22(2), 13/11(2). Ес­ли вы ос­та­не­тесь в пунк­те 24, в ско­ром вре­ме­ни О за­хва­тит вас в ло­вуш­ку по­за­ди 5- или да­же 6-пунк­то­вой бло­ка­ды. За­крыв пункт 22, вы га­ран­ти­руе­те се­бе воз­мож­­ность вы­хо­да, по­сколь­ку О вряд ли уда­ст­ся за­крыть пункт 16. Пункт 22 (пункт 3 О) в дан­ной си­туа­ции ста­но­вит­ся цен­ным про­дви­ну­тым якор­ным пунк­том. В по­зи­ции 12С пункт 22 сно­ва име­ет цен­ность для X. В дан­ном слу­чае этот пункт еще бо­лее ва­жен, чем пункт 21 (пункт 4 О), по­сколь­ку О вла­де­ет пунк­том 15.

Ко­гда и как не­об­хо­ди­мо за­кры­вать пунк­ты

Пре­ж­де чем при­ни­мать ре­ше­ние о за­кры­тии пунк­та, ко­то­рый по­зво­лит вам бло­­к­ир­овать пе­ре­ме­ще­ния про­тив­ни­ка, вы долж­ны оп­ре­де­лить, хо­ти­те ли вы бло­ки­­р­овать или удер­жи­вать его во­об­ще. Да­вай­те рас­смот­рим по­зи­цию 13, в ко­то­рой X на­мно­го опе­ре­жа­ет про­тив­ни­ка в гон­ке.

В этой по­зи­ции вам не нуж­но удер­жи­вать про­тив­ни­ка в ва­шем До­ме, вы про­сто хо­ти­те прой­ти ми­мо его фи­шек и безо­пас­но вве­сти фиш­ки в свой Дом. Вы смо­же­те из­бе­жать даль­ней­ших про­блем при ос­во­бо­ж­де­нии пунк­та 10, ес­ли не ста­не­те за­кры­вать его во­об­ще, а сде­лае­те ход 13/9, 10/7. (Дан­ный тип по­зи­ции, где вы долж­ны ре­шить, хо­ти­те ли вы удер­жи­вать про­тив­ни­ка, был рас­смот­рен в гла­ве 10. Дру­гие ти­пы по­зи­ций, где удер­жи­ва­ние или бло­ки­ро­ва­ние про­тив­ни­ка не яв­ля­ет­ся ва­шей це­лью, бу­дут рас­смот­ре­ны в ос­таль­ных гла­вах раз­де­ла V.)

Те­перь да­вай­те об­ра­тим вни­ма­ние на то, как мож­но соз­дать эф­фек­тив­ную бло­­к­аду. Ос­нов­ной при­ем при по­строе­нии бло­кад – это соз­да­ние строи­те­лей и обес­­п­еч­ение эф­фек­тив­ной и под­виж­ной по­зи­ции фи­шек. Как мы уже уви­де­ли в гла­ве 12, бы­строе и эко­ном­ное за­кры­тие пунк­тов за­ви­сит не толь­ко от уда­чи, но и от на­ли­чия фи­шек в не­об­хо­ди­мом мес­те в нуж­ное вре­мя. Для то­го что­бы вы мог­ли ис­поль­зо­вать свои фиш­ки для эф­фек­тив­но­го бло­ки­ро­ва­ния про­тив­ни­ка, вы не долж­ны рас­тра­чи­вать их, пе­ре­дви­гая слиш­ком глу­бо­ко в свой Дом или ска­п­ли­вая в од­ном пунк­те. Вы так­же долж­ны при­ни­мать во вни­ма­ние, ка­кие имен­но пунк­ты удер­жи­ва­ет ваш про­тив­ник. Что­бы за­бло­ки­ро­вать про­тив­ни­ка, вы долж­ны за­кры­­вать пунк­ты пе­ред его фиш­ка­ми. Сле­до­ва­тель­но, вам сле­ду­ет из­бе­гать за­кры­тия пунк­тов и пе­ре­дви­же­ния фи­шек в пунк­ты по­за­ди тех, ко­то­рые удер­жи­ва­ет оп­понент. В ва­шем рас­по­ря­же­нии ог­ра­ни­чен­ное ко­ли­че­ст­во фи­шек, и ка­ж­дая фиш­ка, ко­то­рая ока­зы­ва­ет­ся по­за­ди фи­шек про­тив­ни­ка, уже не мо­жет ис­поль­зо­вать­ся для за­кры­тия пунк­тов пе­ред ним.

На­при­мер, в по­зи­ции 14 ис­поль­зо­ва­ние час­ти бро­ска для за­кры­тия пунк­та 1 хо­дом 6/1*(2) яв­ля­ет­ся ошиб­кой. Да­же по­би­тие про­тив­ни­ка в пунк­те 1 яв­ля­ет­ся бес­­смы­сле­нным, по­сколь­ку у вас нет не­об­хо­ди­мо­сти в за­мед­ляю­щем хо­де. Пра­виль­­ный ход вы­гля­дит сле­дую­щим об­ра­зом: 13/3, 8/3, 14/9. Этот ход по­зво­ля­ет вам за­крыть пункт в сво­ем До­ме, и, что бо­лее важ­но, вы уг­ро­жае­те за­крыть пункт 9 пе­ред пунк­том 4, ко­то­рый удер­жи­ва­ет О. Ес­ли О ре­шит по­бить вас, то для это­го ему при­дет­ся по­ки­нуть за­ня­тый им пункт 4.

Ес­ли О за­крыл пункт 5, вам не­об­хо­ди­мо за­крыть пунк­ты 10 или 11, что­бы за­­бл­ок­ир­овать его пе­ре­ме­ще­ния. Ес­ли вы не мо­же­те за­крыть пункт пря­мо, по­мес­­т­ите слот в ка­ком-ли­бо из ука­зан­ных пунк­тов (при ус­ло­вии, что вам уда­ст­ся из­­б­ежать по­би­тия), а за­тем при­крой­те его вто­рой фиш­кой. Пом­ни­те: для то­го что­бы по­бить ваш слот, О дол­жен по­ки­нуть цен­ный якор­ный пункт.

В по­зи­ции 15 пра­виль­ным яв­ля­ет­ся ход 6/3, 13/11. По­ме­ще­ние сло­та во внеш­ний бло­ки­рую­щий пункт яв­ля­ет­ся очень эф­фек­тив­ной стра­те­ги­ей, по­сколь­ку в боль­шин­­с­тве слу­ча­ев О бу­дет про­ти­вить­ся сда­че пунк­та 5, ес­ли толь­ко по­би­тие ва­шей фиш­ки не су­лит ему ка­кой-ли­бо су­ще­ст­вен­ной вы­го­ды. (В гла­ве 20 мы при­ве­ли мно­го де­таль­ных при­ме­ров си­туа­ций, ко­гда вам сто­ит и ко­гда не сто­ит бить про­­ти­вн­ика из его пунк­та 5.) Ес­ли у ва­ше­го про­тив­ни­ка мень­ше опы­та, чем у вас, вы мо­же­те одер­жать по­бе­ду, вы­бив его из жиз­нен­но важ­но­го про­дви­ну­то­го якор­но­­го пунк­та. Ес­ли со­пер­ник ра­зум­но от­ка­зы­ва­ет­ся от по­би­тия, вы мо­же­те час­тич­но за­бло­ки­ро­вать его пе­ре­дви­же­ния, за­крыв пункт, в ко­то­ром вы по­мес­ти­ли слот.

Ино­гда воз­ни­ка­ет воз­мож­ность по­вы­сить эф­фек­тив­ность ва­шей бло­ка­ды, не уве­­л­ич­ивая са­му бло­ка­ду. Ес­ли про­тив­ник по­пал в ло­вуш­ку в ва­шем До­ме, вы дол­жны рас­ши­рить ва­шу бло­ка­ду мак­си­маль­но глу­бо­ко в свой Дом при ус­ло­вии, что вы не дае­те про­тив­ни­ку пря­мо­го вы­хо­да для по­бе­га. Ко­гда вы про­дви­гае­те впе­ред уже сфор­ми­ро­ван­ную бло­ка­ду (обыч­но пу­тем сня­тия фи­шек из са­мо­го даль­­н­его ее пунк­та для за­кры­тия но­во­го пунк­та на ее пе­ред­ней гра­ни­це), та­кое дей­­с­твие на­зы­ва­ет­ся про­дви­же­ни­ем бло­ка­ды.

В по­зи­ции 16 X сле­ду­ет сде­лать ход 8/3, 5/3, про­дви­гая бло­ка­ду глуб­же в Дом и со­хра­няя пункт, ко­то­рый на­хо­дит­ся на рас­стоя­нии в шесть ша­гов от пунк­та, за­­н­ят­ого О. Про­дви­же­ние бло­ка­ды в пункт 3 ог­ра­ни­чи­ва­ет пе­ре­ме­ще­ния О в боль­шей ме­ре, чем за­кры­тие пунк­та 8. Однако, если обе фишки О расположены не в пункте 1, а в пункте 2, X сле­ду­ет хо­дить 13/8, 13/11. По­сколь­ку О вла­де­ет пунк­том 2, X дол­жен удер­жи­вать пункт 8, что­бы не вы­пус­тить О в слу­чае, ес­ли тот вы­бро­сит чис­ло 6.

Еще один важ­ный при­ем, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся при по­строе­нии бло­кад,это за­кры­тие пунк­тов в об­рат­ном по­ряд­ке. Обыч­но мы уд­ли­ня­ем бло­ка­ду пу­тем до­­ба­вл­ения до­пол­ни­тель­ных пунк­тов к ее на­ча­лу, но в не­ко­то­рых слу­ча­ях на­мно­го про­ще и бы­ст­рее при­бав­лять пунк­ты в ко­нец бло­ка­ды.

В по­зи­ции 17 X вы­бро­сил дубль 1-1 на ран­ней ста­дии иг­ры и те­перь име­ет цель­ную 4-пунк­то­вую бло­ка­ду. В дан­ной си­туа­ции пе­ре­вод строи­те­ля из пунк­та 11 в пункт 6 – 11/6 для по­сле­дую­ще­го за­кры­тия пунк­та 3 был бы ошиб­кой. У X нет не­­о­бх­од­им­ости в рис­ко­ван­ном по­ме­ще­нии сло­та в пункт 3, а за­крыть этот пункт ес­­т­ес­тве­нным пу­тем не по­лу­чит­ся. Да­же ес­ли у вас есть тре­тий ак­тив­ный строи­тель на вер­ши­не бло­ка­ды, вам по­тре­бу­ет­ся сде­лать не­сколь­ко бро­сков, что­бы вы­бро­­сить та­кое чис­ло, с по­мо­щью ко­то­ро­го вы за­крое­те пункт 3.

Бо­лее про­стой спо­соб уд­ли­не­ния бло­ка­ды – это ход 13/8, 11/10. Ес­ли О не уда­ст­ся вы­бро­сить ком­би­на­цию для осу­ще­ст­в­ле­ния ком­би­на­ци­он­но­го шо­та, вы смо­же­те за­крыть пункт 8. На са­мом де­ле мо­жет слу­чить­ся так, что вы за­крое­те пункт 8 и да­же при­сту­пи­те к за­кры­тию пунк­та 9. На­сколь­ко про­ще до­ст­раи­вать бло­ка­ду с кон­ца, ес­ли про­тив­ник не мо­жет ока­зать вам со­про­тив­ле­ния! Об­щее пра­ви­ло гла­сит: ес­ли вы ча­­сти­чно соз­да­ли бло­ка­ду, а фиш­ки про­тив­ни­ка не мо­гут пря­мо дос­тичь ее кон­ца, вам сле­ду­ет за­вер­шать ее строи­тель­ст­во с кон­ца, а не с на­ча­ла.

Да­вай­те сно­ва про­ана­ли­зи­ру­ем по­зи­цию 17. От­меть­те, что X де­ла­ет ход 13/8, 11/10 вме­сто раз­де­ле­ния сво­их даль­них фи­шек хо­дом 13/8, 24/23. Хо­тя на­ша по­­з­иция до­воль­но силь­на, нам не­об­хо­ди­мо соз­дать по мень­шей ме­ре 5-пунк­то­вую бло­ка­ду (и при­крыть блот в пунк­те 8) пре­ж­де чем под­став­лять под уг­ро­зу даль­ние фиш­ки. Ес­ли X раз­де­лит даль­ние фиш­ки сей­час, О ата­ку­ет его, и в по­сле­ду­­ющей борь­бе X мо­жет и не за­крыть пункт 5 сво­ей бло­ка­ды.

Ко­гда иг­ро­ку уда­ет­ся за­хва­тить про­тив­ни­ка в ло­вуш­ку по­за­ди час­тич­ной бло­­к­ады, оба иг­ро­ка обыч­но бо­рют­ся за пункт, ко­то­рый на­хо­дит­ся пря­мо пе­ред ней. За­хва­чен­ный в ло­вуш­ку иг­рок хо­чет за­крыть этот пункт, что­бы за­тем ис­поль­зо­вать его в ка­че­ст­ве стар­то­вой пло­щад­ки для по­бе­га, иг­рок-об­ла­да­тель бло­ка­ды стре­­ми­тся за­хва­тить этот пункт, что­бы уд­ли­нить свою бло­ка­ду и не дать про­тив­ни­ку вы­рвать­ся. Сле­до­ва­тель­но, за этот пункт идет жес­то­кая дра­ка, по­сколь­ку ни од­на из сто­рон не мо­жет се­бе по­зво­лить от­ка­зать­ся от не­го.

В по­зи­ции 18 О со­вер­шен­но пра­виль­но раз­де­ля­ет свои фиш­ки в пункт 3. Не­­смо­тря на то, что опас­ность очень ве­ли­ка, О дол­жен по­дой­ти к гра­ни­це бло­ка­ды X до то­го мо­мен­та, как X смо­жет уд­ли­нить ее или под­вес­ти бли­же до­пол­ни­тель­­ных строи­те­лей, ко­то­рые сде­ла­ют та­кое раз­де­ле­ние еще бо­лее опас­ным для О. Ко­гда ваш про­тив­ник име­ет цель­ную бло­ка­ду, прин­цип, гла­ся­щий о не­же­ла­тель­­н­ости по­па­да­ния в кле­щи про­тив­ни­ка, те­ря­ет свою ак­ту­аль­ность.

X дол­жен иг­рать 3-2. Он мог бы сыг­рать эту ком­би­на­цию безо­пас­но (на­при­­мер, сде­лав ход 11/6), но пра­виль­ным в дан­ной си­туа­ции бу­дет ход 11/8, 5/3*, с по­мо­щью ко­то­ро­го он бьет О в пунк­те 3 и по­ме­ща­ет слот в пункт 8. Ес­ли О не­­ме­дле­нно не по­бьет в от­вет фиш­ку X, X смо­жет соз­дать смер­тель­но опас­ную 5-пункто­вую бло­ка­ду. Да­же, ес­ли фиш­ка X бу­дет по­би­та, по­бег О все еще бу­дет под во­про­сом. Луч­ше пой­ти на риск сей­час, чем по­зво­лить О спо­кой­но за­крыть пункт 3. Ата­ка на гра­ни­це бло­ка­ды – это стан­дарт­ный ход в про­дви­ну­той иг­ре.


ГЛА­ВА 27

КОН­ТРОЛЬ

НАД ВНЕШ­НИМ ПО­ЛЕМ

Цен­ность внеш­не­го по­ля

Спо­соб­ность кон­тро­ли­ро­вать два Дво­ра яв­ля­ет­ся край­не важ­ным по­зи­ци­он­ным фак­то­ром. Ваш Двор и Двор ва­ше­го про­тив­ни­ка на­зы­ва­ют­ся внеш­ним по­лем. Что­бы по­нять цен­ность кон­тро­ля над Дво­ра­ми, да­вай­те рас­смот­рим ос­нов­ное на­прав­ле­­ние дви­же­ния фи­шек в по­зи­ции 1.

Ва­ши фиш­ки дви­га­ют­ся вдоль это­го го­ноч­но­го тре­ка в фор­ме бу­к­вы U от До­ма про­тив­ни­ка в его Двор, а за­тем вдоль ва­ше­го Дво­ра в ваш Дом. Се­ре­ди­на это­го пу­те­ше­ст­вия при­хо­дит­ся на Дво­ры, на внеш­нее по­ле. Сле­до­ва­тель­но, ко­гда вы кон­тро­ли­руе­те внеш­нее по­ле, то кон­тро­ли­руе­те центр дос­ки. Что­бы из­ло­жен­ное на­ми ста­ло бо­лее по­нят­ным для вас, да­вай­те по­про­бу­ем про­вес­ти мыс­лен­ный экс­пе­ри­мент.

Транс­фор­ми­руй­те дос­ку, как это по­ка­за­но на ри­сун­ке 2, что­бы два­дцать че­ты­­ре пунк­та бы­ли рас­по­ло­же­ны в ряд, а дви­же­ние фи­шек шло по пря­мой от од­но­­го кон­ца дос­ки к дру­го­му. Иг­ра идет точ­но так же, как и в по­зи­ции 1, но цен­ность внеш­не­го по­ля ста­но­вит­ся бо­лее яв­ной. Внеш­нее по­ле кон­тро­ли­ру­ет все дви­же­ние фи­шек от од­но­го кон­ца дос­ки до дру­го­го.

Ес­ли, на­при­мер, все ва­ши фиш­ки на­хо­дят­ся в До­мах, ва­ша ар­мия раз­де­ле­на на две час­ти. Ва­ши фиш­ки не об­ща­ют­ся друг с дру­гом, и по­это­му лю­бая фиш­ка в До­ме про­тив­ни­ка мо­жет ока­зать­ся в за­труд­ни­тель­ном по­ло­же­нии. Для то­го что­бы ос­во­бо­дить ва­ши даль­ние фиш­ки (ак­тив­ных бой­цов ва­шей ар­мии), вы долж­ны про­вес­ти их че­рез внеш­нее по­ле. Ес­ли про­тив­ник кон­тро­ли­ру­ет все внеш­нее по­ле, по­бег ста­но­вит­ся край­не слож­ным или прак­ти­че­ски не­воз­мож­ным из-за про­­т­яже­нн­ости вра­же­ской тер­ри­то­рии, ко­то­рую вам не­об­хо­ди­мо пе­ре­сечь. И, на­обо­­рот, ес­ли внеш­нее по­ле кон­тро­ли­руе­те вы, у вас есть двой­ное пре­иму­ще­ст­во, лю­бой ва­шей фиш­ке, ко­то­рая на­хо­дит­ся в ло­вуш­ке в До­ме про­тив­ни­ка, что­бы дос­тичь дру­же­ст­вен­ной тер­ри­то­рии, нуж­но бу­дет прой­ти мень­шее рас­стоя­ние, а даль­ние фиш­ки ва­ше­го про­тив­ни­ка во­об­ще от­ре­за­ны. Сле­до­ва­тель­но, имея силь­ную по­зи­­цию во внеш­нем по­ле, вы мо­же­те кон­тро­ли­ро­вать дви­же­ние фи­шек. Ва­ша ар­мия дей­ст­ву­ет как еди­ное це­лое, и вы мо­же­те со­вер­шен­но сво­бод­но пе­ре­ме­щать свои фиш­ки, ко­гда хо­ти­те и где хо­ти­те. По­ка вы кон­тро­ли­руе­те ход иг­ры, про­тив­ник не мо­жет сво­бод­но пе­ре­ме­щать­ся по дос­ке.

Да­вай­те рас­смот­рим кон­крет­ный при­мер вы­ше­из­ло­жен­ной кон­цеп­ции.

В по­зи­ции 3 внеш­нее по­ле (от пунк­та 16 до пунк­та 9) яв­ля­ет­ся «ничь­ей зем­лей», про­стран­ст­вом ме­ж­ду тран­шея­ми про­тив­ни­ков, так как ни один из иг­ро­ков не кон­­тр­ол­ир­ует его. Тот иг­рок, ко­то­рый пер­вым раз­мес­тит там хо­тя бы од­ну фиш­ку, по­­л­учит пре­иму­ще­ст­во в иг­ре.

В по­зи­ции 4 О на­чал за­хва­ты­вать пер­вый плац­дарм во внеш­нем по­ле. Ес­ли X не от­вою­ет этот аван­пост, О мо­жет по­лу­чить пол­ный кон­троль над внеш­ним по­лем. А ес­ли О бу­дет кон­тро­ли­ро­вать все внеш­нее по­ле, ему по­на­до­бит­ся лишь че­ты­ре ша­га, что­бы по­пасть на дру­же­ст­вен­ную тер­ри­то­рию (с пунк­та 5). Но для то­го, что­бы по­пасть в безо­пас­ное ме­сто, X при­дет­ся прой­ти три­на­дцать пунк­тов по вра­же­ской тер­ри­то­рии. По­это­му X на­чи­на­ет бо­роть­ся за кон­троль над внеш­ним по­лем до то­го, как О смо­жет вве­сти в пункт 10 вто­рую фиш­ку, и де­ла­ет ход 21/16, 6/3. Луч­ше бо­роть­ся за кон­троль, чем пас­сив­но ожи­дать, по­ка про­тив­ник сде­ла­­ет это сам.

Ес­ли в дан­ной по­зи­ции X пас­сив­но по­зво­лит О кон­тро­ли­ро­вать внеш­нее по­ле, то в ско­ром вре­ме­ни ко­ли­че­ст­во по­лез­ных для не­го хо­дов ис­чер­па­ет­ся и он бу­дет вы­ну­ж­ден де­лать край­не не­вы­год­ные хо­ды. X бу­дет вы­ну­ж­ден ого­лить пунк­ты в сво­ем До­ме и не­из­беж­но по­ки­нет пункт 21, не­смот­ря на всю опас­ность это­го пред­при­ятия. Да­же ес­ли X по­бьют по­сле то­го, как он сде­ла­ет пра­виль­ный ход, про­тив­ни­ку при­дет­ся уб­рать фиш­ку, ко­то­рая в дан­ный мо­мент ох­ра­ня­ет внеш­нее по­ле, что даст X воз­мож­ность вый­ти из До­ма О и са­мо­му за­хва­тить кон­троль над внеш­ним по­лем.

Сле­до­ва­тель­но, вы долж­ны по­пы­тать­ся уве­ли­чить ко­ли­че­ст­во ва­ших фи­шек и пунк­тов во внеш­нем по­ле, по­ка вы уво­ди­те свои фиш­ки или пы­тае­тесь вы­ма­нить про­тив­ни­ка из ва­ше­го До­ма.

Удер­жи­ва­ние ва­ше­го сред­не­го пунк­та

Да­же ко­гда вы не мо­же­те пол­но­стью кон­тро­ли­ро­вать все внеш­нее по­ле (это не­­во­змо­жно в том слу­чае, ес­ли про­тив­ник вла­де­ет пунк­том во внеш­нем по­ле), вы долж­ны по­пы­тать­ся со­хра­нить свое при­сут­ст­вие там. К сча­стью, вы все­гда на­чи­­на­ете иг­ру с од­ним клю­че­вым пунк­том во внеш­нем по­ле – это ваш сред­ний пункт или пункт 13. Ко­гда иг­ра толь­ко на­чи­на­ет­ся, у вас, как и у ва­ше­го про­тив­ни­ка, есть три до­пол­ни­тель­ных фиш­ки в ва­шем сред­нем пунк­те.

По­ка у вас есть фиш­ки в До­ме про­тив­ни­ка, вы не долж­ны ос­тав­лять свой сред­ний пункт, ес­ли толь­ко вам не уда­лось за­крыть ка­кие-ли­бо дру­гие пунк­ты во внеш­нем по­ле. Преж­де­вре­мен­ное ос­во­бо­ж­де­ние сред­не­го пунк­та – это ошиб­ка, ко­то­­рую иг­ро­ки де­ла­ют очень час­то. На са­мом де­ле вы мо­же­те при­ме­нить во­ен­ную хит­рость и вы­ма­нить про­тив­ни­ка из его сред­не­го пунк­та, по­сле че­го вы по­лу­чае­­те кон­троль над внеш­ним по­лем и не­из­беж­но за­труд­няе­те пе­ре­дви­же­ния про­тив­­н­ика. Сле­до­ва­тель­но, вы долж­ны не толь­ко как мож­но доль­ше со­хра­нять за со­бой свой сред­ний пункт, но и вос­поль­зо­вать­ся воз­мож­но­стью вы­вес­ти фиш­ки во Дво­ры (в ча­ст­но­сти, во Двор про­тив­ни­ка). Опыт­ные иг­ро­ки не­од­но­крат­но вы­во­­дят фиш­ки во внеш­нее по­ле, ос­тав­ляя при этом оди­нар­ные или мно­же­ст­вен­ные пря­мые шо­ты, для то­го что­бы ус­та­но­вить свое при­сут­ст­вие в этих квад­ран­тах дос­ки и вы­ма­нить фиш­ки про­тив­ни­ка.

Во мно­гих пар­ти­ях хо­ро­ший иг­рок мо­жет соз­дать про­дви­ну­тый якор­ный пункт в До­ме про­тив­ни­ка, а за­тем вы­вес­ти свои фиш­ки от­ту­да во внеш­нее по­ле – при этом нам мо­жет по­ка­зать­ся, что он рис­ку­ет по­би­ти­ем сво­их фи­шек без осо­бых при­чин. Но по­сле то­го как про­тив­ник по­бьет не­сколь­ко раз, у не­го за­кон­чат­ся сво­бод­ные фиш­ки, что по­зво­лит хо­ро­ше­му иг­ро­ку ус­та­но­вить кон­троль над вне­шним по­лем. А это не­из­беж­но при­ве­дет его к по­бе­де.

В по­зи­ции 5 ос­нов­ные кри­те­рии, при­ве­ден­ные на­ми в гла­ве 16 «Безо­пас­ная иг­ра по срав­не­нию с дерз­кой иг­рой», ука­зы­ва­ют на не­об­хо­ди­мость дерз­ко­го хо­да, по­­скол­ьку X прак­ти­че­ски ни­че­го не те­ря­ет при по­би­тии его фиш­ки. Не­смот­ря на то что за­кры­тие бар-пунк­та хо­дом бар/22, 13/7 вы­гля­дит весь­ма при­вле­ка­тель­ным, этот ход со­вер­шен­но не­ве­рен.

Пе­ре­дви­гая фиш­ку 13/7, вы ли­шае­те се­бя по­след­не­го плац­дар­ма во внеш­нем по­ле, и у вас ос­та­ет­ся все­го од­на фиш­ка в сред­нем пунк­те, ко­то­рая, ве­ро­ят­нее все­го, бу­дет по­би­та или вы­ну­ж­де­на по­ки­нуть этот пункт. Сле­до­ва­тель­но, вы по­те­ря­­ете кон­троль над внеш­ним по­лем.

Пра­виль­ный ход вы­гля­дит так: бар/16. Те­перь у вас есть три фиш­ки во Дво­ре про­тив­ни­ка, и вы со­хра­няе­те свой сред­ний пункт. Хо­тя су­ще­ст­ву­ет боль­шая ве­ро­­я­тность то­го, что вас по­бьют (да­же ес­ли О не ста­нет бить с по­мо­щью чис­ла 2), вас это не стра­шит. По­вто­рив та­кой ход не­сколь­ко раз, вы мо­же­те вы­ну­дить про­­ти­вн­ика ос­та­вить пунк­ты 14 и 12.

В по­зи­ции 6 вам не сто­ит хо­дить 13/7. Этот ход оши­бо­чен не по­то­му, что вы ос­тав­ляе­те шот с рас­стоя­ния в один пункт (кри­те­рии, при­ве­ден­ные в гла­ве «Безо­­па­сная иг­ра по срав­не­нию с дерз­кой иг­рой», по­ка­зы­ва­ют нам, что бо­ять­ся здесь не­че­го), а по­то­му, что вам не сто­ит ухо­дить из внеш­не­го по­ля без борь­бы. У вас нет хо­да, ко­то­рый по­зво­ля­ет сыг­рать чис­ло 6 кон­ст­рук­тив­но, но мень­шим злом бу­дет раз­ме­ще­ние фиш­ки в пунк­те 1, да­же не­смот­ря на то что эта фиш­ка вы­бы­­в­ает из ак­тив­ной иг­ры.

Ес­ли бы в этой же по­зи­ции X дол­жен бы был иг­рать 5, пра­виль­ным хо­дом был бы сле­дую­щий: 21/16. Этот тип иг­ры час­то ис­поль­зу­ют мас­те­ра иг­ры в нар­ды, ос­­тал­ьные же иг­ро­ки поль­зу­ют­ся им ред­ко. Вы долж­ны стре­мить­ся вве­сти во внеш­нее по­ле еще од­но­го сол­да­та для борь­бы за центр ли­бо вы­ма­нить про­тив­ни­ка из его сред­не­го пунк­та.

На­при­мер, в по­зи­ции 7 X сле­ду­ет хо­дить 20/16. О ни­че­го не вы­иг­ра­ет от по­­б­ития, по­сколь­ку он за­крыл толь­ко один пункт в сво­ем До­ме, а X вла­де­ет «зо­ло­­тым пунк­том». И, что бо­лее важ­но, О не мо­жет по­бить, не ос­во­бо­див при этом цен­но­го пунк­та. Блот в пунк­те 16, ко­то­рый, как нам ка­жет­ся, под­вер­га­ет­ся уг­ро­зе двой­но­го шо­та, в ре­аль­но­сти не яв­ля­ет­ся не­за­щи­щен­ным, так как О хо­чет со­хра­­нить за со­бой пунк­ты 14 и 15.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: