Игра III. Блокирующая игра 19 страница

По­зи­ция 12 яв­ля­ет­ся еще од­ним про­стым при­ме­ром си­туа­ции, где спо­соб­ность за­гля­­нуть не­мно­го впе­ред де­ла­ет оче­вид­ным пра­виль­ный ход. В дан­ном слу­чае, ес­ли X ос­та­нет­ся в пунк­те 21 и сде­ла­ет ход 8/2, 8/7, О смо­жет прак­ти­че­ски не­мед­лен­но за­жать его. Бо­лее то­го, ка­ж­дый бро­сок, в про­цес­се ко­то­ро­го X ос­та­ет­ся на мес­те, де­ла­ет его по­зи­цию бо­лее опас­ной, по­скольку О бу­дет про­дол­жать за­кры­вать свою дос­ку. У О есть дос­та­точ­ное ко­ли­че­ст­во сво­бод­ных фи­шек в пунк­тах 18, 19 и 20, что­бы иметь воз­мож­ность уси­лить свою по­зи­цию и ожи­дать, по­ка X не сде­ла­ет оп­ро­мет­чи­вый ход. По­это­му X дол­жен иг­рать 21/15 и 7/6. Те­перь, ес­ли О пой­дет в ата­ку при на­ли­чии все­го двух за­кры­­тых пунк­тов и бло­та в До­ме, си­туа­ция бу­дет ме­нее опас­на для X, чем в том слу­чае, ес­ли бы О ата­ко­вал при бо­лее силь­ной по­зи­ции в сво­ем До­ме. По­ни­ма­ние сле­дую­щей час­ти дан­ной гла­вы пол­но­стью за­ви­сит от то­го, смог­ли ли вы ух­ва­тить суть кон­цеп­ции рас­че­та вре­ме­ни, а так­же от ва­шей спо­соб­но­сти рас­смат­ри­вать по­зи­цию не как изо­ли­ро­ван­ный объ­ект, а как часть еди­ной це­пи со­бы­тий.

Бит­ва бло­кад

В нар­дах од­ной из ва­ших ос­нов­ных це­лей яв­ля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние бло­ка­ды пе­ред фиш­ка­ми про­тив­ни­ка, при­чем бо­лее пред­поч­ти­тель­на пол­ная 6-пунк­то­вая бло­ка­­да. И ес­те­ст­вен­но, вы са­ми долж­ны из­бе­гать по­па­да­ния в бло­ка­ду ва­ше­го про­тив­­н­ика. Ес­ли вы ока­зы­вае­тесь в ло­вуш­ке по­за­ди бло­ка­ды (да­же пол­ной бло­ка­ды), иг­ра еще не обя­за­тель­но про­иг­ра­на, но един­ст­вен­ный путь к по­бе­де в та­кой по­­з­иции – за­ста­вить про­тив­ни­ка раз­ру­шить свою бло­ка­ду. Ата­ка и за­кры­тие дос­ки яв­но не по­мо­гут вам дос­тичь ва­шей це­ли, вме­сто это­го вы долж­ны са­ми по­пы­тать­ся сфор­ми­ро­вать бло­ка­ду пе­ред даль­ни­ми фиш­ка­ми со­пер­ни­ка в на­де­ж­де вы­ну­дить его раз­ру­шить по­зи­цию пер­вым. Эта часть гла­вы по­свя­ще­на тем по­зи­ци­ям, в ко­­т­орых обе сто­ро­ны име­ют бло­ка­ды, т.е. бит­ве бло­кад.

Ко­гда соз­да­ет­ся си­туа­ция бит­вы бло­кад, на окон­ча­тель­ный ре­зуль­тат иг­ры мо­гут по­вли­ять не­сколь­ко фак­то­ров, на­при­мер, ко­ли­че­ст­во за­хва­чен­ных в ло­вуш­ку фи­шек и дли­на бло­кад, но ре­шаю­щим все­гда ос­та­ет­ся один фак­тор: тай­минг, т.е. вре­мя, ос­таю­щее­ся до кон­ца иг­ры.

В по­зи­ции 13 О име­ет пол­ную бло­ка­ду, но тем не ме­нее фа­во­ри­том в иг­ре яв­ля­ет­­ся X. При­чи­на это­го про­ста: ес­ли ни од­на из сто­рон не смо­жет вы­вес­ти даль­ние фиш­ки, что впол­не ве­ро­ят­но, то ко­му-то при­дет­ся раз­ру­шить соб­ст­вен­ную бло­ка­ду. По­­скол­ьку при под­сче­те ша­гов ста­но­вит­ся яс­но, что X име­ет на че­тыр­на­дцать ша­гов боль­ше, чем О, у не­го боль­ше вре­ме­ни для удер­жи­ва­ния бло­ка­ды. Ес­ли О раз­­р­ушит свою бло­ка­ду пер­вым, X смо­жет вы­вес­ти свои даль­ние фиш­ки, не раз­ру­­шая по­зи­цию до вво­да фи­шек в Дом.

В не­ко­то­рых слу­ча­ях бы­ва­ет не­яс­но, ко­му из иг­ро­ков при­дет­ся раз­ру­шить бло­­к­аду пер­вым. То­гда, что­бы вре­мя иг­ра­ло вам на ру­ку, вы долж­ны вы­бра­сы­вать не­­бол­ьшие чис­ла. Но ос­мот­ри­тель­ная ма­не­ра иг­ры мо­жет по­зво­лить вам со­хра­нить бло­ка­ду в те­че­ние клю­че­во­го до­пол­ни­тель­но­го хо­да.

В по­зи­ции 14 вам жиз­нен­но не­об­хо­ди­мо сде­лать ход 9/7, 10/6. По­сле это­го хо­да вы ока­зы­вае­тесь в по­зи­ции, где вы не мо­же­те ле­галь­но сыг­рать чис­ло 6. Дру­ги­­ми сло­ва­ми, ес­ли вы вы­бро­си­те чис­ло б, вам не нуж­но бу­дет его ис­поль­зо­вать во­об­ще. Сле­до­ва­тель­но, вы за­мед­ляе­те ход сво­ей иг­ры.

Хо­тя в не­ко­то­рых эле­мен­тар­ных удер­жи­ваю­щих по­зи­ци­ях вы стре­ми­тесь со­хра­­нить чис­ло, что­бы из­бе­жать ос­лаб­ле­ния пунк­та (вы­во­да од­ной фиш­ки из это­го пун­кта) и ос­тав­ле­ния не­за­щи­щен­ной фиш­ки, вы так­же долж­ны пом­нить, что су­ще­ст­ву­­ют по­зи­ции, где вы мо­же­те за­мед­лить темп сво­ей иг­ры, ли­шив се­бя воз­мож­но­с­ти ис­поль­зо­вать оп­ре­де­лен­ное чис­ло.

Что­бы вы­ну­дить про­тив­ни­ка пер­вым раз­ру­шить бло­ка­ду, вы долж­ны про­дви­­гат­ься впе­ред как мож­но мед­лен­нее, на­де­ясь на то, что про­тив­ник бу­дет дви­гать­ся слиш­ком бы­ст­ро. Сле­до­ва­тель­но, вы долж­ны де­лать край­не ос­мот­ри­тель­ные хо­ды, что­бы не за­мед­лить про­тив­ни­ка.

На­при­мер, в по­зи­ции 15 пра­виль­ным яв­ля­ет­ся не по­би­тие, а ход 10/9. О, ве­­р­оя­тнее все­го, при­дет­ся ос­ла­бить свой бар-пункт в сле­дую­щем бро­ске, что по­тен­­ц­иал­ьно ос­во­бо­ж­да­ет ва­ши даль­ние фиш­ки. По­ка про­тив­ник ос­та­ет­ся в сво­ем бар-пунк­те, вы не мо­же­те раз­ру­шить свою бло­ка­ду пер­вым, по­сколь­ку та­кое дей­ст­вие по­вле­чет за со­бой ог­ром­ный риск. По­бив про­тив­ни­ка, вы мо­же­те за­дер­жать его на не­сколь­ко бро­сков.

Но в дру­гих слу­ча­ях по­би­тие О мо­жет ус­ко­рить темп его иг­ры! На­при­мер, в по­­з­иции 16, ос­нов­ным ис­точ­ни­ком до­пол­ни­тель­но­го вре­ме­ни О яв­ля­ет­ся его фиш­ка в пунк­те 10. По­бив эту фиш­ку, вы ос­тав­ляе­те его по­зи­цию ого­лен­ной, у про­тив­­н­ика не ос­та­ет­ся сво­бод­ных фи­шек, ко­то­ры­ми он мо­жет иг­рать на сво­ей час­ти дос­ки. Те­перь боль­шин­ст­во ком­би­на­ций, с по­мо­щью ко­то­рых он мо­жет сно­ва вве­сти фиш­ку в иг­ру, вы­ну­дят его раз­ру­шить бло­ка­ду. Пра­виль­ным в дан­ной си­­ту­ации яв­ля­ет­ся ход 13/10*/6. Пом­ни­те: вы ли­шае­те се­бя воз­мож­но­сти ис­поль­зо­­вать чис­ло 6, пе­ре­во­дя эту фиш­ку в ваш Дом.

Ко­гда вы при­ни­мае­те ре­ше­ние о по­би­тии сво­бод­ной фиш­ки, вы долж­ны не толь­ко взве­ши­вать ко­ли­че­ст­во по­лез­ных оч­ков, ко­то­рые вы от­ни­мае­те у про­тив­­н­ика, но так­же при­ни­мать во вни­ма­ние ко­ли­че­ст­во вре­ме­ни и чис­ло оч­ков, ко­то­­рые О мо­жет не ис­поль­зо­вать, ос­та­ва­ясь на ба­ре. Кро­ме то­го, вы долж­ны ис­кать та­кие по­зи­ции, при ко­то­рых по­би­тие по­след­ней сво­бод­ной фиш­ки про­тив­ни­ка при­­в­едет к то­му, что вы смо­же­те вы­ну­дить его вве­сти фиш­ку в иг­ру и од­но­вре­мен­но раз­ру­шить по­зи­цию, ос­та­вив вам шот.

По­зи­ция 17 яв­ля­ет­ся бо­лее слож­ным при­ме­ром: здесь вам при­дет­ся ис­кать вы­ход из край­не не­при­ят­ной си­туа­ции. По­сколь­ку у О поч­ти не ос­та­лось вре­ме­ни для хо­дов в его час­ти дос­ки, вы мо­же­те не­мед­лен­но ос­та­вить его в по­кое и сде­лать ход 13/7, рас­счи­ты­вая на то, что он не смо­жет вы­бро­сить чис­ла 5 или 6 в сле­ду­­ющий раз. Но, да­же ес­ли О не вы­бро­сит чис­ла 5 или 6, он ве­ро­ят­но вы­бро­сит 2 и по­бьет вас, вы­ну­ж­дая не­мед­лен­но вы­бро­сить чис­ло 1. На са­мом де­ле су­ще­ст­ву­ет все­го шесть ком­би­на­ций (1-3, 1-4 и 3-4), ко­то­рые ос­тав­ля­ют вас в вы­год­ной по­зи­ции. (Да­же при вы­па­де­нии этих ком­би­на­ций О мо­жет спа­сти свою иг­ру, ес­ли ра­зо­бьет пункт в сво­ем До­ме, что­бы с рис­ком для се­бя по­бить вас.)

Те­перь да­вай­те рас­смот­рим аль­тер­на­тив­ный ход, 8/2*. На пер­вый взгляд этот ход мо­жет по­ка­зать­ся не­вер­ным, по­сколь­ку вы хо­ти­те, что­бы про­тив­ник про­дол­­жал свое дви­же­ние и раз­ру­шил бло­ка­ду. Но за­меть­те, что здесь су­ще­ст­ву­ет шесть ком­би­на­ций (1-3, 1-4 и 1-5), ко­то­рые вы­ну­дят О вве­сти фиш­ку в иг­ру и не по­бить вас в от­вет, что так­же за­ста­вит его раз­ру­шить бло­ка­ду. Дру­ги­ми сло­ва­ми, здесь у вас есть та­кое же ко­ли­че­ст­во шо­тов, ко­то­рое пре­дос­тав­ля­ет вам пря­мое пре­иму­ще­ст­во. Бо­лее то­го (и это са­мое важ­ное), вас впол­не уст­ро­ит си­туа­ция, ко­гда про­тив­ник ос­та­нет­ся на ба­ре. Хо­тя вы хо­ти­те, что­бы он ввел фиш­ку в иг­ру и раз­бил свою бло­ка­ду, у вас нет на­сущ­ной не­об­хо­ди­мо­сти в том, что­бы он сде­лал это не­за­мед­ли­тель­но. У вас все еще есть три фиш­ки вне До­ма, две из ко­то­рых на­хо­­дя­тся в пунк­те 13, сле­до­ва­тель­но, вы мо­же­те ждать в те­че­ние мно­гих бро­сков, по­ка О сно­ва вве­дет свою фиш­ку в иг­ру. На са­мом де­ле вы с боль­шим удо­воль­ст­ви­ем за­крое­те пункт 2 и бу­де­те ждать, по­ка О не вой­дет в иг­ру в пункт 1 и раз­ру­шит свою дос­ку. Вы да­же мо­же­те за­крыть свой бар-пункт, ес­ли О ос­та­нет­ся на ба­ре в те­че­ние не­сколь­ких бро­сков.

По­зи­ция 18 бо­лее про­ста, здесь вы од­но­знач­но хо­ти­те, что­бы О про­дол­жал дви­­ж­ение и раз­ру­шил свою бло­ка­ду. К со­жа­ле­нию, у вас нет дру­го­го вы­хо­да, кро­ме по­би­тия фиш­ки про­тив­ни­ка в пунк­те 2. Вы не долж­ны при­кры­вать свою фиш­ку в пунк­те 2, по­это­му хо­ди­те 8/2*, 8/7. Вы хо­ти­те ос­та­вить фиш­ку в пунк­те 2 не­за­­щ­ище­нной, что­бы за­ста­вить О по­бить вас. По­би­тие и за­держ­ка в До­ме О, где он за­крыл пять пунк­тов, мо­жет за­мед­лить темп ва­шей иг­ры. Этот ход так­же ли­ша­ет вас воз­мож­но­сти ис­поль­зо­вать чис­ло 6 и по­зво­ля­ет О не­мед­лен­но вой­ти в иг­ру, так что он смо­жет раз­ру­шить свою бло­ка­ду.

В по­зи­ции 19 ис­поль­зу­ет­ся тот же прин­цип: вы пы­тае­тесь вы­иг­рать вре­мя, вы­­н­у­ждая О по­бить вас. Пра­виль­ным в дан­ной си­туа­ции яв­ля­ет­ся ход 8/2*, 3/1*, ко­­т­орый ос­тав­ля­ет не­за­щи­щен­ны­ми две фиш­ки.

По­зи­ции бит­вы бло­кад ос­лож­ня­ют­ся тем фак­том, что, ес­ли про­тив­ник не име­ет пол­ной бло­ка­ды, вы мо­же­те вы­иг­рать, про­сто вы­во­дя свои даль­ние фиш­ки. Ино­гда наи­боль­ший шанс на ус­пех да­ет ата­ка и воз­мож­ное за­кры­тие сво­ей доски для про­тив­ни­ка, по­сле че­го вы мо­же­те вы­вес­ти свои фиш­ки да­же из 5-пункто­вой бло­ка­ды.

На­при­мер, в по­зи­ции 20 вре­мя ра­бо­та­ет про­тив X, и ему ве­ро­ят­ней все­го при­­де­тся раз­ру­шить свою бло­ка­ду пер­вым, ес­ли он сде­ла­ет ход 9/5. Пра­виль­ный в дан­ной си­туа­ции ход вы­гля­дит сле­дую­щим об­ра­зом: 24/23*/22*(2). Те­перь, ес­ли X вы­бро­сит чис­ло 6 в по­сле­дую­щих двух бро­сках (а это весь­ма ве­ро­ят­но), он, ско­рее все­го, по­бе­дит, по­сколь­ку пер­вая ос­во­бо­ж­ден­ная фиш­ка даст ему вре­мя по­­д­о­ждать, по­ка на иг­раль­ных кос­тях вы­па­дет вто­рое чис­ло 6. Бо­лее то­го, у X мо­жет поя­вить­ся до­пол­ни­тель­ное вре­мя для то­го что­бы вы­бро­сить чис­ло 6 да­же по­сле то­го, как он ос­во­бо­дит свой бар-пункт, так как прой­дет не­ма­ло вре­ме­ни, пре­ж­де чем О вве­дет в иг­ру обе по­би­тые фиш­ки.

В по­зи­ции 21 X хо­тел бы за­вер­шить за­кры­тие сво­ей дос­ки хо­дом 8/5, 6/5, но, ес­ли он не вы­бро­сит не­мед­лен­но ком­би­на­цию 1-6, ему при­дет­ся раз­ру­шить свою дос­ку в сле­дую­щем бро­ске. Пра­виль­ным в дан­ной си­туа­ции яв­ля­ет­ся ход 24/23, 6/3. Хо­тя вам не уда­ст­ся за­крыть О на ба­ре, что­бы по­лу­чить ре­аль­ные шан­сы на по­бе­ду, вам бу­дет не­об­хо­ди­мо про­дви­нуть­ся к гра­ни­це его бло­ка­ды. Но если перенести одну фишку Х с пункта 1 в пункт 23, ситуация меняется: пе­ред ва­ми встанет слож­ная за­да­ча вы­во­да двух даль­них фи­шек из 5-пунк­то­вой бло­ка­ды О. Пра­виль­ным в дан­ном слу­чае бу­дет ход 8/5, 6/5. Вы уже по­лу­чи­ли од­ну воз­мож­ность для ис­поль­зо­ва­ния чис­ла 6. Ход 24/23 яв­ля­ет­ся важ­ным, но он не на­столь­ко не­об­хо­дим, как в по­зи­ции 21А, по­сколь­ку, ес­ли вам уда­­с­тся вы­вес­ти од­ну даль­нюю фиш­ку, вы смо­же­те сде­лать не­сколь­ко бро­сков, что­бы вы­бро­сить чис­ло 1 и про­дви­нуть­ся к гра­ни­це бло­ка­ды про­тив­ни­ка.

В по­зи­ции 22 ва­ши фиш­ки на­хо­дят­ся по­за­ди мощ­ной бло­ка­ды, но вы са­ми мо­­ж­ете сфор­ми­ро­вать соб­ст­вен­ную бло­ка­ду с по­мо­щью хо­да 13/7, 9/7. Но ес­ли вы изу­­ч­ите ре­зуль­ти­рую­щую по­зи­цию бит­вы бло­кад, то пой­ме­те, что у О есть на­мно­го боль­ше вре­ме­ни, чем у вас, и ваш про­тив­ник мо­жет соз­дать 6-пунк­то­вую бло­ка­ду при вы­­п­ад­ении чис­ла 5. Да­же ес­ли О вы­бро­сит чис­ло 6 и вы­ве­дет од­ну свою фиш­ку или вы­бро­сит чис­ло 2 и за­кро­ет пункт 3, вы ока­же­тесь в не­вы­год­ном по­ло­же­нии. Так как по­доб­ные пер­спек­ти­вы вас со­вер­шен­но не уст­раи­ва­ют, вы мо­же­те рас­смот­реть воз­­мо­жность при­ме­не­ния дру­го­го пла­на иг­ры: ата­куй­те про­тив­ни­ка хо­дом 9/3*/1*! Ко­­не­чно, ес­ли О по­бьет вас в от­вет при вы­па­де­нии чис­ла 1, вы, ве­ро­ят­но, про­иг­рае­те. Но, ес­ли это ему не уда­ст­ся, у вас есть пре­вос­ход­ные шан­сы на про­дол­же­ние ата­ки и за­кры­тие О на ба­ре. Бо­лее то­го, в этом слу­чае блот про­тив­ни­ка в пунк­те 17 ста­но­­ви­тся по­ме­хой для его иг­ры, по­сколь­ку в по­сле­дую­щей бит­ве вы мо­же­те по­бить его до то­го мо­мен­та, как О обезо­па­сит эту фиш­ку. Ес­ли вам уда­ст­ся за­крыть О на ба­ре, у вас поя­вят­ся шан­сы на вы­вод ва­ших даль­них фи­шек из бло­ка­ды про­тив­ни­ка до то­го, как вам при­дет­ся раз­ру­шить свою дос­ку и вы­пус­тить О из ба­ра.

По­зи­ции бит­вы бло­кад, про­ил­лю­ст­ри­ро­ван­ные в дан­ной час­ти гла­вы, – это все­го лишь не­боль­шая часть всех по­зи­ций, ко­то­рые мо­гут воз­ник­нуть в ре­аль­ной иг­ре. При уме­лом со­вме­ще­нии так­ти­ки и рас­пре­де­ле­ния хо­дов по вре­ме­ни, для иг­ро­ка в нар­ды они ста­но­вят­ся наи­бо­лее за­хва­ты­ваю­щи­ми, но вме­сте с тем и наи­бо­лее слож­ны­ми и ко­вар­ны­ми.


ГЛА­ВА 29

ПРО­СТАЯ УДЕР­ЖИ­ВАЮ­ЩАЯ ИГ­РА И УДЕР­ЖИ­ВАЮ­ЩАЯ ИГ­РА

В ДО­МЕ ПРО­ТИВ­НИ­КА

Удер­жи­ваю­щая иг­ра

В удер­жи­ваю­щей иг­ре вы вла­дее­те од­ним или дву­мя пунк­та­ми про­тив­ни­ка (пунк­­т­ами в До­ме про­тив­ни­ка ли­бо его бар-пунк­том). Вы на­дее­тесь по­бить про­тив­ни­­ка, ко­гда он бу­дет вво­дить свои фиш­ки в Дом. Ино­гда ис­поль­зо­ва­ние удер­жи­ва­­ющ­его сти­ля иг­ры мо­жет быть ва­шим един­ст­вен­ным шан­сом на по­бе­ду, ес­ли про­­ти­вник опе­ре­дил вас в гон­ке и смог вы­вес­ти свои даль­ние фиш­ки. Но до­воль­но час­то удер­жи­ваю­щую иг­ру мож­но ис­поль­зо­вать не толь­ко как по­след­нее сред­ст­во, но и в ка­че­ст­ве эф­фек­тив­но­го об­ще­го пла­на иг­ры.

Во мно­гих наи­бо­лее ус­пеш­ных удер­жи­ваю­щих иг­рах вы вла­дее­те дву­мя пунк­­т­ами в До­ме про­тив­ни­ка: од­ним в глу­би­не До­ма и дру­гим, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся в ка­че­ст­ве про­дви­ну­то­го якор­но­го пунк­та. Час­то ни­ми яв­ля­ют­ся пунк­ты 1 и 5 про­­ти­вн­ика. Удер­жи­вая эти два пунк­та, вы су­ще­ст­вен­но ос­лож­няе­те сво­ему про­тив­­н­ику ос­во­бо­ж­де­ние сред­не­го и дру­гих пунк­тов Дво­ра и не по­зво­ляе­те ему безо­­па­сно за­кры­вать до­пол­ни­тель­ные пунк­ты в До­ме. Два удер­жи­вае­мых ва­ми пунк­та кон­тро­ли­ру­ют все ос­таль­ные пунк­ты в час­ти дос­ки, при­над­ле­жа­щей про­тив­ни­­ку: пункт 5 не по­зво­ля­ет ему безо­пас­но ос­тав­лять бло­ты во Дво­ре, а пункт 1 не да­ет про­тив­ни­ку ос­тав­лять бло­ты по­за­ди пунк­та 5. Ес­ли у вас есть силь­ная удер­жи­ва­­ющая по­зи­ция, вы про­сто ожи­дае­те шо­та и за­кры­вае­те пунк­ты в сво­ем До­ме, что­бы обес­пе­чить се­бе вы­иг­рыш­ное по­ло­же­ние, ко­гда вы по­бье­те про­тив­ни­ка.

По­зи­ция 1 яв­ля­ет­ся от­лич­ным при­ме­ром удер­жи­ваю­щей иг­ры в пунк­тах 1 и 5. Не­смот­ря на то что О за­крыл два но­вых вы­год­ных пунк­та, пункт 21 и пункт 15, ему все еще слож­но обес­пе­чить безо­пас­ность сво­их фи­шек при их вво­де в Дом. Са­мый важ­ный для X фак­тор в дан­ной си­туа­ции ­– это вре­мя, ос­тав­шее­ся до кон­ца иг­ры. X хо­чет убе­дить­ся, что смо­жет удер­жать клю­че­вые пунк­ты, ко­то­ры­ми он вла­де­ет сей­час, по­ка бу­дет ожи­дать воз­мож­но­стей для шо­та. В дан­ный мо­мент X име­ет толь­ко две сво­бод­ные фиш­ки, ко­то­ры­ми он мо­жет иг­рать со­вер­шен­но сво­бод­но – это фиш­ки в пунк­те 20 и в сред­нем пунк­те. Пра­виль­ным в дан­ной по­зи­ции 5удет ход 20/16, ко­то­рый ос­тав­ля­ет шот для про­тив­ни­ка. X на­де­ет­ся на то, что его по­бьют и он смо­жет по­лу­чить до­пол­ни­тель­ное вре­мя для иг­ры. Хо­тя при удер­жи­ваю­щей иг­ре у вас долж­но быть мно­го даль­них фи­шек, не­ко­то­рые прин­ци­пы мо­гут при­ме­нять­ся и то­гда, ко­гда у вас их го­раз­до мень­ше, чем это обыч­но не­об­хо­ди­мо для удер­жи­ваю­щей иг­ры.

В по­зи­ции 2 X мо­жет соз­дать по­зи­цию удер­жи­ва­ния в пунк­тах 1 и 5 про­тив­ни­­ка с по­мо­щью все­го двух фи­шек, сде­лав ход 24/20, 13/5, 13/9.

Весь­ма рас­про­стра­нен­ная си­туа­ция в удер­жи­ваю­щей иг­ре – это на­ли­чие трех фи­шек в До­ме О: две фиш­ки удер­жи­ва­ют про­дви­ну­тый якор­ный пункт, а тре­тья фиш­ка на­хо­дит­ся как мож­но глуб­же в До­ме, что­бы не по­зво­лить О безо­пас­но вво­дить фиш­ки в Дом. По­зи­ция 3 яв­ля­ет­ся яр­ким при­ме­ром та­кой си­туа­ции.

Пра­виль­ным в дан­ной по­зи­ции яв­ля­ет­ся ход 13/9, 8/5, ко­то­рый по­зво­ля­ет мак­­с­имал­ьно бы­ст­ро за­крыть пунк­ты в ва­шем До­ме. С ва­шей сто­ро­ны бы­ло бы не­­ве­рно сде­лать ход 24/21, так как это бы по­зво­ли­ло О иг­рать не­удоб­ные для не­го чис­ла по­за­ди ва­ших фи­шек.

Удер­жи­ва­ние од­ной фиш­ки в глу­би­не До­ма про­тив­ни­ка, ко­то­рая вы­ну­ж­да­ет О ос­та­вить шот, – это клю­че­вой эле­мент стра­те­гии удер­жи­ваю­щей иг­ры. По­доб­ную си­туа­цию в сре­ди­не иг­ры не­об­хо­ди­мо бы­ло бы ра­зыг­ры­вать со­вер­шен­но по-дру­­г­ому, ес­ли бы фиш­ки О все еще на­хо­ди­лись в ло­вуш­ке в ва­шем До­ме. В та­ком слу­чае вы бы мог­ли пе­ре­вес­ти стоя­щую от­дель­но даль­нюю фиш­ку в свой якор­ный пункт, что­бы вы име­ли сво­бод­ную фиш­ку для пе­ре­ме­ще­ний ли­бо для по­би­тия О во внеш­нем по­ле.

Имен­но по этим при­чи­нам в по­зи­ции 4 вы пе­ре­во­ди­те до­пол­ни­тель­ную фиш­ку в якор­ный пункт хо­дом 22/20. В дан­ной по­зи­ции ход 24/22 яв­ля­ет­ся ошиб­кой, по­сколь­ку по­зво­лит О иг­рать по­за­ди ва­ших фи­шек в его пунк­тах 1 и 2. Вы не мо­же­те иг­рать удер­жи­ваю­щую иг­ру в пунк­тах 3 и 5 про­тив­ни­ка и ожи­дать, что су­мее­те удер­жать оба этих пунк­та в дан­ной по­зи­ции, по­то­му что у вас нет дос­та­­то­чн­ого ко­ли­че­ст­ва вре­ме­ни, по­зво­ляю­ще­го вам ожи­дать воз­мож­но­сти уда­ра до то­го, как вам при­дет­ся по­ки­нуть ка­кой-ли­бо из сво­их пунк­тов.

Да­вай­те рас­смот­рим по­зи­цию 5 с точ­ки зре­ния иг­ро­ка О. Мы ви­дим, что фиш­ка в пунк­те 24 не по­зво­ля­ет О безо­пас­но пе­ре­ме­щать­ся в его До­ме. Сле­до­ва­тель­но, пра­виль­ным хо­дом для О бу­дет ход 19/24*, 18/24, ко­то­рый по­зво­лит ему за­крыть пункт 24 и вы­ну­дить вас про­дви­нуть­ся даль­ше.

Этот тип по­зи­ции яв­ля­ет­ся ис­клю­че­ни­ем из об­ще­го пра­ви­ла сре­ди­ны иг­ры, ко­­т­орое гла­сит: не за­кры­вай­те свой пункт 1, осо­бен­но в том слу­чае, ес­ли вы не за­к­р­ыли ка­ких-ли­бо дру­гих пунк­тов в До­ме или про­тив­ник уже име­ет якор­ный пункт в ва­шем До­ме.

По­сле это­го X вы­бра­сы­ва­ет ком­би­на­цию 5-2. Для вас край­не важ­но вве­сти фиш­ку в иг­ру в пункт 23, по­это­му вы хо­ди­те бар/23, 13/8.

В по­зи­ции 6 О не мо­жет иг­рать безо­пас­но, по­это­му в дан­ном слу­чае пра­виль­­ным для не­го бу­дет ход 17/24*, с по­мо­щью ко­то­ро­го он стре­мит­ся за­ста­вить вас вой­ти в иг­ру как мож­но даль­ше от на­ча­ла его До­ма. Но во мно­гих удер­жи­ваю­­щих по­зи­ци­ях у вас есть толь­ко один клю­че­вой удер­жи­ваю­щий пункт.

На­при­мер, в по­зи­ции 7 вы удер­жи­вае­те бар-пункт О. Вы хо­ти­те по­ме­шать О ос­­в­об­одить его сред­ний пункт и пе­ре­вес­ти фиш­ки в Дом. В дан­ном слу­чае пра­виль­ным бу­дет ход 13/7, 13/9, с по­мо­щью ко­то­ро­го вы по­ки­дае­те свой сред­ний пункт.

Удер­жи­ва­ние сред­не­го пунк­та в дан­ной по­зи­ции яв­ля­ет­ся ошиб­кой по двум при­­ч­инам: во-пер­вых, вы не хо­ти­те ос­ла­бить свою по­зи­цию в ва­шем До­ме, осо­бен­­но по­то­му, что вам в лю­бом слу­чае при­дет­ся ос­во­бо­дить сред­ний пункт в сле­ду­­ющем бро­ске; во-вто­рых, ваш сред­ний пункт прак­ти­че­ски не име­ет ни­ка­кой удер­­ж­ива­ющей си­лы. Един­ст­вен­ная ком­би­на­ция, ко­то­рую мо­жет за­бло­ки­ро­вать ваш сред­ний пункт, – это 1-1.

В по­зи­ции 8 вы удер­жи­вае­те пункт 20. И сно­ва вы стре­ми­тесь не дать О безо­­па­сно ос­во­бо­дить его сред­ний пункт. Но сей­час вам жиз­нен­но не­об­хо­ди­мо удер­жать ваш сред­ний пункт. В этой по­зи­ции, в от­ли­чие от по­зи­ции 7, один пункт 20 не по­ме­ша­ет О безо­пас­но вве­сти фиш­ки в свой Дом.

Хо­тя вам и ка­жет­ся, что сред­ний пункт не бло­ки­ру­ет прак­ти­че­ски ни­че­го, да­­ва­йте срав­ним, что про­изой­дет при удер­жи­ва­нии это­го пунк­та и без не­го. Ес­ли вы сде­лае­те оши­боч­ный ход 13/7, 13/11, О вы­ве­дет од­ну фиш­ку из его сред­не­го пун­кта. Те­перь, ес­ли вам не уда­ст­ся по­бить не­пря­мой шот с рас­стоя­ния в во­семь пунк­тов (ве­ро­ят­ность 5 /36), он безо­пас­но пе­ре­мес­тит и дру­гие свои фиш­ки в сле­­ду­ющем бро­ске. Дру­ги­ми сло­ва­ми, сда­ча ва­ше­го сред­не­го пунк­та по­зво­ля­ет про­­ти­вн­ику ос­во­бо­дить свой сред­ний пункт, пе­ре­ме­щая по од­ной фиш­ке за один бро­сок.

Пра­виль­ным в дан­ной си­туа­ции яв­ля­ет­ся ход 7/1, 3/1, ко­то­рый по­зво­ля­ет вам удер­жи­вать мак­си­маль­но дол­го ваш сред­ний пункт. По­ка вы удер­жи­вае­те сред­ний пункт и пункт 20, толь­ко вы­па­де­ние ком­би­на­ции 6-5 или дуб­ля по­зво­ля­ют О ос­во­бо­дить свой сред­ний пункт.

По­зи­ция 8 мо­жет раз­вить­ся в по­зи­цию 9. Здесь вам мо­жет по­ка­зать­ся, что дру­­г­ого вы­бо­ра, кро­ме ос­во­бо­ж­де­ния сред­не­го пунк­та, про­сто не су­ще­ст­ву­ет. Но пра­­вил­ьным хо­дом бу­дет пе­ре­ме­ще­ние толь­ко од­ной фиш­ки из сред­не­го пунк­та 13/5! Пол­ная сда­ча сред­не­го пунк­та по­зво­лит О лег­ко пе­ре­вес­ти фиш­ки в Дом в гон­ке, где он опе­ре­жа­ет вас. Ко­неч­но, в ос­тав­ле­нии пря­мо­го шо­та кро­ет­ся оп­ре­де­лен­ная опас­ность, но это ваш оп­ти­маль­ный шанс на по­бе­ду. Да­же ес­ли О по­бьет вас с по­мо­щью чис­ла 1, вы, ве­ро­ят­но, по­лу­чи­те воз­мож­ность для пря­мо­го воз­врат­но­го шо­та, ко­то­рый бьет блот О в пунк­те 23. Ес­ли О не вы­бро­сит чис­ло 1, вы бу­де­те удер­жи­вать его в сред­нем пунк­те или мо­же­те вы­ну­дить его не­мед­лен­но ос­та­вить вам пря­мой шот, ес­ли он вы­бро­сит 6 (кро­ме дуб­ля 6–6) или 5-4. Ес­ли бы в по­зи­ции 9 вы удер­жи­ва­ли пункт 18 вме­сто пунк­та 20, сред­ний пункт не имел бы для вас боль­шо­го зна­че­ния. Вы про­сто сыг­ра­ли бы 13/8, 13/10.


Удер­жи­ваю­щая иг­ра в До­ме про­тив­ни­ка

Цель удер­жи­ваю­щей иг­ры в До­ме про­тив­ни­ка

Воз­мож­но, удер­жи­ваю­щая иг­ра в До­ме про­тив­ни­ка яв­ля­ет­ся наи­бо­лее за­хва­ты­ва­­ющей ча­стью иг­ры в нар­ды. И та­кая иг­ра од­но­знач­но яв­ля­ет­ся са­мой слож­ной. Ес­ли вы иг­рае­те пра­виль­но, то мо­же­те по­лу­чить шан­сы на по­бе­ду в та­кой си­туа­ции, ко­­т­орая при лю­бой дру­гой стра­те­гии бы­ла бы без­на­деж­ной. Вна­ча­ле да­вай­те рас­­смо­трим об­щую стра­те­гию удер­жи­ваю­щей иг­ры в До­ме про­тив­ни­ка.

Фун­да­мен­таль­ное ус­ло­вия для удер­жи­ваю­щей иг­ры в До­ме про­тив­ни­ка – это за­хват по мень­шей ме­ре двух пунк­тов в До­ме ва­ше­го про­тив­ни­ка. (В ред­ких и обыч­но удач­ных слу­ча­ях вы мо­же­те за­хва­тить бо­лее двух пунк­тов.) Как пра­ви­ло, вам не­об­хо­ди­мо удер­жи­вать два пунк­та, ко­то­рые на­хо­дят­ся глу­бо­ко в До­ме про­­ти­вн­ика и ря­дом друг с дру­гом. В кон­це дан­ной гла­вы, где срав­ни­ва­ют­ся обыч­ная удер­жи­ваю­щая иг­ра и удер­жи­ваю­щая иг­ра в До­ме про­тив­ни­ка, мы по­ка­жем вам, ка­кие пунк­ты яв­ля­ют­ся оп­ти­маль­ны­ми и что от­ли­ча­ет эти два ви­да иг­ры.

Вто­рая часть ос­нов­но­го пла­на иг­ры со­сто­ит в том, что­бы по­зво­лить О про­вес­­ти свои фиш­ки по дос­ке и на­чать про­цесс вво­да фи­шек в его Дом. По ме­ре то­го как О бу­дет вво­дить фиш­ки в свой Дом, ему при­дет­ся от­ка­зать­ся от лю­бой бло­­к­ады. Он бу­дет вы­ну­ж­ден ос­та­вить клю­че­вые пунк­ты в сво­ем До­ме и все фиш­ки в ос­тав­ших­ся пунк­тах, что соз­даст ему оп­ре­де­лен­ные не­удоб­ст­ва. По­сле то­го как про­тив­ник ос­ла­бит свою по­зи­цию, вы мо­же­те при­сту­пить к осу­ще­ст­в­ле­нию треть­ей ста­дии иг­ры.

В треть­ей ста­дии вы ожи­дае­те, что про­тив­ник бу­дет вы­ну­ж­ден не­од­но­крат­но ос­тав­лять шо­ты, по­ка вы не по­бье­те его. Мы уже го­во­ри­ли, что безо­пас­но снять фиш­ки с дос­ки в си­туа­ции, ко­гда про­тив­ник удер­жи­ва­ет один пункт в ва­шем До­ме, до­воль­но слож­но, безо­пас­ное сня­тие фи­шек с дос­ки при за­хва­чен­ных про­тив­ни­­ком двух пунк­тах в До­ме прак­ти­че­ски не­воз­можно. По­сколь­ку ка­ж­дый ос­тав­ляе­­мый слот ве­ро­ят­нее все­го ока­жет­ся под уг­ро­зой двой­но­го шо­та, вы мо­же­те быть прак­ти­че­ски уве­ре­ны в том, что прой­де­те тре­тью ста­дию иг­ры ус­пеш­но.

Чет­вер­тая ста­дия иг­ры пред­по­ла­га­ет удер­жи­ва­ние по­би­той фиш­ки про­тив­ни­ка (и, ве­ро­ят­но, по­би­тие еще од­ной фиш­ки), что обес­пе­чит вам по­бе­ду в иг­ре. По­­скол­ьку ваш про­тив­ник уже раз­ру­шил свою бло­ка­ду, вы­вел фиш­ки из ак­тив­ной иг­ры и да­же ос­та­вил не­ко­то­рые пунк­ты в сво­ем До­ме еще на вто­рой ста­дии иг­ры, он не смо­жет дать вам на­стоя­щий от­пор.

Вам край­не не­об­хо­ди­мо не вы­во­дить свои фиш­ки из ак­тив­ной иг­ры, по­ка вы ожи­дае­те воз­мож­но­сти для по­би­тия фи­шек про­тив­ни­ка. Вы долж­ны лю­бой це­ной из­бе­гать их ска­п­ли­ва­ния в од­ном или двух пунк­тах, по­сколь­ку вам по­на­до­бят­ся все ва­ши фиш­ки, что­бы по­сле по­би­тия по­бе­дить в иг­ре. Пом­ни­те: ключ к ус­пеш­­н­ому осу­ще­ст­в­ле­нию удер­жи­ваю­щей иг­ры в До­ме про­тив­ни­ка – это обес­пе­че­ние дос­та­точ­но­го ко­ли­че­ст­ва вре­ме­ни для иг­ры ва­ши­ми ос­тав­ши­ми­ся фиш­ка­ми (при этом вы не долж­ны убить ни од­ну из сво­их фи­шек), по­ка вы ожи­дае­те шо­тов. Все ва­ши ма­нев­ры и стра­те­гия ос­но­ва­ны имен­но на этом клю­че­вом фак­то­ре, т.е. на рас­пре­де­ле­нии ва­ших хо­дов по вре­ме­ни, ос­тав­ше­му­ся до кон­ца иг­ры. А рас­чет вре­ме­ни, ос­тав­ше­го­ся до кон­ца иг­ры, мо­жет быть край­не слож­ным де­лом. К со­­ж­ал­ению, к это­му фак­то­ру нель­зя при­ме­нить глу­бин­ный ана­лиз в пол­ном объ­е­­ме. Те­перь же мы рас­смот­рим все ста­дии, че­рез ко­то­рые про­хо­дит ти­пич­ная удер­­ж­ива­ющая иг­ра в До­ме про­тив­ни­ка.

Ил­лю­ст­ра­тив­ная иг­ра

В по­зи­ции 10 X су­ще­ст­вен­но от­ста­ет от сво­его про­тив­ни­ка в гон­ке и на­чи­на­ет рас­­сма­тр­ивать воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния удер­жи­ваю­щей иг­ры в До­ме про­тив­ни­ка. Но он еще не под­го­то­вил­ся к ис­поль­зо­ва­нию дан­ной стра­те­гии, у не­го нет двух за­кры­­тых пунк­тов в До­ме О, без ко­то­ро­го удер­жи­ваю­щая иг­ра в До­ме про­тив­ни­ка не­воз­­мо­жна. Пра­виль­ным в дан­ной си­туа­ции бу­дет ход 13/7, 6/4*, ко­то­рым X ата­ку­ет про­­ти­вн­ика и пред­при­ни­ма­ет по­след­нюю по­пыт­ку по­бе­дить в иг­ре, про­ры­ва­ясь впе­ред.

Ата­ка про­ва­ли­ва­ет­ся, О по­бил X и вы­вел од­ну из сво­их даль­них фи­шек. X за­крыл два пунк­та в До­ме О и го­тов к пол­но­цен­ной удер­жи­ваю­щей иг­ре в До­ме про­­ти­вн­ика. В са­мом де­ле, в дан­ной по­зи­ции пы­тать­ся вы­иг­рать ка­ким-ли­бо иным спо­­с­обом бы­ло бы ошиб­кой.

В по­зи­ции 11 пра­виль­ным яв­ля­ет­ся ход 8/3*, 6/4. X боль­ше не на­де­ет­ся на ус­­пе­шную ата­ку или удер­жи­ва­ние О в сво­ем До­ме, на са­мом де­ле X стре­мит­ся к то­му, что­бы его по­би­ли. Ес­ли его по­бьют, X смо­жет вве­сти фиш­ку в Дом О, а за­тем про­­ве­сти ее че­рез всю дос­ку. Та­ким об­ра­зом X по­лу­чит до­пол­ни­тель­ное вре­мя. По­­ст­оя­нно ре­цир­ку­ли­руя свои фиш­ки по дос­ке, X соз­да­ет се­бе дос­та­точ­ное вре­мя для осу­ще­ст­в­ле­ния не­об­хо­ди­мых хо­дов и из­бе­га­ет сда­чи од­но­го из клю­че­вых пунк­тов или не­об­хо­ди­мо­сти убить свои фиш­ки. Так как X стре­мит­ся к то­му, что­бы его фиш­ку по­би­ли, и она же по­па­ла в Дом про­тив­ни­ка, весь стра­те­ги­че­ский план иг­ры на­­з­ыв­ае­тся «от­сту­п­ле­ни­ем ра­ди по­бе­ды».

На этой ста­дии иг­ры О не­бла­го­ра­зум­но уд­ваи­ва­ет став­ку, а X при­ни­ма­ет его пред­ло­же­ние. Пе­ред тем как вый­ти из До­ма X, О вы­ну­ж­ден по­бить X два­ж­ды. Че­рез не­сколь­ко хо­дов иг­ра пе­ре­хо­дит в по­зи­цию 12.

В пре­ды­ду­щем бро­ске X ос­тал­ся на ба­ре. В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев та­кое по­ло­­ж­ение край­не не­удач­но, но ко­гда вы при­ме­няе­те удер­жи­ваю­щую иг­ру в До­ме про­­ти­вн­ика, ожи­да­ние на ба­ре, на­обо­рот, бла­го­при­ят­но ска­зы­ва­ет­ся на ва­шей иг­ре, по­сколь­ку вы вы­иг­ры­вае­те се­бе вре­мя, ес­ли не де­лае­те ни­ка­ких хо­дов. Пра­виль­­ным в по­зи­ции 12 яв­ля­ет­ся ход бар/24, 13/8. Вы на­ме­рен­но ос­тав­ляе­те до­пол­ни­­тел­ьный блот как при­ман­ку для О. О по воз­мож­но­сти дол­жен из­бе­жать по­би­тия ва­шей фиш­ки. Он на­де­ет­ся на то, что смо­жет вы­бро­сить не­боль­шие чис­ла, а это по­зво­лит ему мед­лен­но вве­сти фиш­ки в свой Дом. Ключ к по­бе­де в удер­жи­ваю­­щей иг­ре в До­ме про­тив­ни­ка – это раз­ру­ше­ние пла­нов про­тив­ни­ка, ка­саю­щих­ся рас­­пр­ед­ел­ения его хо­дов по вре­ме­ни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: