Позиция 12 является еще одним простым примером ситуации, где способность заглянуть немного вперед делает очевидным правильный ход. В данном случае, если X останется в пункте 21 и сделает ход 8/2, 8/7, О сможет практически немедленно зажать его. Более того, каждый бросок, в процессе которого X остается на месте, делает его позицию более опасной, поскольку О будет продолжать закрывать свою доску. У О есть достаточное количество свободных фишек в пунктах 18, 19 и 20, чтобы иметь возможность усилить свою позицию и ожидать, пока X не сделает опрометчивый ход. Поэтому X должен играть 21/15 и 7/6. Теперь, если О пойдет в атаку при наличии всего двух закрытых пунктов и блота в Доме, ситуация будет менее опасна для X, чем в том случае, если бы О атаковал при более сильной позиции в своем Доме. Понимание следующей части данной главы полностью зависит от того, смогли ли вы ухватить суть концепции расчета времени, а также от вашей способности рассматривать позицию не как изолированный объект, а как часть единой цепи событий.
|
|
Битва блокад
В нардах одной из ваших основных целей является формирование блокады перед фишками противника, причем более предпочтительна полная 6-пунктовая блокада. И естественно, вы сами должны избегать попадания в блокаду вашего противника. Если вы оказываетесь в ловушке позади блокады (даже полной блокады), игра еще не обязательно проиграна, но единственный путь к победе в такой позиции – заставить противника разрушить свою блокаду. Атака и закрытие доски явно не помогут вам достичь вашей цели, вместо этого вы должны сами попытаться сформировать блокаду перед дальними фишками соперника в надежде вынудить его разрушить позицию первым. Эта часть главы посвящена тем позициям, в которых обе стороны имеют блокады, т.е. битве блокад.
Когда создается ситуация битвы блокад, на окончательный результат игры могут повлиять несколько факторов, например, количество захваченных в ловушку фишек и длина блокад, но решающим всегда остается один фактор: тайминг, т.е. время, остающееся до конца игры.
В позиции 13 О имеет полную блокаду, но тем не менее фаворитом в игре является X. Причина этого проста: если ни одна из сторон не сможет вывести дальние фишки, что вполне вероятно, то кому-то придется разрушить собственную блокаду. Поскольку при подсчете шагов становится ясно, что X имеет на четырнадцать шагов больше, чем О, у него больше времени для удерживания блокады. Если О разрушит свою блокаду первым, X сможет вывести свои дальние фишки, не разрушая позицию до ввода фишек в Дом.
|
|
В некоторых случаях бывает неясно, кому из игроков придется разрушить блокаду первым. Тогда, чтобы время играло вам на руку, вы должны выбрасывать небольшие числа. Но осмотрительная манера игры может позволить вам сохранить блокаду в течение ключевого дополнительного хода.
В позиции 14 вам жизненно необходимо сделать ход 9/7, 10/6. После этого хода вы оказываетесь в позиции, где вы не можете легально сыграть число 6. Другими словами, если вы выбросите число б, вам не нужно будет его использовать вообще. Следовательно, вы замедляете ход своей игры.
Хотя в некоторых элементарных удерживающих позициях вы стремитесь сохранить число, чтобы избежать ослабления пункта (вывода одной фишки из этого пункта) и оставления незащищенной фишки, вы также должны помнить, что существуют позиции, где вы можете замедлить темп своей игры, лишив себя возможности использовать определенное число.
Чтобы вынудить противника первым разрушить блокаду, вы должны продвигаться вперед как можно медленнее, надеясь на то, что противник будет двигаться слишком быстро. Следовательно, вы должны делать крайне осмотрительные ходы, чтобы не замедлить противника.
Например, в позиции 15 правильным является не побитие, а ход 10/9. О, вероятнее всего, придется ослабить свой бар-пункт в следующем броске, что потенциально освобождает ваши дальние фишки. Пока противник остается в своем бар-пункте, вы не можете разрушить свою блокаду первым, поскольку такое действие повлечет за собой огромный риск. Побив противника, вы можете задержать его на несколько бросков.
Но в других случаях побитие О может ускорить темп его игры! Например, в позиции 16, основным источником дополнительного времени О является его фишка в пункте 10. Побив эту фишку, вы оставляете его позицию оголенной, у противника не остается свободных фишек, которыми он может играть на своей части доски. Теперь большинство комбинаций, с помощью которых он может снова ввести фишку в игру, вынудят его разрушить блокаду. Правильным в данной ситуации является ход 13/10*/6. Помните: вы лишаете себя возможности использовать число 6, переводя эту фишку в ваш Дом.
Когда вы принимаете решение о побитии свободной фишки, вы должны не только взвешивать количество полезных очков, которые вы отнимаете у противника, но также принимать во внимание количество времени и число очков, которые О может не использовать, оставаясь на баре. Кроме того, вы должны искать такие позиции, при которых побитие последней свободной фишки противника приведет к тому, что вы сможете вынудить его ввести фишку в игру и одновременно разрушить позицию, оставив вам шот.
Позиция 17 является более сложным примером: здесь вам придется искать выход из крайне неприятной ситуации. Поскольку у О почти не осталось времени для ходов в его части доски, вы можете немедленно оставить его в покое и сделать ход 13/7, рассчитывая на то, что он не сможет выбросить числа 5 или 6 в следующий раз. Но, даже если О не выбросит числа 5 или 6, он вероятно выбросит 2 и побьет вас, вынуждая немедленно выбросить число 1. На самом деле существует всего шесть комбинаций (1-3, 1-4 и 3-4), которые оставляют вас в выгодной позиции. (Даже при выпадении этих комбинаций О может спасти свою игру, если разобьет пункт в своем Доме, чтобы с риском для себя побить вас.)
|
|
Теперь давайте рассмотрим альтернативный ход, 8/2*. На первый взгляд этот ход может показаться неверным, поскольку вы хотите, чтобы противник продолжал свое движение и разрушил блокаду. Но заметьте, что здесь существует шесть комбинаций (1-3, 1-4 и 1-5), которые вынудят О ввести фишку в игру и не побить вас в ответ, что также заставит его разрушить блокаду. Другими словами, здесь у вас есть такое же количество шотов, которое предоставляет вам прямое преимущество. Более того (и это самое важное), вас вполне устроит ситуация, когда противник останется на баре. Хотя вы хотите, чтобы он ввел фишку в игру и разбил свою блокаду, у вас нет насущной необходимости в том, чтобы он сделал это незамедлительно. У вас все еще есть три фишки вне Дома, две из которых находятся в пункте 13, следовательно, вы можете ждать в течение многих бросков, пока О снова введет свою фишку в игру. На самом деле вы с большим удовольствием закроете пункт 2 и будете ждать, пока О не войдет в игру в пункт 1 и разрушит свою доску. Вы даже можете закрыть свой бар-пункт, если О останется на баре в течение нескольких бросков.
Позиция 18 более проста, здесь вы однозначно хотите, чтобы О продолжал движение и разрушил свою блокаду. К сожалению, у вас нет другого выхода, кроме побития фишки противника в пункте 2. Вы не должны прикрывать свою фишку в пункте 2, поэтому ходите 8/2*, 8/7. Вы хотите оставить фишку в пункте 2 незащищенной, чтобы заставить О побить вас. Побитие и задержка в Доме О, где он закрыл пять пунктов, может замедлить темп вашей игры. Этот ход также лишает вас возможности использовать число 6 и позволяет О немедленно войти в игру, так что он сможет разрушить свою блокаду.
|
|
В позиции 19 используется тот же принцип: вы пытаетесь выиграть время, вынуждая О побить вас. Правильным в данной ситуации является ход 8/2*, 3/1*, который оставляет незащищенными две фишки.
Позиции битвы блокад осложняются тем фактом, что, если противник не имеет полной блокады, вы можете выиграть, просто выводя свои дальние фишки. Иногда наибольший шанс на успех дает атака и возможное закрытие своей доски для противника, после чего вы можете вывести свои фишки даже из 5-пунктовой блокады.
Например, в позиции 20 время работает против X, и ему вероятней всего придется разрушить свою блокаду первым, если он сделает ход 9/5. Правильный в данной ситуации ход выглядит следующим образом: 24/23*/22*(2). Теперь, если X выбросит число 6 в последующих двух бросках (а это весьма вероятно), он, скорее всего, победит, поскольку первая освобожденная фишка даст ему время подождать, пока на игральных костях выпадет второе число 6. Более того, у X может появиться дополнительное время для того чтобы выбросить число 6 даже после того, как он освободит свой бар-пункт, так как пройдет немало времени, прежде чем О введет в игру обе побитые фишки.
В позиции 21 X хотел бы завершить закрытие своей доски ходом 8/5, 6/5, но, если он не выбросит немедленно комбинацию 1-6, ему придется разрушить свою доску в следующем броске. Правильным в данной ситуации является ход 24/23, 6/3. Хотя вам не удастся закрыть О на баре, чтобы получить реальные шансы на победу, вам будет необходимо продвинуться к границе его блокады. Но если перенести одну фишку Х с пункта 1 в пункт 23, ситуация меняется: перед вами встанет сложная задача вывода двух дальних фишек из 5-пунктовой блокады О. Правильным в данном случае будет ход 8/5, 6/5. Вы уже получили одну возможность для использования числа 6. Ход 24/23 является важным, но он не настолько необходим, как в позиции 21А, поскольку, если вам удастся вывести одну дальнюю фишку, вы сможете сделать несколько бросков, чтобы выбросить число 1 и продвинуться к границе блокады противника.
В позиции 22 ваши фишки находятся позади мощной блокады, но вы сами можете сформировать собственную блокаду с помощью хода 13/7, 9/7. Но если вы изучите результирующую позицию битвы блокад, то поймете, что у О есть намного больше времени, чем у вас, и ваш противник может создать 6-пунктовую блокаду при выпадении числа 5. Даже если О выбросит число 6 и выведет одну свою фишку или выбросит число 2 и закроет пункт 3, вы окажетесь в невыгодном положении. Так как подобные перспективы вас совершенно не устраивают, вы можете рассмотреть возможность применения другого плана игры: атакуйте противника ходом 9/3*/1*! Конечно, если О побьет вас в ответ при выпадении числа 1, вы, вероятно, проиграете. Но, если это ему не удастся, у вас есть превосходные шансы на продолжение атаки и закрытие О на баре. Более того, в этом случае блот противника в пункте 17 становится помехой для его игры, поскольку в последующей битве вы можете побить его до того момента, как О обезопасит эту фишку. Если вам удастся закрыть О на баре, у вас появятся шансы на вывод ваших дальних фишек из блокады противника до того, как вам придется разрушить свою доску и выпустить О из бара.
Позиции битвы блокад, проиллюстрированные в данной части главы, – это всего лишь небольшая часть всех позиций, которые могут возникнуть в реальной игре. При умелом совмещении тактики и распределения ходов по времени, для игрока в нарды они становятся наиболее захватывающими, но вместе с тем и наиболее сложными и коварными.
ГЛАВА 29
ПРОСТАЯ УДЕРЖИВАЮЩАЯ ИГРА И УДЕРЖИВАЮЩАЯ ИГРА
В ДОМЕ ПРОТИВНИКА
Удерживающая игра
В удерживающей игре вы владеете одним или двумя пунктами противника (пунктами в Доме противника либо его бар-пунктом). Вы надеетесь побить противника, когда он будет вводить свои фишки в Дом. Иногда использование удерживающего стиля игры может быть вашим единственным шансом на победу, если противник опередил вас в гонке и смог вывести свои дальние фишки. Но довольно часто удерживающую игру можно использовать не только как последнее средство, но и в качестве эффективного общего плана игры.
Во многих наиболее успешных удерживающих играх вы владеете двумя пунктами в Доме противника: одним в глубине Дома и другим, который используется в качестве продвинутого якорного пункта. Часто ними являются пункты 1 и 5 противника. Удерживая эти два пункта, вы существенно осложняете своему противнику освобождение среднего и других пунктов Двора и не позволяете ему безопасно закрывать дополнительные пункты в Доме. Два удерживаемых вами пункта контролируют все остальные пункты в части доски, принадлежащей противнику: пункт 5 не позволяет ему безопасно оставлять блоты во Дворе, а пункт 1 не дает противнику оставлять блоты позади пункта 5. Если у вас есть сильная удерживающая позиция, вы просто ожидаете шота и закрываете пункты в своем Доме, чтобы обеспечить себе выигрышное положение, когда вы побьете противника.
Позиция 1 является отличным примером удерживающей игры в пунктах 1 и 5. Несмотря на то что О закрыл два новых выгодных пункта, пункт 21 и пункт 15, ему все еще сложно обеспечить безопасность своих фишек при их вводе в Дом. Самый важный для X фактор в данной ситуации – это время, оставшееся до конца игры. X хочет убедиться, что сможет удержать ключевые пункты, которыми он владеет сейчас, пока будет ожидать возможностей для шота. В данный момент X имеет только две свободные фишки, которыми он может играть совершенно свободно – это фишки в пункте 20 и в среднем пункте. Правильным в данной позиции 5удет ход 20/16, который оставляет шот для противника. X надеется на то, что его побьют и он сможет получить дополнительное время для игры. Хотя при удерживающей игре у вас должно быть много дальних фишек, некоторые принципы могут применяться и тогда, когда у вас их гораздо меньше, чем это обычно необходимо для удерживающей игры.
В позиции 2 X может создать позицию удерживания в пунктах 1 и 5 противника с помощью всего двух фишек, сделав ход 24/20, 13/5, 13/9.
Весьма распространенная ситуация в удерживающей игре – это наличие трех фишек в Доме О: две фишки удерживают продвинутый якорный пункт, а третья фишка находится как можно глубже в Доме, чтобы не позволить О безопасно вводить фишки в Дом. Позиция 3 является ярким примером такой ситуации.
Правильным в данной позиции является ход 13/9, 8/5, который позволяет максимально быстро закрыть пункты в вашем Доме. С вашей стороны было бы неверно сделать ход 24/21, так как это бы позволило О играть неудобные для него числа позади ваших фишек.
Удерживание одной фишки в глубине Дома противника, которая вынуждает О оставить шот, – это ключевой элемент стратегии удерживающей игры. Подобную ситуацию в средине игры необходимо было бы разыгрывать совершенно по-другому, если бы фишки О все еще находились в ловушке в вашем Доме. В таком случае вы бы могли перевести стоящую отдельно дальнюю фишку в свой якорный пункт, чтобы вы имели свободную фишку для перемещений либо для побития О во внешнем поле.
Именно по этим причинам в позиции 4 вы переводите дополнительную фишку в якорный пункт ходом 22/20. В данной позиции ход 24/22 является ошибкой, поскольку позволит О играть позади ваших фишек в его пунктах 1 и 2. Вы не можете играть удерживающую игру в пунктах 3 и 5 противника и ожидать, что сумеете удержать оба этих пункта в данной позиции, потому что у вас нет достаточного количества времени, позволяющего вам ожидать возможности удара до того, как вам придется покинуть какой-либо из своих пунктов.
Давайте рассмотрим позицию 5 с точки зрения игрока О. Мы видим, что фишка в пункте 24 не позволяет О безопасно перемещаться в его Доме. Следовательно, правильным ходом для О будет ход 19/24*, 18/24, который позволит ему закрыть пункт 24 и вынудить вас продвинуться дальше.
Этот тип позиции является исключением из общего правила средины игры, которое гласит: не закрывайте свой пункт 1, особенно в том случае, если вы не закрыли каких-либо других пунктов в Доме или противник уже имеет якорный пункт в вашем Доме.
После этого X выбрасывает комбинацию 5-2. Для вас крайне важно ввести фишку в игру в пункт 23, поэтому вы ходите бар/23, 13/8.
В позиции 6 О не может играть безопасно, поэтому в данном случае правильным для него будет ход 17/24*, с помощью которого он стремится заставить вас войти в игру как можно дальше от начала его Дома. Но во многих удерживающих позициях у вас есть только один ключевой удерживающий пункт.
Например, в позиции 7 вы удерживаете бар-пункт О. Вы хотите помешать О освободить его средний пункт и перевести фишки в Дом. В данном случае правильным будет ход 13/7, 13/9, с помощью которого вы покидаете свой средний пункт.
Удерживание среднего пункта в данной позиции является ошибкой по двум причинам: во-первых, вы не хотите ослабить свою позицию в вашем Доме, особенно потому, что вам в любом случае придется освободить средний пункт в следующем броске; во-вторых, ваш средний пункт практически не имеет никакой удерживающей силы. Единственная комбинация, которую может заблокировать ваш средний пункт, – это 1-1.
В позиции 8 вы удерживаете пункт 20. И снова вы стремитесь не дать О безопасно освободить его средний пункт. Но сейчас вам жизненно необходимо удержать ваш средний пункт. В этой позиции, в отличие от позиции 7, один пункт 20 не помешает О безопасно ввести фишки в свой Дом.
Хотя вам и кажется, что средний пункт не блокирует практически ничего, давайте сравним, что произойдет при удерживании этого пункта и без него. Если вы сделаете ошибочный ход 13/7, 13/11, О выведет одну фишку из его среднего пункта. Теперь, если вам не удастся побить непрямой шот с расстояния в восемь пунктов (вероятность 5 /36), он безопасно переместит и другие свои фишки в следующем броске. Другими словами, сдача вашего среднего пункта позволяет противнику освободить свой средний пункт, перемещая по одной фишке за один бросок.
Правильным в данной ситуации является ход 7/1, 3/1, который позволяет вам удерживать максимально долго ваш средний пункт. Пока вы удерживаете средний пункт и пункт 20, только выпадение комбинации 6-5 или дубля позволяют О освободить свой средний пункт.
Позиция 8 может развиться в позицию 9. Здесь вам может показаться, что другого выбора, кроме освобождения среднего пункта, просто не существует. Но правильным ходом будет перемещение только одной фишки из среднего пункта 13/5! Полная сдача среднего пункта позволит О легко перевести фишки в Дом в гонке, где он опережает вас. Конечно, в оставлении прямого шота кроется определенная опасность, но это ваш оптимальный шанс на победу. Даже если О побьет вас с помощью числа 1, вы, вероятно, получите возможность для прямого возвратного шота, который бьет блот О в пункте 23. Если О не выбросит число 1, вы будете удерживать его в среднем пункте или можете вынудить его немедленно оставить вам прямой шот, если он выбросит 6 (кроме дубля 6–6) или 5-4. Если бы в позиции 9 вы удерживали пункт 18 вместо пункта 20, средний пункт не имел бы для вас большого значения. Вы просто сыграли бы 13/8, 13/10.
Удерживающая игра в Доме противника
Цель удерживающей игры в Доме противника
Возможно, удерживающая игра в Доме противника является наиболее захватывающей частью игры в нарды. И такая игра однозначно является самой сложной. Если вы играете правильно, то можете получить шансы на победу в такой ситуации, которая при любой другой стратегии была бы безнадежной. Вначале давайте рассмотрим общую стратегию удерживающей игры в Доме противника.
Фундаментальное условия для удерживающей игры в Доме противника – это захват по меньшей мере двух пунктов в Доме вашего противника. (В редких и обычно удачных случаях вы можете захватить более двух пунктов.) Как правило, вам необходимо удерживать два пункта, которые находятся глубоко в Доме противника и рядом друг с другом. В конце данной главы, где сравниваются обычная удерживающая игра и удерживающая игра в Доме противника, мы покажем вам, какие пункты являются оптимальными и что отличает эти два вида игры.
Вторая часть основного плана игры состоит в том, чтобы позволить О провести свои фишки по доске и начать процесс ввода фишек в его Дом. По мере того как О будет вводить фишки в свой Дом, ему придется отказаться от любой блокады. Он будет вынужден оставить ключевые пункты в своем Доме и все фишки в оставшихся пунктах, что создаст ему определенные неудобства. После того как противник ослабит свою позицию, вы можете приступить к осуществлению третьей стадии игры.
В третьей стадии вы ожидаете, что противник будет вынужден неоднократно оставлять шоты, пока вы не побьете его. Мы уже говорили, что безопасно снять фишки с доски в ситуации, когда противник удерживает один пункт в вашем Доме, довольно сложно, безопасное снятие фишек с доски при захваченных противником двух пунктах в Доме практически невозможно. Поскольку каждый оставляемый слот вероятнее всего окажется под угрозой двойного шота, вы можете быть практически уверены в том, что пройдете третью стадию игры успешно.
Четвертая стадия игры предполагает удерживание побитой фишки противника (и, вероятно, побитие еще одной фишки), что обеспечит вам победу в игре. Поскольку ваш противник уже разрушил свою блокаду, вывел фишки из активной игры и даже оставил некоторые пункты в своем Доме еще на второй стадии игры, он не сможет дать вам настоящий отпор.
Вам крайне необходимо не выводить свои фишки из активной игры, пока вы ожидаете возможности для побития фишек противника. Вы должны любой ценой избегать их скапливания в одном или двух пунктах, поскольку вам понадобятся все ваши фишки, чтобы после побития победить в игре. Помните: ключ к успешному осуществлению удерживающей игры в Доме противника – это обеспечение достаточного количества времени для игры вашими оставшимися фишками (при этом вы не должны убить ни одну из своих фишек), пока вы ожидаете шотов. Все ваши маневры и стратегия основаны именно на этом ключевом факторе, т.е. на распределении ваших ходов по времени, оставшемуся до конца игры. А расчет времени, оставшегося до конца игры, может быть крайне сложным делом. К сожалению, к этому фактору нельзя применить глубинный анализ в полном объеме. Теперь же мы рассмотрим все стадии, через которые проходит типичная удерживающая игра в Доме противника.
Иллюстративная игра
В позиции 10 X существенно отстает от своего противника в гонке и начинает рассматривать возможность использования удерживающей игры в Доме противника. Но он еще не подготовился к использованию данной стратегии, у него нет двух закрытых пунктов в Доме О, без которого удерживающая игра в Доме противника невозможна. Правильным в данной ситуации будет ход 13/7, 6/4*, которым X атакует противника и предпринимает последнюю попытку победить в игре, прорываясь вперед.
Атака проваливается, О побил X и вывел одну из своих дальних фишек. X закрыл два пункта в Доме О и готов к полноценной удерживающей игре в Доме противника. В самом деле, в данной позиции пытаться выиграть каким-либо иным способом было бы ошибкой.
В позиции 11 правильным является ход 8/3*, 6/4. X больше не надеется на успешную атаку или удерживание О в своем Доме, на самом деле X стремится к тому, чтобы его побили. Если его побьют, X сможет ввести фишку в Дом О, а затем провести ее через всю доску. Таким образом X получит дополнительное время. Постоянно рециркулируя свои фишки по доске, X создает себе достаточное время для осуществления необходимых ходов и избегает сдачи одного из ключевых пунктов или необходимости убить свои фишки. Так как X стремится к тому, чтобы его фишку побили, и она же попала в Дом противника, весь стратегический план игры называется «отступлением ради победы».
На этой стадии игры О неблагоразумно удваивает ставку, а X принимает его предложение. Перед тем как выйти из Дома X, О вынужден побить X дважды. Через несколько ходов игра переходит в позицию 12.
В предыдущем броске X остался на баре. В большинстве случаев такое положение крайне неудачно, но когда вы применяете удерживающую игру в Доме противника, ожидание на баре, наоборот, благоприятно сказывается на вашей игре, поскольку вы выигрываете себе время, если не делаете никаких ходов. Правильным в позиции 12 является ход бар/24, 13/8. Вы намеренно оставляете дополнительный блот как приманку для О. О по возможности должен избежать побития вашей фишки. Он надеется на то, что сможет выбросить небольшие числа, а это позволит ему медленно ввести фишки в свой Дом. Ключ к победе в удерживающей игре в Доме противника – это разрушение планов противника, касающихся распределения его ходов по времени.