(г/5% = 0,359, а = 0,05)
№ | Факторы | ||||||||||
Невротизм | 1,00 | — | — | — | — | — | — | — | — | _ | |
Экстраверсия— интроверсия | 0,58 | 1,00 | — | — | — | — | __ | __ | |||
Гипертимность | 0,48 | 0,39 | 1,00 | — | — | — | — | — | — | _ | |
Тревожность | — | — | — | 1,00 | — | — | — | — | — | _ | |
Дистимность | — | — | — | _ | 1,00 | — | — | — | — | —■ | |
Педантичность | — | — | — | — | —" | 1,00 | — | — | — ■ | ||
Возбудимость | — | — | — | — | — | — | 1,00 | — | — | ||
Эмотивность | — | 0,47 | — | — | — | — | — | 1,00 | — | — | |
Застревание | — | — | — | — | — | — | — | — | 1,00 | — | |
Демонстративность | — | — | — | — | — | _ | — | — | 1,00 | ||
Циклотимносгь | ...... | — | — | — | ' I | — | — | — | — |
При направленном воздействии на характерологическую сферу у детей с ЗПР следует обратить внимание на те связи, которые выявлены при исследовании акцентуации характера. При выделении одного из типов акцентуации следует иметь в виду возможность проявления и других типов.
Разрыв связей между показателями характерологических особенностей у детей с ЗПР определяет подход к коррекции этой сферы у ребенка, так как изолированность каждого показателя по отдельному типу акцентуации позволяет направлять коррекционные усилия именно на него.
|
|
Принцип целостности в оценке личности ребенка с ЗПР, являющийся исходным при экспериментальном исследовании связей его познавательных, психодинамических и характерологических особенностей, позволяет обобщить итог психодиагностической работы специалиста и сконцентрировать дальнейшие усилия на объективно выявленных критериях. Одной из частых причин обращения к психологу являются трудности в межличностном общении ребенка со сверстниками и окружающими, его неумение адекватно оценивать себя и свои поступки. Логическим шагом специалиста в решении этой проблемы станет исследование особенностей характерологической сферы ребенка. Так, в случае выявления акцентуации по экзальтированному типу специалист должен обратить особое внимание на такие особенности, как соотношение между опосредованным и непосредственным, произвольным и непроизвольным запоминанием, на уровень логичности и обобщенности мышления ребенка. Проявления демонстративного типа акцентуации характера связаны с функциональным нарушением произвольного—непроизвольного запоминания и с уровнем логичности мышления. Застревающий тип акцентуации указывает на влияние показателей опосредованного—непосредственного запоминания и обобщающей функции мышления; возбудимый тип связан с опосредованным—непосредственным запоминанием, дистимный — с особенностью концентрации внимания и обобщающей функцией мышления. Показатель гипертимности фиксирует значимую связь со всеми основными показателями познавательных процессов.
|
|
На основании анализа следующих особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР – тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности, с использованием методики самооценки эмоциональных состояний Елисеева, выявлены следующие взаимосвязи перечисленных особенностей.