Эмоциональных особенностей детей с ЗПР
(г/5% = 0,34, а = 0,05)
№ | Показатели | ||||
1. | Тревожность | 1,00 | |||
2. | Фрустрация | 0,52 | 1,00 | ||
3. | Агрессивность | — | 0,38 | 1,00 | |
4. | Ригидность | 0,62 | 0,69 | 0,44 | 1,00 |
Анализ взаимосвязей показателей эмоциональной сферы детей с ЗПР позволяет выделить следующие тенденции: во-первых, отчетливо проявляется связь между тревожностью и фрустрацией, т. е. повышение уровня тревожности у ребенка приводит к формированию фрустрационных реакций; во-вторых, фиксируется линейная зависимость между фрустрацией и уровнем агрессии, которая возникает в результате блокирования или создания помех для целенаправленного поведения; в-третьих, выявлена положительная линейная зависимость между уровнем ригидности (эмоциональной вязкости, связанной с фиксацией внимания и аффекта на каких-либо значимых событиях, объектах, психотравмирующих переживаниях) и уровнем тревожности, фрустрации и агрессивности.
Выявленные тенденции в исследовании особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР содержат в себе информацию, позволяющую сформировать стратегию и тактику коррекционной работы.