Продажи B2C
| Продажи B2B
| Требования к организации и ведению продаж В2В
|
Человек покупает товар, удовлетворяющий индивидуальные потребности.
| Организация приобретает решение своих бизнес-задач; имеются высокие риски принятия ошибочных решений.
| · Хорошее знание и понимание бизнеса клиент;
· Способность выявлять проблемы и распознавать риски клиента;
· Наличие рациональных преимуществ представляемых решений;
|
Относительно невысокая стоимость приобретаемых решений.
| Высокая стоимость приобретаемых решений.
| · Способность рассчитывать и обосновывать долгосрочные экономические выгоды от совершения покупки;
|
Клиент принимает индивидуальное решение.
| Со стороны клиента и со стороны поставщика работают команды
| · Умение работать с командой клиента;
· Умение управлять межфункциональной командой со своей стороны;
|
Клиент совершает разовые покупки и не является экспертом в товаре; важное значение имеет эмоциональная составляющая покупки.
| С продавцом работают профессиональные закупщики и бизнес-эксперты; решения оцениваются по объективным, измеримым критериям; высокое значение имеет отраслевой опыт поставщика.
| · Отказ от манипулятивных подходов к продаже;
· Умение вестиконсультативные продажи, создающие ценность для клиента;
· Организация службы продаж в соответствии с рыночными сегментами;
|
Короткий цикл продажи.
| Длительный цикл продажи.
| · Высокие требования к организации планирования продаж;
· Система стимулирования продавцов построена с учетом получения отдаленных результатов;
|
Относительно низкая стоимость приобретения клиента.
| Высокая стоимость приобретения клиента.
| · Наличие четкого профиля «идеального» клиента;
· Высокая значимость процессов оценки перспективных клиентов на начальных стадиях продажи;
|
Действие эффекта масштаба и относительно низкая значимость отдельного клиента для бизнеса.
| Ограниченное число потенциальных клиентов и высокая значимость каждого клиента.
| · Тщательная работа по каждому потенциальному клиенту, прошедшему оценку;
· Фокусирование деятельности на стратегических клиентах;
· Необходимость выстраивания отношений наряду с удовлетворением бизнес-задач;
|
Продавцы продают однотипные решения.
| Продавцы создают решения в процессе продажи.
| · Поиск и отбор продавцов с гибким самостоятельным мышлением;
· Отказ от жесткого операционного менеджмента;
· Высокая значимость наставничества;
|
Высокая эффективность массовых коммуникаций и макро-дифференциации.
| Высокая эффективность прямых продаж и лоббирования, высокая значимость микро-дифференциации.
| · Маркетинг «обслуживает» продажи;
· Продавцы должны иметь маркетинговую подготовку.
|
Таким образом, видно, что управление B2B продажами — начиная с формирования структуры и заканчивая отбором и обучением продавцов — будет существенно отличаться от подходов таких компаний, как Coca-Cola или Procter & Gamble. Механический перенос опыта известных и успешных FMCG может привести к неудачам. Напротив, знание и понимание специфики корпоративных продаж дает хорошую базу для построения высокоэффективных продаж B2B.