Основные понятия менеджмента КСО

На начальном этапе процесса управления корпоративной социальной ответственностью высшим руководством компании, как правило, определяются приоритеты ее социальной политики.

Приоритеты социальной политики компании – это зафиксированные в документальном виде основные направления реализации социальных программ компании.

Принципы социальной политики компании находят отражение в таких документах, как миссия и кодекс поведения компании. Миссия социально ответственной компании – это официально сформулированная позиция компании в отношении своей социальной политики. Кодекс поведения – это формальное изложение ценностей и принципов деловых отношений компании, а иногда и ее поставщиков и бизнес-партнеров. В кодексе содержатся заявленные минимальные стандарты и поручительство компании их соблюдать, а также требовать соблюдения этих стандартов от своих поставщиков, подрядчиков, субподрядчиков и лицензиатов. Кодекс не является законом, поэтому носит обязательный характер только для тех, кто обязался его соблюдать.

Следующий этап процесса управления социальной ответственностью состоит в переносе заявленных приоритетов социальной политики на практику, т. е. осуществляется переход от формулирования стратегических целей к оперативному управлению. И здесь довольно сложно обойтись без создания специальной структуры управления, в чье ведение попадают вопросы социальной ответственности компании. Распространившейся практикой стало создание комитетов по социальной ответственности и/или этике при совете директоров, основными задачами которых являются выработка приоритетов социальной политики, оценка проделанной работы и предоставление экспертных рекомендаций по существенным для компании вопросам социального характера. В компаниях, где нет таких профильных комитетов, вопросы социальной ответственности входят в сферу компетенции совета директоров. В некоторых компаниях специально создается должность директора по социальной ответственности. Его участие в принятии стратегических решений гарантирует то, что компания придает высокую значимость вопросам социальной политики. В случае, когда в компании не существует отдельного подразделения по вопросам социальной ответственности, соответствующие решения принимаются на уровне высшего управленческого звена.

Отдельным этапом процесса управления социальной ответственностью являются программы обучения сотрудников и бизнес-партнеров. Такое пристальное внимание обучению уделяется потому, что на текущий момент все большее число компаний приходит к осознанию того, что выдвигаемое сотрудникам требование придерживаться социально ответственного поведения не может быть выполнено без предоставления им необходимой информации о важности такого поведения и наделения их соответствующими инструментами для его соблюдения. Информация о важности социальной ответственности распространяется по внутренним каналам коммуникации, а в ходе проведения программ обучения менеджерам и сотрудникам компании предоставляются необходимые для принятия социально ответственных решений инструменты. Для целей обучения компании используют различные подходы, среди них нужно особо выделить программы обучения в корпоративных университетах, предлагаемые как для сотрудников, так и для поставщиков и прочих деловых партнеров компании.

Центральным этапом процесса управления социальной ответственностью компании является непосредственное проведение ее социальных программ. Под социальной программой понимается добровольно осуществляемая компанией деятельность в социальной, экономической и экологической сферах, которая носит системный характер, связана с ее миссией и стратегией развития и направлена на удовлетворение запросов различных заинтересованных в ее деятельности сторон.

Подходы компаний к определению направлений социальных программ и инструментов их реализации различаются в зависимости от отраслевой и региональной специфики, размера компании, корпоративной культуры и позиции ее руководителей.

Заключительный этап процесса управления социальной ответственностью состоит в проведении оценки социальных программ компаний и доведении достигнутых результатов до широкого круга заинтересованных лиц.

С этой целью корпорации публикуют специальные обзоры социальных программ, в которых предают гласности результаты реализуемых компанией социальных программ.

Корпоративная социальная отчетность, или отчетность по устойчивому развитию, – это публичная отчетность, разрабатываемая компанией для внутренних и внешних стейкхолдеров. Такая отчетность дает представление о социальной позиции корпорации и ее деятельности с экономической, экологической и социальной сторон. Экономический аспект ответственности раскрывает прибыльность, оплату труда и льготы, используемые ресурсы, производительность труда, создание рабочих мест, издержки по аутсорсингу, человеческий капитал и т.д. Экологический аспект ответственности отражает влияние производственных процессов, продукции и услуг на воздух, воду, землю, биологическую вариантность, здоровье населения и т.д. Социальный аспект ответственности рассматривает безопасность труда, отношения с обществом и служащими, трудовую деятельность, бизнес-этику, права человека, условия труда.

Все аспекты корпоративной социальной ответственности представлены отдельно в экологическом, социальном отчетах, отчете по охране окружающей среды, безопасности и здоровья или интегрированы в единый отчет «тройной итог», отчет по устойчивому развитию, или «устойчивый» отчет.

Современные социальные программы фокусируются на следующих направлениях:

– на развитии персонала;

– охране здоровья и безопасных условиях труда;

– социально ответственной реструктуризации;

– природоохранной деятельности и ресурсосбережении;

– развитии местного сообщества;

– и в итоге – на добросовестной деловой практике.

Развитие персонала – это направление социальных программ компании, которые проводятся в рамках стратегии общей оптимизации персонала с целью привлечения и удержания способных, адекватных, ценных и в особенности – самых талантливых сотрудников. В число социальных программ по развитию персонала компании могут входить следующие направления деятельности:

– обучение и профессиональное развитие;

– применение мотивационных схем оплаты труда;

– предоставление сотрудникам социального пакета;

– создание условий для отдыха;

– поддержание внутренних коммуникаций в организации;

– участие сотрудников в принятии управленческих решений и т.п.

Охрана здоровья и безопасные условия труда – это направление социальных программ компании, которые обеспечивают создание и поддержание дополнительных, по отношению к законодательно закрепленным, норм охраны здоровья и условий безопасности рабочих. Программы в рамках данного направления социальной активности компании, как правило, охватывают следующие сферы деятельности:

– охрану труда и технику безопасности;

– медицинское обслуживание персонала;

– поддержание санитарно-гигиенических условий труда;

– поддержание материнства и детства;

– создание эргономичных рабочих мест;

– профилактику профессиональных заболеваний и т. п.

Социально ответственная реструктуризация – это направление социальных программ компании, которое призвано обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, прежде всего в интересах персонала компании. Распространенной практикой является в данном случае проведение подобных программ в партнерстве с объединениями работодателей и местными, региональными, а в некоторых случаях – и федеральными органами власти. В ходе осуществления программы социально ответственной реструктуризации обычно проводятся информационные кампании, освещающие предстоящие в компании структурные изменения, мероприятия по профессиональной переподготовке, содействию в трудоустройстве, компенсационные выплаты сотрудникам, попавшим под сокращение, и т.п.

Природоохранная деятельность и ресурсосбережение – это направление социальных программ компании, которые осуществляются по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду. В рамках данного направления социальной активности компании проводятся программы по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса, организации экологически безопасных транспортных перевозок. Проводятся акции по озеленению и «субботники». Компании также проходят процедуру экологического аудита и другие подобные мероприятия.

Развитие местного сообщества – это направление социальных программ компании, которые осуществляются на добровольной основе и призваны внести вклад в развитие местного сообщества. Компании оказываются вовлеченными в жизнь местного сообщества путем осуществления различных социальных программ и акций поддержки социально незащищенных слоев населения, оказания поддержки детству и юношеству, сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-историчес-кого значения, спонсирования местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержки социально значимых исследований и кампаний, участия в благотворительных акциях и т. п.

Добросовестная деловая практика – это направление социальных программ компании, цель которых заключается в содействии принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании. Программы социальной активности компании, направленные на распространение добросовестной деловой практики, выражаются в проводимой компанией политике информационной открытости в отношении собственников, поставщиков, бизнес-партнеров, клиентов и заинтересованных сторон, в организации крупными компаниями программ содействия малому бизнесу, в программах добровольного ограничения сфер ведения бизнеса (например, введение запрета на курение на рейсах авиакомпаний или распространение табачными компаниями политики отказа от продажи сигарет несовершеннолетним), а также в программах сотрудничества с органами государственного управления, ассоциациями потребителей, профессиональными объединениями и прочими общественными организациями.

Спонсорство – это, как правило, деятельность юридических лиц, которая основана (при отсутствии посредника) на соглашении между организаторами события или деятельности, с одной стороны, и коммерческой компанией – с другой. Спонсорская поддержка отличается от других видов материальной помощи именно тем, что в обязательном порядке предусматривает встречную услугу. Средства вкладываются в обмен на ожидаемую пользу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: