Социальный бихевиоризм

Кроме процесса обучения, бихевиористы изучали и социализацию детей. Джордж Мид (1863 – 1931) из Чикагского университета пытался понять обусловленность человеческого поведения и свою концепцию назвал социальным бихевиоризмом.

Изучая этапы вхождения ребенка в мир взрослого, он понял, что личность ребенка формируется во взаимодействии с другими людьми. Ребенок при этом играет разные роли.

Теорию Дж.Мида еще называют теорией ожидания: ведь дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого и от прошлого опыта. Эти два фактора влияют на то (ожидания взрослых и прошлый опыт), что одни и те же роли дети играют по-разному. Дж. Мид различает игры сюжетные и игры с правилами.

Кроме него, исследования асоциального поведения (в частности, агрессивного) и просоциального поведения проводили и другие психологи. Так, Д.Доллард (1900 – 1980) создал теорию фрустрации (дезорганизация поведения, вызванная невозможностью справиться с трудностями). Доллард считал, что сдерживание слабых проявлений агрессии может привести к очень мощной агрессии, т.е. все фрустрации, переживаемые в детском возрасте, могут привести в зрелом возрасте к агрессии. Сегодня его мнение считают спорным, ведь, несмотря на то, что ежедневно дошкольник переживает примерно 19 фрустраций в семье, детском саду, в общении со сверстниками, лишь небольшое их число может привести к агрессивному поведению.

Большое значение в социальном бихевиоризме имеют работы Альберта Бандуры (1925 – 1988). Он родился в Канаде; переехав в США, работал в Стэнфорде. Бандура считал, что людям не всегда требуется для научения прямое подкрепление, т.к. они могут учиться и на чужом опыте.

Так появилось важное для теории Бандуры понятие косвенного подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других людей. Особое внимание он уделял подражанию. Он считал, что мы подражаем чаще более простым образцам поведения или тем, с которыми человек чаще непосредственно контактирует (это может быть поведение людей своего пола, одного возраста, высокого социального положения).

Дети же усваивают модели поведения «про запас», даже когда эти модели не очень успешны. Они легко подражают и агрессивному поведению. Исследования А.Бандуры описывают причины агрессивности в семье, причем, последовательность возникновения определенного типа поведения такова: от вознаграждения и подражания к формированию определенных моделей поведения у детей. В работах Бандуры впервые описаны механизмы самоподкрепления, связанные с оценкой собственной эффективности, умения решать сложные проблемы. Он приходит к выводу, что люди с высокой оценкой собственной эффективности легче контролируют свое поведение и более успешны в жизни. Вывод Бандуры: значимым механизмом персонального действия служит эффективность контроля над бытием человека. Значение в социальной психологии имеют и его работы по коррекции отклоняющегося поведения (он изучал агрессивное поведение детей 8 – 12 лет). Кроме того, Бандура признавал, что успешная деятельность вызывает стремление к подражанию и снимает напряжение у клиента в условиях психотерапевтического воздействия (его метод был назван методом систематической десенсибилизации (уменьшение или устранение повышенной чувствительности организма - сенсибилизации - к воздействию какого-нибудь вещества).

Теория социального научения Д.Б.Роттера (р.1916) описывает социальное поведение с помощью следующих понятий:

Поведенческий потенциал (человек в течение жизни формирует набор поведенческих реакций);

Субъективная вероятность (т.е. ожидания человека);

Характер подкрепления и его ценность для человека;

Локус контроля (экстернальный – человек переносит ответственность за все происходящее с ним на других людей и внешние обстоятельства, и интернальный локус контроля – человек считает себя ответственным за все события своей жизни).

Поведенческий потенциал, по Роттеру, включает пять блоков поведенческих реакций или «техник существования»:

Поведенческие реакции, направленные на достижение успеха (они служат для социального признания индивида);

Поведенческие реакции приспособления и адаптации – это техники согласования поведения с общественными нормами;

Защитные поведенческие реакции – они используются в ситуациях, требующих превышения возможностей человека в данный момент (это отрицание, подавление желаний, обесценивание);

Техники избегания: выход из «поля напряжения», уход, бегство, отдых и другие;

Агрессивные поведенческие реакции – это и реальная физическая агрессия и символические формы агрессии: ирония, критика, насмешка, интриги, направленные против интересов других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: