Гештальтпсихология. Основные исследования

В США Бихевиоризм «выступил» против психологии сознания, а в Германии группа молодых психологов стала ядром новой научной школы, которую они назвали гештальтпсихологией. Это одна из школ современной зарубежной психологии, отстаивающая принцип целостности при анализе психических явлений.

В ядро новой школы вошли такие ученые, как М. Вертгеймер, В.Келер, К.Кофка. В 1910 году во Франкфурте-на-Майне в психологическом институте Макс Вертгеймер (1880 – 1943) искал ответ на вопрос, как строится образ восприятия видимых движений, а Келер (1887 – 1967) и Кофка (1886 – 1941) были одновременно и участниками обсуждения опытов Вертгеймера, и его испытуемыми.

Схема опытов Вертгеймера была простой: через 2 щели – вертикальную и отклоненную от нее на 20 – 30о другую щель – с разными интервалами пропускался свет. При интервале больше 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно как идущие друг за другом. При интервале меньше 30 миллисекунд раздражители воспринимались одновременно, а при интервале примерно 60 миллисекунд возникало восприятие движения.

Вертгеймер назвал это восприятие фи-феноменом; этот термин выявлял уникальность явления и главное – его несводимость к сумме ощущений как было тогда принято.

Результат опытов был обычен: Вертгеймер испытывал давно изобретенный стробоскоп при вращении с известной скоростью отдельных изображений, позволявший создать видимость движений – принцип создания кинопроектора.

Вертгеймер видел смысл своих опытов в опровержении тогдашней догмы, ведь в составе сознания обнаружились целостные образы, неразложимые на сенсорные первоэлементы.

Гештальтпсихологи своей сверхзадачей считали преобразование психологии; они были хорошими экспериментаторами (Вертгеймер учился у Кюльпе в Вюрцбурге, Келер и Кофка - у Штумпфа в Берлине). Их недовольство вызывало то, что высшие психические процессы оставались вне экспериментального анализа, который ограничивался описанием сенсорного опыта и принципом ассоциации.

Они считали, что исходные посылки изучения высших процессов были ложными, поэтому считали своей задачей пересмотреть простейшие чувственные феномены, одним из которых и оказался целостный феномен, описанный Вертгеймером в 1912 году в статье «Экспериментальные исследования видимого движения». От этой статьи и идет родословная гештальтизма.

Главный постулат гештальтпсихологии звучит так: первичными данными психологии являются целостные структуры – гештальты, в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальты имеют свои характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят.

Интересен факт практически одновременного возникновения бихевиоризма и гештальтпсихологии в условиях нараставшей неудовлетворенности предметом и принципами психологии. Эти два направления стали своеобразным сдвигом психологии в другую сторону от стереотипов структурной и функциональной школ.

Историки психологии считают, что главной мишенью для гештальтистов был структурализм. Он трактовал сознание как сооружение «кирпичей - ощущений» и цемента между ними - ассоциаций.

Гештальтисты отвергли и функционализм, отказавшись от дополнительных элементов или актов, которые из вне якобы упорядочивают сенсорный состав сознания, придавая ему гештальт, т.е. целостный образ.

Гештальтисты – это преемники европейского функционализма, а бихевиористы – американского. Но и те, и другие должны были преодолеть противопоставление «механицизм-телеология» (философское учение о целесообразности всех явлений природы).

Это преодоление как бы роднило бихевиоризм и гештальтизм, но разделяло их отношение к проблеме сознания: бихевиористы устраняли сознание из объяснений поведения человека, а гештильтисты, наоборот, главную задачу видели в новом объяснении фактов сознания как единственной психической реальности. Чтобы выявить в сознании новые структуры или целостности нужно самонаблюдение.

Гештальтисты отвергли два прежних варианта интроспекции. Вундтовский вариант, основанный на отчете испытуемого об элементах его непосредственного опыта, и вюрцбургский – метод, основанный на членении сознания на фракции. Ими был принят третий вариант интроспекции – феноменологический, который предлагал занять позицию наивного наблюдателя без предвзятых представлений о строении души.

Идея феноменологического метода, свободного от стереотипов, была предложена профессором Гюссерлем (ум. 1938 г.). Он оказал влияние на молодых сотрудников Г.Э. Мюллера, Д.Катуа и Е. Рубина, которые перешли от атомистического подхода чувственного восприятия к целостному. Открытый Рубином феномен «фигуры и фона» занял почетное место среди основных законов гештальта.

Для бихевиористов моделью новой психологии служила биология, а для гештальтпсихологов – физика.

Понятие о гештальте относилось не только к области сознания, а стало основой системного подхода ко всем явлениям жизни, т.е. благодаря гештальтпсихологии в науке зародился новый взгляд на соотношение части и целого, внешнего и внутреннего, причины и цели.

Бихевиористы, гештальтпсихологи сделали открытия не только в психологии сознания, но и в педагогической психологии. К.Кофка подчеркивал независимость двух процессов – созревания и обучения, хотя в процессе развития обучение может опережать созревание, отставать от него, идти параллельно. По Кофке обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, а процесс созревания не ускоряет обучение.

Гештальтпсихологи изучали и познавательные процессы, и развитие личности ребенка. Кофка в своей лаборатории исследовал восприятие детей и доказал, что в ходе жизни образы внешнего мира дифференцируются и становятся более точными. Он же сформулировал закон восприятия, который назвал трансдукцией и доказал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

Развитие восприятия у детей исследовал Г.Фолькельт, он обнаружил, что, изображая похожие фигуры, дети переходят от плоскостного изображения к объемному (круг + треугольник ¦конус).

В России в школе А. В. Запорожца выявлены образы, которые могут быть сенсорными эталонами, лежащими в основе узнавания предметов. Келер доказал, что переход от схватывания общего к его разделению идет и в интеллектуальном развитии: осознание новых сочетаний предметов приводит к образованию нового гештальта, а его осознание и есть суть мышления. Этот процесс Келер назвал переструктурирование гештальта (процесс происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта). Чтобы подчеркнуть мгновенный характер мышления, Келер назвал момент переструктурирования инсайтом, т.е. озарением. Представитель вюрцбургской школы К.Бюлер, придя к такому же выводу называл такое озарение – «ага-переживанием», также подчеркивая его внезапность и одномоментность.

К подобным выводам о роли инсайта в переструктурировании образов пришел и М.Вертгеймер, который длительно исследовал процесс творческого мышления у детей и взрослых.

Понятие инсайта (от англ. «усмотрение») стало ключевым в гештальтпсихологии. Ему был придан универсальный характер, оно стало основой гештальтистского объяснения адаптивных форм поведения (а Э.Торндайк и бихевиористы объясняли эти адаптивные формы принципом «проб, ошибок и случайного успеха»).

Смысл конфронтации гештальтизма и бихевиоризма психологи видят в ответе на вопрос: постепенно или мгновенно решается интеллектуальная или поведенческая задача.

Для гештальтистов инсайт означал переход к новой познавательной, образной структуре, соответственно этой новой структуре должен меняться и характер приспособительных реакций. Первично понимание, т.е. сдвиг в образном поле; вторично – двигательное приспособление к этому новому образу.

А концепция «проб и ошибок» игнорировала понимание, каким бы оно ни было – мгновенным или постепенным.

Раздел между гештальтизмом и бихевиоризмом создала еще проблема части и целого. Гештальтпсихология отстаивала идею целостности в противовес взглядам бихевиористов на сложную реакцию как сумму элементарных реакций.

Бихевиористы давали фактам детерминистское объяснение: двигательная реакция всегда трактовалась ими как эффект, который производится объективно контролируемыми независимыми переменными.

Келер и его последователи считали принцип гештальта единым для разных явлений, он, якобы, приводил сознание в соответствие с физическим миром, не лишая этот мир самостоятельной ценности. Это выразилось в понятии изоморфизма (изоморфизм - идея о соответствии между физической, физиологической и психологической системами - позволял привести сознание в соответствие с физическим миром, не лишая его самостоятельной ценности).

Изоморфизм означает, что элементы и их отношения в одной системе взаимно, однозначно соответствуют элементам и их отношениям в другой системе.

Физиологическая и психологическая системы, например, по взглядам гештальтистов, изоморфны друг к другу. Это примерно так же, как топографическая карта соответствует рельефу местности.

За работой К.Келера о физических гештальтах вышла книга К.Коффки «Основы психологии развития» (1921), потом – программная статья М.Вертгеймера, исследования, относящиеся к учению о гештальте (1923). Это и была программа нового направления. До 30-х годов XX века гештальтисты успели издать 22 тома специального журнала «Психологическое исследование». К уже известным в науке Вертгеймеру, Келлеру, Коффке в эти годы был особенно близок тогда доцент Берлинского университета, создавший самостоятельную школу в русле гештальтпсихологии, - Курт Левин.

В 20-е годы XX века у гештальтистов уже были серьезные достижения в изучении зрительного восприятия. Известны опыты Келлера с курицей, клевавшей корм с более светлой части квадрата. Было предложено 114 законов гештальта. Это не только закон «фигуры и фона», но и закон транспозиции – реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношения.

Были предложены следующие законы:

1. Закон прегнантности – это тенденция воспринимаемого образа принять законченную и «хорошую» форму (это целостная фигура, которую нельзя сделать более простой или более упорядоченной);

2. Константность означала постоянство образа вещи при изменении условий ее восприятия.

В исследованиях мышления к тупиковой ситуации привела идея трансформации когнитивного поля безотносительно к реальной предметной деятельности. Этой проблеме была посвящена так и не завершенная М.Вертгеймером книга «Продуктивное мышление» (издана в 1945 году, в России - в 1987).

Вертгеймер проводил опыты с детьми, со взрослыми испытуемыми, беседы, в том числе интервью и с А. Энштейном, исходя из положений гештальтпсихологии об инсайтном мышлении (инсайт – это схватывание целого, например, у Вертгеймера это принцип решения мыслительных задач). Ученый выступил против традиционного обучения в школе. Он доказал, что творческое мышление зависит от той схемы или чертежа, в виде которого представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы и зависит правильность решения, причем, хорошая схема позволяет создать из элементов проблемной ситуации разные гештальты, т.е. альтернативные образы.

Этот процесс создания разных образов из постоянных элементов и является процессом творчества. Так как такое переструктурирование легче производить на образном материале (а не на вербальном), Вертгеймер говорил, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества у ребенка. Кроме того, он считал, что всякое упражнение убивает творческое мышление.

Первая информация о гештальпсихологии поступила в психологию США в 1922 году. К 30-м годам XX века, когда стал складываться необихевиоризм, гештальтпсихологи, спасаясь от нацизма, иммигрировали в США, а внешне это соответствовало, якобы распаду школы, но были и внутренние причины распада школы – аналогия с физикой не расширила возможности причинного объяснения явлений психики и сознания, а такой подход к сознанию был неприемлем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: