Тема 2. Макросоциальная среда

Рассмотрим общую схему макросоциальных процессов во временном континууме на примере двух цивилизаций – России и Запада. Сложившаяся на сегодняшний день теория развития общества включает в себя три основных этапа:

· традиционное;

· индустриальное;

· информационные общества.

На основе современных исследований можно утверждать:

· традиционное общество представлено множеством различных цивилизаций (или культур) по причине того, что отдельная такая цивилизация в значительной мере зависит от географической среды своего обитания в силу наличия в своем распоряжении рутинных технических средств труда;

· индустриальное общество имеет две основные полюсные модели – капитализм и социализм;

· формирующееся информационное общество имело две основные экономические системы – капиталистическую и социалистическую.

Капиталистическая модель сформировалась в странах, где имелись благоприятные климатические условия, сырьевые колонии в различных частях планеты, незамерзающие порты в метрополиях и устойчивые внутренние коммуникации, высокая плотность населения.

На смену «чистому капитализму» с «чистой рыночной системой» во многих странах приходил «смешанный капитализм» со «смешанной рыночной системой» и высокоразвитой индустриальной экономикой.

Идеи государственного управления экономикой составили основу кейнсианского подхода. Кейнс утверждал, что конечной задачей является выбор тех переменных, которые могут находится под сознательным контролем или управлением центральной власти в той реальной системе, в которой мы живем. Согласно принципам кейнсианства макроэкономическое регулирование основывается на трех позициях:

· динамика производства зависит от такого важнейшего фактора, как дефицит;

· главным ориентиром финансовой политики государства является отказ от идеи сбалансированности бюджета;

· кредитно – денежная политика – инструмент министерства финансов.

На практике использование кейнсианского подхода в государственном регулировании экономики приводило к нарастанию бюджетных дефицитов, увеличению задолженности государства.

Институциональный подход расширяет перечень факторов хозяйственной трансформации, включая в них все движущие силы общественной эволюции и делая особый упор на разнообразные центры власти.

Институциональная идея государственного регулирования в отличие от кейнсианской политики стабилизации основывается на принципе «роста качества жизни» - понятии, являющиеся ключевым ориентиром государственного регулирования. Содержательно же это понятие описывается двумя основными параметрами:

· совокупность условий, влияющих на комплексную характеристику социального здоровья (т.е. здоровья и отдельного человека, и общества);

· соответствие социальной среды установкам и ожиданиям индивидов, включенных в эту среду.

Кейнсианский и институциональный подходы рассматривают трансформационные процессы с точки зрения динамики посткапиталистического общества, т.е. общества, в котором наблюдается изменение рынка от либерального к регулируемому. Поскольку в России имеет место обратная динамика – от жестко административного управления экономическими процессами к либерализации рынка, - рассмотренные подходы, являющиеся в целом значимыми, имеют ограничения.

В середине 20 века обозначилась явная необходимость участия государства в регулировании экономики, а также выработке и проведении социальной политики как инструмента снятия напряжения между трудом и капиталом. Возникновение данной тенденции свидетельствует о размывании «чистого» капитализма. Данная тенденция – свидетельство того, что капитализм достиг своего позднего капитализма, или посткапитализма.

Социалистическая модель хозяйствования сформировалась в тех странах, где географические и геополитические условия были препятствием для развития индустриализма – это неустойчивый климат, сложный ландшафт, подверженность природным катаклизмам; незначительное число сырьевых колоний, малочисленные незамерзающие порты, протяженные коммуникации суши, имеющие низкую пропускную способность, неоптимальная плотность населения.

Индустриальное общество (и капиталистическое, и социалистическое), дав толчок небывалому за всю историю человечества научно – техническому развитию, сформировало новые условия производительной деятельности человека:

1. изменился характер взаимосвязи в системе «работник – орудие труда»;

2. произошла дифференциация труда и эволюция системы организации трудовых взаимосвязей.

3. изменилось содержание и структура этических ценностей и норм.

В настоящее время происходит исчезновение таких «чистых» социально- экономических форм, как социализм и капитализм; этот процесс имеет название конвергенция.

Экономика как хозяйственная система обладает большой степенью неопределенности, поскольку относится к классу больших и сложных систем. Речь идет не просто о большом количестве элементов и связей между ними, а по существу о неограниченном количестве потенциально возможных связей между элементами. Второй важной особенностью хозяйственных систем является наличие в каждом элементе человека как управляющей подсистемы. Это означает, что как эффективность функционирования каждого элемента системы, так и выбор реально установленных связей из набора потенциально возможных не могут быть полностью и однозначно определены из единого центра.

Особенности хозяйственных систем как систем с большой степенью неопределенности имеют и положительные, и отрицательные стороны. Главной положительной чертой хозяйственной системы является ее неограниченная способность к выживанию, перестройке своих связей, переходу от одного качества функционирования к другому; иными словами экономика является саморазвивающейся системой, способной создавать новые элементы, а также новые связи между ними.

Одной из основных проблем функционирования хозяйственных систем является сложность управления ими.

В целом конвергенция приобретает мировой масштаб и ведет к универсализации социальных и экономических моделей, при этом она способствует усилению кросскультурного взаимодействия и ведет к нивелированию не только социально – экономических различий, но и политических и социокультурных; данный процесс имеет название глобализация.

Глобализация есть факт, свидетельствующий о том, что индустриальное общество утратило свои классические черты и находится в состоянии трансформации. Тенденции в экономике для позднекапиталистичеких и позднесоциаличстических государств имеют диаметрально противоположные направления: первым свойственно увеличение роли государства в регулировании экономики, вторым – наоборот, либерализация экономики. Современное общество, трансформация которого носит глобальный характер, может быть названо позднеиндустриальным, или постиндустриальным.

Итогом конвергенции, глобализации и трансформации может быть либо превращение современного постиндустриального общества в информационное, либо кризис постиндустриализма вследствие утраты контроля над техникой, социальными, экономическими и политическим процессами, что приведет к эскалации насилия, терроризма и в конце концов к откату к доиндустриальному состоянию общества.

Современное постиндустриальное общество – и посткапиталистическое и постсоциалистическое – нуждается в трансформации социально – экономических систем, их конвергенции, т.е. уподоблении; это первая предпосылка становления информационной эпохи – экономическая; вторая предпосылка – социальная, т.е. социальная политика в экономике.

Трансформационные процессы, происходящие в российской экономике, существенно повлияли на характер развития производительных сил и производственных отношений, которые наиболее ярко проявляются на первичном уровне управления – в отдельной организации.

В самом общем виде понятие «трансформационная экономика» отражает противоречивый характер социально – экономических процессов, происходящих в России, и является исходной категорией в дискуссии специалистов об особенностях изменений, наблюдающихся в нашей стране. Наиболее часто встречаются определения «переходная экономика», «Экономика переходного периода», «трансформационная экономика».

Трансформация, соответственно, в отличие от перехода, - это такая разновидность социально – экономических преобразований, которая сама по себе не ведет к качественным сдвигам в исходном состоянии, а отмечается лишь сменой формальных или количественных его признаков. Трансформация же - это смена формальных признаков социально – экономической системы без изменения типа культуры или цивилизации, способа производства или исторической стадии последнего. Иными словами, переход отражает сущностную сторону социально – экономических преобразований, а трансформация – формальную.

Таким образом, современные социально – экономические процессы имеет смысл рассматривать как «трансформацию», происходящую в виде реформирования.

Реформа – это преобразование, изменение, переустройство какой – либо стороны общественной жизни, осуществляемой, как правили, с помощью новых законодательных актов. Реформа проводится «сверху» в целях совершенствования существующего строя (порядков, институтов, учреждений); формально это нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование.

Происходящие в России реформы трансформируют прежнюю (социалистическую) экономическую систему в направлении формирования либерального рынка, который является не целью экономических реформ, а «инструментом» при помощи которого общество может достичь качественно нового состояния. Поэтому социально – экономическая трансформация в России инициирована реформами, нацеленными на создание нового хозяйственного механизма управления экономикой, представляющего собой синтез либерально – рыночных и плановых начал.

Трансформационные процессы в России характеризуются системой факторов – исходных, опосредствующих и непосредственных.

Исходные данные:

· технический прогресс;

· изменения в обеспеченности факторами производства;

· смена потребительских преференций;

· вхождение в состояние хронической депрессии;

· изменение системы культурно – ценностных ориентаций.

Опосредствующие факторы – это личные интересы людей, принадлежащих к различным классам и социальным группам общества.

Непосредственные факторы трансформации – это различные общественные институты с их специфическими интересами, способные принимать решения и активно действовать на макро-, мезо-, и микроэкономическом уровнях (государство, политические партии, профсоюзы, объединения предпринимателей, трудовые коллективы и т.п.).

Приведенная классификация носит условный характер, поскольку в той или иной степени все факторы могут считаться непосредственными, а в зависимости от условий проявления- даже переходить из группы в группу.

Возможно и иное деление факторов трансформации – на экономические и внеэкономические: первые действуют внутри хозяйственной системы, а вторые – извне.

Трансформация может быть внутрисистемной и межсистемной, обратимой и необратимой. В эластичных системах степень возможной обратимости при прочих равных условиях значительно выше, чем в жестких, а необходимость перерастания внутрисистемной трансформации в межсистемную наступает намного позднее.

Общие результаты трансформационных преобразований в России за последние годы носят весьма противоречивый характер и могут быть оценены как с положительной, так и с отрицательной стороны. К положительным моментам можно отнести то, что заложены правовые и институциональные основы либеральной рыночной экономики, формируются различные социально – экономические уклады, достигнуто насыщение потребительского рынка, формируется рыночная инфраструктура и т.д.

Вместе с тем продолжается спад производства, снижение инвестиций и социальный кризис. Государство оказалось не в состоянии реализовывать принятые на себя конституционные обязанности и нормы международного права и тем самым обеспечить социально – экономические права граждан. В течение 90-х гг.20 века в России произошли снижение уровня жизни населения, деградация социальной сферы, падение статуса труда, образования и профессиональной квалификации. В результате возникли разочарование населения в реформах, отчуждение граждан от власти и расширение разнообразных форм социального протеста. Следствием этого явилось сужение социальной базы преобразований, что ограничило возможность государства в использовании социально – экономических механизмов регулирования рынка.

Кризис социального развития привел к утрате механизмов регулирования социального обеспечения и развития, что характеризуется следующими показателями:

· кризис условий трудовой деятельности;

· нарастание социально – экономической напряженности;

· демографический кризис.

Кризис социального развития оказывает серьезное влияние на существо экономического кризиса и является препятствием для дальнейших экономических преобразований. Основные ориентиры и рекомендации по преодолению кризиса социального развития определены в исследовательской программе «Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России»:

· во – первых, необходима выработка стратегического курса государства, в котором благосостояние является целью экономической деятельности общества, основанного на социально ориентированной рыночной экономике, что требует:

· усиления роли государства в регулировании социально- экономических процессов и деятельности субъектов рынка;

· постепенного формирования смешанной социально ориентированной рыночной экономики;

· во-вторых, сбалансированное использование материальных и финансовых ресурсов для социальной переориентации экономики обеспечит реализацию потенциала человеческих ресурсов;

· в третьих, дальнейшее игнорирование социальных потребностей общества приведет к тяжелым долговременным последствиям для страны.

В современных условиях ни система административного управления экономикой, ни саморегулирующая либерально – рыночная система не в состоянии эффективно справится со всеми без исключения аспектами хозяйственной жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: