Применение концепции конкурентных сил и конкурентоспособности фирмы к сфере международного бизнеса

Глобализация международного бизнеса проявляется в том, что происходит переход от национальных отраслей к глобальным отраслям экономики. Этот переход придает международной конкуренции глобальный характер.

А).Основные признаки и примеры глобальных отраслей.

В пространстве межстранового делового взаимодействия интенсивность и характер активности пяти конкурентных сил М. Портера, описывающих конкурентную структуру отрасли, находят свое проявление в различных формах отраслевой международной конкуренции.

Формы международной конкуренции в разных отраслях существенно различаются. По степени глобализации форм международной отраслевой конкуренции все отрасли можно проранжировать от низшей - "мульти-национальной" ('multidomestic"), до высшей – глобальной(global).

"Мульти-национальная" форма представляет собой как бы набор одних и тех же по виду отраслей (каждая - в пределах своей страны), причем конкуренция в каждой стране или небольшой группе стран, по сути, протекает независимо.

О тличительные черты конкурентной структуры мульти-национальной отрасли:

- конкуренция между фирмами резидентами и нерезидентами в каждой отдельной стране или небольшой группе стран протекает замкнуто и независимо от других стран;

- конкурентные преимущества компании в одной стране практически не влияют на ее конкурентные позиции в той же отрасли в другой стране.

Например: многие типы торговли, производство продуктов питания, оптовая торговля, страхование жизни, сберегательные банки, производство простых металлоизделий.

В глобальной отрасли конкуренция идет на действительно глобальной основе, т.е. конкурирующие фирмы:

- используют конкурентные преимущества, полученные в стране базирования в других странах;

- комбинируют преимущества, достигну­тые в стране базирования, с теми, которых они добились благодаря присутствию в других странах, например, эффект масштаба, способность обслуживать клиентов во многих странах или репутация, которую можно утвердить и в другой стране;

- полагаются на преимущества, проистекающие из их деятельности по всему миру.

Глобальная конкуренция имеет место в таких отраслях, как выпуск гражданских самолетов, телевизоров, полупроводниковых приборов, копиро­вальной аппаратуры, бытовой техники, автомобилей и часов, мобильных телефонов. В глобальной отрасли усиливается внутриотраслевая конкуренция, которая приобретает международный и глобальный характер: фирмам волей-неволей приходится конкурировать на международном рынке, чтобы получить или не упустить конкурентное преимущество в важнейших сегментах отрасли.

Глобализация отраслей особенно усилилась после второй мировой войны. В настоящее время многие отрасли находятся в переходном состоянии от «мульти-национальной» к глобальной форме, поэтому освоение глобальных конкурентных стратегий весьма важно для фирм многих стран.

Б). Глобальная конкурентная стратегия - способ достижения конкурентного преимущества фирмой в глобальной отрасли.

Глобальная конкурентная стратегия - такая конкурентная стратегия, при которой фирма:

- продает свою продук­цию и ведет свой бизнес во многих странах;

- применяет при этом единый подход для достижения устойчивых конкурентных преимуществ.

Единый подход, содержащийся и реализуемый глобальной стратегией заключается в том, что,

во-первых, при разработке стратегии главным вопросом становится размещение разных звеньев цепочки создания ценности(основных и вспомогательных видов деятельности) в пространстве межстранового делового взаимодействия и обеспечение ее работы, чтобы можно было продавать товар фирмы и вести бизнес по всему миру.

Во-вторых, практическое осуществление глобальной стратегии непременно означает применение двух ярко выраженных взаимодополняющих метода, с по­мощью которых фирма может добиться конкурентного преимущества или скомпенсировать различные невыгодные моменты из-за условий в той или иной стране.

Первый метод - конфигурация бизнеса: наиболее выгодное размещение различных видов основных и вспомогательных видов деятельности цепочки создания ценности в разных странах, чтобы наилучшим образом обслуживать мировой рынок, извлекать и реализовывать конкурентные преимущества.

Вто­рой методкоординация глобально распределенных звеньев бизнеса компании, т.е. согласование (координация)глобальной фирмой деятельности разбросан­ных по миру своих филиалов и других подразделений.

Например, размещение звеньев цепочки создания ценности, непосредст­венно связанных с покупателем (маркетинг, распространение товара и после­продажное обслуживание), обычно привязано к размещению покупателя. Кроме того, к местонахождению покупателя может быть привяза­но и размещение других видов деятельности из-за высоких транспортных расходов или необходимости тесного взаимодействия с покупателем. Напротив, такая деятельность, как выпуск продукции и обеспечение поста­вок сырья, комплектующих, полуфабрикатов и др., а также вспомогательная деятельность (развитие или приобре­тение технологии, осуществление НИОКР и т. п.) могут размещаться независимо от местонахождения клиента — такую деятельность можно выполнять где угодно.

В). Конфигурация и координация -основные методы глобальной стратегии.

При осуществлении конфигурации необходимо ответить на вопрос: В каких и в скольких странах выполняется каждый вид деятельности, входящей в цепочку ценности?

Например, выпускать ли компании "Форд" автомобили на одном крупном заводе в США или строить дополнительные заводы в странах Западной Европы и России?

Координация требует ответа на вопрос: Как согласовывается рассредоточенная деятельность (т. е. деятельность, выполняемая в разных странах)? Например, используются ли в разных странах одни и те же торговая марка и тактика сбыта или каждый фили­ал использует свою торговую марку и тактику, приспособленную к местным ус­ловиям?

Ответ на первый вопрос позволяет определить и реализовать конкретный вид конфигурации. Практический ответ на второй вопрос сводится к осуществлению таких аспектов глобальной координации между элементами выбранной конфигурации бизнеса в межстрановом (глобальном)пространстве, как обмен информацией; распределение прав и ответственности между подразделениями; согласование усилий подразделений фирмы в рамках транснациональной системы корпоративного управления.

Существуют два основных вида конфигурации бизнеса: сосредоточение деятельности и рассредоточение деятельности. Главным мотивом и основанием для фирмы выбора в пользу того или иного вида конфигурации является возможность получения устойчивых конкурентных преимуществ и нейтрализации невыгодных моментов от условий страны базирования и принимающей страны.

Первый вид конфигурации означает сосредоточение значительной части основных и вспомогательных видов деятельности цепочки создания ценности в какой-либо одной стране с последующим вывозом готовой продукции или деталей за рубеж.

Основными причинами сосредоточения деятельности являются:

- большой эффект масштаба при выполнении того или иного вида

деятельности;

- эффект резкого падения издержек производства по мере освоения

нового товара, в силу чего выгодно выпускать продукцию на одном

заводе;

- размещение взаимосвязанных видов деятельности в одном и том

же месте для облегчения их согласования.

Сосредоточенная, или основанная на экспорте, конфигурация бизнеса типична для таких отраслей, как авиастроение, тяжелое машиностроение, производство конструкционных мате­риалов.

Второй вид конфигурации означает рассредоточение основных и вспомогательных видов деятельности цепочки создания ценности по различным странам и регионам мира. Главным инструментом практического осуществления рассредоточения является прямое зарубежное инвестирование, что является отличительной особенностью данного вида конфигурации бизнеса.

Основными причинами рассредоточения деятельности являются:

- существенные различия местных потребностей в разных странах

- установление тесных контактов с клиентами путем развития маркетинговых и обслуживающих подразделений в различных странах;

- ответная реакция на давление правительств стран, проводящих жесткую протекционистскую политику;

- возможность накопления ценного опыта и развития ключевых компетенций путем анализа и обмена информацией из разных точек мира путем размещения в них своих филиалов и подразделений.

Рассредоточенная конфигурация бизнеса с использованием крупных прямых зарубежных инвестиций характерна для таких отраслей, как производство фасованных потребительских товаров, производство и поставка легковых автомобилей, медицинское обслуживание, телекоммуникации и многие виды сферы услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: