Сущность образовательной технологии: понятия и составные части

Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной техноло­гии на любом из уровней: общепедагогическом (общедидактиче­ском), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (техно­логически микроструктурном). Актуальность и объективная зна­чимость социально-культурного подхода к анализу и оценке обра­зовательных технологий обусловлены стоящей перед образова-


Раздел V. Социально-культурные технологии

нием необходимостью решения множества производственных, со­циальных, воспитательных, культурных проблем.

Сама социально-культурная сфера, представляющая совокуп­ность материальных и духовных условий жизнедеятельности че­ловека, предполагает интенсивное включение образовательных технологий, наравне с другими социально-культурными техноло­гиями, в решение проблем экономических, политических, соци­альных и культурных отношений, организации труда, быта и до­суга, воспитания и творчества, социально-культурной реабилита­ции людей, нуждающихся в поддержке и защите

Однако социально-культурная парадигма рассмотрения обра­зовательных технологий отнюдь не является универсальной. Она лишь дополняет и расширяет научные подходы, выработанные в педагогике, психологии, социологии, политологии, культурологии и других направлениях науки и практики. Источниками и состав­ными частями образовательных технологий, как технологий соци­ально-культурных, служат синтез достижений различных наук и практического отечественного и зарубежного опыта: сочетание традиционных элементов народной педагогики и культуры, педа­гогических и социально-культурных инноваций, опыта авторских школ; единство философских, социальных, психологических, кул ьтур о логических факторов образовательного процесса.

Крайне существенно выявить основания, по которым стано­вится возможной классификация используемых в социально-куль­турном пространстве образовательных технологий. При этом ого­воримся, что приводимая ниже их терминология пока не одно­значна. Определения технологий имеют широкий и узкий смысл, в ряде случаев дублируют друг друга, их значение часто зависит от конкретного социально-культурного контекста, некоторые тер­мины до сих пор остаются предметом дискуссий

В широком педагогическом значении каждая из социально-культурных образовательных технологий является специально ор­ганизованным процессом и обеспечивает взаимодействие отдель­ных лиц и групп в рамках конкретного социально-культурного опыта. В более узком педагогическом смысле эта технология вы­ступает как механизм формирования у ребенка, подростка, взрос­лого социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: