Сущность и общая характеристика

Сфера культуры, искусства, образования, досуга, спорта характери­зуется наличием различных по содержанию и направленности соци­ально-защитных, реабилитационных (адаптационных, анимационных, коррекционных) технолошй.

Исторически в традициях российской культуры - уважение к возрасту и старшинству. Общеизвестен тот факт, что лица стар­шего возраста и инвалиды всегда старались не быть обузой, зани­мались посильным трудом и вносили свою лепту в общее хозяй­ство, в воспитание детей и молодежи. Все эти компоненты и сего­дня определяют значение социально-культурной реабилитации для личностного развития и социализации людей, постоянно нуждаю­щихся в социальной защите и поддержке.

Обучение этим видам технологий, объединенным общей ин­формационной и коммуникативной доминантой, обязательно включается в основное содержание современного социокультур­ного образования. Наряду со специализированными социально-реабилитационными центрами и учебными заведениями в эту ра­боту вовлекаются учреждения социально-культурной сферы -клубы, Дома культуры, библиотеки, театры и филармонии, парки, музеи.


Раздел V. Социально-культурные технологии

Классификация и типология социально-защитных и реабилитационных технологий

Классификация и типология социально-защитных, реабилита­ционных технологий предполагает прежде всего их разделение в зависимости отфункционального назначения. Здесь выделяются две крупные и тесно взаимосвязанные категории Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специали­зированных игровых, культуротерапевтических, арттерапев-гических и других; они широко представлении в Атласе соци­ально-культурных реабилитационных технологий (Атлас соци­ально-культурных реабилитационных технологий/ Сост. Ю.С Моздокова. - М: МГУКИ, 2002).

Эти технологии не случайно обозначаются как базовые. Они первичны по своей сути, не зависят от влияния внешних соци­ально-экономических, политических, культурных и других факто­ров, отличаются определенной стабильностью, постоянством со­ставляющих их элементов.

В качестве постоянного ресурсодержателя базовых социально-защитных и реабилитационных технологий фигурируют, как пра­вило, государственные и негосударственные структуры, в их числе органы муниципального управления, государственные учреждения социально-культурной сферы, общественный сектор и коммерче­ские организации. В повседневной практике социально-культур­ной деятельности по-прежнему остаются приоритетными тради­ции просветительства, меценатства, попечительства, благотвори­тельности, социального посредничества и сотрудничества, прояв­ления общественной заботы о незащищенных слоях населения, Благоприятную среду для этого представляет наличие льготных систем налогообложения и социальных гарантий, которые явля­ются существенным фактором привлечения отечественных и зару­бежных инвесторов к реализации социально-защитных проектов и инициатив. К таким методикам работы с потенциальными спонсо­рами социально-культурной сферы относится так называемая тех­нология фандрайзинга.

Наряду с базовыми технологиями в работе среди социально незащищенных категорий населения - детей-сирот, воспитанников детских домов, инвалидов, лиц пожилого возраста - используются вспомогательные (прикладные) технологии. Прикладными в


Т.Г- Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность


Раздел V. Социально-культурные технологии



данном случае являются диагностические, информационные, ис­следовательские, проектные, коммуникативные, управленческие и другие технологии. Они вторичны и зависят от множества объек­тивных и субъективных факторов, но без них квалифицированное, профессиональное осуществление социально направленных реа­билитационных (групповых и индивидуальных) программ прак­тически невозможно.

Другое немаловажное логическое основание классификации социально-защитных и реабилитационных технологий составляет структурно-содержательный признак. Он определяет направле­ние и характер социально-защитного, реабилитационного воздей­ствия на личность ребенка или взрослого, отбор и локализацию соответствующих средств и способов. С этой целью используются многочисленные социально-культурные технологии, в первую очередь оздоровительные (медико-биологические, валеологиче-ские, курортологические, лечебно-профилактические), культуро-ориентированные и культуротворческие: (арттсрапия, библио­терапия, экологические, гарденотерапия, иппотерапия, клубно-спортивные и спортивно-оздоровительные, лекотерапия, фитоте­рапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др.), художественно-при­кладные, ремесленные и другие. Например, в детской инвалид­ной среде хорошо себя зарекомендовала так называемая юморо-терапия - например, проведение выступлений артистов эстрады, цирковых клоунов, фокусников, шоу-групп в детских клиниках и реабилитационных центрах.

Часто для получения конкретного результата в реабилитации, коррекции, адаптации прибегают к выборочному отбору техноло­гий по признаку преобладания одного или нескольких домини­рующих на занятии методов, способов и приемов.

В этих случаях в распоряжении педагогов-организаторов на­ходятся игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малопод­вижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические и эвристические (показ, рассказ, пересказ, объясне­ние, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развиваю­щие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные, в том числе масс-ме-дийные (компьютерные, системы «репетитор», «консультант», ки­но, телевидение, радио, пресса). Конечно, любая из этих техно-


логий помимо преобладающего метода опирается и на другие способы и приемы, всегда остается комплексной Но своим ха­рактерным акцентом на ту или иную сторону процесса реабилита­ции детей и взрослых она приобретает свое название

Для достижения социально-защитных и реабилитационных целей психологически оправдан и выбор соответствующей органи­зационной формы использования технологии. В данном случае характер и содержание работы менеджера, педагога, технолога зависят от целевой направленности мероприятия, состава участни­ков и условий их социально-культурной деятельности.

Социальная защищенность и реабилитационное воздействие обеспечиваются за счет использования таких технологий, как вне­дрение льготного социально-культурного обслуживания нуждаю­щихся групп населения, технологии специализированные, индиви­дуальные, мелкогрупповые, групповые и массовые; семейные, клубные, классно-урочные; дифференцированные и разновозраст­ные, стационарные и туристско-экскурсионные и другие. Одни из этих технологий являются традиционными, другие - нетрадици­онными, альтернативными, нередко содержащими элементы инно­вации,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: