Технологии управления субъектами в социально-культурной сфере

Всеми перечисленными, а также достаточно сложной техно­логией управления аудиторией, обязаны владеть ведущие. Вы­полняя одни и те же менеджерские функции в каждом из видов социально-культурной деятельности (в современной эстраде и шоу-бизнесе, в руководстве студией или клубным объединением, я управлении дискотекой и т.д.), ведущие могут называться по-разному: лидер, педагог, тренер, режиссер, мастер, диск-жокей и т.д.

Главными действующими лицами на клубных дискотеках и вечеринках являются диск-жокей, или диджей (с англ. - человек, «скачущий на дисках») и ви-джей, отвечающий за организацию визуальной среды.

Более расширенно термин «ведущий» применительно к соци­ально-культурной деятельности означает человека, возглавляюще­го на данный момент досуговую общность, группу людей или мас­совую аудиторию. В соответствии с современными моделями ор­ганизации досуга и общения, предполагающими тесное сотрудни­чество, сотворчество людей, такое понимание слова «ведущий» уже неприемлемо. Куда точнее, по утверждению известного жур-


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

налиста В. Познера, английское слово «модератор» - посредник, способствующий общению людей.

Его работа оценивается умением организовать и направлять общение аудитории, спор, дискуссию. В США, например, умение общаться, дискутировать культивируется с детских лет и имеет давние традиции. Во время публичных дебатов на разные темы и на разных уровнях перед американскими модераторами не стоит проблема стимулировать обсуждение, скорее возникает другая -управлять дискуссией, не дать ей «выйти из берегов». Аудитория охотно идет на контакт, и с нею проще работать.

С технологией управления аудиторией в социально-культурной сфере может справиться представитель любой профес­сии, как специалист, так и непрофессионал. Но в каждом случае суть, «зерно» такой технологии состоит в организации взаимодей­ствия, контакта, непринужденного общения между творческой личностью, мастером, художником, носителем культурной ин­формации и редких умений, с одной стороны, и аудиторией, пуб­ликой, коммерческими структурами - с другой

Особенно это относится к уровню личных качеств и способ­ностей отдельных предприимчивых администраторов, импреса­рио, работающих на рынке социально-культурных услуг. Многим из них, действительно, чуждо понятие профессиональной этики, далеко не во всех случаях они обеспечивают, в соответствии с по­требностями, благоприятные условия для талантливых исполните­лей, мастеров (певцов, музыкантов, артистов театра, цирка и кино и т. п.). В результате технологии управления социально-культурной сферой часто выглядят крайне примитивно, искусст­венно ограничиваются.

В зависимости от состава действующих субъектов, занятых в разработке и реализации социально-культурных проектов и про­грамм, можно выделить несколько преобладающих, ролевых управленческих функций, выполняемых специалистами на том или ином этапе.

Это прежде всего предпринимательство, продюсерство, ме­неджмент в сфере организации социально-культурной деятельно­сти, образования, творчества, досуга; посредничество в двух «ипо­стасях»: в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль импресарио, антрепренера);


Раздел V. Социально-культурные технологии

реформаторство, инновационная творческая деятельность, связан­ная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в области культуры и досуга; лидерство в малых и больших группах, формальных или неформальных социально-культурных общностях, связанное с выполнением организацион­ных, коррекционных, обучающих, воспитательных, коммуника­тивных и других функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: