Массмедийные технологии

Перспективы дальнейшего роста информационного потен­циала социально-культурной сферы во многом зависят от совре­менных технологий эффективного использования аудиовизуаль­ных средств, мультимедиа (компьютерных программ) и массме-диатехнологий,

Понятие «мультимедиа», ассоциирующееся с использованием персональных компьютеров, по своим возможностям приобретает исключительно важную значимость для организации индивиду­альной и коллективной социально-культурной деятельности. Со­циально-культурная среда не только предоставляет неограничен­ные возможности, но и открывает новую философию применения персональных компьютеров.


Раздел V. Социально-культурные технологии

Данный вид информационных технологий позволяет выдать тот или иной материал (учебный, проектный, творческий) в об­разном виде. Технология мультимедиа находит все более широкое распространение как средство для создания разнообразных куль­турных продуктов и оказания социально-культурных услуг, свя­занных практически со всеми областями деятельности человека.

Мультимедиа, по существу, открывают магистральное направ­ление в обогащении содержания информационных, художест­венно-зрелищных, реабилитационных и других социально-куль­турных технологий. Это стало возможным благодаря огромным объемам информации, вмещаемой в лазерный диск, и специаль­ным программным средствам, обеспечивающим быстрый и удоб­ный поиск нужного ответа.

Так, например, компьютер произвел подлинную революцию в эниклопедическом деле. Высокие компьтерные технологии дали возможность в десятки и сотни раз ускорить дорогостоящий и кро­потливый процесс производства энциклопедических словарей. Основанные на принципиально новом уровне подачи и восприятия комбинированной информации, электронные энциклопедии с по­мощью компакт-дисков сулят немыслимые ранее перспективы в методах организации информационных потоков.

В этом отношении уникальным культурным продуктом явля­ется самая информационно ёмкая в мире Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ). Она вмещает 83 тысячи статей и бо­лее 20 тысяч иллюстраций (фотографий, репродукций, анимаций, аудио- и видеофрагментов) и свыше 30 больших мультимедийных приложений. Любой один взятый наугад диск БЭКМ позволяет пользователю мгновенно выбрать операцию по своему желанию: послушать музыку, прочитать отзывы и посмотреть фрагменты из фильмов, тут же проверить информацию в каталогах, фонотеках, географических атласах, на картах звездного неба, в полных тек­стах (!) классических произведений художественной литературы и исторических трудов, а также воспользоваться статьями из пяти других разнопрофильных словарей, включая знаменитую энцик­лопедию Брокгауза и Ефрона.

Таким образом, в качестве ошеломляющего продукта соци­ально-культурной деятельности, используемого во многих видах общественной практики (науке, искусстве, архивном деле и т.д.),


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильииков. Социально-культурная деятельность

мультимедийные технологии обретают самое различное предна­значение: 1) как идея, как принципиально новый подход к хране­нию научной, художественной и иной информации, как концеп­ция, позволяющая закодировать и текст, и звук, и изображение в виде двоичных чисел; 2) как оборудование, которое необходимо для обустройства рабочих и учебных мест в учреждениях куль­туры, образования, досуга, спорта и включает видеокамеры, виде­овводы, видеопамять, видео- и аудиоплаты, синтезаторы, стерео­звук, большие качественные экраны и мощные компьютеры, спо­собные объединить всю систему в единый работоспособный ком­плекс, 3) как)никальный инструментарий для получения конкрет­ного социально-культурного продукта (каталога, учебника, энцик­лопедического словаря, фильма и т.д.) в результате реализации мультимедиа-идеи на мультимедиа-оборудовании

В условиях стремительного роста и изменения характера (на­пример, непостоянства) информации, циркулирующей в соци­ально-культурной сфере, мультимедиа (наряду с Интернет-сетью) становятся едва ли не единственным и естественным эффектив­ным источником для внесения инновационных элементов в обра­зовательные, художественно-зрелищные, развлекательно-игровые, реабилитационные и другие технологии.

До сих пор в истории цивилизации не возникало ситуации, по­добно сегодняшней, когда любому человеку (а не только посети­телю библиотеки или музея) открыт свободный доступ к огром­ному объему научной, культурной, художественной информации. Если принять во внимание особенности психологии, памяти, при­вычек и потребностей аудитории, с которой работают социально-культурные институты, то очевидной становится проблема наибо­лее оптимальной организации отбора и систематизации этой ин­формации каждым из пользователей. Только мультимедиа по си­лам обеспечить соблюдение критериев такого отбора: какая ин­формация для данного пользователя является обязательной, базо­вой, а какая - дополнительной, необязательной, специальной, фа­культативной,

Мультимсдиапродукт может содержать информации не мень­ше, чем целый музей, архив или библиотека. А поскольку такой продукт доступен любому и предназначен для самостоятельного потребления, пользование им необходимо организовать так, что-


Раздел V, Социально-культурные технологии

бы разобраться в этом можно было бы без специальной подго­товки

Эта проблема решается для пользователя с помощью гипер­текста и гипермедиа. Гипертекст является системой перекрестных ссылок, дающей возможность получить нужную справку сразу же. как только в этом возникла необходимость. Гипермедиа - это воз­можность выбрать область или сектор на картинке, на экране, на схеме и тут же получить нужную справку, иллюстрацию или зву­козапись.

В практике социально-культурной деятельности система муль­тимедиа помогает преодолевать переизбыток информации, она демонстрирует свою дружественность и открытость на массовых мероприятиях (праздниках, концертах, презентациях, фестивалях и соревнованиях и т.д.), в студийной работе и в индивидуальном пользовании. Мультимедийные комплексы и программы невольно заставляют практиков, занятых в социально-культурной сфере, преодолеть негативную реакцию по отношению к таким уже ставшим привычными понятиям, как «компьютер», «Интернет», «база данных», «мультимедиа)), «дистанционное обучение», Именно в знании и умении пользоваться всем, что стоит за этими ключевыми словами, набор которых постоянно расширяется и об­новляется, состоит способность специалистов адаптироваться к современным технологическим требованиям, серьезно заниматься реализацией потребительского спроса

Следует сделать вывод, что если не каждый мультимедиапро-дукт по своему характеру и содержанию обязательно является со­циально-культурным, то всякий социально-культурный продукт (включая любой проект, ту или иную акцию, предметное дейст­вие) рано или поздно должен приобрести черты мультимедиа. Ов­ладение мультимедийными технологиями предполагает, чтобы и педагог, и менеджер, и любой специалист, от которого зависит успех или неуспех мультимедийного продукта, соединял в себе качества сценариста и методиста, дизайнера и звукооператора, режиссера-постановщика и компьютерщика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: