Предисловие. Образовательная область "Технология" значительно отличается от существовав­шего в учебном плане трудового обучения

Образовательная область "Технология" значительно отличается от существовав­шего в учебном плане трудового обучения. Цели и задачи технологического образова­ния состоят в фор­мировании мировоззрения школьников о многообразной технологи­ческой преобразующей дея­тельности человека и общества в современном мире, в фор­мировании не только знаний, умений и навыков, но и собственных представлений, су­ждений и умозаключений об устройстве мира и о трудовой деятельности, ее результа­тах и их влиянии на все сферы человеческой и общественной жизни. Это связано с реализацией объективной тенденции к глобализации человеческого сообще­ства, к соз­данию на планете единой цивилизации, обладающей не только общими культурными ценностями, нормами морали и стратегией жизнедеятельности, но также и с углубле­нием и усу­гублением проблем существования и развития людей.

Однако учитель технологии в школе, как, впрочем, и система подготовки и по­вышения квалификации учительских кадров, по-прежнему ориентированы, главным образом, на решение локальной задачи трудовой подготовки - обучению и воспитанию школьников в рамках сложив­шейся в ходе многолетней практики ограниченной сово­купности знаний, умений и навыков, кото­рые призваны были обеспечивать подготовку школьников к будущей деятельности на своем рабо­чем месте.

Изменение ориентиров в технологическом образовании возможно путем преоб­разования структуры педагогической системы. Одним из основных элементов этой структуры является со­держание технологического образования и его связи с другими сферами человеческих интересов. Технология в этой новой педагогической структуре должна рассматриваться как наука о техно­сфере, как совокупность преобразователь­ных систем и как целенаправленная деятельность людей, влияющая на природу, обще­ство и человека. Технология в таком виде может рассматриваться че­рез раскрытие сущности глобального технологического мира, взаимосвязи с ноосферой, биосфе­рой, геосферой, а также через изучение основных закономерностей его формирования, су­щество­вания и развития.

Общая технология построена на многовековом опыте практической преобра­зующей дея­тельности людей и отражает общие вопросы всех видов преобразования материалов (вещества), энергии и информации. Изучение принципов и закономерно­стей технологической деятельности, последовательности проектирования и осуществ­ления преобразований, факторов и условий пере­хода на новые ступени развития - все это позволит учителю технологии осуществлять подготовку школьников к оптималь­ной деятельности и поиску решений в направлении гармоничного разви­тия не только, собственно, в области совершенствования преобразовательных систем, но и в раз­витии уровня их общей культуры.

Настоящий учебник основан на анализе накопленного научного и эмпирического опыта преобразующей деятельности, обобщения отдельных явлений и закономерно­стей, изучения неко­торых теоретических основ технологического развития, что, по существу, определяет подходы к формированию субъекта такого развития.

Учебник представляет собой первую попытку обобщения закономерностей по­строения и действия преобразовательных систем. Поэтому, вполне естественно, учеб­ник нельзя считать со­вершенным, он имеет недостатки.

При этом авторы отдают себе отчет в том, что они еще не сумели преодолеть технократи­ческий подход к развитию технологических систем, хотя и понимают, что основой технологиче­ского образования и развития технологии должен быть культуро­логический подход. Это диамет­рально противоположные взгляды: технократический - техника как самоцель, власть, главенство техники над всем, в том числе и человеком; технологический на основе культурологического под­хода - техника как средство само­реализации личности, технологии - как условие гармонии триады: природа - техносфе­ра - общество. Потребуется время, чтобы произошли перманентные изменения в фило­софских, психологических, научно-технологических взглядах на эту весьма важную про­блему.

Авторы будут признательны читателю за все предложения и замечания по струк­туре и со­держанию учебника.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: