Образовательная область "Технология" значительно отличается от существовавшего в учебном плане трудового обучения. Цели и задачи технологического образования состоят в формировании мировоззрения школьников о многообразной технологической преобразующей деятельности человека и общества в современном мире, в формировании не только знаний, умений и навыков, но и собственных представлений, суждений и умозаключений об устройстве мира и о трудовой деятельности, ее результатах и их влиянии на все сферы человеческой и общественной жизни. Это связано с реализацией объективной тенденции к глобализации человеческого сообщества, к созданию на планете единой цивилизации, обладающей не только общими культурными ценностями, нормами морали и стратегией жизнедеятельности, но также и с углублением и усугублением проблем существования и развития людей.
Однако учитель технологии в школе, как, впрочем, и система подготовки и повышения квалификации учительских кадров, по-прежнему ориентированы, главным образом, на решение локальной задачи трудовой подготовки - обучению и воспитанию школьников в рамках сложившейся в ходе многолетней практики ограниченной совокупности знаний, умений и навыков, которые призваны были обеспечивать подготовку школьников к будущей деятельности на своем рабочем месте.
|
|
Изменение ориентиров в технологическом образовании возможно путем преобразования структуры педагогической системы. Одним из основных элементов этой структуры является содержание технологического образования и его связи с другими сферами человеческих интересов. Технология в этой новой педагогической структуре должна рассматриваться как наука о техносфере, как совокупность преобразовательных систем и как целенаправленная деятельность людей, влияющая на природу, общество и человека. Технология в таком виде может рассматриваться через раскрытие сущности глобального технологического мира, взаимосвязи с ноосферой, биосферой, геосферой, а также через изучение основных закономерностей его формирования, существования и развития.
Общая технология построена на многовековом опыте практической преобразующей деятельности людей и отражает общие вопросы всех видов преобразования материалов (вещества), энергии и информации. Изучение принципов и закономерностей технологической деятельности, последовательности проектирования и осуществления преобразований, факторов и условий перехода на новые ступени развития - все это позволит учителю технологии осуществлять подготовку школьников к оптимальной деятельности и поиску решений в направлении гармоничного развития не только, собственно, в области совершенствования преобразовательных систем, но и в развитии уровня их общей культуры.
|
|
Настоящий учебник основан на анализе накопленного научного и эмпирического опыта преобразующей деятельности, обобщения отдельных явлений и закономерностей, изучения некоторых теоретических основ технологического развития, что, по существу, определяет подходы к формированию субъекта такого развития.
Учебник представляет собой первую попытку обобщения закономерностей построения и действия преобразовательных систем. Поэтому, вполне естественно, учебник нельзя считать совершенным, он имеет недостатки.
При этом авторы отдают себе отчет в том, что они еще не сумели преодолеть технократический подход к развитию технологических систем, хотя и понимают, что основой технологического образования и развития технологии должен быть культурологический подход. Это диаметрально противоположные взгляды: технократический - техника как самоцель, власть, главенство техники над всем, в том числе и человеком; технологический на основе культурологического подхода - техника как средство самореализации личности, технологии - как условие гармонии триады: природа - техносфера - общество. Потребуется время, чтобы произошли перманентные изменения в философских, психологических, научно-технологических взглядах на эту весьма важную проблему.
Авторы будут признательны читателю за все предложения и замечания по структуре и содержанию учебника.