Введение. Современного человека можно характеризовать как субъекта собственного куль­турно-ис­торического развития

Современного человека можно характеризовать как субъекта собственного куль­турно-ис­торического развития, обладающего высокими интеллектуально-духовными качествами и матери­ально обеспеченного. Общество, представляющее собой совокуп­ность множества людей, также отличается наивысшим за всю историю развития чело­вечества уровнем культуры, хотя возможны и временные снижения.

Этот интеллектуально-духовный и материальный потенциал достигнут людьми как резуль­тат их совместного многотысячелетнего труда в процессе преобразующей деятельности. Способ­ность к трудовой преобразующей деятельности - инновационной и репродуктивной, интеллекту­альной и духовной - обеспечила человеку не только бо­лее эффективное выживание по сравнению с другими живыми существами на земле, но и преобладание над ними. Не только "завоевание" всей земной поверхности, но и еще больший рост своих способностей. Трудовая деятельность лю­дей позволила изме­нить естественную природу, создать особый, не свойственный ей искусствен­ный мир и обеспечить себе надежное и стабильное существование.

Совокупность действий по созданию материальных объектов, сами эти объекты, а также последствия их воздействия и влияния на человека, общество и природу, обра­зует в настоящее время глобальную структуру. Она представляет собой объективно существующую и необратимую реальность, часть планетной системы. Результат изме­нения мира представляет собой совокуп­ность всех материальных, энергетических и информационных преобразований, проявляющихся в виде объектов искусственного (рукотворного) происхождения и осуществляемых, по крайней мере, по двум причи­нам: во-первых, как способ преодоления неблагоприятных условий природ­ной среды (для выживания), во-вторых, как средство удовлетворения все возрастающих виталь­ных, духовных и интеллектуальных потребностей человека (для повышения качества жизни). Се­годня люди все в большей степени "переселяются" из естественной природы в созданный ими ру­котворный искусственный мир, который их и кормит, и одевает, и согревает, и развивает.

Созданный людьми искусственный мир (техносфера, "вторая природа") состоит из не свой­ственных естественной природе органических и неорганических элементов, созданных в процессе целенаправленной преобразующей деятельности людей. Он представляет собой часть планетной системы, взаимодействующей с другими ее частя­ми - естественной природой, человеком и обще­ством. Техносферу можно рассматри­вать как форму существования ноосферы, как средство мате­риализации множества мысленных образов в мир реальностей.

На протяжении всего периода исторического развития цивилизации создаваемые людьми процессы и средства ("артефакты") не только являлись средством удовлетво­рения человеческих потребностей, но также стимулировали дальнейшее развитие но­вых, других процессов и средств и обеспечивали развитие самой этой цивилизации.

Поэтому созданную человечеством преобразующую среду можно считать одновремен­но и функцией, и аргументом исторического развития человеческого общества. В свою очередь, разви­тие этой среды является одновременно и условием развития интеллекту­ально-духовных потенций человека, и результатом реализации этих потенций.

Однако человечество все сильнее ощущает на себе последствия собственной пре­образую­щей деятельности, которые, по утверждениям пессимистов, уже достигли кри­тического уровня и создают непосредственную угрозу существованию цивилизации. Но, с другой стороны, человек не может отказаться от тех благ, удобств и комфорта, которые несет с собой техносфера. Глобальное противоречие состоит в том, что техно­сфера оказывает пагубное воздействие на человека и другие элементы планетной сис­темы. Но и отказ от услуг искусственного технологического мира тоже равносилен прекращению развития и существования цивилизации. То есть, с техносферой плохо, но и без нее уже нельзя.

Техносфера, таким образом, составляет не только основу развития человеческого сообще­ства, но и его условие существования. Совокупность процессов и средств пре­образования удовле­творяет потребности человека во всех сферах его жизни и деятель­ности. Их использование приоб­рело обыденный характер в повседневной жизни чело­века. Применение все более сложных про­цессов и средств требует от человека, по меньшей мере, упорядоченных знаний о них, умений пользоваться этими средствами и определенных навыков их обслуживания. А для тех, кто связан с их разработкой и производством, еще и профессиональных знаний в соответствующей отрасли и сис­темных представлений о техносфере в целом.

Во второй половине XIX века человечество начало осваивать четвертую универ­сальную культуру - технологическую. Но в отдельных государствах, и особенно в бывшем СССР, форми­ровался примат техники, но не технологии. В этих условиях, ко­гда создание техники было как са­моцель, постепенно складывалось технократическое мышление, т.е. власть техники. Она покорила природу, а вместе с ней и человека. Тех­нократическая культура проявилась в философии (техно­кратические теории), искусстве (абстракционизм), политике (милитаризм, шовинизм), педагогике (авторитаризм, бю­рократизм) и др. Потребовались годы, чтобы человечество осознало беспер­спектив­ность технократического пути развития и вышло на технологический.

Изучение общих законов, закономерностей и явлений преобразующей деятельно­сти, ее влияния на элементы планетной системы, прогнозирование тенденций развития и определение принципов, правил и критериев оптимального развития входит в сферу интересов всех естествен­ных наук - физики, химии, биологии, а также социальных и гуманитарных наук. Особое место в изучении и решении проблем преобразующей дея­тельности человеческого сообщества принадле­жит технологии.

Трудовая преобразующая деятельность людей на протяжении всего культурно-историче­ского развития понималась и обозначалась по разному. У разных народов су­ществовало несколько десятков определений такой деятельности. Так у греков сущест­вовало понятие "техне" (techne) - искусство, мастерство, умение, а в латинском языке существовало понятие "культура" (culture) - обрабатывать, возделывать.

За прошедшие тысячелетия слова приобрели несколько иной оттенок и даже смысл. Сло­вом "культура" обозначают в настоящее время исторически определенный уровень развития об­щества который характеризуется совокупностью созданных мате­риальных и духовных ценностей, а слово "техне" преобразовано в "технологию". В со­временной жизни слово "технология" все чаще употребляется во многих отраслях дея­тельности. Многообразие понятий этого слова отражает с одной стороны деятельностную его ориентированность, а с другой - не достаточную четкость. Так, говорят о технологии промышленного производства, технологии строительства, технологии сель­ского хозяйства, технологии ведения домашнего хозяйства, технологии человеческого обще­ния, технологии воспитания, технологии предвыборной компании, технологии покорения при­роды, технологии исполнения, технологии исследований, технологии выращивания растений, ин­форма­ционных технологиях, энергетических технологиях, технологиях приготовления пищи и пи­тания и др.

Общим для большинства формулировок является то, что со словом "технология" связано какое-либо преобразующее действие, некоторая преобразующая деятельность - действие и дея­тельность по изменению или сохранению состояния некоторых исход­ных материалов (вещей), энергии и информации с целью получения требуемого ре­зультата.

Такая деятельность осуществляется различным образом: элементарное действие,
совокупность элементарных действий, обеспечивающих определенную законченность, завершенность, а также множество действий и их совокупность по удовлетворению по­требностей людей.

В сопоставлении понятий "технология" и "культура" можно отметить два обстоятельства. Во-первых, технология это материальная часть общей культуры общества, мате­риальная культура, а, во-вторых, деятельность по преобразованию чего-либо, т.е. динамическая составляющая культуры.

В настоящее время под технологией принято понимать науку о преобразовании и исполь­зовании материалов (вещества), энергии и информации в интересах и по плану человека.

Однако такое понимание термина "технология" не в полной мере отражает суще­ство пре­образовательной деятельности, т.к. любые преобразования несут с собой од­новременно с полез­ными результатами также и незапланированные последствия, часто противоречащие интересам человека. Кроме того, указанная формулировка не преду­сматривает взаимодействие и взаимное влияние процесса и средств преобразования на человека, общество и естественную природу. Тем не менее, для понимания сущности человеческой преобразующей деятельности на начальном этапе ее изучения такое обо­значение "технологии" может быть принято.

Процесс преобразования представляет собой некоторую определенную совокуп­ность взаи­модействующих элементов, обеспечивающих достижение требуемого ре­зультата. К ним отно­сятся:

• исходные ресурсы, подлежащие преобразованию;

• совокупность средств преобразования, с помощью которых выполняются не­которые действия в определенной последовательности;

• среда преобразования как надсистема по отношению к преобразующей системе; система управления процессом преобразования, обладающая способностью измерений и оценки результа­тов преобразования и осуществления управляющего (корректирующего) и воздействия на эле­менты, системы и надсистемы в случае несо­ответствия достигаемого результата (требуемому).

Проблема технологического развития состоит в том, чтобы обеспечить гармоничное сосу­ществование всех планетных систем и подсистем с одновременным удов­летворением все возрас­тающих потребностей человека и общества. Цепочка стратегий развития цивилизации должна быть дополнена стратегией гармоничного развития.

Глава 1. Планетная система 1.1. Эволюция

Появление человека разумного связано с моментом эволюции биосферы земли, когда чело­векообразное существо приспособило и применило какое-то орудие, инст­румент для осуществле­ния или облегчения некоторого действия, связанного с добычей пищи или защитой от нападения хищников. Применение инструментов происходило на примитивном уровне. Несовершенными были сами инструменты (палка, камень или гибкая ветвь). Их внешний вид и свойства оценива­лись подсознательно (интуитивно), а результат применения инструментов не всегда и даже чаще всего не обеспечивал на­дежную защиту или стабильность в добывании пищи.

Однако "зерно разума" попало в благоприятную среду и с течением времени мыслительные способности человека развивались все более интенсивно. Действия че­ловека становились осоз­нанными. Он более определенно формировал в своем созна­нии образы инструментов и приспо­соблений, яснее представлял результаты действий, которых требовалось достигать, появилась спо­собность к планированию деятельности. Чрезвычайно важным элементом становления и развития человека являются его руки, их подвижность, с помощью которых создавались все инструменты и орудия. Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что мыслительные, "изобрета­тельские" способности человека, подвижность его рук и пальцев, а также не­благоприятные усло­вия окружающей среды, которым нужно было противостоять, что­бы выжить, обеспечили форми­рование человека из человекоподобного биологическо­го существа.

Человек стал человеком благодаря сознательной преобразующей деятельности в борьбе за выживание в неблагоприятной природной среде. Основополагающим факто­ром формирования че­ловека является деятельность, построенная на его разуме и под­вижности рук.

Прошел достаточно большой эволюционно-исторический период времени преж­де чем че­ловек стал независимым от неблагоприятного природного воздействия. В борьбе за выживание, за обеспечение надежной и стабильной жизни человек придумы­вал и создавал своими руками все новые и новые инструменты, орудия, приспособле­ния и сооружения, обеспечивающие выполне­ние каких-либо действий и процессов, ре­зультаты которых планировались им заранее. При этом затраты собственных сил и энергии на единицу производимого результата непрерывно снижались. Человек при­думал жилище и определил как и из чего его построить, придумал копье и топор и оп­ределил как их изготовить и применять, придумал как выращивать съедобные растения и как по­лучать большой урожай, человек придумал как приручить ("одомашнить") ди­ких животных и как получать от них больше пользы и т. д.

Теперь уже к создаваемым средствам осуществления процессов собственной дея­тельности стали предъявляться не только функциональные требования, но и эргономи­ческие, и эстетические. Более того, стали специально создаваться предметы, не имею­щие каких-либо преобразовательных функций и удовлетворяющие только духовно-эстетические потребности. Так появилась особая от­расль человеческой деятельности - искусство: рисунки, скульптура, живопись, музыкальные инст­рументы, оформление интерьера жилища, одежда и др. Таким образом, человек создал вокруг и внутри себя не только материальный мир, но и мир образов, представлений - интеллектуально-ду­ховный мир.

Для создания средств (артефактов) и процессов изменения действительности в требуемом направлении люди использовали и применяли ресурсы естественной при­роды (материалы и энер­гию), собственные физические силы и, что особенно важно, информацию, которая накапливалась и передавалась от поколения к поколению. Ин­формацию об окружающем мире, о средствах, про­цессах и результатах преобразова­тельной деятельности, информацию духовно-эстетическую и ин­теллектуальную как из области реальной действительности, так и из области образов и представ­лений, суще­ствующих только в сознании людей.

По мере развития и усложнения преобразовательной деятельности внутри обще­ства проис­ходила специализация людей. Часть из них была занята изготовлением обу­ви; у других главным занятием было создание домашней утвари; третьи лучше других справлялись с производством орудий для охоты и рыбной ловли; четвертые добива­лись большего успеха в охоте, выращивании растений, домашних животных, приго­товлении пищи и т. д. Знания, накопленные в какой-либо области трудовой преобра­зующей деятельности, аккумулировались и передавались от поколения к поколению. Образовывались ремесленные производства, в которых главными ценностями были знания, опыт, информация о том, как лучше всего выполнять какое-либо средство или предмет по­требления.

Формированию ремесленных производств, разделению людей по областям дея­тельности способствовали не только их знания, умения и успех в этих видах деятель­ности. Значительное влияние в разделении людей на профессиональные группы оказа­ла возросшая производительность труда, в котором все больше использовались специ­альные приспособления, механизмы, инстру­менты и другие средства. Сам процесс тру­да становился более организованным, применялась бо­лее совершенная последователь­ность изготовления изделий и выполнения отдельных приемов, процедур и операций; создавались и применялись новые материалы. Улучшалось качество выпол­нения ими своих функций, внешне они становились более эстетичными, а их цена снижалась. Все это способствовало тому, что люди в результате своей деятельности стали создавать больше про­дукции, чем это было необходимо для их потребления. Излишки создавае­мого продукта обмени­вались на другие необходимые продукты, созданные другими ремесленниками, или продавались.

Развитию преобразовательной деятельности людей в значительной степени спо­собствовала состязательность между ними, конкуренция. Преимуществом в конку­рентной среде обладали те ремесленники, которые создавали более дешевую продук­цию, обладающую высокими потреби­тельскими свойствами. Чтобы создать такую продукцию необходимо было непрерывно придумы­вать и осуществлять что-то новое в производстве - новые инструменты, приспособления и меха­низмы, новые материалы, новые изделия, новые процессы.

Непрерывно возрастали и потребности людей. Стремление разнообразить среду жизни, создать более благоприятную и комфортную бытовую обстановку, быть и вы­глядеть лучше других стимулировало развитие преобразующей деятельности. Общест­во требовало создания новой ори­гинальной и необычной продукции и производство создавало ее. В свою очередь новая продукция стимулировала рост и развитие потреб­ностей людей, их запросов и желаний.

Эволюционно-историческое развитие человека, общества и преобразующей дея­тельности людей прошло, таким образом, достаточно длительный созидательный путь, который может быть разделен на два этапа. Первый этап был связан с деятельностью

по преодолению неблагоприятных условий естественной природы, а второй - с удов­летво­рением все возрастающих потребностей и улучшением качества материальной, духовной и интел­лектуальной жизни людей. Иными словами первый этап можно обо­значить как этап выживания в неблагоприятных природно-климатических условиях, а второй - как этап повышения уровня и ка­чества жизни.

Резкой границы между этими этапами обозначить невозможно. Они почти всегда сущест­вовали рядом, параллельно друг другу. Можно лишь говорить, что ориентация людей на повыше­ние качества жизни стала возможной после того, как люди обеспечи­ли себе относительно ста­бильное, надежное и независимое существование.

Общим для всех этапов развития человека является его инновационная преобра­зующая деятельность по превращению природных материалов и энергии (исходные ре­сурсы) в нужные для человека предметы потребления и средства преобразования. В ре­зультате этой деятельности был создан некоторый искусственный мир жизни и дея­тельности, существенно отличающийся от естественной природы. Основным источни­ком пополнения информации о преобразующей дея­тельности был опыт самой этой деятельности и явления естественной природы, которые люди применяли в преобразо­вательных процессах. Однако на определенном отрезке времени информа­ции, полу­ченной от такого опыта, стало недостаточно для повышения эффективности преобра­зо­вательных процессов. Усложнение и расширение процессов преобразования и за­просов общества потребовало более точного исполнения процедур и операций, созда­ния быстродействующих средств осуществления процессов, повышения прочности применяемых материалов, которые бо­лее полно и на высоком уровне качества удовле­творяли бы потребности людей. Немаловажное значение для усовершенствования пре­образующей деятельности имело стремление ремесленников к достижению большего количественного и качественного результата в условиях конкуренции.

Для повышения эффективности преобразующей деятельности все чаще стали ис­пользо­ваться результаты научных исследований и открытий. Произошло постепенное врастание естест­венных наук и математики в процессы преобразования. Существовав­шие относительно самостоя­тельно и обособленно физика, химия, биология как "чистые" науки стали источником новых идей и направлений в создании материально­го, "рукотворного" мира. Естественные науки и матема­тика, объектом изучения кото­рых являлись природные явления и закономерности, расширили сферу своего влияния и "интереса" также и на область процессов и средств, создаваемых людьми для удовле­творения потребностей и отличающихся от природной среды. С другой стороны, есте­ственные науки и математика получили соответствующее интенсивное развитие от участия в пре­образующей деятельности. Научные открытия, установленные законы и закономерности естест­венной природы позволили повысить эффективность преобра­зовательных процессов, а, послед­ние, в свою очередь, создали новые средства и про­цессы научных исследований, расширившие и углубившие их. Создавался и в наше время уже сформировался единый научно-технический ком­плекс, обеспечивающий чрезвычайно высокие темпы материального, духовного и интеллектуаль­ного развития человека и общества.

Человек, благодаря собственной преобразующей деятельности и развитию в про­цессе этой деятельности своих мыслительных способностей и двигательных способно­стей рук, превратился в относительно самостоятельное независимое от природы суще­ство. В биосфере появилась новая эволюционирующая система, не подчиняющаяся за­конам эволюции биосферы - человеческое со­общество. В известной степени люди

противопоставили себя природе, придумали и создали собственный, не свойственный при­роде мир. Построенный человеческим обществом мир существенно отличается от природного. По существу, это совокупность материальных объектов, энергии и ин­формации, которые действуют в соответствии с законами природы, по установленным человеком правилам и удовлетворяют его потребностям.

Человек и человеческое сообщество живут и осуществляют свою преобразующую
деятельность в пределах естественной природы с помощью созданных ими средств и
процессов. Планетная система, как самоорганизующаяся открытая система, в ходе своей эволюции дополнена новыми элементами. Человеческий разум внес в эту систему
новое свойство - целенаправленную рациональную деятельность. Свойство целена-
правленного развития проявляется через созданный разумом и руками людей искусственный мир, "вторую" природу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: