Современного человека можно характеризовать как субъекта собственного культурно-исторического развития, обладающего высокими интеллектуально-духовными качествами и материально обеспеченного. Общество, представляющее собой совокупность множества людей, также отличается наивысшим за всю историю развития человечества уровнем культуры, хотя возможны и временные снижения.
Этот интеллектуально-духовный и материальный потенциал достигнут людьми как результат их совместного многотысячелетнего труда в процессе преобразующей деятельности. Способность к трудовой преобразующей деятельности - инновационной и репродуктивной, интеллектуальной и духовной - обеспечила человеку не только более эффективное выживание по сравнению с другими живыми существами на земле, но и преобладание над ними. Не только "завоевание" всей земной поверхности, но и еще больший рост своих способностей. Трудовая деятельность людей позволила изменить естественную природу, создать особый, не свойственный ей искусственный мир и обеспечить себе надежное и стабильное существование.
|
|
Совокупность действий по созданию материальных объектов, сами эти объекты, а также последствия их воздействия и влияния на человека, общество и природу, образует в настоящее время глобальную структуру. Она представляет собой объективно существующую и необратимую реальность, часть планетной системы. Результат изменения мира представляет собой совокупность всех материальных, энергетических и информационных преобразований, проявляющихся в виде объектов искусственного (рукотворного) происхождения и осуществляемых, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, как способ преодоления неблагоприятных условий природной среды (для выживания), во-вторых, как средство удовлетворения все возрастающих витальных, духовных и интеллектуальных потребностей человека (для повышения качества жизни). Сегодня люди все в большей степени "переселяются" из естественной природы в созданный ими рукотворный искусственный мир, который их и кормит, и одевает, и согревает, и развивает.
Созданный людьми искусственный мир (техносфера, "вторая природа") состоит из не свойственных естественной природе органических и неорганических элементов, созданных в процессе целенаправленной преобразующей деятельности людей. Он представляет собой часть планетной системы, взаимодействующей с другими ее частями - естественной природой, человеком и обществом. Техносферу можно рассматривать как форму существования ноосферы, как средство материализации множества мысленных образов в мир реальностей.
|
|
На протяжении всего периода исторического развития цивилизации создаваемые людьми процессы и средства ("артефакты") не только являлись средством удовлетворения человеческих потребностей, но также стимулировали дальнейшее развитие новых, других процессов и средств и обеспечивали развитие самой этой цивилизации.
Поэтому созданную человечеством преобразующую среду можно считать одновременно и функцией, и аргументом исторического развития человеческого общества. В свою очередь, развитие этой среды является одновременно и условием развития интеллектуально-духовных потенций человека, и результатом реализации этих потенций.
Однако человечество все сильнее ощущает на себе последствия собственной преобразующей деятельности, которые, по утверждениям пессимистов, уже достигли критического уровня и создают непосредственную угрозу существованию цивилизации. Но, с другой стороны, человек не может отказаться от тех благ, удобств и комфорта, которые несет с собой техносфера. Глобальное противоречие состоит в том, что техносфера оказывает пагубное воздействие на человека и другие элементы планетной системы. Но и отказ от услуг искусственного технологического мира тоже равносилен прекращению развития и существования цивилизации. То есть, с техносферой плохо, но и без нее уже нельзя.
Техносфера, таким образом, составляет не только основу развития человеческого сообщества, но и его условие существования. Совокупность процессов и средств преобразования удовлетворяет потребности человека во всех сферах его жизни и деятельности. Их использование приобрело обыденный характер в повседневной жизни человека. Применение все более сложных процессов и средств требует от человека, по меньшей мере, упорядоченных знаний о них, умений пользоваться этими средствами и определенных навыков их обслуживания. А для тех, кто связан с их разработкой и производством, еще и профессиональных знаний в соответствующей отрасли и системных представлений о техносфере в целом.
Во второй половине XIX века человечество начало осваивать четвертую универсальную культуру - технологическую. Но в отдельных государствах, и особенно в бывшем СССР, формировался примат техники, но не технологии. В этих условиях, когда создание техники было как самоцель, постепенно складывалось технократическое мышление, т.е. власть техники. Она покорила природу, а вместе с ней и человека. Технократическая культура проявилась в философии (технократические теории), искусстве (абстракционизм), политике (милитаризм, шовинизм), педагогике (авторитаризм, бюрократизм) и др. Потребовались годы, чтобы человечество осознало бесперспективность технократического пути развития и вышло на технологический.
Изучение общих законов, закономерностей и явлений преобразующей деятельности, ее влияния на элементы планетной системы, прогнозирование тенденций развития и определение принципов, правил и критериев оптимального развития входит в сферу интересов всех естественных наук - физики, химии, биологии, а также социальных и гуманитарных наук. Особое место в изучении и решении проблем преобразующей деятельности человеческого сообщества принадлежит технологии.
Трудовая преобразующая деятельность людей на протяжении всего культурно-исторического развития понималась и обозначалась по разному. У разных народов существовало несколько десятков определений такой деятельности. Так у греков существовало понятие "техне" (techne) - искусство, мастерство, умение, а в латинском языке существовало понятие "культура" (culture) - обрабатывать, возделывать.
|
|
За прошедшие тысячелетия слова приобрели несколько иной оттенок и даже смысл. Словом "культура" обозначают в настоящее время исторически определенный уровень развития общества который характеризуется совокупностью созданных материальных и духовных ценностей, а слово "техне" преобразовано в "технологию". В современной жизни слово "технология" все чаще употребляется во многих отраслях деятельности. Многообразие понятий этого слова отражает с одной стороны деятельностную его ориентированность, а с другой - не достаточную четкость. Так, говорят о технологии промышленного производства, технологии строительства, технологии сельского хозяйства, технологии ведения домашнего хозяйства, технологии человеческого общения, технологии воспитания, технологии предвыборной компании, технологии покорения природы, технологии исполнения, технологии исследований, технологии выращивания растений, информационных технологиях, энергетических технологиях, технологиях приготовления пищи и питания и др.
Общим для большинства формулировок является то, что со словом "технология" связано какое-либо преобразующее действие, некоторая преобразующая деятельность - действие и деятельность по изменению или сохранению состояния некоторых исходных материалов (вещей), энергии и информации с целью получения требуемого результата.
Такая деятельность осуществляется различным образом: элементарное действие,
совокупность элементарных действий, обеспечивающих определенную законченность, завершенность, а также множество действий и их совокупность по удовлетворению потребностей людей.
В сопоставлении понятий "технология" и "культура" можно отметить два обстоятельства. Во-первых, технология это материальная часть общей культуры общества, материальная культура, а, во-вторых, деятельность по преобразованию чего-либо, т.е. динамическая составляющая культуры.
В настоящее время под технологией принято понимать науку о преобразовании и использовании материалов (вещества), энергии и информации в интересах и по плану человека.
|
|
Однако такое понимание термина "технология" не в полной мере отражает существо преобразовательной деятельности, т.к. любые преобразования несут с собой одновременно с полезными результатами также и незапланированные последствия, часто противоречащие интересам человека. Кроме того, указанная формулировка не предусматривает взаимодействие и взаимное влияние процесса и средств преобразования на человека, общество и естественную природу. Тем не менее, для понимания сущности человеческой преобразующей деятельности на начальном этапе ее изучения такое обозначение "технологии" может быть принято.
Процесс преобразования представляет собой некоторую определенную совокупность взаимодействующих элементов, обеспечивающих достижение требуемого результата. К ним относятся:
• исходные ресурсы, подлежащие преобразованию;
• совокупность средств преобразования, с помощью которых выполняются некоторые действия в определенной последовательности;
• среда преобразования как надсистема по отношению к преобразующей системе; система управления процессом преобразования, обладающая способностью измерений и оценки результатов преобразования и осуществления управляющего (корректирующего) и воздействия на элементы, системы и надсистемы в случае несоответствия достигаемого результата (требуемому).
Проблема технологического развития состоит в том, чтобы обеспечить гармоничное сосуществование всех планетных систем и подсистем с одновременным удовлетворением все возрастающих потребностей человека и общества. Цепочка стратегий развития цивилизации должна быть дополнена стратегией гармоничного развития.
Глава 1. Планетная система 1.1. Эволюция
Появление человека разумного связано с моментом эволюции биосферы земли, когда человекообразное существо приспособило и применило какое-то орудие, инструмент для осуществления или облегчения некоторого действия, связанного с добычей пищи или защитой от нападения хищников. Применение инструментов происходило на примитивном уровне. Несовершенными были сами инструменты (палка, камень или гибкая ветвь). Их внешний вид и свойства оценивались подсознательно (интуитивно), а результат применения инструментов не всегда и даже чаще всего не обеспечивал надежную защиту или стабильность в добывании пищи.
Однако "зерно разума" попало в благоприятную среду и с течением времени мыслительные способности человека развивались все более интенсивно. Действия человека становились осознанными. Он более определенно формировал в своем сознании образы инструментов и приспособлений, яснее представлял результаты действий, которых требовалось достигать, появилась способность к планированию деятельности. Чрезвычайно важным элементом становления и развития человека являются его руки, их подвижность, с помощью которых создавались все инструменты и орудия. Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что мыслительные, "изобретательские" способности человека, подвижность его рук и пальцев, а также неблагоприятные условия окружающей среды, которым нужно было противостоять, чтобы выжить, обеспечили формирование человека из человекоподобного биологического существа.
Человек стал человеком благодаря сознательной преобразующей деятельности в борьбе за выживание в неблагоприятной природной среде. Основополагающим фактором формирования человека является деятельность, построенная на его разуме и подвижности рук.
Прошел достаточно большой эволюционно-исторический период времени прежде чем человек стал независимым от неблагоприятного природного воздействия. В борьбе за выживание, за обеспечение надежной и стабильной жизни человек придумывал и создавал своими руками все новые и новые инструменты, орудия, приспособления и сооружения, обеспечивающие выполнение каких-либо действий и процессов, результаты которых планировались им заранее. При этом затраты собственных сил и энергии на единицу производимого результата непрерывно снижались. Человек придумал жилище и определил как и из чего его построить, придумал копье и топор и определил как их изготовить и применять, придумал как выращивать съедобные растения и как получать большой урожай, человек придумал как приручить ("одомашнить") диких животных и как получать от них больше пользы и т. д.
Теперь уже к создаваемым средствам осуществления процессов собственной деятельности стали предъявляться не только функциональные требования, но и эргономические, и эстетические. Более того, стали специально создаваться предметы, не имеющие каких-либо преобразовательных функций и удовлетворяющие только духовно-эстетические потребности. Так появилась особая отрасль человеческой деятельности - искусство: рисунки, скульптура, живопись, музыкальные инструменты, оформление интерьера жилища, одежда и др. Таким образом, человек создал вокруг и внутри себя не только материальный мир, но и мир образов, представлений - интеллектуально-духовный мир.
Для создания средств (артефактов) и процессов изменения действительности в требуемом направлении люди использовали и применяли ресурсы естественной природы (материалы и энергию), собственные физические силы и, что особенно важно, информацию, которая накапливалась и передавалась от поколения к поколению. Информацию об окружающем мире, о средствах, процессах и результатах преобразовательной деятельности, информацию духовно-эстетическую и интеллектуальную как из области реальной действительности, так и из области образов и представлений, существующих только в сознании людей.
По мере развития и усложнения преобразовательной деятельности внутри общества происходила специализация людей. Часть из них была занята изготовлением обуви; у других главным занятием было создание домашней утвари; третьи лучше других справлялись с производством орудий для охоты и рыбной ловли; четвертые добивались большего успеха в охоте, выращивании растений, домашних животных, приготовлении пищи и т. д. Знания, накопленные в какой-либо области трудовой преобразующей деятельности, аккумулировались и передавались от поколения к поколению. Образовывались ремесленные производства, в которых главными ценностями были знания, опыт, информация о том, как лучше всего выполнять какое-либо средство или предмет потребления.
Формированию ремесленных производств, разделению людей по областям деятельности способствовали не только их знания, умения и успех в этих видах деятельности. Значительное влияние в разделении людей на профессиональные группы оказала возросшая производительность труда, в котором все больше использовались специальные приспособления, механизмы, инструменты и другие средства. Сам процесс труда становился более организованным, применялась более совершенная последовательность изготовления изделий и выполнения отдельных приемов, процедур и операций; создавались и применялись новые материалы. Улучшалось качество выполнения ими своих функций, внешне они становились более эстетичными, а их цена снижалась. Все это способствовало тому, что люди в результате своей деятельности стали создавать больше продукции, чем это было необходимо для их потребления. Излишки создаваемого продукта обменивались на другие необходимые продукты, созданные другими ремесленниками, или продавались.
Развитию преобразовательной деятельности людей в значительной степени способствовала состязательность между ними, конкуренция. Преимуществом в конкурентной среде обладали те ремесленники, которые создавали более дешевую продукцию, обладающую высокими потребительскими свойствами. Чтобы создать такую продукцию необходимо было непрерывно придумывать и осуществлять что-то новое в производстве - новые инструменты, приспособления и механизмы, новые материалы, новые изделия, новые процессы.
Непрерывно возрастали и потребности людей. Стремление разнообразить среду жизни, создать более благоприятную и комфортную бытовую обстановку, быть и выглядеть лучше других стимулировало развитие преобразующей деятельности. Общество требовало создания новой оригинальной и необычной продукции и производство создавало ее. В свою очередь новая продукция стимулировала рост и развитие потребностей людей, их запросов и желаний.
Эволюционно-историческое развитие человека, общества и преобразующей деятельности людей прошло, таким образом, достаточно длительный созидательный путь, который может быть разделен на два этапа. Первый этап был связан с деятельностью
по преодолению неблагоприятных условий естественной природы, а второй - с удовлетворением все возрастающих потребностей и улучшением качества материальной, духовной и интеллектуальной жизни людей. Иными словами первый этап можно обозначить как этап выживания в неблагоприятных природно-климатических условиях, а второй - как этап повышения уровня и качества жизни.
Резкой границы между этими этапами обозначить невозможно. Они почти всегда существовали рядом, параллельно друг другу. Можно лишь говорить, что ориентация людей на повышение качества жизни стала возможной после того, как люди обеспечили себе относительно стабильное, надежное и независимое существование.
Общим для всех этапов развития человека является его инновационная преобразующая деятельность по превращению природных материалов и энергии (исходные ресурсы) в нужные для человека предметы потребления и средства преобразования. В результате этой деятельности был создан некоторый искусственный мир жизни и деятельности, существенно отличающийся от естественной природы. Основным источником пополнения информации о преобразующей деятельности был опыт самой этой деятельности и явления естественной природы, которые люди применяли в преобразовательных процессах. Однако на определенном отрезке времени информации, полученной от такого опыта, стало недостаточно для повышения эффективности преобразовательных процессов. Усложнение и расширение процессов преобразования и запросов общества потребовало более точного исполнения процедур и операций, создания быстродействующих средств осуществления процессов, повышения прочности применяемых материалов, которые более полно и на высоком уровне качества удовлетворяли бы потребности людей. Немаловажное значение для усовершенствования преобразующей деятельности имело стремление ремесленников к достижению большего количественного и качественного результата в условиях конкуренции.
Для повышения эффективности преобразующей деятельности все чаще стали использоваться результаты научных исследований и открытий. Произошло постепенное врастание естественных наук и математики в процессы преобразования. Существовавшие относительно самостоятельно и обособленно физика, химия, биология как "чистые" науки стали источником новых идей и направлений в создании материального, "рукотворного" мира. Естественные науки и математика, объектом изучения которых являлись природные явления и закономерности, расширили сферу своего влияния и "интереса" также и на область процессов и средств, создаваемых людьми для удовлетворения потребностей и отличающихся от природной среды. С другой стороны, естественные науки и математика получили соответствующее интенсивное развитие от участия в преобразующей деятельности. Научные открытия, установленные законы и закономерности естественной природы позволили повысить эффективность преобразовательных процессов, а, последние, в свою очередь, создали новые средства и процессы научных исследований, расширившие и углубившие их. Создавался и в наше время уже сформировался единый научно-технический комплекс, обеспечивающий чрезвычайно высокие темпы материального, духовного и интеллектуального развития человека и общества.
Человек, благодаря собственной преобразующей деятельности и развитию в процессе этой деятельности своих мыслительных способностей и двигательных способностей рук, превратился в относительно самостоятельное независимое от природы существо. В биосфере появилась новая эволюционирующая система, не подчиняющаяся законам эволюции биосферы - человеческое сообщество. В известной степени люди
противопоставили себя природе, придумали и создали собственный, не свойственный природе мир. Построенный человеческим обществом мир существенно отличается от природного. По существу, это совокупность материальных объектов, энергии и информации, которые действуют в соответствии с законами природы, по установленным человеком правилам и удовлетворяют его потребностям.
Человек и человеческое сообщество живут и осуществляют свою преобразующую
деятельность в пределах естественной природы с помощью созданных ими средств и
процессов. Планетная система, как самоорганизующаяся открытая система, в ходе своей эволюции дополнена новыми элементами. Человеческий разум внес в эту систему
новое свойство - целенаправленную рациональную деятельность. Свойство целена-
правленного развития проявляется через созданный разумом и руками людей искусственный мир, "вторую" природу.