Современное состояние

Эволюционирующая планетная система, дополненная результатами человеческой преобра­зующей деятельности и свойством целенаправленности развития, составляет среду жизнедеятель­ности каждого отдельного человека и человеческого сообщества в целом. Анализ условий жизни и деятельности человека позволяет увидеть весь мир, всю планетную систему, законы и закономер­ности ее существования, тенденции разви­тия, движущие силы, причины и следствия происходя­щих изменений.

В период появления и формирования человека как человека разумного (homo-
sapiens) люди были частью естественной природы. Не только в действительности, но и
ощущали, осознавали себя именно частицей среды. По мере расширения пределов сво-
его влияния за счет развития преобразовательной деятельности в процессе
"покорения" природы и создания достаточно надежной искусственной (рукотворной)
оболочки, обеспечивающей относительно независимое существование, люди в своих
представлениях и суждениях стали выделять себя из природной среды, считая природу, тем не ме­нее, своей кормилицей. Однако "покорив" природу с помощью созданной ис­кусственной среды жизнедеятельности, люди полностью выделились в независимую от природы систему (общество) не только материально, но и духовно независимую. Каж­дый отдельный человек также стал ду­ховно самостоятельным, обладающим собствен­ным пониманием мира и собственным мнением, независимым не только от природы, но и в определенной степени от общества. Он внутри обще­ства может определять свою жизнь (строить ее) самостоятельно с учетом законов и правил, сфор­мированных в обществе - действовать по своему усмотрению в пределах норм морали, этики и юриди­ческих законов.

В современных условиях планетную систему можно, таким образом, представить в виде че­тырех относительно самостоятельных, взаимосвязанных и развивающихся элементов - естествен­ной природы, общества, человека (каждый отдельный человек как часть планетной системы) и техносферы (рис. 1). При этом человек живет и дейст­вует среди этих элементов и внутри них.

Рис. 1. Структура современной планетной системы: О, П, Т, Ч- общество, естественная природа, техносфера и человек, соответственно

Естественная природа представляет собой совокупность объектов и процессов, сущест­вующих и происходящих независимо от других элементов планетной системы и, прежде всего, от человеческой деятельности. К природе относятся поверхность и недра земли, реки, моря и океаны, атмосфера и биосфера, их действия и взаимодейст­вия между собой. Это самая крупная по объему и массе часть планетной системы. Она является основой (фундаментом) для других элементов и обеспечивает их всем необ­ходимым для своего существования и развития.

Множество людей, связанных друг с другом некоторыми отношениями и объе­диненных некоторой общностью экономических, политических, национальных, про­фессиональных, функ­циональных, интеллектуальных и духовных интересов, составля­ют общество. Оно неоднородно и состоит из государств, наций, социальных групп и слоев. Каждый человек, входящий в общество, отличается собственно от общества. Человека и общество можно рассматривать как разные эле­менты планетной системы, так как они, имея общие и одинаковые свойства, одновременно отли­чаются друг от друга отдельными параметрами и интересами. Общество, например, в отличие от че­ловека обладает так называемым "кооперативным" эффектом (эффект массы людей).

Техносфера представляет собой совокупность объектов и процессов, созданных человеком в процессе своего исторического развития. К техносфере могут быть отне­сены машины, аппараты, инструменты, приборы, строения, дороги, подземные и под­водные сооружения, сельскохозяйст­венные угодья (поля, луга), искусственные водо­емы, лесопарки, выведенные человеком породы животных, сорта растений, микроор­ганизмы, пища и одежда, процессы преобразования материа­лов вещества, энергии, информации и т. п. К элементам техносферы могут быть отнесены все объ­екты и про­цессы, созданные в результате преобразующей деятельности людей. Домашние живот­ные, например, выведены человеком в течение многотысячелетней селекционной ра­боты. Поля для выращивания сельскохозяйственных растений стали собственно поля­ми после того, как чело­век очистил природную территорию от природных же расте­ний, взрыхлил, увлажнил и удобрил почву. Сельскохозяйственные растения, выращи­ваемые на полях, получены путем селекционной деятельности и путем изменения их генетического кода. Домашние животные, поля, культурные пастбища, выращиваемые человеком растения, фруктово-ягодные сады в естественной природе не встречаются и, следовательно, принадлежат техносфере. Пища, одежда, жилище современного че­ло­века также являются элементами техносферы, поскольку они созданы в результате тру­довой (интеллектуальный, физический и духовный труд) деятельности. Исходным ма­териалом для них служит либо природное сырье, подвергаемое многократной обработке, либо сырье и полуфабри­каты, созданные в процессе предыдущей деятельности лю­дей (сельскохозяйственные растения, продукты животноводства, льняное, хлопчатобу­мажное, шерстяное, синтетическое волокно, кожа, кирпич, бетон, пиломатериалы, кровельное железо и др.). Применение для непосредственного употребления продуктов естественной природы (дикорастущие ягоды и растения, например) стало для современного чело­века чем-то необычным и относительно редким. Практически все свои по­требности люди удовле­творяют с помощью процессов и средств, созданных ими са­мими.

Отличие между элементами природы и техносферы состоит в том, что первые существуют сами по себе, автономно, а элементы техносферы разрушаются, прекра­щают свое действие и су­ществование под влиянием природной системы, если человек прекращает их обслуживать и под­держивать в работоспособном состоянии.

Элементы планетной системы - природа, техносфера, общество и человек - не­посредст­венно взаимодействуют друг с другом. Человек для удовлетворения своих по­требностей форми­рует интересы и цели общества, к которому он принадлежит. Обще­ство в свою очередь влияет на формирование интересов и потребностей каждого чело­века. Человек и общество вместе создают искусственную среду жизнедеятельности, ко­торая обеспечивает удовлетворение практически всех их потребностей.

Природа в свою очередь определяет облик техносферы. Ее форма, состав, струк­тура при­способлены человеком под природу. Элементы техносферы, испытывая воз­действие среды и функционируя в ней, имеют определенный характер и свойства. Кроме того, все элементы техно­сферы устроены в соответствие с законами природы и не противоречат им.

Непосредственное воздействие человека и общества на природу без участия эле­ментов ис­кусственного происхождения не велико. Практически любое воздействие на природу осуществля­ется через созданные человеком инструменты, машины, сооруже­ния. С другой стороны непосред­ственное воздействие природы на человека и общест­во с течением времени также уменьшается. Люди получают от природы все необходи­мое для своей жизни через созданный ими искусствен­ный мир, техносистемы. Исклю­чением из этого можно считать, например: атмосферный воздух для дыхания и эстети­ческое воздействие природы на человека и общество. Значение природы для человека и общества, а также их непосредственное взаимное физическое влияние, уменьшаются.

Результаты эволюционных изменений планетной системы состоят в том, что доля техно­сферы в удовлетворении потребностей человека и общества в современном мире приближается к единице

Пт =Т / П+Т,

где Пт - относительное количество удовлетворяемых человеческих и общественных по­требностей; Т - абсолютное количество потребностей, удовлетворяемых с помощью техносистем; П - абсолютное количество потребностей, удовлетворяемых непосредст­венно с помощью естест­венной природы.

Техносфера неуклонно отделяет человека и общество от природы. Степень влия­ния чело­века на природу непрерывно усиливается, но не непосредственно, а через тех­нику, через техно­сферу. Можно выделить две значимых для человека и общества це­почки взаимодействия элемен­тов планетной системы:

(О, Ч) > Т > (О, Ч),

(О,Ч)>Т>П>(О,Ч).

Взаимодействие по первой схеме состоит в следующем: человек и общество раз­вивают техносферу и применяют ее элементы для удовлетворения своих потребностей. Человек обслужи­вает, совершенствует и создает новые процессы и средства, развивает техносферу качественно и расширяет ее количественно. Техносфера становится более приспособленной к потребностям че­ловека и удовлетворяет их все лучше: пища стано­вится более питательной и сбалансированной, одежда и жилище становятся более удобными и комфортными, улучшается и расширяется энерге­тическое и информаци­онное обеспечение человека.

К негативным результатам непосредственного действия техносферы на общество и чело­века могут быть отнесены: непосредственное электромагнитное, радиоактивное, химическое воз­действие и связанные с этим техногенный травматизм и болезни, под­чинение биологического ритма человека ритму созданной им техносферы, увеличение затрат общества на создание техно­систем, поддержание их в работоспособном состоя­нии и устранение отрицательных последствий деятельности и др.

Взаимодействия по второй цепочке дополнены влиянием техносферы на приро­ду: измене­нием состояния биосферы; ее количественных и качественных параметров и свойств; изменением геологических, атмосферных и гидросферных характеристик по­верхностного слоя земли, состава атмосферы, воды, круговорота вещества в природе, обмена веществом и энергией с космическим пространством и т. д. Изменения естест­венной природы, происходящие под воздействием техно­сферы, влияют и на жизнь че­ловека как биологического существа. Все результаты действия изме­ненной планетной системы на естественную природу, общество и человека могут рассматриваться как информация для внесения изменений в преобразующую деятельность человечества - обратная связь.

Планетная система разделена на части в определенной степени условно, посколь­ку каждый элемент не только взаимодействует с другими, но и состоит из них. Так, техносфера, во-первых, построена из природных материалов (вещества), с помощью энергии, накопленной в природе, и в соответствии с ее естественными законами. Во-вторых, она содержит в себе физический труд и мысли каждого человека и общества в целом. Природа не только образует среду существования общества, человека и техносистем, определяя их внешние черты и содержание, но и испытывает воздействие со стороны человека, общества и техносферы, становясь в определенной степени их ча­стью.

Человек тоже является одновременно и природным, и техногенным, и социаль­ным образо­ванием: тело человека (его основа) создано природой; в процессе эволю­ции, осуществляя преобра­зовательную деятельность, человек не только развил мысли­тельные способности, но и изменил свое тело - оно приспособлено к жизни в техно­сфере, а в природных условиях человек вряд ли сможет выжить без привычной одеж­ды, пищи, жилища, инструментов и машин; человек одновре­менно и часть общества, поскольку формирование его мировосприятия и правил поведения проис­ходит под воздействием и по правилам общества. Аналогично можно говорить и об обществе.

Обобщая сказанное, планетную систему можно рассматривать не просто как со­вокупность взаимодействующих автономных ее частей, а как систему "вросших" друг в друга элементов

(рис. 2).

Рис. 2. Схема взаимного "проникновения" элементов планетарной системы

При этом могут быть выделены различные комбинации сочетаний элементов, ко­торые имеют свои особенности, характеристики и свойства. Это следующие сочетания (зоны общего взаимного влияния):

- природа - человек;

- техносфера - человек;

- общество - человек;

- природа - техносфера;

- природа - общество;

- общество - техносфера;

- природа - человек - техносфера;

- природа - общество - техносфера;

- человек - техносфера - общество;

- -человек - природа - общество;

- природа - человек - общество - техносфера.

Последнее сочетание представляет собой планетную систему, предыдущие - ее части, изу­чением которых занимаются различные науки и которые определяют соот­ветствующие области знаний, исследований и преобразований. Области знаний, свя­занные прямо или в сочетании с дру­гими областями с естественной природой изучают­ся физикой, химией, биологией и их относи­тельно самостоятельными частями, выде­лившимися в отдельные области знаний - естественные науки (природоведческий ком­плекс наук). Обществоведческие науки исследуют проблемы, явле­ния и закономерно­сти общественного развития в том числе во взаимосвязи с другими науками и облас­тями знаний. Особое место в современном мире занимают науки о человеке и его вза­имном влиянии на другие части планетной системы (человековедческий комплекс на­ук).

Изучение явлений, законов и закономерностей существования и развития преоб­разователь­ной деятельности и техносферы в целом относится к компетенции техноло­гических наук - специ­альных технологий, общей технологии и наук, связанных с влия­нием техносистем на природу, общество и человека в комплексе с естественными, со­циальными и человековедческими науками.

Деление всего знания (информации) на части, на отдельные области знаний и от­дельные науки, также как деление планетной системы, носит в определенной степени условный характер. В современном мире ни одна наука не может рассматриваться отдельно и обособленно. Любое от­крытие в физике, химии, или биологии имеет свое прило­жение в преобразовательной деятельно­сти, а ее результаты, в свою очередь, ока­зывают влияние на социальную область знаний, жизнь человека и природу. Система социальных наук формирует зна­ния об обществе и определяет тен­денции развития, приоритетные направления, которые стимули­руют развитие преобразовательной дея­тельности и направления развития естественных наук. Пре­образовательная деятель­ность и ее результаты, специальные и общая технология не только фор­мируют при­оритетные направления естественных наук, но и создают для них все необходимые средства и процессы. Одновременно технология как наука о преобразовательной дея­тельности влияет на социальную жизнь, жизнь ка­ждого человека, экономику, полити­ку, здравоохранение, образование т. д. - на материальное, ду­ховное и интеллектуаль­ное состояние человека и общества.

Определяющим условием развития всей системы знаний об окружающем мире являются потребности и приоритеты общества и человека как части общества и пла­нетной системы. В са­мом общем виде можно рассматривать процесс расширения сис­темы знаний в виде следующей последовательности:

1) формирование потребностей и целей человека и общества;

2) изучение возможностей удовлетворения потребностей и достижения целей,
выявление препятствий и противоречий, поиск принципиальных направлений и усло­-
вий обеспечения потребностей и целей за счет развития системы наук и инновацион­-
ной деятельности;

3) построение системы процессов и средств достижения целей, осуществление
преобразовательной деятельности;

4) анализ качества удовлетворения потребностей, выявление недостатков и по­
следствий преобразующей деятельности, уточнение потребностей и целей, формирова-­
ние новых требований к преобразующей системе.

Вся система знаний, включающая естественные, социальные, гуманитарные (человековед­ческие) и технологические области, может рассматриваться как инстру­мент и как условие осуще­ствления преобразующей деятельности, результатом которой являются удовлетворенные потреб­ности и достигнутые цели.

Современная система знаний, представлений и суждений о мире, которую В. И. Вернад­ский обозначил как "ноосферу", сопоставимую по мощности с геологическими силами природы, олицетворяет уровень развития человека и общества. Ее можно пред­ставить в виде глобальной мыслительной системы, в формировании и применении ре­зультатов которой принимает участие каждый человек и общество в целом. Это своего рода человеческий планетный разум, система на­копления, хранения и преобразования информации. Однако мощность ноосферы, ее возможности не могут быть реализованы непосредственно. Своеобразным инструментом реализации возможно­стей ноосферы, существующих и возникающих в ней мысленных образов, является преобразую­щая деятельность людей, которая осуществляется в большинстве своем с помощью техни­ческих средств, выполняющих какие-либо функции в определенной последовательно­сти и по определен­ным правилам. Совокупность преобразовательных процессов и средств, с помощью которых вы­полняются эти процессы, составляет в настоящее вре­мя глобальную (планетную) систему - техно­сферу. Техносфера это инструмент мате­риализации (овеществления) образов и представлений, возникающих в ноосфере и на­правленных на удовлетворение потребностей людей, которые тоже могут рассматри­ваться как элементы ноосферы. Именно техносфера делает ноосферу "геологиче­ской силой" планеты.

Осознание глобальности человеческой мыслительной и преобразующей деятель­ности (ноо­сферы и техносферы) пришло в двадцатом столетии. Пристальное внимание к результатам челове­ческой деятельности вызвано заметными изменениями в природ­ной среде, которые произошли в последние полтора столетия. Эти изменения носят необратимый характер и чаще всего оказывают негативное воздействие не только на природу, но и на человека. Сокращение численности и пол­ное вымирание многих ви­дов животных и растений, загрязнение поверхностных слоев земли, рек и водоемов, уменьшение содержания кислорода в атмосфере и увеличение содержания в ней ве­ществ техногенного происхождения, уменьшение площадей лесов, повышение уровня электро­магнитного и радиоактивного загрязнения и так далее вызваны неоптимальным применением множества изобретений, сделанных людьми. Начиная от парового двига­теля и заканчивая иннова­циями в генетике человечество придумало, испытало и вне­дрило в реальности новейшие сверх­мощные виды военной техники, космические ап­параты, телевидение, вычислительные машины, атомные электростанции и оружие, новые виды организмов и др. Важнейшим показателем роста объемов преобразова­тельной деятельности и расширения техносферы является значительное уве­личение потребления энергии и объемов перерабатываемой информации.

В современных условиях ни одно крупное изобретение новых материалов, про­цессов, средств органического или неорганического вида невозможно без научных от­крытий и исследова­ний. Часто научные открытия в момент их появления не находят практического применения, а по­пытки их применения не всегда воспринимаются об­ществом. Однако с течением времени про­цессы и объекты, созданные на основе науч­ных открытий, становятся непременным атрибутом быта или преобразовательной дея­тельности. Характерной особенностью современности является сокращение временно­го интервала между моментом появления научного открытия и его практи­ческим при­менением.

Преобразующая деятельность, получившая в наше время значительное ускорение за счет интенсификации научных исследований, оказывает влияние на все стороны жизни людей. Чем большим преобразовательным потенциалом обладает общество, тем выше в нем материальный уровень жизни каждого человека. Материальная обеспечен­ность создается путем разработки но­вых, более дешевых, качественных и разнообраз­ных продуктов питания, одежды, бытовой тех­ники, предметов интерьера дома, форми­рование "индустрии" досуга, отдыха и развлечений. Высо­кий потенциал преобразова­тельной системы увеличивает количество свободного времени чело­века, которое он расходует на удовлетворение своих духовных (эмоциональных) и интеллектуаль­ных потребностей. Повышается в целом общий уровень культуры в обществе, полнее рас­крыва­ются способности людей, что в свою очередь стимулирует развитие преобра­зующей деятельности и наук о природе, человеке, обществе и собственно самой техно­сфере. Образовался своего рода единый процесс развития планетной системы: потреб­ности вызывают к жизни преобразователь­ные техносистемы (процессы и средства), которые обеспечивают интеллектуально - духовное раз­витие людей и рост их культу­ры, а высокий уровень культуры общества вызывает к жизни новые, более высокие по­требности, стимулирует преобразовательную деятельность и науки.

Преобразующая деятельность, осуществляемая, в том числе, на основе научных открытий, так или иначе связана с повышением уровня жизни людей. Однако процес­сы и средства удовле­творяющие желание людей жить надежнее, комфортнее, получать положительные эмоции, созда­ются практически всегда либо без учета сопутствующих и неизбежных результатов (последствий), либо этими последствиями пренебрегают, так как положительные (требуемые) результаты "пере­вешивают" последствия ("лес рубят - щепки летят"). Как упоминалось выше, преобразовательная деятельность, ори­ентированная на выживание в неблагоприятных условиях природной среды, сменилась другими целями - главным стало повышение качества жизни людей, удовлетворение всех их желаний и требований (потребностей). Эта стратегия преобразующей деятель­ности при­вела к появлению глобальных проблем человечества. Осознание причин воз­никновения этих про­блем и их неблагоприятных последствий в будущем привело к формированию образа стратегии гармоничного развития преобразовательной деятель­ности с учетом "интересов" всех элементов планетной системы. Но понимание необ­ходимости гармоничного развития преобразующей дея­тельности не привело пока к ее существенному изменению. Люди, по-прежнему, формируя техно­системы и техносфе­ру в целом недостаточно внимания уделяют последствиям их действия.

Причины недостаточно интенсивного осуществления стратегии гармоничного развития связаны с социально-экономическими и политическими устремлениями от­дельных людей и госу­дарств. Стремление человека быть более обеспеченными по сравнению с другими людьми опреде­ляет принципы его практической деятельности -достигнуть более высокого социального и эконо­мического положения независимо от того, какими это будет сделано средствами и какие последст­вия будет иметь для при­роды и для других людей. Нужно только соблюсти действующие юриди­ческие законы. Нормы морали и этики либо не устанавливают правил действия, либо не препятст­вуют таким действиям (часто они даже поощряют их). Так предприниматель стремиться по­лучить наибольшую прибыль (это главное), все остальное не так важно. Политик также достигает своих политических целей (это главное) любыми не противоречащими зако­нам средствами. Другие уча­стники социального процесса (члены общества) действуют исходя из принципа обеспечения бла­гоприятных материальных и эмоциональных ус­ловий жизни. Главное для них заработать средства для создания хороших условий соб­ственной жизни. Часто люди, выполняя какую-либо социаль­ную, политическую или преобразовательную функцию, за которую они получают денежное возна­граждение, не представляют себе (или не желают знать) последствия своей собственной деятель­но­сти.

В межгосударственных экономических и политических отношениях приоритет также отда­ется достижению преимуществ, преобладанию над другими государствами через создание конку­рентоспособных товаров, обеспечивающих доминирование на мировом рынке, путем формирова­ния высокоразвитой системы преобразующей дея­тельности, научно-технического и производст­венного потенциала. Однако преобра­зующая деятельность, имеющая небольшие негативные по­следствия, требует больших затрат средств, что ведет к снижению эффективности производства продукции и делает его нерентабельным. Поэтому реализация стратегии гармоничного развития вызывает значительные затруднения.

Современное состояние планетной системы отражает определенный уровень культуры че­ловечества в целом, его внутреннюю сущность, характер, общественные и человеческие приори­теты и ценности. Материальная культура общества, представлен­ная техносферой, полностью от­ражает уровень общей культуры общества, ее духовной и интеллектуальной составляющих, как в зеркале отражает внутренний мир разума и страстей человека, его желаний и поступков. Челове­чество в силу своих мыслительных способностей, пользуясь техносферой как инструментом, удовлетворяет потребности за счет использования ресурсов природы, которые, как правило, не восполняются, а последствия преобразований часто необратимо изменяют сложившийся баланс экоси­стемы.

Преобразующая деятельность может быть одновременно представлена и как функция, и как аргумент культурно-исторического развития, поскольку люди, совер­шенствуя техносферу, разви­вают и себя, свои мыслительные способности.

Краткий анализ современной планетной системы позволяет сделать вывод, что все ее эле­менты находятся в тесной взаимосвязи. Результатом преобразующей дея­тельности человека стала технологическая среда - техносфера, а ее масштабы достигли глобальных планетных размеров. Каждое преобразующее действие человека отражает­ся на всех других элементах. Положительные для человека результаты одновременно сопровождаются зачастую отрицательным воздействием на природу и самого челове­ка, либо непосредственно, либо через посредника - природу. Процесс формирования и изменения планетной системы происходит с одной стороны случайно и хаотично, в пределах небольших исторических периодов, а с другой стороны закономерно и необ­ратимо в масштабах эволюционного периода развития цивилизации.

1.3. Движущие силы развития

Как уже отмечалось, непосредственной движущей силой развития техносистем и техно­сферы в целом являются материальные, интеллектуальные и духовные потребно­сти людей. Под потребностью обычно понимают нужду или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержа­ния жизнедеятельности организма, социальной группы, общества в целом. Потребность рассмат­ривается как внутренний побудитель активно­сти. К этому следует добавить, что потребность оп­ределяет не только поддержание жизнедеятельности, но и развитие.

Спектр потребностей необычайно велик и разнообразен. Все потребности могут классифи­цироваться по различным критериям. Существует значительное количество таких критериев клас­сификации, которые возникают и выбираются в зависимости от решаемой задачи или для анализа каких-либо отдельных сторон жизни и деятельности человека и общества. Можно рассматривать потребности: индивидуальные и коллек­тивные, мужские и женские; детей и взрослых; сельского и городского населения; лю­дей различных профессий - шахтера, столяра, кондитера и др.; людей различного со­циального положения - рабочего, студента, музыканта, ученого, политического дея­те­ля; и т. п. Врач рассматривает потребности с точки зрения действия организма, психо­лог изучает их с позиций поведения человека, а экономист, учитель, родители ребенка, директор театра с ка­ких-то других позиций, исходя из собственных целей и интересов. Классификация потребностей, их выявление и изучение тоже собственно является по­требностью. Изучение потребностей чело­века и общества осуществляется (сознательно или интуитивно) для выбора лучших способов, на­правлений воздействия и деятельно­сти в какой-либо области, выявления тенденций и определения перспектив.

Классификация потребностей с позиций преобразующей деятельности имеет целью ее управление и оптимизацию. Зная потребности людей можно более точно вы­полнить проект ка­кого-либо процесса, средства или предмета потребления. Прогнози­руя результаты преобразующей деятельности, можно и нужно влиять на формирование новых потребностей, что позволяет сни­зить ее отрицательные последствия. Наиболее полный учет имеющихся потребностей при по­строении техносистем, прогнозирование развития и влияние на формирование структуры новых потребностей невозможно осуществить без анализа существующей структуры потребностей, вы­явления среди них наиболее мобильных (поддающихся управлению) и определения наиболее при­оритет­ных для человека и общества, поскольку потребности есть движущий фактор преобра­зую­щей деятельности.

С целью оптимизации преобразующей деятельности могут быть рассмотрены следующие группы потребностей: генетические и социальные; естественные и преоб­разовательные; объектив­ные и субъективные. Генетические потребности приобретают­ся человеком от рождения. Они оп­ределяются его генетической структурой как суще­ства биологического. Удовлетворение генетиче­ских потребностей обеспечивает суще­ствование человека и продолжение рода. Такими потребно­стями являются потребность в пище, потребность в сохранении жизни от внешнего неблагоприят­ного воздействия и потребность в потомстве. Генетические потребности человека мало чем отли­чаются от потребностей других биологических существ. Это минимальный набор желаний, часто даже не осознаваемых, который обеспечивает человеку жизнь.

Социальные потребности определяются условиями жизни и деятельности чело­века в обще­стве. Эти потребности приобретаются людьми одновременно с получением ими социогенной ин­формации и отражают характер общества, его принципы, приори­теты, ценности. Потребности со­циальных групп и общества в целом тоже относятся к разряду социальных. К ним относятся по­требности в общении, образовании и здраво­охранении, потребности в производстве предметов по­требления, развитии наук и ис­кусства, улучшении среды жизнедеятельности и др. Важнейшими высшими социаль­ными потребностями человека являются свобода, творчество, самореализация, успех и уважение в обществе, осознание себя как личности.

Один из ведущих психологов США А. Маслоу предложил "иерархию" потребно­стей вклю­чающую пять ступеней. Первая ступень (низшая) включает физиологические потребности - дыха­тельная, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите. Вторая - потребность в надежности: материальная надежность, здоровье, обеспечение по ста­рости и т. п. Третья - социальные потреб­ности, связанные с общением людей друг с другом (коммуникативные потребности). Четвертая ступень включает потребности в уважении, престиже, социальном успехе. И, наконец, пятая (высшая) ступень отражает потребности в развитии личности, в осуществлении самого себя, в са­мореализации, в осмыслении своего назначения в мире.

По-существу потребности, включенные во 2 - 5 ступени иерархии А. Маслоу свя­заны с жизнью и деятельностью человека в обществе и общества в целом. Это потреб­ности, приобретен­ные в процессе социального обучения (получение социогенной ин­формации) и в том числе в про­цессе образования на всех этапах жизненного пути че­ловека. Потребности первой ступени отно­сятся к разряду предопределенных генетиче­ски.

Все указанные потребности являются естественными для человека и общества. Их удовле­творение служит "интересам" тела, духа и интеллекта. Естественные потреб­ности человек нау­чился удовлетворять посредством и в процессе преобразовательной деятельности. Поскольку высшие естественные потребности возникают и удовлетво­ряются только после удовлетворения потребностей более низких уровней, развитие преобразовательной деятельности и техносферы можно рассматривать не только как средство получения необходимых предметов потребления, но и как условие перехода к более высоким уровням потребностей.

Сама по себе преобразовательная деятельность, удовлетворяя естественные мате­риальные, интеллектуальные и духовные потребности, вызвала к жизни целую группу преобразовательных ("искусственных") потребностей. К ним могут быть отнесены по­требности в создании преобразо­вательных процессов и средств их осуществления, ко­торые не удовлетворяют непосредственно естественные потребности, но создают ус­ловия для их удовлетворения. Так, создание экскаватора, траншеи для телефонного ка­беля, процесса сохранения продуктов в холодильнике, других средств людям непосредственно не нужны. Нужны результаты выполнения этих процессов и действия преобра­зующих средств. Чем более развита техносфера, тем больше таких искусственных по­треб­ностей, которые "обслуживают" естественные потребности в пище, связи (коммуникации), музыке - трактор и комбайн для уборки хлеба, телефон и телевизор для общения и получения информа­ции, инструменты и концертный зал для прослуши­вания музыкальных произведений и др. В то же время искусственные потребности (потребности в подготовке и осуществлении преобразователь­ных процессов и средств) стимулируют развитие и удовлетворяют естественные потребности в творчестве и по­иске ответов на "загадки" природы.

Одним из важнейших критериев классификации потребностей является степень их объек­тивности. В современных условиях многие глобальные и частные проблемы появляются из-за низкого уровня объективности потребностей. Разделение потребно­стей на объективные и субъек­тивные достаточно условно. Одна и та же потребность для одних людей может считаться объек­тивной, для других - субъективной. Невоз­можно подобрать какой-либо количественный критерий оценки степени объективно­сти, удовлетворяющий всех. Во многих случаях субъективные потреб­ности людей (погоня за престижем, прихоти и капризы), разработка и применение элементов и ре­зультатов преобразовательных систем в эгоистичных интересах отдельных лиц и групп людей способны не только затормозить духовное развитие человека и общества, но и снизить его уро­вень, в том числе при одновременном повышении материального обес­печения - это создает усло­вия кризисных явлений в культуре и природе. Происходит их антигуманное развитие, подавление индивидуальных качеств личности, нарушение баланса экосистемы.

С развитием человека, общества и техносферы потребности людей непрерывно растут. Раз­витие общества и личности, выражающее рост и совершенствование их по­требностей, отражает закон возвышения потребностей, который может быть проиллю­стрирован схемой:

П1-Т1-П2…;Тn-1…Пn…Тn…;

П1<П2<Пn,

где П1, П2... Пn - некоторая последовательность потребностей одного и того же типа, сти­мулирующих развитие техносистем;

Т1, Тn-1, Тп - техносистемы, удовлетворяющие соответствующую потребность и приводя­щие к появлению возросшей потребности.

На каком-то этапе возникает некоторая новая потребность, которая не удовле­творяется су­ществующим уровнем техносистем. Часто такая потребность имеет не конкретный, "размытый" образ - не достаточно осознаваемое желание. Люди, связан­ные с созданием и развитием техноси­стем и также осознающие эту новую "размытую" потребность, стремятся усовершенствовать тех­носистему, повысить ее потребитель­ские свойства, в том числе путем устранения имеющихся в ней недостатков и внутрен­них противоречий. В результате создается некоторая усовершенство­ванная техносистема, удовлетворяющая потребность более качественно, но тут же у пользовате­лей возникает желание в еще лучшем удовлетворении потребности, которое в конце кон­цов при­водит к появлению техносистемы следующего уровня и т. д.

Этот один из возможных сценариев взаимного развития потребностей и техноси­стем может быть дополнен другим. В какой-то момент времени в ходе научных иссле­дований и в процессе усовершенствования преобразовательных техносистем отыски­вается некоторое новое явление, не­известный ранее эффект, который оказывается полезным. Этот новый эффект, воплощенный в техносистеме, ведет к появлению новой потребности, не существовавший никогда ранее.

Так изобретение радио привело к появлению потребности в беспроводной связи, изобрете­ние фотографии привело к потребности сохранения зрительного образа ре­альных объектов и среды, изобретение телевизора - к потребности в получении визу­альной информации в виде дви­жущихся "картинок" в домашней обстановке и т.д. В последующем эти вновь возникшие потреб­ности стимулировали дальнейшее развитие соответствующих техносистем, которые обеспечивали более качественное их удовле­творение.

Схема возрастания потребностей, повышения качества их удовлетворения и свя­занного с ними развития техносистем (процессов и средств) может быть представлена в виде цепочки взаи­мосвязанных и взаимновлияющих друг на процессов, резуль­татов и состояний (рис. 3).

Рис. 3. Упрощенная схема взаимного развития (возвышения) потребностей

и техносистем в составе планетной системы: ПСп, ПСп+1 - некоторые реальные

(n-ное и (п+1)-ое) состояния развития планетной системы; ТСп-1, ТСп, ТСп+1 -

различные техносистемы для соответствующих реальных состояний развития;

ТС 1n... ТСЗп - техносистема в начальном и последующих этапах своего развития;

Пп-1, Пп, Пп+1 -различные потребности человека и общества; П1 - некоторая

вновь возникшая потребность (ранее не бывшая) для состояния п; П1п... ПЗп -развитие (рост, возрастание) исходной потребности в состоянии п

Некоторый сложившийся уровень (состояние) планетной системы (ПСn), вклю­чающий культуру общества, природу (ресурсы, состояние экосистемы и др.), физиче­ские, интеллектуаль­ные и духовные способности людей, качественное и количественное состояние техносферы, обес­печивает появление новых научных открытий, на ос­нове которых создаются новые преобразова­тельные системы. Совокупность процессов и средств, составляющих новую преобразовательную систему (ТС1), обладает некото­рым новым положительным эффектом пригодным для употребле­ния. Этот эффект, примененный в предметах потребления, превращается в некоторое новое потре­битель­ское свойство, ранее не известное, и формирует тем самым новую потребность (П1). Новая техносистема и новая потребность являются вместе основой их последующего развития (ТС2..., П2...), которое обеспечивает соответствующее изменение состояния планетной системы (ПCn+1).

Модель взаимоотношений между потребностями и техносистемами можно пред­ставить в виде двух существующих одно в другом независимых в своем развитии "силовых" полей и, одно­временно, тесно взаимосвязанных, выступающих по отноше­нию друг к другу в роли катализато­ров (стимуляторов) развития. Причем в более об­щем виде здесь следует под техносистемой пони­мать техносферу вообще, а под поня­тием "потребность" - уровень развития человека как субъекта исторического развития, уровень культуры общества. Иными словами, техносфера неуклонно и непрерывно са­моразвивается при посредничестве человека, а потребности (человек) также неук­лонно и непрерывно развиваются при посредстве техносистем. При этом общей средой их сущест­вования и развития является естественная природа и ее ресурсы, а также социум и его культурно-исторический облик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: